Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «Лицей №2» на основе:
Учебный план МБОУ «Лицей №2» предусматривает обязательное изучение окружающего мира в 1 классе в количестве 2 часов в неделю, 66 часов в год из обязательной части Учебного плана. В том числе 5 часов выделено интегрировано на изучение вопросов профориентационного содержания, 24 часа для реализации интегрированного курса регионального компонента учебного плана «Краеведение» и 10 часов на изучение интегрированного курса ОБЖ
Личностные результаты | У обучающегося 1 класса будут сформированы готовность и способность к саморазвитию и самообучению; достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки; личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками. допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; умение задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи | Обучающийся получит возможность для формирования: основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания; понимания роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; |
Метапредметные результаты: | | |
| Обучающийся 1 класса научится: владению способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой | Обучающийся 1 класса получит возможность научиться способам организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой) |
| Обучающийся 1 класса научится: применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.); | Обучающийся 1 класса получит возможность научиться логическими действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации. |
| Обучающийся 1 класса научится: способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием | Обучающийся 1 класса получит возможность научиться в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием. |
| Обучающийся 1 класса научится: Использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; | Обучающийся 1 класса получит возможность научиться приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений |
| Обучающийся 1 класса научится: - Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое. - Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов. - Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания. | Обучающийся 1 класса получит возможность научиться способам получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). |
Предметные | Обучающийся 1 класса научится: - осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах; - обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе; - овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение); - использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; - расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно. | Обучающийся 1 класса получит возможность научиться: анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения; различать основные нравственно-этические понятия; рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей; участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы. |
№ п/п | Раздел Название темы | Кол-во часов | Дата | Краеведение и ОБЖ | УИТМ | ИКТ | Основные виды учебной деятельности |
план | факт. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
|
1 | Введение. Этот удивительный мир (1 час) Давай познакомимся | 1 | | | Р/К Понятие о предмете краеведение. | | Пр. | Речевая разминка. «Закончи предложение». Работа с иллюстративным материалом и беседа «Что нас окружает» Задания на классификацию «Объединим предметы в группы», дидактическая игра «Назовём объекты». Выполнение заданий в рабочей тетради |
2 | Мы – школьники (2 часа) Мы – школьники. Наш край - Ханты-Мансийский автономный округ-часть России. | 1 | | | Р/К Наш край - Ханты-Мансийский автономный округ-часть России. | | Пр. | Речевая разминка. «Назови, кто (что) где находится». Рисование «Варежки». Рассказывание «Расскажу вам о себе». |
3 | Правила поведения в школе | 1 | | | ОБЖ. Общие правила, обеспечивающие пешеходу безопасность на дороге. Маршрут от дома до школы и обратно | | АРМ ЕЦОР | Игра «Кто быстрее назовёт школьные помещения». Работа с текстом стихотворения «Первоклассник». Упражнения: как правильно вставать и садиться в классе, как вести себя в столовой, раздевалке. Работа с текстом стихотворения «Первый урок» |
4 | Родная природа (3 часа) Сентябрь — первый месяц осени. | 1 | | | Р\ К Значение для человека изучения своего края. | | АРМ ЕЦОР | Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе. Описание растений пришкольного участка (уголка природы): название, особенности внешнего вида. Опыты по установлению условий жизни растения (свет, тепло, вода, уход). |
