
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы по технологии А.Т. Тищенко, Н.В. Синица (М.: Вентана –Граф, 2016).
Программа адресована обучающимся 6 класса МБОУ «Супоневская СОШ № 1 имени Героя Советского Союза Н. И. Чувина» Брянского района Брянской области, которые осваивают курс технологии на уровне основного общего образования.
Технология как учебный предмет входит в предметную область «Технология».
В учебном плане школы на изучение предмета «Технология» выделено 70 часов (2 часа в неделю, 35 учебные недели).
Срок реализации данной программы - 1 год.
Общие цели изучения учебного предмета:
-формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространенных в нем технологиях;
-освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
-формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно-значимых продуктов труда;
-овладение необходимыми базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;
-овладение общетрудовыми и специальными умениями , необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
-развитие познавательных интересов, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
-формирование опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;
-воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда, воспитание гражданских и патриотических качеств личности;
-профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование социально-обоснованных ценностных ориентаций;
-воспитание патриотизма, мотивов учения и труда, гуманности и коллективизма, дисциплинированности, эстетических взглядов, трудолюбия предприимчивости.
Изучение технологии (обслуживающий труд) на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- Освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
- ОВЛАДЕНИЕ ОБЩЕТРУДОВЫМИ И СПЕЦИАЛЬНЫМИ УМЕНИЯМИ, НЕОБХОДИМЫМИ ДЛЯ ПОИСКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ, ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СОЗДАНИЯ ПРОДУКТОВ ТРУДА, ВЕДЕНИЯ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА, САМОСТОЯТЕЛЬНОГО И ОСОЗНАННОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ СВОИХ ИНТЕРЕСОВ, ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ , ТВОРЧЕСКИХ , КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.
- ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ, БЕРЕЖЛИВОСТИ, АККУРАТНОСТИ, ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТИ, ПРЕДПРИИМЧИВОСТИ, ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА РЕЗУЛЬТАТЫ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИЙ И РЕЗУЛЬТАТАМ ИХ ТРУДА;
- ПОЛУЧЕНИЕ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «Технология» решаются следующие задачи:
- формирование политехнических знаний и экологической культуры;
- привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;
- ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
- развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательные задачи
- обеспечение учащимися возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения
- воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения
- овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга, умением применять их при реализации собственной продукции и услуг.
- использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно- прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка;
- формировать навыки агротехнических приемов ухода за культурными растениями;
- сформировать представление о рациональном ведении домашнего огорода;
- формирование эстетических представлений размещения и выращивания культурных растений;
Базовыми для программы по направлению «Технология (Обслуживающий труд)» являются разделы «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» и «Кулинария». Программа включает также разделы «Черчение и графика», «Технология ведения дома», кроме того программой предусмотрены вводный урок и раздел «Проектирование и изготовление изделий».
Содержание учебного предмета «Технология»
Программа курса «Технология» предусматривает освоение материала по следующим основным образовательным линиям:
-технологическая культура производства;
-основы черчения, графики, дизайна;
-элементы домашней и прикладной экономики;
-знакомство с миром профессий
-влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
-методы технической, творческой, проектной деятельности;
Базовыми в данной программе являются разделы: «Кулинария», «Создание изделий из текстильного материала», «Художественные ремесла(вязание крючком, спицами)», «Технология ведения дома», «Проектирование и изготовление изделий»
Одним из ведущих разделов программы продолжает являться раздел «Кулинария», который включает в себя обучение навыкам приготовления пищи наиболее простыми способами, ознакомление с основами физиологии питания, технологией приготовления различных блюд, правилами сервировки стола.
При изучении раздела «художественные ремесла» ученики знакомятся с различными видами художественных ремесел, с материалами и инструментами, применяемыми в работе, на занятиях дети учатся строить чертежи, пользоваться чертежными инструментами: знакомятся с правилами снятия мерок и условными обозначением, различными способами разработки моделей, учатся вязать крючком, спицами.При изучении курса технологии 70% времени отводится на практическую деятельность, 30% -на теоретическую.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. В качестве приоритетных методов обучения используются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы и метод проектов.
