СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному курсу "Окружающий мир", 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному курсу "Окружающий мир", 1 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному курсу "Окружающий мир", 1 класс»

СОДЕРЖАНИЕ



Пояснительная записка

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса;

  2. Содержание учебного предмета, курса;

  3. Формы организации учебных занятий.

  4. Тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности и количества часов на освоение каждой темы.

  5. Приложения:

- Приложение №1: Практическая часть рабочей программы

- Приложение №2: Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

- Приложение №3: Алгоритм работы с текстом

- Приложение №4: Отчет по экскурсии

- Приложение №5: Требования к проектной работе

- Приложение №6: Интегрированный курс «Краеведение»

- Приложение №7: Интегрированный курс «ОБЖ»

- Приложение №8: Планирование вопросов профориентационной направленности








Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «Лицей №2» на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009 г. №373, с изменениями (приказы МО РФ № 1241 от 26.11.2010г, №2357 от 2.09.2011г., №1060 от 18. 12. 2012 г, №1643 от 29.12.2014г., №507 от 18.05.2015 г., №1576 от 31.12.2015 г.)

  • Фундаментального ядра содержания общего образования

  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Лицей № 2»

  • Примерной программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой - М: Вентана - Граф, 2013

  • Учебник «Окружающий мир» 1 класс: в 2х частях. Н.В. Виноградова – 5-е изд., дораб. – М.: Вентана Граф, 2016. – 96 с.: ил.- (Начальная школа ХХI века)

Цель учебного предмета «Окружающий мир»:

  • представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

  • формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека   — доброта, терпимость, ответственность.

Задачи учебного предмета:

  • формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, России, истории, культуре, природе своей страны, её современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;

  • формирование у школьников УУД, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;

  • развитие умений работы с научно-популярной и справочной литературой, проведения фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений



Место учебного предмета в учебном плане

Учебный план МБОУ «Лицей №2» предусматривает обязательное изучение окружающего мира в 1 классе в количестве 2 часов в неделю, 66 часов в год из обязательной части Учебного плана. В том числе 5 часов выделено интегрировано на изучение вопросов профориентационного содержания, 24 часа для реализации интегрированного курса регионального компонента учебного плана «Краеведение» и 10 часов на изучение интегрированного курса ОБЖ


  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса


Личностные результаты

У обучающегося 1 класса будут сформированы

готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

умение задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия;

строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

Обучающийся получит возможность для формирования:

основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры;

уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности,

вероисповедания;

понимания роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

Метапредметные результаты:



      • Регулятивные УУД:

Обучающийся 1 класса научится:

владению способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой

Обучающийся 1 класса получит возможность научиться

способам организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой)

      • Познавательные УУД

Обучающийся 1 класса научится:

применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);


Обучающийся 1 класса получит возможность научиться

логическими действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.

      • Коммуникативные УУД

Обучающийся 1 класса научится: способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием

Обучающийся 1 класса получит возможность научиться

в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

      • Формирование ИКТ­компетентности обучающихся

Обучающийся 1 класса научится:

Использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;


Обучающийся 1 класса получит возможность научиться

приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений

      • Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Обучающийся 1 класса научится:

- Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое.

- Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов.

- Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания.

Обучающийся 1 класса получит возможность научиться

способам получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Предметные

Обучающийся 1 класса научится:

- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.


Обучающийся 1 класса получит возможность научиться:

анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;

  • различать основные нравственно-этические понятия;

  • рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;

  • участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.









  1. Содержание программы учебного предмета


  1. Введение. Этот удивительный мир (1час)

Что такое окружающий мир. Как можно объединить разные предметы и объекты окружающего мира. Работа с иллюстративным материалом и беседа «Что нас окружает» (фото природных явлений, знаменитых архитектурных сооружений (шедевров мировой архитектуры), портретов великих людей).