5 | Что нам осень подарила | 1 | | | Р\ К Значение растений в жизни человека. | | АРМ ЕЦОР | Описание растений пришкольного участка (уголка природы): название, особенности внешнего вида, опыты |
6 | Грибная пора | 1 | | | | «Такие удивительные грибы» | АРМ ЕЦОР | Описание живых организмов, царство «Грибы», особенности внешнего вида |
7 | Семья (4 часа) Семья | 1 | | | Р/К Югра - единая семья народов. | | АРМ ЕЦОР | Описание особенностей жизни семьи: члены семьи, труд и отдых в семье. Речевая разминка. Рассказывание: «Семья Миши» (по рисункам) и «Моя семья». «Люблю ли я кукольный театр?». |
8 | О маме | 1 | | | | | Пр. | Работа с текстом стихотворений «Простое слово», «Бабушка». |
9 | Любимые занятия | 1 | | | Р\ К Труд - основа жизни северян. Трудовое воспитание в югорской семье. | | АРМ ЕЦОР | Дидактическая игра «Узнай сказку по иллюстрации». Ролевая игра (на выбранную детьми тему). Дифференцированная работа: чтение и обсуждение текста |
10 | Воскресный день | 1 | | | | | АРМ | Труд и отдых в семье в воскресный день |
11 | Труд людей (4 часа) Как из зерна получилась булка. Профориентация: ознакомление с профессиями агроном, тракторист, комбайнёр, пекарь. | 1 | | | Р/ К Коренные народы Югры: ханты, манси, лесные ненцы, их основные занятия - охота, рыболовство, оленеводство. | | АРМ ЕЦОР | Наблюдения общественных событий и труда людей родного города (села). Характеристика профессий людей, занятых на производстве, в сельском хозяйстве, учреждениях культуры и быта. Речевая разминка. Описание натуральных объектов. Дидактическая игра с иллюстративным материалом. Словесная дидактическая игра «Угадай, кто я». Создание плаката «Транспорт», практическая работа «Огород на окне», «Цветник нашего класса» |
12 | Человек и домашние животные | 1 | | | . | | АРМ ЕЦОР | Характеристика профессий людей, занятых на производстве, в сельском хозяйстве по выращиванию домашних животных |
13 | Октябрь уж наступил. | 1 | | | ОБЖ. Улица, элементы дороги. Участники дорожного движения. Разновидность транспортных средств. | | АРМ ЕЦОР | Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе. |
14 | Явления природы. | 1 | | | Р\ К Взаимосвязь растительного и животного мира. | | Пр. | Описание растений пришкольного участка (уголка природы): название, особенности внешнего вида. Опыты по установлению условий жизни растения (свет, тепло, вода, уход). |
15 | Наша страна – Россия. Родной край (5 часов) Где ты, живешь? Родной город, село | 1 | | | Р/К Главный город края. Герб и флаг Югры. | | АРМ ЕЦОР | Моделирование «Улица города». Игра «Мой адрес». Ориентирование по карте. Ролевая игра «Магазин „Российский сувенир». Знакомство со столицей России. Путешествие по карте России. Речевая разминка. Беседы |
16 | Россия, Москва. | 1 | | | Р/К Югра - единая семья народов. | | АРМ ЕЦОР | Знакомство со столицей России. Моделирование воображаемых ситуаций: прогулки по Москве |
17 | Правила поведения на дорогах. | 1 | | | ОБЖ. Общие правила, обеспечивающие пешеходу безопасность на дорогах. Маршрут от дома до школы и обратно. | | АРМ ЕЦОР | Игра с пазлами «Знаки дорожного движения». |
18 | Ты и вещи | 1 | | | | | АРМ | Речевая разминка. Беседы |
|
19 | Кто работает ночью | 1 | | | | | АРМ ЕЦОР | Характеристика профессий людей, занятых на производстве в ночное время. Речевая разминка. Беседы |
20 | Твоё здоровье (5 часов) Что такое здоровье? | 1 | | | ОБЖ. Болезни, их причины и связь с образом жизни | | Пр. | Речевая разминка. «Закончи предложение». |
21 | Твои помощники – органы чувств | 1 | | | | | Пр. | Дидактические игры: «Угадай предмет на ощупь, по звуку, по форме и цвету |
22 | Правила гигиены. Профориентация: ознакомление с профессией врача | 1 | | | | | Пр. | «Закончи предложение» Речевая разминка. |
23 | О режиме дня | 1 | | | | | Пр. | Упражнения с часами: «Определи время на часах» |
24 | Правила закаливания | 1 | | | | | АРМ ЕЦОР | Речевая разминка. Беседы по теме «Как я закаляюсь» |
25 | Родная природа (3 часа) Ноябрь — зиме родной брат | 1 | | | Р/К Красота окружающей природы югорского края. | | АРМ ЕЦОР | Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе. Описание растений пришкольного участка (уголка природы): название, особенности внешнего вида. Опыты по установлению условий жизни растения (свет, тепло, вода, уход). |
