Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа д.Дорогино
муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан
| | УТВЕРЖДАЮ Директор МОБУ СОШ д.Дорогино ______Т.С. Темлянцева Приказ №____________ от«__»___________2018г. |
Рабочая программа
дополнительных образовательных занятий
технической направленности
ТИКО – моделирование «Фантазеры»
на начальный уровень общего образования
Срок реализации: 1 год
Рабочая программа составлена на основе:
программы «Геометрика» для младших школьников (7 – 11 лет) авторов Логиновой И.В.
Составитель: учитель начальных классов Титова Евгения Валерьевна
Цель программы – формирование творческой личности, способной и стремящейся к познанию и созидательному преобразованию окружающего мира.
Задачи программы:
создание условий для творческой самореализации, формирования мотивации успеха и личных достижений обучающихся на основе предметно-преобразующей деятельности;
развитие познавательных мотивов, интереса к техническому творчеству на основе взаимосвязи технологических знаний с жизненным опытом и системой ценностей ребенка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
развитие коммуникативной компетентности обучающихся на основе организации совместно-продуктивной деятельности;
развитие эстетических представлений и критериев на основе художественно-конструкторской деятельности;
развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения на основе развития способности обучающихся к моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей (рисунков, планов, схем, чертежей);
развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
развитие регулятивной структуры деятельности в процессе реализации конструкторских проектов (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
развитие сенсомоторных процессов (глазомера, мелкой моторики) через формирование практических умений;
воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу, умения сотрудничать с другими людьми;
формирование картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека.
Кроме личностных и метапредметных программа предполагает реализацию предметных целей и задач.
Планируемые результаты освоения учебного курса
В ходе освоения младшими школьниками каждого модуля программы возможно достижение учебных результатов в области математических и технологических умений, а также знаний объектов и предметов окружающего мира.
В модуле «Плоскостное моделирование» младший школьник научится:
самостоятельно подбирать детали конструктора, выбирать и осуществлять наиболее подходящие приемы практической работы, соответствующие заданию;
ориентироваться в процессе конструирования на плоскости и в пространстве;
оперировать понятиями «схема», «алгоритм», «информация», «инструкция»;
воспринимать инструкцию (устную или графическую) и действовать в соответствии с ней;
конструировать по правилам симметрии (ассиметрии), вычленять ритм в форме и конструкции узоров;
выполнять исследовательские действия для изучения формы, конструктивных особенностей и размера геометрических фигур;
генерировать идеи и на их основе синтезировать свои собственные плоскостные конструкции.
В модуле «Объемное моделирование» младший школьник освоит основы инженерно-конструкторских навыков и научится:
исследовать, анализировать и сравнивать свойства многогранников, фиксировать результаты исследований в таблице;
определять форму многогранника и воспроизводить ее;
видеть и схематически изображать изометрические проекции призм и пирамид;
анализировать конструкцию заданной тематической фигуры и воссоздавать ее по образцу;
устанавливать логические взаимосвязи, связанные с формой и расположением отдельных деталей конструкции и находить адекватные способы работы по ее созданию;
создавать в воображении предметный замысел, соответствующий поставленной задаче, и находить адекватные способы его практического воплощения;
подбирать подходящую цветовую гамму для конструкции;
выдвигать проектную идею в соответствии с собственным познавательным интересом, мысленно создавать конструктивный замысел или преобразовывать готовую конструкцию, практически воплощать мысленные идеи и преобразования в соответствии с конкретной задачей конструкторского плана на основе освоенных приемов работы;
доводить решение задачи до готовой модели.
Содержание курса
Программа состоит из двух модулей – «Плоскостное моделирование» и «Объемное моделирование». У каждого модуля свои предметные цели и задачи. Задачи обоих модулей программы реализуются одновременно и во взаимосвязи.
Модуль «Плоскостное моделирование»
Цель: развитие умений осуществлять сравнительный анализ и конструирование многоугольников и плоскостных тематических конструкций.