Тематическое планирование
по технологии
предмет
Класс 6
Количество часов – 70 часов, в неделю 2 часа
Проектов – 1
Контрольное тестирование-3
Планирование составлено на основе: А.Т. Тищенко. Технология: программа: 5-8 классы / А.Т. Тищенко, Н. В. Синица.-М: Вентана –Граф,2016
Учебник: технология- 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. /Н.В.Синица, В.Д. Симоненко.-М.Вентана –Граф, 2015 название, автор, издательство, год издания
Т.к. Урок №41 и №42 приходится на 23 .02.18, который является выходным днем, поэтому раздел «художественные ремесла сокращается с 8 уроков до 7 уроков. Общее количество уроков изменяется с 70 до 69
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | Дата | Корректировка | Планируемые предметные результаты обучения |
1 | Введение. Технология как учебная дисциплина и как наука. Цель и задачи изучения предмета «Технология». Знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология» в 6 классе. Инструктаж по технике безопасности в кабинете. | 1 | .1.09.7 | | Выяснить значение понятия «технология», познакомить с современными технологиями, учебниками, условными обозначениями в учебнике, правилами поведения в кабинете, научить ориентироваться в учебнике. |
| Технология домашнего хозяйства | 3 | | | |
2-4 | Интерьер жилого дома, комнатные растения в интерьере Понятие об интерьере. Требования к интерьеру | 3 | 1.09.17 8.09.17 8.09.17 | | Продолжить формирование понятия об интерьере, требованиях к интерьеру дома, научить создавать интерьер дома с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно- гигиенических требований. Дать понятие о фитодизайне, как искусстве оформления интерьера, знакомятся с требованиями растений к окружающим условиям |
| КУЛИНАРИЯ | 14 | | | Планируемые предметные результаты обучения |
5-8 | Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря | 4 | 15.09.17 15.09.17 22.09.17 22.09.17 | | Дать понятие о пищевой ценности рыбы и нерыбных продуктов моря, видах продуктов, маркировке консервов, признаках доброкачественности рыбы, условиях хранения, технологии разделки рыбы, технологии приготовления блюд из рыбы. |
9-12 | Блюда из мяса. Пищевая ценность мясных продуктов. Блюда из мяса. Технология приготовления блюд из мяса | 4 | 29.09.17 29.09.17 6.10.17 6.10.17 | | Показать учащимся значение мясных блюд в питании. Дать понятие о видах мяса и субпродуктах. Научить распознавать признаки доброкачественности мяса, условиях и сроках хранения мясной продукции, санитарных требованиях к мясной продукции, технологии приготовления блюд из мяса. |
13-14 | Блюда из птицы Тестирование по теме :Кулинария» | 2 | 13.10.17 13.10.17 | | Дать понятие о видах домашней и с/х птицы и их кулинарном употреблении, способах определения качества птицы, технологии приготовления блюд из птицы. |
15-16 | Заправочные супы | 2 | 20.10.17 20.10.17 | | Показать учащимся значение супов в рационе питания, технологии приготовления бульонов, используемых при приготовлении заправочных супов. рассмотреть особенности технологии приготовления щей, борща, рассольника, солянки, овощных супов, оформлении готового супа и подачи его к столу. |
17-18 | Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду Меню обеда. Сервировка стола. Понятие о калорийности продуктов.Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами. | 2 | 27.10.17 27.10.17 | | Рассмотреть понятие «Меню обеда», понятие о калорийности продуктов, о сервировке стола и особенностях сервировки стола к обеду, выяснить, какие необходимы приборы и посуда для обеда, правилах поведения за столом и пользования столовыми приборами |
| Создание изделий из текстильных материалов. | 22 | | Планируемые предметные результаты обучения |
19-20 | Свойства текстильных материалов. 1.Классификация текстильных химических волокон. Способы их получения .Виды и свойства искусственных и синтетических тканей. 2.Виды нетканных материалов из химических волокон. Профессии оператор в производстве химических волокон | 2 1 1 | 10.11.17 10.11.17 | | Научить классифицировать текстильные химические волокна. Изучить способы получения и свойства искусственных и синтетических тканей |
21-24 | Конструирование швейных изделий. 1.Понятие о плечевой одежде, одежде с цельнокроенным и втачным рукавом выкройки. 2. Снятие мерок и построение чертежа основы плечевого изделия с цельнокроенным рукавом в натуральную величину.(проектное изделие) | 4 2 2 | 17.11.17 17.11.17 24.11.17 24.11.17 | | Дать учащимся понятие об одежде, ее назначении, классификации, требованиях, предъявляемых к плечевой одежде, одежде с цельнокроенным и втачным рукавом. Правилах снятия мерок и построении чертежа швейного изделия с цельнокройным рукавом в натуральную величину. |
