СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ТИКО моделированию

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по ТИКО моделированию для начального общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ТИКО моделированию»




Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа д.Дорогино

муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан





УТВЕРЖДАЮ

Директор МОБУ СОШ д.Дорогино

______Т.С. Темлянцева

Приказ №____________

от«__»___________2018г.



Рабочая программа

дополнительных образовательных занятий

технической направленности

ТИКО – моделирование «Фантазеры»

на начальный уровень общего образования




Срок реализации: 1 год

Рабочая программа составлена на основе:

программы «Геометрика» для младших школьников (7 – 11 лет) авторов Логиновой И.В.

Составитель: учитель начальных классов Титова Евгения Валерьевна







Цель программы – формирование творческой личности, способной и стремящейся к познанию и созидательному преобразованию окружающего мира.

Задачи программы:

  • создание условий для творческой самореализации, формирования мотивации успеха и личных достижений обучающихся на основе предметно-преобразующей деятельности;

  • развитие познавательных мотивов, интереса к техническому творчеству на основе взаимосвязи технологических знаний с жизненным опытом и системой ценностей ребенка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;

  • развитие коммуникативной компетентности обучающихся на основе организации совместно-продуктивной деятельности;

  • развитие эстетических представлений и критериев на основе художественно-конструкторской деятельности;

  • развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения на основе развития способности обучающихся к моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей (рисунков, планов, схем, чертежей);

  • развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);

  • развитие регулятивной структуры деятельности в процессе реализации конструкторских проектов (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);

  • развитие сенсомоторных процессов (глазомера, мелкой моторики) через формирование практических умений;

  • воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу, умения сотрудничать с другими людьми;

  • формирование картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека.

Кроме личностных и метапредметных программа предполагает реализацию предметных целей и задач.


Планируемые результаты освоения учебного курса

В ходе освоения младшими школьниками каждого модуля программы возможно достижение учебных результатов в области математических и технологических умений, а также знаний объектов и предметов окружающего мира.

В модуле «Плоскостное моделирование» младший школьник научится:

  • самостоятельно подбирать детали конструктора, выбирать и осуществлять наиболее подходящие приемы практической работы, соответствующие заданию;

  • ориентироваться в процессе конструирования на плоскости и в пространстве;

  • оперировать понятиями «схема», «алгоритм», «информация», «инструкция»;

  • воспринимать инструкцию (устную или графическую) и действовать в соответствии с ней;

  • конструировать по правилам симметрии (ассиметрии), вычленять ритм в форме и конструкции узоров;

  • выполнять исследовательские действия для изучения формы, конструктивных особенностей и размера геометрических фигур;

  • генерировать идеи и на их основе синтезировать свои собственные плоскостные конструкции.

В модуле «Объемное моделирование» младший школьник освоит основы инженерно-конструкторских навыков и научится:

  • исследовать, анализировать и сравнивать свойства многогранников, фиксировать результаты исследований в таблице;

  • определять форму многогранника и воспроизводить ее;

  • видеть и схематически изображать изометрические проекции призм и пирамид;

  • анализировать конструкцию заданной тематической фигуры и воссоздавать ее по образцу;

  • устанавливать логические взаимосвязи, связанные с формой и расположением отдельных деталей конструкции и находить адекватные способы работы по ее созданию;

  • создавать в воображении предметный замысел, соответствующий поставленной задаче, и находить адекватные способы его практического воплощения;

  • подбирать подходящую цветовую гамму для конструкции;

  • выдвигать проектную идею в соответствии с собственным познавательным интересом, мысленно создавать конструктивный замысел или преобразовывать готовую конструкцию, практически воплощать мысленные идеи и преобразования в соответствии с конкретной задачей конструкторского плана на основе освоенных приемов работы;

  • доводить решение задачи до готовой модели.

Содержание курса

Программа состоит из двух модулей – «Плоскостное моделирование» и «Объемное моделирование». У каждого модуля свои предметные цели и задачи. Задачи обоих модулей программы реализуются одновременно и во взаимосвязи.