Задачи:
Развитие умения конструировать по полным, по контурным схемам и по словестной инструкции.
Развитие умения определять и называть свойства многоугольников, а также находить многоугольники по заданным свойствам.
Развитие умения рисовать и чертить многоугольники и схемы собранных фигур.
Развитие умения осуществлять сравнительный анализ многоугольников по форме, цвету, размеру, количеству сторон и углов, перестраивать многоугольники.
Развитие умения решать логические задачи, конструировать тематические фигуры с использованием многоугольников.
Развитие умения самостоятельно конструировать узоры и сложные орнаменты, используя принцип пространственной симметрии (т.е., располагая фигуры симметрично по цвету и по форме).
Развитие умения конструировать тематические коллажи из плоских фигур.
Чтобы научиться создавать собственные объемные модели, ребенку необходимо освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на плоскости, используя для этого картинки, иллюстрации, схемы, фотографии, рисунке. В первом модуле программы «Геометрика» очень важно сформировать у обучающихся умения выявлять особенности исследуемой формы, находить характерные признаки и опускать менее важные детали.
Модуль «Объемное моделирование»
Цель: развитие умений осуществлять исследование и конструирование многогранников и объемных тематических конструкций.
Задачи:
Развитие умения выделять форму исследуемых многогранников из объектно-предметной среды окружающего мира.
Развитие умения создавать объемные тематические конструкции по образцу, по словесной инструкции, по технологической карте и по собственному представлению.
Развитие умения делить многогранник на составные части и называть их (ребра, вершины, углы, основания).
Развитие умения конструировать многогранники с помощью развертки или по заданным свойствам (например: сконструируйте многогранник, основанием которого является шестиугольник).
Изучение изометрических проекций многогранников на плоскость.
Развитие умения комбинировать различные многогранники друг с другом с целью создания моделей предметов окружающего мира.
Развитие умения декорировать объемные конструкции узорами и орнаментами.
Развитие умения презентовать ТИКО-изобретение, сконструированное самостоятельно или в со-творчестве.
Геометрия изучает свойства плоских фигур и пространственных тел. В курсе «Геометрика» обучающиеся знакомятся с различными видами многоугольников и многогранников, их параметрами, тренируют глазомер. Научатся видеть в сложных геометрических объектах более простые формы, познакомятся с понятиями: пропорция, план, основание, устойчивость и др.
Развитие у обучающихся образного мышления и пространственного воображения предоставит возможность в будущем легче осваивать черчение, стереометрию, разбираться в чертежах, схемах, планах, развить способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве.
Тематика второго модуля подобрана таким образом, чтобы параллельно с решением конкретных конструкторских задач, обучающиеся расширяли свой кругозор. Так, например, для изучения темы: «Архитектура и градостроительство» в 4 классе дети строят египетские пирамиды, старинные замки, крепости или здание кремля родного города. Для изучения пропорции выбраны такие темы проектных работ, как «Животные», «Динозавры», «Подводные лодки». Таким образом, параллельно с достижением основной цели, обучающиеся узнают много интересного о военном транспорте, животном мире, истории, архитектуре и т.д.
1.1. Исследование многоугольников
1. Исследование многоугольников. Изучение комплекции конструктора ТИКО
Теория: Многоугольники, их названия, количество углов и сторон у многоугольников.
Практическое задание: Задания на замещение геометрических фигур – конструирование квадрата и прямоугольника. Карточка «Заяц».
2. Исследование многоугольников. Четырёхугольники - квадрат
Теория: Животные наших лесов. Четырёхугольники: квадрат. Свойства квадрата (все стороны равны).
Практическое задание: Измерение сторон ТИКО-квадратов линейкой. Карточка «Белка». Рисование квадрата.
3. Исследование многоугольников. Четырёхугольники - прямоугольник
Теория: Растительный и животный мир наших лесов. Четырёхугольники: прямоугольник. Сравнение свойств прямоугольника и квадрата (у прямоугольника не все стороны равны).