25-26 | Моделирование швейных изделий 1.Понятие о моделировании одежды. Моделирование формы и выреза горловины, моделировании плечевой одежды с застежкой на пуговицах, моделировании отрезной плечевой одежды. Приемы изготовления выкроек дополнительных деталей изделий 2.Подготовка выкройки к раскрою. Профессия –художник по костюмам | 2 1 1 | 1.12.17 1.12..17 | | Дать учащимся понятие о моделировании одежды, моделировании формы и выреза горловины, моделировании плечевой одежды. Познакомить их с приемами изготовления выкроек дополнительных деталей изделий, подготовки вы-кройки к раскрою, профессией –художник по костюмам |
27-28 | Швейная машина. 1. Устройство машинной иглы. Неполадки в работе швейной машины, связанные с неправильной установкой иглы, неправильным натяжением ниток 2.Рассмотреть дефекты машинной строчки, познакомить с приемами обметывания петель и пришивания пуговиц с помощью швейной машины. | 2 1 1 | 8.12.17 8.12.17 | | Познакомить с устройством машинной иглы. Выяснить, какие неполадки в работе швейной машины, связанны с неправильной установкой иглы, неправильным натяжением ниток. Рассмотреть дефекты машинной строчки, познакомить с приемами обметывания петель и пришивания пуговиц с помощью швейной машины.. |
29-40 29-30 31 32 33 34 35-36 37-38 | Технология изготовления швейных изделий 1.Рассмотреть теоретические сведения о технологии изготовления плечевого швейного изделия с цельнокроенным рукавом. 2.Последовательность подготовки ткани к раскрою, Тестирование по теме «Моделирование швейных изделий.» 3. Правила безопасной работы портновскими булавками, швейными иглами, утюгом.. 4 Дать .понятие о дублировании деталей кроя, способах переноса линий выкройки на детали кроя. 5. Основные операции при ручных работах, основные машинные операции. 6.Дать понятие о классификации машинных швов. 7.Дать понятие о подготовке и проведении примерки плечевой одежды с цельнокроенным рукавом. Последовательность изготовления плечевой одежды с цельнокроенным рукавом | 12 2 1 1 1 2 1 2 2 | 15.12.17 15.12.17 22.12.17 22.12.17 12.01.18 12.01.18 19.01.18 19.01.18 26.01.18 26.01.18 2.02.18 2.02.18 | | 1.Познакомить с технологией изготовления плечевого швейного изделия с целнокроенным рукавом. 2.Датьпонятие об основных операциях при ручных работах, основных машинных операциях, классификации машинных швов.. Последовательности изготовления плечевой одежды с целнокроенным рукавом. Последовательности подготовки ткани к раскрою |
41-48 | Художественные ремесла 1Вязание крючком 2.Вязание спицами | 8 4 4 | 9.02.18 9.02.18 16.02.18 16.02.18 2.03.18 2.03.18 9.03.18 | Т.к. Урок № 41 и №42 приходится на 23 .02.18, который является выходным днем, поэтому раздел «художественные ремесла сокращается с 8 уроков до7уроков. | Познакомить учащихся с технологией вязания спицами и крючком, материалами и инструментами для вязания, организации рабочего места для вязания, основных видах петель при вязании крючком и спицами, узоров из лицевых и изнаночных петель, с условными обозначениями, научить создавать схемы для вязания узо ров. |
49-69 | Технология творческой деятельности | 21 | | Планируемые предметные результаты обучения |
| Тестирование по теме «Художественные ремесла» 1. Цель и задачи проектной деятельности в 6 классе. 2. Составные части годового творческого проекта. 3 Изготовление изделия с соблюдением правил безопасности работы, подсчет затрат на изготовление. 4 Окончательный контроль готового изделия. 5.Испытание изделия. 6. Защита проекта. | 2 2 12 2 1 2 | 9.03.18 16.03.18 16.03.18 23.03.18 23.03.18 6.04.18 6.04.18 13.04.18 13.04.18 20.04.18 20.04.18 27.04.18 27.04.18 4.05.18 4.05.18 11.05.18 11.05.18 18.05.18 18.05.18 25.05.18 25.05.18 | | Рассмотреть этапы работы над проектом, варианты изделий: Растения в интерьере жилого дома, планирование комнаты подростка, приготовление воскресного семейного обеда, наряд для семейного обеда, вяжем аксессуары крючком или спицами, любимая вязаная игрушка. |
70 | Резервное время | 1 | 31.05.18 | | |
| ИТОГО | 70 | | | |
Т.к. Урок №41 и №42 приходится на 23 .02.18, который является выходным днем, поэтому раздел «художественные ремесла сокращается с 8 уроков до 7 уроков.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебники:
- Синица Н.В., Симоненко В.Д. Технология. Технология ведения дома: 6 класс – М.: Вентана – Граф, 2012. Рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации.