26 | Звери - млекопитающие | 1 | | | Р/К Разнообразный мир животных Югры. | | Пр. | Характеристика животных разных классов: название, особенности внешнего вида. Различение: домашние, дикие животные. Моделирование ситуаций безопасного обращения с растениями и животными, правил ухода за ними. Трудовая деятельность в школьном клубе «Золотая рыбка» |
27 | Что мы знаем о птицах | 1 | | | Р\ К Значение природы для человека. Влияние человека на природу. Твое отношение к природе. | | АРМ ЕЦОР | Моделирование ситуаций безопасного обращения с птицами, правил ухода за ними. Трудовая деятельность в школьном клубе «Золотая рыбка» |
28 | Родная страна (3часа) Родной край | 1 | | | Р/К Главный город края. Герб и флаг Югры. | | АРМ ЕЦОР | Путешествие по карте России. Наш дом – Югра. Речевая разминка. Беседы |
29 | Дом, в котором ты живёшь | 1 | | | ОБЖ. Какие бывают чрезвычайные ситуации | | АРМ ЕЦОР | Досуг. Хозяйственный труд в семье. Описание особенностей жизни семьи: члены семьи, труд и отдых в семье. Речевая разминка. |
30 | Зачем люди трудятся? | 1 | | | | | Пр. | Смысл труда. Логическое решение проблемы. Своё суждение о видение мира, отношение к окружающему миру. |
31 | Родная природа (2 часа) Зима «В декабре, в декабре все деревья в серебре» | 1 | | | Р/К Значение растений в жизни человека. | | Пр. | Разнообразие и богатство природы России. Описание особенностей природы в зимний период. |
32 | Проведём опыты с водой «Какой бывает вода?» | 1 | | | Р\ К Рыбный промысел. | | АРМ ЕЦОР | Опыты по установлению свойства воды в зависимости от температуры, внешних условий. |
33 | Твои друзья - взрослые и дети (3 часа) Поговорим о дружбе. | 1 | | | | | АРМ ЕЦОР | Речевая разминка. «Расскажи о своём друге», «Идём в гости» |
34 | Идём в гости | 1 | | | Р/ К Традиционная одежда и обувь народов Югры. | | АРМ ЕЦОР | «Сказка о старых вещах». Беседа с использованием литературного материала. Обсуждение воображаемой ситуации «Подарок» |
35 | Новогодний праздник | 1 | | | Р/К Традиционные праздники северных народов | | Пр. | Развитие речевого творчества. Сценарий классного праздника на Новый год. |
36 | Родная природа (9 часов) Январь - году начало. | 1 | | | | | АРМ ЕЦОР | Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление связи между изменениями в неживой и живой природе |
37 | Хвойные деревья. | 1 | | | | | АРМ ЕЦОР | Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе. Описание хвойных растений: название, особенности внешнего вида. |
38 | Жизнь птиц Правила гигиены. Профориентация: ознакомление с профессией орнитолога. | 1 | | | | | АРМ ЕЦОР | Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление связи между изменениями в неживой и живой природе и поведением птиц. Наблюдения на пришкольном участке (клуб «Золотая рыбка» |
39 | Наша страна – Россия. | 1 | | | Р\ К Кухня народов Югры. | | АРМ ЕЦОР | Путешествие по карте России. Речевая разминка. Беседы |
40 | Богата природа России | 1 | | | Р/К Красная книга Югры. | | АРМ ЕЦОР | Дифференцированная работа: чтение и обсуждение текста |
41 | Народная сказка | 1 | | | | | | Дидактическая игра «Узнай сказку по иллюстрации». Ролевая игра (на выбранную детьми тему). |
42 | Февраль - месяц метелей и вьюг | 1 | | | Р\ К Красота окружающей природы югорского края. | | Пр. | Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Дифференцированная работа: чтение и обсуждение текста |
43 | Звери, или млекопитающие - отдельный класс позвоночных животных | 1 | | | | | АРМ ЕЦОР | Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление связи между изменениями в неживой и живой природе и поведением животных (клуб «Золотая рыбка» |
44 | Наш уголок природы | 1 | | | Р/К Разнообразный мир животных Югры. | | АРМ ЕЦОР | Речевая разминка. Описание натуральных объектов. Дидактическая игра с иллюстративным материалом |
45 | Родная страна (1час) Мы - граждане России | 1 | | | Р\ К Наш край- Ханты- Мансийский автономный округ-часть России. | | АРМ ЕЦОР | Дифференцированная работа: чтение и обсуждение текста |
46 | Твои друзья - взрослые и дети (2 ч) О правилах поведения | 1 | | | ОБЖ. Виды пешеходных переходов. | | АРМ ЕЦОР | Упражнения: как правильно вставать и садиться в классе, как вести себя в столовой, на улице. |
47 | | 1 | | | | | АРМ ЕЦОР | практическая работа «Огород на окне», «Цветник нашего класса» |
48 | Родная природа (2 часа) Март-капельник | 1 | | | ОБЖ. Правила перехода дорог с односторонним движением транспорта, имеющих разную ширину проезжих частей | | Пр. | Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе. Описание растений пришкольного участка (уголка природы): название, особенности внешнего вида. Опыты по установлению условий жизни растения (свет, тепло, вода, уход). |