  1. Мы — школьники (2 часа)

Знакомимся с одноклассниками. Рассказываем о себе: кто я (он, она), чем я (он, она) люблю (любит) заниматься, чем особенно интересуюсь (интересуется). Развитие речи: составление описательного рассказа по картинкам. Какие помещения есть в школе? Для чего они предназначаются? Первоклассник должен знать и соблюдать правила поведения в школе

  1. Родная природа (26 часов)

Сентябрь. Октябрь. Ноябрь. Декабрь. Январь. Февраль. Март. Апрель. Май. Сад. Огород. Сезонные изменения в природе. Растения и животные вокруг нас. Птицы и звери в разные сезоны. Ты пешеход. Красная книга России

Практические работы: наблюдения за прорастанием семян, ростом растений, способами распространения растений на новые места.

Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе. Описание растений пришкольного участка (уголка природы): название, особенности внешнего вида. Опыты по установлению условий жизни растения (свет, тепло, вода, уход). Характеристика животных разных классов: название, особенности внешнего вида. Различение: домашние, дикие животные. Моделирование ситуаций безопасного обращения с растениями и животными, правил ухода за ними.

  1. Семья (4 часа)

Что такое семья? Моя семья: её члены, их труд, семейные обязанности. Чем любят заниматься члены семьи в свободное время. Досуг. Хозяйственный труд в семье. Описание особенностей жизни семьи: члены семьи, труд и отдых в семье.

  1. Труд людей (4 часа)

Хлеб — главное богатство людей. Домашние и дикие животные. Как заботиться о домашних животных. Труд людей родного города (села). Профессии людей. Сезонные работы. Различные виды транспорта. Россия — страна, которая открыла миру космос. Наблюдения

общественных событий и труда людей родного города (села).

  1. Наша страна — Россия. Родной край (10 часов)

Родной город (село). Россия, Москва. Символика России: гимн, флаг, герб. Разнообразие и богатство природы России. Описание зданий разных функциональных назначений: учреждение, жилой дом городского и сельского типа. Какие правила нужно знать, чтобы по дороге в школу не попасть в беду? Права и обязанности граждан России. Моделирование воображаемых ситуаций: прогулки по Москве. Моделирование «Улица города». Знакомство со столицей России. Путешествие по карте России.

  1. Твоё здоровье (9 часов)

Твои помощники — органы чувств. Правила гигиены. О режиме дня. Правила закаливания. Какая пища полезна. Как правильно питаться

  1. Мои друзья – взрослые и дети. (5 часов)

Кого называют друзьями. Правила дружбы. Правила поведения в гостях. Развитие письменной речи: письмо другу. Развитие речевого творчества.

  1. Итоговая контрольная работа. (1 час)

  2. Повторение. (4 часа)























  1. Формы организации учебных занятий.


  • фронтальная – все ученики класса под непосредственным руководством учителя выполняют общую задачу,

  • индивидуальная – самостоятельное выполнение учеником одинаковых для всего класса задач без контакта с другими учениками,

  • групповые: парная форма учебной работы – два ученика выполняют некоторую часть работа вместе.

  • кооперативно-групповая учебная деятельность – это форма организации обучения в малых группах учащихся, объединенных общей учебной целью.

  • дифференцированно-групповая форма предусматривает организацию работы ученических групп с различными учебными возможностями. Задача дифференцируется по уровню сложности или по их количеству.