Дополнительная литература для учителя:
-Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для днвочек/ И.П. Арефьев – М.школьная пресса,2005
Васильченко Е.В. Кулинарные работы и методика их проведения /Е.В. Васильченко школа и производство.-1991, 34, стр. 45.
-Винокурова И.А. –правильное использование овощей в кулинарии /И.А. Винокурова. Школа и производство-1989, №4, стр.44
-Гилева Е.А. Формируем у школьников технологическую и проектную культуру/Е.А. Гулеева, Ю.С. Егоров /Школа и производство/ -2001,№4, стр. 25
-Книга о вкусной и здоровой пище /под ред. И.М. Скурихина- М.,1997 Колос
- Корчагина Г.А. Дидактический материал по кулинарии 6класс. Школа и производство-1992 №9-10, стр.21
-Кругликов Г.И. методика проведения занятий по технологии обработки тканей-6 класс Школа и производство 2001 №2, стр.32
-Муравьев Е.М. Общие основы методики преподавания технологии /Е.М. Муравьев, В.Д.Симоненко.-Брянск НМЦ «Технология»-2000
-Рубис А.И. Раздаточный материал по безопасности труда /А.И. Рубис Школа и производство-1989, №3, стр. 28
-Урбанская О.Н. Приготовление праздничного стола. Школа и производство 1990, №6, стр.58
- Усова Н.В. Швейная машина: история создания /Н.В. Усова/Школа и производство-1990, ;4, стр.61
-Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе, А.С. Хворостов. М. Просвещение, 1981
-О.Н.Логвинова Рабочая программа по технологии (технология ведения дома)-6 класс. К УМК Н.В. Синицы, В.Д. Симоненко. (М. Вентана Граф)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Индустриальные технологии
Технологии обработки конструкционных и поделочныхматериалов
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
• находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии; • читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы; • выполнять в масштабе и правильно оформлять технические рисунки и эскизы разрабатываемых объектов; • осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов. | • грамотно пользоваться графической документацией и технико-технологической информацией, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации различных технических объектов; • осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов, имеющих инновационные элементы. |
Электротехника
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
• разбираться в адаптированной для школьников технико-технологической информации по электротехнике и ориентироваться в электрических схемах, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов, составлять простые электрические схемы цепей бытовых устройств и моделей; • осуществлять технологические процессы сборки или ремонта объектов, содержащих электрические цепи с учётом необходимости экономии электрической энергии. | • составлять электрические схемы, которые применяются при разработке электроустановок, создании и эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов, используя дополнительные источники информации (включая Интернет); • осуществлять процессы сборки, регулировки или ремонта объектов, содержащих электрические цепи с элементами электроники и автоматики. |
Технологии ведения дома
Кулинария
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
• самостоятельно готовить для своей семьи простые кулинарные блюда из сырых и варёных овощей и фруктов, молока и молочных продуктов, яиц, рыбы, мяса, птицы, различных видов теста, круп, бобовых и макаронных изделий, отвечающие требованиям рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы. | • составлять рацион питания на основе физиологических потребностей организма; • выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах, минеральных веществах; организовывать своё рациональное питание в домашних условиях; применять различные способы обработки пищевых продуктов с целью сохранения в них питательных веществ; • применять основные виды и способы консервирования и заготовки пищевых продуктов в домашних условиях; • экономить электрическую энергию при обработке пищевых продуктов; оформлять приготовленные блюда, сервировать стол; соблюдать правила этикета за столом; • определять виды экологического загрязнения пищевых продуктов; оценивать влияние техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека; • выполнять мероприятия по предотвращению негативного влияния техногенной сферы на окружающую средуи здоровье человека. |