49 | Здоровая пища | 1 | | | | | Пр. | Словесная дидактическая игра «Угадай, что полезно?» |
50 | Ты и твоё здоровье (2 часа) Закаливание | 1 | | | | | Пр. | Дифференцированная работа: чтение и обсуждение текста |
51 | Какое бывает настроение | 1 | | | | | Пр. | Фиксируют графические модели, связи, отношения |
52 | Родная природа (3 часа) Звуки весны: апрель | 1 | | | ОБЖ. Опасности на водоёмах | | Пр. | Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе. Описание растений пришкольного участка (уголка природы): название, особенности внешнего вида. Опыты по установлению условий жизни растения (свет, тепло, вода, уход). |
53 | Весенние работы | 1 | | | ОБЖ. Опасности в условиях природы | | презентация | |
54 | Кто работает на транспорте. | 1 | | | ОБЖ. Правила перехода в местах остановок маршрутных транспортных средств | | презентация | Создание плаката «Транспорт», практическая работа. |
55 | Родная страна (1 час) День космонавтики Профориентация: ознакомление с профессией космонавта. | 1 | | | | | АРМ ЕЦОР | Дифференцированная работа: чтение и обсуждение текста. Создание буклетов |
56 | Родная природа (4 часа) Май | 1 | | | | | АРМ ЕЦОР | Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе. Описание растений пришкольного участка (уголка природы): название, особенности внешнего вида. Опыты по установлению условий жизни растения (свет, тепло, вода, уход). |
57 | Жизнь земноводных весной | 1 | | | | | АРМ ЕЦОР | Наблюдения. Жизнь и развитие земноводных весной. (клуб «Золотая рыбка» |
58 | Животное - живое существо | 1 | | | Р\ К Оленеводство, его значение в жизни северян. | | АРМ ЕЦОР | Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление связи между изменениями в неживой и живой природе и поведением животных (клуб «Золотая рыбка» |
59 | Промежуточная аттестация в форме контрольной работы | 1 | | | | | АРМ ЕЦОР | Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление связи между изменениями в неживой и живой природе |
60 | Работа над ошибками Скоро лето | 1 | | | | | | Викторина «Самый умный». |
61 | Ты и твое здоровье Беседа по технике безопасности | 1 | | | | | АРМ ЕЦОР | Викторина «Знаки дорожного движения» |
62 | Повторение изученного. О дружбе. | 1 | | | | | АРМ ЕЦОР | Анализировать и осмысливать текст, строить логическую цепочку рассуждений; |
63 | Повторение изученного. Наша страна Россия | 1 | | | | | АРМ ЕЦОР | Дифференцированная работа: чтение и обсуждение текста. |
64 | Повторение изученного Богата природа России. | 1 | | | | | АРМ ЕЦОР | Дифференцированная работа: чтение и обсуждение текста. |
65 | Повторение изученного за год. Наш уголок природы. | 1 | | | | | АРМ ЕЦОР | Дифференцированная работа: чтение и обсуждение текста. |
66 | Повторение изученного за год. О правилах поведения. Ты – пешеход. Профориентация: профессия работника транспортной полиции. | 1 | | | | | АРМ ЕЦОР | Моделирование «Улица города». |
Приложение 1.
Обязательно при работе с текстами научить детей ставить перед собой серию вопросов:
- Как мне об этом интереснее и понятнее рассказать другим и добавить другую полезную информацию?
- Для чего и в каких случаях мне поможет (пригодится) прочитанный текст.
Ученика _________ класса от «_____» __________________20_____г.
Отчет проверил: учитель: ____________________ «_____» __________20___Г.
Оценка: _________ (___________) /Ф.И.О. /________________/
Проектная деятельность – это способы решения проблем. Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества. Проектирование предполагает также изучение не только технологий, но и, собственно, деятельности людей в производственной и непроизводственной сферах хозяйства.
Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и в обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления. Оно направлено также на психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие школьников, активизацию их задатков и способностей, сущностных сил и призвания, включение в успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих ценностей, формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных запросов и потребностей, создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования. Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделий – от зарождения замысла до материальной реализации и использовании на практике. При этом важной стороной проектирования является оптимизация предметного мира, соотнесение затрат и достигаемых результатов.