Модуль «Плоскостное моделирование»

Цель: развитие умений осуществлять сравнительный анализ и конструирование многоугольников и плоскостных тематических конструкций.

Задачи:

  1. Развитие умения конструировать по полным, по контурным схемам и по словестной инструкции.

  2. Развитие умения определять и называть свойства многоугольников, а также находить многоугольники по заданным свойствам.

  3. Развитие умения рисовать и чертить многоугольники и схемы собранных фигур.

  4. Развитие умения осуществлять сравнительный анализ многоугольников по форме, цвету, размеру, количеству сторон и углов, перестраивать многоугольники.

  5. Развитие умения решать логические задачи, конструировать тематические фигуры с использованием многоугольников.

  6. Развитие умения самостоятельно конструировать узоры и сложные орнаменты, используя принцип пространственной симметрии (т.е., располагая фигуры симметрично по цвету и по форме).

  7. Развитие умения конструировать тематические коллажи из плоских фигур.

Чтобы научиться создавать собственные объемные модели, ребенку необходимо освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на плоскости, используя для этого картинки, иллюстрации, схемы, фотографии, рисунке. В первом модуле программы «Геометрика» очень важно сформировать у обучающихся умения выявлять особенности исследуемой формы, находить характерные признаки и опускать менее важные детали.

Модуль «Объемное моделирование»

Цель: развитие умений осуществлять исследование и конструирование многогранников и объемных тематических конструкций.

Задачи:

  1. Развитие умения выделять форму исследуемых многогранников из объектно-предметной среды окружающего мира.

  2. Развитие умения создавать объемные тематические конструкции по образцу, по словесной инструкции, по технологической карте и по собственному представлению.

  3. Развитие умения делить многогранник на составные части и называть их (ребра, вершины, углы, основания).

  4. Развитие умения конструировать многогранники с помощью развертки или по заданным свойствам (например: сконструируйте многогранник, основанием которого является шестиугольник).

  5. Изучение изометрических проекций многогранников на плоскость.

  6. Развитие умения комбинировать различные многогранники друг с другом с целью создания моделей предметов окружающего мира.

  7. Развитие умения декорировать объемные конструкции узорами и орнаментами.

  8. Развитие умения презентовать ТИКО-изобретение, сконструированное самостоятельно или в со-творчестве.

Геометрия изучает свойства плоских фигур и пространственных тел. В курсе «Геометрика» обучающиеся знакомятся с различными видами многоугольников и многогранников, их параметрами, тренируют глазомер. Научатся видеть в сложных геометрических объектах более простые формы, познакомятся с понятиями: пропорция, план, основание, устойчивость и др.

Развитие у обучающихся образного мышления и пространственного воображения предоставит возможность в будущем легче осваивать черчение, стереометрию, разбираться в чертежах, схемах, планах, развить способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве.

Тематика второго модуля подобрана таким образом, чтобы параллельно с решением конкретных конструкторских задач, обучающиеся расширяли свой кругозор. Так, например, для изучения темы: «Архитектура и градостроительство» в 4 классе дети строят египетские пирамиды, старинные замки, крепости или здание кремля родного города. Для изучения пропорции выбраны такие темы проектных работ, как «Животные», «Динозавры», «Подводные лодки». Таким образом, параллельно с достижением основной цели, обучающиеся узнают много интересного о военном транспорте, животном мире, истории, архитектуре и т.д.

1.1. Исследование многоугольников

1. Исследование многоугольников. Изучение комплекции конструктора ТИКО

Теория: Многоугольники, их названия, количество углов и сторон у многоугольников.

Практическое задание: Задания на замещение геометрических фигур – конструирование квадрата и прямоугольника. Карточка «Заяц».

2. Исследование многоугольников. Четырёхугольники - квадрат

Теория: Животные наших лесов. Четырёхугольники: квадрат. Свойства квадрата (все стороны равны).