Практическое задание: Измерение сторон ТИКО-прямоугольника линейкой. Карточка «Гриб». Рисование прямоугольника.
4. Исследование многоугольников. Сравнительный анализ треугольников
Теория: Отличие диких и домашних животных. Треугольники. Сравнение треугольников: остроугольный, равносторонний, прямоугольный.
Практическое задание: Измерение сторон ТИКО-треугольников линейкой. Конструирование по устной инструкции «Кот». Карточка «Собака». Рисование остроугольного (равнобедренного) треугольника, у которого есть острый угол и боковые стороны равны.
5. Исследование многоугольников. Треугольники - остроугольный треугольник
Теория: Экзотические животные. Треугольники: остроугольный треугольник. Свойства остроугольного треугольника (боковые стороны равны).
Практическое задание: Измерение сторон остроугольного треугольника линейкой. Конструирование по устной инструкции «Крокодил». Карточка «Верблюд». Рисование остроугольного (равнобедренного) треугольника, у которого есть острый угол и боковые стороны равны.
6. Исследование многоугольников. Треугольники - равносторонний треугольник
Теория: Приметы осени. Треугольники: равносторонний треугольник. Свойства равностороннего треугольника (все стороны равны).
Практическое задание: Измерение сторон равностороннего треугольника линейкой. Конструирование по устной инструкции «Лист клёна». Карточка «Лист берёзы».
7. Исследование многоугольников. Четырехугольники - ромб
Теория: Подготовка животных к зиме (птицы, насекомые). Четырёхугольники: ромб. Свойства ромба (все стороны равны). Сравнение свойств четырёхугольников (у квадрата и у ромба все стороны равны).
Практическое задание: Измерение сторон равностороннего треугольника линейкой. Конструирование по устной инструкции «Птица». Карточка «Журавль». Рисование ромба.
8. Исследование многоугольников. Четырехугольники - трапеция
Теория: Четырёхугольники: трапеция. Свойства трапеции (боковые стороны равны).
Практическое задание: Измерение сторон трапеции линейкой. Карточка «Динозавр». Рисование трапеции.
9. Исследование многоугольников. Четырехугольники - параллелограмм
Теория: Подготовка растений к зиме. Четырёхугольники: параллелограмм. Свойства параллелограмма (не все стороны равны). Сравнение свойств четырёхугольников.
Практическое задание: Задания на замещение геометрических фигур – конструирование параллелограмма. Карточка «Олень». Рисование параллелограмма.
10. Исследование многоугольников. Пятиугольник
Теория: Приметы зимы. Многоугольники: пятиугольник.
Практическое задание:
Плоскостное моделирование: Карточка «Снежинка». Рисование пятиугольника.
Объёмное моделирование: Конструирование по образцу - «горка».
11. Исследование многоугольников. Шестиугольник
Теория: Зимние виды спорта. Многоугольники: шестиугольник.
Практическое задание:
Плоскостное моделирование: Задания на замещение геометрических фигур – конструирование шестиугольника. Карточка «Снеговик». Рисование шестиугольника.
Объёмное моделирование: Конструирование «снеговика» - приём перестроения плоскостной фигуры в объёмную.
12. Исследование многоугольников. Восьмиугольник
Теория: Виды транспорта: наземный железнодорожный транспорт. Многоугольники: восьмиугольник.
Практическое задание:
Плоскостное моделирование: Карточка «Паровоз». Рисование восьмиугольника.
Объёмное моделирование: Конструирование по образцу - «вагоны для паровоза».
13. Исследование многоугольников. Восьмиугольник
Теория: Строительная техника. Многоугольники: восьмиугольник.
Практическое задание:
Плоскостное моделирование: Конструирование по устной инструкции «Подъёмный кран». Карточка «Трактор». Рисование восьмиугольника.