Акция

Аукцион

Бенефис

Беседа

Вернисаж

Встреча с интересными людьми

Выставка

Галерея

Гостиная

Диспут

Защита проектов

Игра

Концерт

КВН

Конкурс

Конференция

«Круглый стол»

Круиз

Лабораторное занятие

Лекция

Мастер – класс

«Мозговой штурм»

Наблюдение

Олимпиада

Открытое занятие

Посиделки

Поход

Праздник

Практическое занятие

Представление

Презентация

Рейд

Ринг

Салон

Семинар

Соревнование

Спектакль

Студия

Творческая мастерская

Тренинг

Турнир

Фабрика

Фестиваль

Чемпионат

Шоу

Экзамен

Экскурсия

Экспедиция

Эксперимент

Эстафета

Ярмарка







  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

и указанием количества часов на освоение каждой темы

п/п

Раздел

Название темы

Кол-во часов

Дата

Краеведение

и ОБЖ

УИТМ

ИКТ

Основные виды учебной деятельности

план

факт.

1

2

3

4

5

6

7

8

9


1

Введение. Этот удивительный мир

(1 час)

Давай познакомимся

1




Р/К Понятие о предмете краеведение.


Пр.

Речевая разминка. «Закончи предложение». Работа с иллюстративным материалом и беседа «Что нас окружает» Задания на классификацию «Объединим предметы в группы», дидактическая игра «Назовём объекты». Выполнение заданий в рабочей тетради

2

Мы – школьники

(2 часа)

Мы – школьники. Наш край - Ханты-Мансийский автономный округ-часть России.

1



Р/К Наш край - Ханты-Мансийский автономный округ-часть России.


Пр.

Речевая разминка. «Назови, кто (что) где находится».

Рисование «Варежки». Рассказывание «Расскажу вам о себе».

3

Правила поведе­ния в школе


1



ОБЖ. Общие правила, обеспечивающие пешеходу безопасность на дороге. Маршрут от дома до школы и обратно


АРМ ЕЦОР

Игра «Кто быстрее назовёт школьные помещения». Работа с текстом стихотворения «Первоклассник». Упражнения: как правильно вставать и садиться в классе, как вести себя в столовой, раздевалке. Работа с текстом стихотворения «Первый урок»

4

Родная природа (3 часа)

Сентябрь — пер­вый месяц осени.

1



Р\ К Значение для человека изучения своего края.


АРМ ЕЦОР

Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе. Описание растений пришкольного участка (уголка природы): название, особенности внешнего вида. Опыты по установлению условий жизни растения (свет, тепло, вода, уход).

5

Что нам осень подарила

1



Р\ К Значение растений в жизни человека.


АРМ ЕЦОР

Описание растений пришкольного участка (уголка природы): название, особенности внешнего вида, опыты

6

Грибная пора

1




«Такие удивительные грибы»

АРМ ЕЦОР

Описание живых организмов, царство «Грибы», особенности внешнего вида

7

Семья (4 часа)

Семья

1



Р/К Югра - единая семья народов.


АРМ ЕЦОР

Описание особенностей жизни семьи: члены семьи, труд и отдых в семье. Речевая разминка. Рассказывание: «Семья Миши» (по рисункам) и «Моя семья». «Люблю ли я кукольный театр?».

8

О маме

1





Пр.

Работа с текстом стихотворений «Простое слово», «Бабушка».

9

Любимые занятия

1



Р\ К Труд - основа жизни северян. Трудовое воспитание в югорской семье.


АРМ ЕЦОР

Дидактическая игра «Узнай сказку по иллюстрации». Ролевая игра (на выбранную детьми тему). Дифференцированная работа: чтение и обсуждение текста

10

Воскресный день

1





АРМ

Труд и отдых в семье в воскресный день

11

Труд людей (4 часа)

Как из зерна по­лучилась булка.

Профориентация: ознакомление с профессиями агроном, тракторист, комбайнёр, пекарь.

1



Р/ К Коренные народы Югры: ханты, манси, лесные ненцы, их основные занятия - охота, рыболовство, оленеводство.


АРМ ЕЦОР

Наблюдения общественных событий и труда людей родного города (села). Характеристика профессий людей, занятых на производстве, в сельском хозяйстве, учреждениях культуры и быта. Речевая разминка. Описание натуральных объектов. Дидактическая игра с иллюстративным материалом. Словесная дидактическая игра «Угадай, кто я». Создание плаката «Транспорт», практическая работа «Огород на окне», «Цветник нашего класса»

12

Человек и до­машние живот­ные

1


.