Практическое задание: Измерение сторон ТИКО-квадратов линейкой. Карточка «Белка». Рисование квадрата.

3. Исследование многоугольников. Четырёхугольники - прямоугольник

Теория: Растительный и животный мир наших лесов. Четырёхугольники: прямоугольник. Сравнение свойств прямоугольника и квадрата (у прямоугольника не все стороны равны).

Практическое задание: Измерение сторон ТИКО-прямоугольника линейкой. Карточка «Гриб». Рисование прямоугольника.

4. Исследование многоугольников. Сравнительный анализ треугольников

Теория: Отличие диких и домашних животных. Треугольники. Сравнение треугольников: остроугольный, равносторонний, прямоугольный.

Практическое задание: Измерение сторон ТИКО-треугольников линейкой. Конструирование по устной инструкции «Кот». Карточка «Собака». Рисование остроугольного (равнобедренного) треугольника, у которого есть острый угол и боковые стороны равны.

5. Исследование многоугольников. Треугольники - остроугольный треугольник

Теория: Экзотические животные. Треугольники: остроугольный треугольник. Свойства остроугольного треугольника (боковые стороны равны).

Практическое задание: Измерение сторон остроугольного треугольника линейкой. Конструирование по устной инструкции «Крокодил». Карточка «Верблюд». Рисование остроугольного (равнобедренного) треугольника, у которого есть острый угол и боковые стороны равны.

6. Исследование многоугольников. Треугольники - равносторонний треугольник

Теория: Приметы осени. Треугольники: равносторонний треугольник. Свойства равностороннего треугольника (все стороны равны).

Практическое задание: Измерение сторон равностороннего треугольника линейкой. Конструирование по устной инструкции «Лист клёна». Карточка «Лист берёзы».

7. Исследование многоугольников. Четырехугольники - ромб

Теория: Подготовка животных к зиме (птицы, насекомые). Четырёхугольники: ромб. Свойства ромба (все стороны равны). Сравнение свойств четырёхугольников (у квадрата и у ромба все стороны равны).

Практическое задание: Измерение сторон равностороннего треугольника линейкой. Конструирование по устной инструкции «Птица». Карточка «Журавль». Рисование ромба.

8. Исследование многоугольников. Четырехугольники - трапеция

Теория: Четырёхугольники: трапеция. Свойства трапеции (боковые стороны равны).

Практическое задание: Измерение сторон трапеции линейкой. Карточка «Динозавр». Рисование трапеции.

9. Исследование многоугольников. Четырехугольники - параллелограмм

Теория: Подготовка растений к зиме. Четырёхугольники: параллелограмм. Свойства параллелограмма (не все стороны равны). Сравнение свойств четырёхугольников.

Практическое задание: Задания на замещение геометрических фигур – конструирование параллелограмма. Карточка «Олень». Рисование параллелограмма.

10. Исследование многоугольников. Пятиугольник

Теория: Приметы зимы. Многоугольники: пятиугольник.

Практическое задание:

Плоскостное моделирование: Карточка «Снежинка». Рисование пятиугольника.

Объёмное моделирование: Конструирование по образцу - «горка».

11. Исследование многоугольников. Шестиугольник

Теория: Зимние виды спорта. Многоугольники: шестиугольник.

Практическое задание:

Плоскостное моделирование: Задания на замещение геометрических фигур – конструирование шестиугольника. Карточка «Снеговик». Рисование шестиугольника.

Объёмное моделирование: Конструирование «снеговика» - приём перестроения плоскостной фигуры в объёмную.

12. Исследование многоугольников. Восьмиугольник

Теория: Виды транспорта: наземный железнодорожный транспорт. Многоугольники: восьмиугольник.

Практическое задание:

Плоскостное моделирование: Карточка «Паровоз». Рисование восьмиугольника.

Объёмное моделирование: Конструирование по образцу - «вагоны для паровоза».

13. Исследование многоугольников. Восьмиугольник

Теория: Строительная техника. Многоугольники: восьмиугольник.