Объёмное моделирование: Конструирование «подъёмного крана» - приём перестройки плоскостной фигуры в объёмную.
1.2. Конструирование по образцу
1. Конструирование по образцу
Практическое задание: Конструирование по образцу (ребёнок выбирает фигуру из книги).
2. Конструирование по образцу
Практическое задание: Конструирование по образцу (ребёнок выбирает фигуру из книги).
3. Конструирование по образцу
Практическое задание: Конструирование по образцу «Бабочка» (см. презентацию «Образцы объёмных ТИКО-конструкций»).
4. Конструирование по образцу
Практическое задание: Конструирование по образцу: паутина, жук.
5. Конструирование по образцу
Практическое задание: Конструирование по образцу - «яблоко на тарелке».
1.3. Конструирование по технологической карте
1. Конструирование по технологической карте
Практическое задание: Конструирование по технологической карте: «Черепаха».
2. Конструирование по технологической карте
Практическое задание: Конструирование по технологической карте «Осеннее дерево».
3. Конструирование по технологической карте
Практическое задание: Конструирование по технологической карте «Корзина».
4. Конструирование по технологической карте
Практическое задание: Конструирование по технологической карте: «Мяч № 1», «Кегли для боулинга».
5. Конструирование по технологической карте
Практическое задание: Конструирование по технологической карте: «Собака».
1.4. Сравнительный анализ многоугольников
1. Сравнительный анализ многоугольников. Прямой угол
Теория: Виды транспорта: водный транспорт. Прямой угол
Практическое задание:
Плоскостное моделирование: Карточка «Лодка». Рисование прямоугольного треугольника.
Объёмное моделирование: Конструирование по технологической карте «Парусник».
2. Сравнительный анализ многоугольников. Острый угол
Теория: Виды транспорта: водный транспорт. Острый угол
Практическое задание:
Плоскостное моделирование: Карточка «Парусник».
Объёмное моделирование: Конструирование по образцу - «катер».
3. Сравнительный анализ многоугольников. Тупой угол
Теория: Виды транспорта: наземный транспорт. Тупой угол
Практическое задание:
Плоскостное моделирование: Карточка «Машина». Рисование шестиугольника.
Объёмное моделирование: Конструирование по образцу - «скейт».
4. Сравнительный анализ многоугольников
Теория: Виды транспорта: наземный грузовой транспорт. Сравнительный анализ разных видов многоугольников – игра «Назови многоугольник».
Практическое задание:
Плоскостное моделирование: Карточка «Камаз».
Объёмное моделирование: Конструирование по технологической карте «Мост».
1.5. Исследование многогранников
1. Исследование многогранников. Пирамиды - треугольная пирамида
Теория: Виды транспорта: воздушный транспорт. Пирамиды: треугольная пирамида.
Практическое задание: Конструирование треугольной пирамиды с помощью развёртки. Конструирование из ТИКО-деталей разных видов треугольной пирамиды.
Плоскостное моделирование: Карточка «Вертолёт».
Объёмное моделирование: Конструирование «самолёта» по образцу на основе четырёхугольной пирамиды.
2. Исследование многогранников. Пирамиды - четырёхугольная пирамида
Теория: Виды транспорта: воздушный транспорт. Пирамиды: четырёхугольная пирамида.
Практическое задание: Конструирование четырёхугольной пирамиды с помощью развёртки. Конструирование из ТИКО-деталей разных видов четырёхугольной пирамиды.
Плоскостное моделирование: Карточка «Самолёт».
Объёмное моделирование: Конструирование по образцу - «вертолёт».
3. Исследование многогранников. Пирамиды - пятиугольная пирамида
Теория: Пятиугольная пирамида.
Практическое задание: Конструирование пятиугольной пирамиды с помощью развёртки. Конструирование из ТИКО-деталей разных видов пятиугольной пирамиды.
Плоскостное моделирование: Карточка «Вертолёт».
Объёмное моделирование: Конструирование по образцу – «танк».