АРМ ЕЦОР

Характеристика профессий людей, занятых на производстве, в сельском хозяйстве по выращиванию домашних животных

13

Октябрь уж на­ступил.

1



ОБЖ. Улица, элементы дороги. Участники дорожного движения. Разновидность транспортных средств.


АРМ ЕЦОР

Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе.

14

Явления природы.

1



Р\ К Взаимосвязь растительного и животного мира.


Пр.

Описание растений пришкольного участка (уголка природы): название, особенности внешнего вида. Опыты по установлению условий жизни растения (свет, тепло, вода, уход).

15

Наша страна – Россия. Родной край (5 часов)

Где ты, живешь? Родной город, село

1



Р/К Главный город края. Герб и флаг Югры.



АРМ ЕЦОР

Моделирование «Улица города».

Игра «Мой адрес». Ориентирование по карте. Ролевая игра «Магазин „Российский сувенир». Знакомство со столицей России. Путешествие по карте России. Речевая разминка. Беседы

16


Россия, Москва.

1



Р/К Югра - единая семья народов.


АРМ ЕЦОР

Знакомство со столицей России. Моделирование воображаемых ситуаций: прогулки по Москве

17

Правила поведения на дорогах.

1



ОБЖ. Общие правила, обеспечивающие пешеходу безопасность на дорогах. Маршрут от дома до школы и обратно.


АРМ ЕЦОР

Игра с пазлами «Знаки дорожного движения».

18

Ты и вещи

1





АРМ

Речевая разминка. Беседы


19

Кто работает ночью

1





АРМ ЕЦОР

Характеристика профессий людей, занятых на производстве в ночное время. Речевая разминка. Беседы

20

Твоё здоровье (5 часов)

Что такое здоровье?

1



ОБЖ. Болезни, их причины и связь с образом жизни


Пр.

Речевая разминка. «Закончи предложение».

21

Твои помощники – органы чувств

1





Пр.

Дидактические игры: «Угадай предмет на ощупь, по звуку, по форме и цвету

22

Правила гигиены.

Профориентация: ознакомление с профессией врача

1





Пр.

«Закончи предложение» Речевая разминка.

23

О режиме дня


1





Пр.

Упражнения с часами: «Определи время на часах»

24

Правила закаливания


1





АРМ ЕЦОР

Речевая разминка. Беседы по теме «Как я закаляюсь»

25

Родная природа (3 часа)

Ноябрь — зиме родной брат


1



Р/К Красота окружающей природы югорского края.


АРМ ЕЦОР

Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе. Описание растений пришкольного участка (уголка природы): название, особенности внешнего вида. Опыты по установлению условий жизни растения (свет, тепло, вода, уход).

26

Звери - млекопи­тающие


1



Р/К Разнообразный мир животных Югры.



Пр.

Характеристика животных разных классов: название, особенности внешнего вида. Различение: домашние, дикие животные. Моделирование ситуаций безопасного обращения с растениями и животными, правил ухода за ними. Трудовая деятельность в школьном клубе «Золотая рыбка»

27

Что мы знаем о птицах



1



Р\ К Значение природы для человека. Влияние человека на природу. Твое отношение к природе.


АРМ ЕЦОР

Моделирование ситуаций безопасного обращения с птицами, правил ухода за ними. Трудовая деятельность в школьном клубе «Золотая рыбка»

28

Родная страна (3часа)

Родной край

1



Р/К Главный город края. Герб и флаг Югры.


АРМ ЕЦОР

Путешествие по карте России. Наш дом – Югра. Речевая разминка. Беседы

29

Дом, в котором ты живёшь


1



ОБЖ. Какие бывают чрезвычайные ситуации


АРМ ЕЦОР

Досуг. Хозяйственный труд в семье. Описание особенностей жизни семьи: члены семьи, труд и отдых в семье. Речевая разминка.