Практическое задание:

Плоскостное моделирование: Конструирование по устной инструкции «Подъёмный кран». Карточка «Трактор». Рисование восьмиугольника.

Объёмное моделирование: Конструирование «подъёмного крана» - приём перестройки плоскостной фигуры в объёмную.

1.2. Конструирование по образцу

1. Конструирование по образцу

Практическое задание: Конструирование по образцу (ребёнок выбирает фигуру из книги).

2. Конструирование по образцу

Практическое задание: Конструирование по образцу (ребёнок выбирает фигуру из книги).

3. Конструирование по образцу

Практическое задание: Конструирование по образцу «Бабочка» (см. презентацию «Образцы объёмных ТИКО-конструкций»).

4. Конструирование по образцу

Практическое задание: Конструирование по образцу: паутина, жук.

5. Конструирование по образцу

Практическое задание: Конструирование по образцу - «яблоко на тарелке».

1.3. Конструирование по технологической карте

1. Конструирование по технологической карте

Практическое задание: Конструирование по технологической карте: «Черепаха».

2. Конструирование по технологической карте

Практическое задание: Конструирование по технологической карте «Осеннее дерево».

3. Конструирование по технологической карте

Практическое задание: Конструирование по технологической карте «Корзина».

4. Конструирование по технологической карте

Практическое задание: Конструирование по технологической карте: «Мяч № 1», «Кегли для боулинга».

5. Конструирование по технологической карте

Практическое задание: Конструирование по технологической карте: «Собака».


1.4. Сравнительный анализ многоугольников

1. Сравнительный анализ многоугольников. Прямой угол

Теория: Виды транспорта: водный транспорт. Прямой угол

Практическое задание:

Плоскостное моделирование: Карточка «Лодка». Рисование прямоугольного треугольника.

Объёмное моделирование: Конструирование по технологической карте «Парусник».

2. Сравнительный анализ многоугольников. Острый угол

Теория: Виды транспорта: водный транспорт. Острый угол

Практическое задание:

Плоскостное моделирование: Карточка «Парусник».

Объёмное моделирование: Конструирование по образцу - «катер».

3. Сравнительный анализ многоугольников. Тупой угол

Теория: Виды транспорта: наземный транспорт. Тупой угол

Практическое задание:

Плоскостное моделирование: Карточка «Машина». Рисование шестиугольника.

Объёмное моделирование: Конструирование по образцу - «скейт».

4. Сравнительный анализ многоугольников

Теория: Виды транспорта: наземный грузовой транспорт. Сравнительный анализ разных видов многоугольников – игра «Назови многоугольник».

Практическое задание:

Плоскостное моделирование: Карточка «Камаз».

Объёмное моделирование: Конструирование по технологической карте «Мост».

1.5. Исследование многогранников

1. Исследование многогранников. Пирамиды - треугольная пирамида

Теория: Виды транспорта: воздушный транспорт. Пирамиды: треугольная пирамида.

Практическое задание: Конструирование треугольной пирамиды с помощью развёртки. Конструирование из ТИКО-деталей разных видов треугольной пирамиды.

Плоскостное моделирование: Карточка «Вертолёт».

Объёмное моделирование: Конструирование «самолёта» по образцу на основе четырёхугольной пирамиды.

2. Исследование многогранников. Пирамиды - четырёхугольная пирамида

Теория: Виды транспорта: воздушный транспорт. Пирамиды: четырёхугольная пирамида.

Практическое задание: Конструирование четырёхугольной пирамиды с помощью развёртки. Конструирование из ТИКО-деталей разных видов четырёхугольной пирамиды.

Плоскостное моделирование: Карточка «Самолёт».

Объёмное моделирование: Конструирование по образцу - «вертолёт».

3. Исследование многогранников. Пирамиды - пятиугольная пирамида

Теория: Пятиугольная пирамида.