4. Исследование многогранников. Пирамиды - шестиугольная пирамида
Теория: Виды робототехники. Пирамиды: шестиугольная пирамида.
Практическое задание: Конструирование шестиугольной пирамиды с помощью развёртки. Конструирование из ТИКО-деталей разных видов шестиугольной пирамиды.
Плоскостное моделирование: Конструирование по устной инструкции «Робот».
Объёмное моделирование: Конструирование по образцу - «робот».
5. Исследование многогранников. Призмы - треугольная призма
Теория: Призмы: треугольная призма.
Практическое задание: Конструирование треугольной призмы с помощью развёртки. Конструирование из ТИКО-деталей разных видов треугольной призмы.
Объёмное моделирование: конструирование по технологической карте «Тюльпан».
6. Исследование многогранников. Призмы - четырёхугольная призма
Теория: Призмы: четырёхугольная призма.
Практическое задание: Конструирование четырёхугольной призмы с помощью развёртки. Конструирование из ТИКО-деталей разных видов четырёхугольной призмы.
Плоскостное моделирование: Карточка «Цветок».
Объёмное моделирование: Конструирование по технологической карте «Ромашка».
7. Исследование многогранников. Призмы - пятиугольная призма
Теория: Призмы: пятиугольная призма.
Практическое задание: Конструирование пятиугольной призмы с помощью развёртки. Конструирование из ТИКО-деталей разных видов пятиугольной призмы.
Плоскостное моделирование: Карточка «Дом».
Объёмное моделирование: Конструирование «башни» на основе пятиугольной призмы.
8. Исследование многогранников. Призмы - шестиугольная призма
Теория: Призма: шестиугольная призма.
Практическое задание: Конструирование шестиугольной призмы с помощью развёртки. Конструирование из ТИКО-деталей разных видов шестиугольной призмы.
Объёмное моделирование: Конструирование «башни» на основе шестиугольной призмы.
9. Исследование многогранников. Призмы - восьмиугольная призма
Теория: Виды транспорта: космический транспорт. Призмы: восьмиугольная призма.
Практическое задание: Конструирование восьмиугольной призмы с помощью развёртки. Конструирование из ТИКО-деталей разных видов восьмиугольной призмы.
Плоскостное моделирование: Конструирование по устной инструкции «Ракета».
Объёмное моделирование: Конструирование по технологической карте «Ракета».
1.6. Сравнительный анализ многогранников
1. Сравнительный анализ многогранников. Призмы и пирамиды
Теория: Виды транспорта: космический транспорт. Сравнительный анализ различного вида призм и пирамид – игра «Я задумал пирамиду».
Практическое задание:
Плоскостное моделирование: Конструирование по устной инструкции «Спутник» . Карточка «Лунатик».
Объёмное моделирование: Конструирование по образцу - «спутник».
2. Сравнительный анализ многогранников. Призмы и пирамиды
Теория: Космический транспорт. Многогранники: призмы и пирамиды – задание «Расположите призмы, пирамиды в пространстве».
Практическое задание:
Плоскостное моделирование: Конструирование по устной инструкции «Звезда». Карточка «Комета».
Объёмное моделирование: Конструирование по собственному замыслу - «ракета».
3. Сравнительный анализ многогранников. Кубооктаэдр
Теория: Летние виды спорта. Многогранники: кубооктаэдр.
Практическое задание:
Плоскостное моделирование: Карточка «Солнце».
Объёмное моделирование: Конструирование по образцу - «хоккей с мячом».
1.7. Комбинирование многогранников
1. Комбинирование многогранников. Призмы и пирамиды
Теория: Комбинирование многогранников: призмы и пирамиды.
Практическое задание:
Плоскостное моделирование: Карточка «Пила».
Объёмное моделирование: Конструирование по собственному замыслу «Дом».
2. Комбинирование многогранников. Призмы и пирамиды
Теория: Комбинирование многогранников: призмы и пирамиды.