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
• изготавливать с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных и декоративно-прикладных работ, швейной машины простые по конструкции модели швейных изделий, пользуясь технологической документацией; • выполнять влажно-тепловую обработку швейных изделий. | • выполнять несложные приёмы моделирования швейных изделий, в том числе с использованием традиций народного костюма; • использовать при моделировании зрительные иллюзиив одежде; определять и исправлять дефекты швейных изделий; • выполнять художественную отделку швейных изделий; • изготавливать изделия декоративно-прикладного искусства, региональных народных промыслов; • определять основные стили в одежде и современные направления моды. |
Сельскохозяйственные технологии
Технологии растениеводства
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
• самостоятельно выращивать наиболее распространённые в регионе виды сельскохозяйственных растений в условиях личного подсобного хозяйства и школьного учебно-опытного участка с использованием ручных инструментов и малогабаритной техники, соблюдая правила безопасного труда и охраны окружающей среды; • планировать размещение культур на учебно-опытном участке и в личном подсобном хозяйстве с учётом севооборотов. | • самостоятельно составлять простейшую технологическую карту выращивания новых видов сельскохозяйственныхрастений в условиях личного подсобного хозяйства и школьного учебно-опытного участка на основе справочной литературы и других источников информации, в том числе Интернета; • планировать объём продукции растениеводства в личном подсобном хозяйстве или на учебно-опытном участке на основе потребностей семьи или школы, рассчитывать основные экономические показатели (себестоимость, доход, рибыль), оценивать возможности предпринимательской деятельности на этой основе; • находить и анализировать информацию о проблемахсельскохозяйственного производства в своём селе, формулировать на её основе темы исследовательских работ и проектов социальной направленности. |
Технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
• планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла, осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта; • представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите. | • организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных правил, поиска новых решений, планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий; • осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда. |
Современное производство и профессиональное самоопределение
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
построению 2—3 вариантов личного профессионального плана и путей получения профессионального образования на основе соотнесения своих интересов и возможностей с содержанием и условиями труда по массовым профессиям и их востребованностью на рынке труда. | • планировать профессиональную карьеру; • рационально выбирать пути продолжения образования или трудоустройства; • ориентироваться в информации по трудоустройству и продолжению образования; • оценивать свои возможности и возможности своей семьи для предпринимательской деятельности. |
Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы
«Формирование универсальных учебных действий»
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
• уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
• готовность к выбору профильного образования.
Выпускник получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• эмпатии, как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• построению жизненных планов во временной перспективе;
• при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссиии, аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
Выпускник получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии)и выводы на основе аргументации.
Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»
Обращение с устройствами ИКТ
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
• подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы; • соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий; • правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание); • осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет; • входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты; • выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами; • соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами. | • осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятияинформации человеком. |
Фиксация изображений и звуков
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
• осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе процесса обсуждения, проведения эксперимента, природного процесса, фиксацию хода и результатов проектной деятельности; • учитывать смысл и содержание деятельности при организации фиксации, выделять для фиксации отдельные элементы объектов и процессов, обеспечивать качество фиксации существенных элементов; • выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью; • проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий; • проводить обработку цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, проводить транскрибирование цифровых звукозаписей; • осуществлять видеосъёмку и проводить монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов. | • различать творческую и техническую фиксацию звуков и изображений; • использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством; • осуществлять трёхмерное сканирование. |
Создание письменных сообщений
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
• создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма; • сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста; • осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора; • создавать текст на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения, осуществлять письменное смысловое резюмирование высказываний в ходе обсуждения; • использовать средства орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке. | • создавать текст на иностранном языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма; • использовать компьютерные инструменты, упрощающие расшифровку аудиозаписей. |
Создание графических объектов
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
• создавать различные геометрические объекты с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов; • создавать диаграммы различных видов (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами; • создавать специализированные карты и диаграммы: географические, хронологические; • создавать графические объекты проведением рукой произвольных линий с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств. | • создавать мультипликационные фильмы; • создавать виртуальные модели трёхмерных объектов. |
Создание музыкальных и звуковых сообщений
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
• использовать звуковые и музыкальные редакторы; • использовать клавишные и кинестетические синтезаторы; • использовать программы звукозаписи и микрофоны. | • использовать музыкальные редакторы, клавишныеи кинестетические синтезаторы для решения творческихзадач. |
Создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
• организовывать сообщения в виде линейного или включающего ссылки представления для самостоятельного просмотра через браузер; • работать с особыми видами сообщений: диаграммами (алгоритмичес-кими, концептуальными, классификационными, организационными, родства и др.), картами (географическими, хронологическими) и спутниковыми фотографиями, в том числе в системах глобального позиционирования; • проводить деконструкцию сообщений, выделение в них структуры, элементов и фрагментов; • использовать при восприятии сообщений внутренние и внешние ссылки; • формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения; цитировать фрагменты сообщения; • избирательно относиться к информации в окружающем информа-ционном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации. | • проектировать дизайн сообщений в соответствии с задачами и средствами доставки; • понимать сообщения, используя при их восприятии внутренние и внешние ссылки, различные инструменты поиска, справочные источники (включая двуязычные). |
Коммуникация и социальное взаимодействие
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
• выступать с аудио-видео поддержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией; • участвовать в обсуждении (аудио-видео форум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета; • использовать возможности электронной почты для информационного обмена; • вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета; • осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио); • соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей. | • взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением (вики); • участвовать в форумах в социальных образовательных сетях; • взаимодействовать с партнёрами с использованием возможностей Интернета (игровое и театральное взаимодействие). |
Поиск и организация хранения информации
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска; • использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве; • использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг; • искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители; • формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете. | • создавать и заполнять различные определители; • использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности. |
Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
• вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в том числе статистической, и визуализации; • строить математические модели; | • проводить естественно-научные и социальные измерения, вводить результаты измерений и других цифровых данных и обрабатывать их, в том числе статистически и с помощью визуализации; • анализировать результаты своей деятельности и затрачиваемых ресурсов. |
Моделирование и проектирование, управление
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
• моделировать с использованием виртуальных конструкторов; • конструировать и моделировать с использованием материальных конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью; • моделировать с использованием средств программирования; • проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ. | • проектировать виртуальные и реальные объекты и процессы, использовать системы автоматизированного проектирования. |
Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работы с текстом»
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: — определять главную тему, общую цель или назначение текста; — выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; — формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; — предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; — объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте; — сопоставлять основные текстовые и вне текстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.; • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: — определять назначение разных видов текстов; — ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; — различать темы и подтемы специального текста; — выделять главную и избыточную информацию; — прогнозировать последовательность изложения идей текста; — сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; — выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; — формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; — понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. | • анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления. |
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; переходить от одного представления данных к другому; • интерпретировать текст: — сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; — обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; — делать выводы из сформулированных посылок; — выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста. | • выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста). |
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
• откликаться на содержание текста: — связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; — оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; — находить доводы в защиту своей точки зрения; • откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения; • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; • использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте). | • критически относиться к рекламной информации; • находить способы проверки противоречивой информации; • определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации. |
Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; • выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме; • распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы; • использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма; • использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории; • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов; • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; • отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; • видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания. | • самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект; • использовать догадку, озарение, интуицию; • использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование; • использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами; • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов; • использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего, особенного (типичного) и единичного, оригинальность; • целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства; • осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта. |