Практическое задание: Конструирование пятиугольной пирамиды с помощью развёртки. Конструирование из ТИКО-деталей разных видов пятиугольной пирамиды.

Плоскостное моделирование: Карточка «Вертолёт».

Объёмное моделирование: Конструирование по образцу – «танк».

4. Исследование многогранников. Пирамиды - шестиугольная пирамида

Теория: Виды робототехники. Пирамиды: шестиугольная пирамида.

Практическое задание: Конструирование шестиугольной пирамиды с помощью развёртки. Конструирование из ТИКО-деталей разных видов шестиугольной пирамиды.

Плоскостное моделирование: Конструирование по устной инструкции «Робот».

Объёмное моделирование: Конструирование по образцу - «робот».

5. Исследование многогранников. Призмы - треугольная призма

Теория: Призмы: треугольная призма.

Практическое задание: Конструирование треугольной призмы с помощью развёртки. Конструирование из ТИКО-деталей разных видов треугольной призмы.

Объёмное моделирование: конструирование по технологической карте «Тюльпан».

6. Исследование многогранников. Призмы - четырёхугольная призма

Теория: Призмы: четырёхугольная призма.

Практическое задание: Конструирование четырёхугольной призмы с помощью развёртки. Конструирование из ТИКО-деталей разных видов четырёхугольной призмы.

Плоскостное моделирование: Карточка «Цветок».

Объёмное моделирование: Конструирование по технологической карте «Ромашка».

7. Исследование многогранников. Призмы - пятиугольная призма

Теория: Призмы: пятиугольная призма.

Практическое задание: Конструирование пятиугольной призмы с помощью развёртки. Конструирование из ТИКО-деталей разных видов пятиугольной призмы.

Плоскостное моделирование: Карточка «Дом».

Объёмное моделирование: Конструирование «башни» на основе пятиугольной призмы.

8. Исследование многогранников. Призмы - шестиугольная призма

Теория: Призма: шестиугольная призма.

Практическое задание: Конструирование шестиугольной призмы с помощью развёртки. Конструирование из ТИКО-деталей разных видов шестиугольной призмы.

Объёмное моделирование: Конструирование «башни» на основе шестиугольной призмы.

9. Исследование многогранников. Призмы - восьмиугольная призма

Теория: Виды транспорта: космический транспорт. Призмы: восьмиугольная призма.

Практическое задание: Конструирование восьмиугольной призмы с помощью развёртки. Конструирование из ТИКО-деталей разных видов восьмиугольной призмы.

Плоскостное моделирование: Конструирование по устной инструкции «Ракета».

Объёмное моделирование: Конструирование по технологической карте «Ракета».

1.6. Сравнительный анализ многогранников

1. Сравнительный анализ многогранников. Призмы и пирамиды

Теория: Виды транспорта: космический транспорт. Сравнительный анализ различного вида призм и пирамид – игра «Я задумал пирамиду».

Практическое задание:

Плоскостное моделирование: Конструирование по устной инструкции «Спутник» . Карточка «Лунатик».

Объёмное моделирование: Конструирование по образцу - «спутник».

2. Сравнительный анализ многогранников. Призмы и пирамиды

Теория: Космический транспорт. Многогранники: призмы и пирамиды – задание «Расположите призмы, пирамиды в пространстве».

Практическое задание:

Плоскостное моделирование: Конструирование по устной инструкции «Звезда». Карточка «Комета».

Объёмное моделирование: Конструирование по собственному замыслу - «ракета».

3. Сравнительный анализ многогранников. Кубооктаэдр

Теория: Летние виды спорта. Многогранники: кубооктаэдр.

Практическое задание:

Плоскостное моделирование: Карточка «Солнце».

Объёмное моделирование: Конструирование по образцу - «хоккей с мячом».

1.7. Комбинирование многогранников

1. Комбинирование многогранников. Призмы и пирамиды

Теория: Комбинирование многогранников: призмы и пирамиды.

Практическое задание:

Плоскостное моделирование: Карточка «Пила».