Практическое задание:
Плоскостное моделирование: Карточка «Пила «Дружба».
Объёмное моделирование: Конструирование по собственному замыслу «Кафе».
1.8. Конструирование предметов окружающего мира на основе многогранников. Призмы и пирамиды
1. Конструирование предметов окружающего мира на основе изученных многогранников. Призмы и пирамиды
Теория: Многогранники: призмы и пирамиды.
Практическое задание:
Плоскостное моделирование: Карточка «Человек».
Объёмное моделирование: Конструирование по образцу - «фен».
2. Конструирование предметов окружающего мира на основе изученных многогранников. Призмы и пирамиды
Теория: Многогранники: призмы и пирамиды.
Практическое задание:
Плоскостное моделирование: Карточка «Карусель».
Объёмное моделирование: Конструирование по образцу «Карусель», «Горка», «Песочница».
3. Конструирование предметов окружающего мира на основе изученных многогранников. Призмы и пирамиды
Теория: Многогранники: призмы и пирамиды.
Практическое задание:
Плоскостное моделирование: Конструирование по устной инструкции – «пистолет». Карточка «Танк».
Объёмное моделирование: Конструирование «пистолета» - приём перестроения плоскостной фигуры в объёмную.
4. Конструирование предметов окружающего мира на основе изученных многогранников. Призмы и пирамиды
Теория: Многогранники: призмы и пирамиды.
Практическое задание:
Плоскостное моделирование: Конструирование по устной инструкции – «ракетная установка». Карточка «Танк».
Объёмное моделирование: Конструирование по технологической карте «Ракета».
5. Конструирование предметов окружающего мира на основе изученных многогранников. Кубооктаэдр
Теория: Многогранники: кубооктаэдр.
Практическое задание:
Плоскостное моделирование: Конструирование кубооктаэдра с помощью развёртки.
Объёмное моделирование: Конструирование по технологической карте «Наушники»; конструирование по собственному представлению – «Магнитафон».
1.9. Разработка и реализация конструкторских проектов
1. Проект «Мастерская Деда Мороза»
Практическое задание: Конструирование по технологическим картам: «Ёлочка», «Звезда», «Мяч № 3» и по собственному представлению.
Выставка ТИКО-поделок «Новогодняя игрушка».
2. Проект «Робототехника»
Практическое задание: Учащиеся придумывают и конструируют роботов (работают в парах или индивидуально).
Выставка ТИКО-изобретений «Робототехника».
3. Проект «Сказочная крепость»
Практическое задание: Конструирование крепости на основе изученных многогранников – призм и пирамид.
Учащиеся в парах конструируют две башни и соединяют их друг с другом крепостной стеной.
4. Проект «Космический транспорт»
Практическое задание: Учащиеся придумывают и конструируют ракеты, звездолёты.
Выставка ТИКО-изобретений «Космическая техника».
5. Проект «Детская площадка»
Практическое задание: Учащиеся конструируют ТИКО-изобретения по теме - «горка», «песочница», «карусель», «качель».
Выставка ТИКО-изобретений.
6. Проект «Моя безопасность на дороге»
Практическое задание: Учащиеся конструируют ТИКО-изобретения по теме и играют в игру «Осторожно! Ты на дороге!»
Выставка ТИКО-изобретений.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение данного раздела
№ | Раздел (ч.) | Количество часов |
1 | Исследование многоугольников | 13 |
2 | Конструирование по образцу | 5 |
3 | Конструирование по технологической карте | 5 |
4 | Сравнительный анализ многоугольников | 4 |
5 | Исследование многогранников | 9 |
6 | Сравнительный анализ многогранников | 3 |
7 | Комбинирование многогранников | 2 |
8 | Конструирование предметов окружающего мира на основе многогранников. Призмы и пирамиды | 5 |
9 | Разработка и реализация конструкторских проектов | 12 |
Итого | 58 часов |