30

Зачем люди трудятся?


1





Пр.

Смысл труда. Логическое решение проблемы.

Своё суждение о видение мира, отношение к окружающему миру.

31

Родная природа (2 часа)

Зима «В декабре, в декабре все деревья в серебре»

1



Р/К Значение растений в жизни человека.


Пр.

Разнообразие и богатство природы России. Описание особенностей природы в зимний период.

32

Проведём опыты с водой «Какой бывает вода?»

1



Р\ К Рыбный промысел.


АРМ ЕЦОР

Опыты по установлению свойства воды в зависимости от температуры, внешних условий.

33

Твои друзья - взрослые и дети (3 часа)

Поговорим о дружбе.

1





АРМ ЕЦОР

Речевая разминка. «Расскажи о своём друге», «Идём в гости»

34

Идём в гости


1



Р/ К Традиционная одежда и обувь народов Югры.


АРМ ЕЦОР

«Сказка о старых вещах». Беседа с использованием литературного материала. Обсуждение воображаемой ситуации «Подарок»

35


Новогодний праздник

1



Р/К Традиционные праздники северных народов


Пр.

Развитие речевого творчества. Сценарий классного праздника на Новый год.

36

Родная природа (9 часов)

Январь - году начало.

1





АРМ ЕЦОР

Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление связи между изменениями в неживой и живой природе

37

Хвойные деревья.


1





АРМ ЕЦОР

Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе. Описание хвойных растений: название, особенности внешнего вида.

38

Жизнь птиц

Правила гигиены.

Профориентация: ознакомление с профессией орнитолога.

1





АРМ ЕЦОР

Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление связи между изменениями в неживой и живой природе и поведением птиц. Наблюдения на пришкольном участке (клуб «Золотая рыбка»

39


Наша страна – Россия.

1



Р\ К Кухня народов Югры.


АРМ ЕЦОР

Путешествие по карте России. Речевая разминка. Беседы

40

Богата природа России


1



Р/К Красная книга Югры.


АРМ ЕЦОР

Дифференцированная работа: чтение и обсуждение текста

41

Народная сказка


1






Дидактическая игра «Узнай сказку по иллюстрации». Ролевая игра (на выбранную детьми тему).

42

Февраль - месяц метелей и вьюг


1



Р\ К Красота окружающей природы югорского края.


Пр.

Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Дифференцированная работа: чтение и обсуждение текста

43

Звери, или мле­копитающие - отдельный класс позвоночных жи­вотных

1





АРМ ЕЦОР

Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление связи между изменениями в неживой и живой природе и поведением животных (клуб «Золотая рыбка»

44

Наш уголок при­роды


1



Р/К Разнообразный мир животных Югры.



АРМ ЕЦОР

Речевая разминка. Описание натуральных объектов. Дидактическая игра с иллюстративным материалом

45

Родная страна (1час)

Мы - граждане России

1




Р\ К Наш край- Ханты- Мансийский автономный округ-часть России.


АРМ ЕЦОР

Дифференцированная работа: чтение и обсуждение текста

46

Твои друзья - взрослые и дети (2 ч)

О правилах пове­дения


1



ОБЖ. Виды пешеходных переходов.


АРМ ЕЦОР

Упражнения: как правильно вставать и садиться в классе, как вести себя в столовой, на улице.

47

  • 8 Марта - празд­ник женщин

1





АРМ ЕЦОР

практическая работа «Огород на окне», «Цветник нашего класса»

48

Родная природа (2 часа)

Март-капельник


1



ОБЖ. Правила перехода дорог с односторонним движением транспорта, имеющих разную ширину проезжих частей


Пр.

Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе. Описание растений пришкольного участка (уголка природы): название, особенности внешнего вида. Опыты по установлению условий жизни растения (свет, тепло, вода, уход).