Объёмное моделирование: Конструирование по собственному замыслу «Дом».

2. Комбинирование многогранников. Призмы и пирамиды

Теория: Комбинирование многогранников: призмы и пирамиды.

Практическое задание:

Плоскостное моделирование: Карточка «Пила «Дружба».

Объёмное моделирование: Конструирование по собственному замыслу «Кафе».

1.8. Конструирование предметов окружающего мира на основе многогранников. Призмы и пирамиды

1. Конструирование предметов окружающего мира на основе изученных многогранников. Призмы и пирамиды

Теория: Многогранники: призмы и пирамиды.

Практическое задание:

Плоскостное моделирование: Карточка «Человек».

Объёмное моделирование: Конструирование по образцу - «фен».

2. Конструирование предметов окружающего мира на основе изученных многогранников. Призмы и пирамиды

Теория: Многогранники: призмы и пирамиды.

Практическое задание:

Плоскостное моделирование: Карточка «Карусель».

Объёмное моделирование: Конструирование по образцу «Карусель», «Горка», «Песочница».

3. Конструирование предметов окружающего мира на основе изученных многогранников. Призмы и пирамиды

Теория: Многогранники: призмы и пирамиды.

Практическое задание:

Плоскостное моделирование: Конструирование по устной инструкции – «пистолет». Карточка «Танк».

Объёмное моделирование: Конструирование «пистолета» - приём перестроения плоскостной фигуры в объёмную.

4. Конструирование предметов окружающего мира на основе изученных многогранников. Призмы и пирамиды

Теория: Многогранники: призмы и пирамиды.

Практическое задание:

Плоскостное моделирование: Конструирование по устной инструкции – «ракетная установка». Карточка «Танк».

Объёмное моделирование: Конструирование по технологической карте «Ракета».

5. Конструирование предметов окружающего мира на основе изученных многогранников. Кубооктаэдр

Теория: Многогранники: кубооктаэдр.

Практическое задание:

Плоскостное моделирование: Конструирование кубооктаэдра с помощью развёртки.

Объёмное моделирование: Конструирование по технологической карте «Наушники»; конструирование по собственному представлению – «Магнитафон».

1.9. Разработка и реализация конструкторских проектов

1. Проект «Мастерская Деда Мороза»

Практическое задание: Конструирование по технологическим картам: «Ёлочка», «Звезда», «Мяч № 3» и по собственному представлению.

Выставка ТИКО-поделок «Новогодняя игрушка».

2. Проект «Робототехника»

Практическое задание: Учащиеся придумывают и конструируют роботов (работают в парах или индивидуально).

Выставка ТИКО-изобретений «Робототехника».

3. Проект «Сказочная крепость»

Практическое задание: Конструирование крепости на основе изученных многогранников – призм и пирамид.

Учащиеся в парах конструируют две башни и соединяют их друг с другом крепостной стеной.

4. Проект «Космический транспорт»

Практическое задание: Учащиеся придумывают и конструируют ракеты, звездолёты.

Выставка ТИКО-изобретений «Космическая техника».

5. Проект «Детская площадка»

Практическое задание: Учащиеся конструируют ТИКО-изобретения по теме - «горка», «песочница», «карусель», «качель».

Выставка ТИКО-изобретений.

6. Проект «Моя безопасность на дороге»

Практическое задание: Учащиеся конструируют ТИКО-изобретения по теме и играют в игру «Осторожно! Ты на дороге!»

Выставка ТИКО-изобретений.


Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение данного раздела

Раздел (ч.)

Количество часов

1

Исследование многоугольников

13

2

Конструирование по образцу

5

3

Конструирование по технологической карте

5

4

Сравнительный анализ многоугольников

4

5

Исследование многогранников

9

6

Сравнительный анализ многогранников

3

7

Комбинирование многогранников

2

8

Конструирование предметов окружающего мира на основе многогранников. Призмы и пирамиды

5

9

Разработка и реализация конструкторских проектов

12

Итого

58 часов