49

Здоровая пища


1





Пр.

Словесная дидактическая игра «Угадай, что полезно?»

50

Ты и твоё здоровье

(2 часа) Закаливание

1





Пр.

Дифференцированная работа: чтение и обсуждение текста

51

Какое бывает на­строение

1





Пр.

Фиксируют графические модели, связи, отношения

52

Родная природа (3 часа)

Звуки весны: ап­рель


1



ОБЖ. Опасности на водоёмах


Пр.

Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе. Описание растений пришкольного участка (уголка природы): название, особенности внешнего вида. Опыты по установлению условий жизни растения (свет, тепло, вода, уход).

53

Весенние работы


1



ОБЖ. Опасности в условиях природы


презентация


54

Кто работает на транспорте.


1



ОБЖ. Правила перехода в местах остановок маршрутных транспортных средств


презентация

Создание плаката «Транспорт», практическая работа.

55

Родная страна (1 час)

День космонавтики

Профориентация: ознакомление с профессией космонавта.

1





АРМ ЕЦОР

Дифференцированная работа: чтение и обсуждение текста. Создание буклетов

56

Родная природа (4 часа)

Май

1






АРМ ЕЦОР

Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе. Описание растений пришкольного участка (уголка природы): название, особенности внешнего вида. Опыты по установлению условий жизни растения (свет, тепло, вода, уход).

57

Жизнь земновод­ных весной

1






АРМ ЕЦОР

Наблюдения. Жизнь и развитие земноводных весной. (клуб «Золотая рыбка»

58

Животное - жи­вое существо

1




Р\ К Оленеводство, его значение в жизни северян.


АРМ ЕЦОР

Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление связи между изменениями в неживой и живой природе и поведением животных (клуб «Золотая рыбка»

59

Промежуточная аттестация в форме контрольной работы


1





АРМ ЕЦОР

Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление связи между изменениями в неживой и живой природе

60

Работа над ошибками

Скоро лето

1






Викторина «Самый умный».


61

Ты и твое здоровье

Беседа по технике безопасности

1






АРМ ЕЦОР

Викторина «Знаки дорожного движения»

62

Повторение изученного.

О дружбе.

1





АРМ ЕЦОР

Анализировать и осмысливать текст,

строить логическую цепочку

рассуждений;

63

Повторение изученного.

Наша страна Россия

1





АРМ ЕЦОР

Дифференцированная работа: чтение и обсуждение текста.

64

Повторение изученного

Богата природа России.

1





АРМ ЕЦОР

Дифференцированная работа: чтение и обсуждение текста.

65

Повторение изученного за год. Наш уголок природы.

1





АРМ ЕЦОР

Дифференцированная работа: чтение и обсуждение текста.

66

Повторение изученного за год. О правилах поведения. Ты – пешеход.

Профориентация: профессия работника транспортной полиции.

1





АРМ ЕЦОР

Моделирование «Улица города».






  1. ПРИЛОЖЕНИЯ.

Приложение 1.

Практическая часть

п/п

Название работы

Количество часов

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

1

Учебные экскурсии

1

1

1

1

4

2

Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации




1


3

Практические работы


1

1


2

4

Проектные работы




1

1























Приложение 2

Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса.


Литература для учителя:

  • Программа Начальная школа ХХI века «Окружающий мир» Н.В.Виноградова М.: Вентана Граф, 2013

  • Учебник «Окружающий мир» 1 класс: в 2х частях. Н.В. Виноградова – 4-е изд., дораб. – М.: Вентана Граф, 2016. – 96 с.: ил.- (Начальная школа ХХI века)

  • Поурочное планирование. Система уроков по учебнику Н.Ф.Виноградовой. ФГОС. Издательство «Учитель» г.Волгоград

Литература для обучающихся:

  • Учебник «Окружающий мир» 1 класс: в 2х частях. Н.В. Виноградова – 4-е изд., дораб. – М.: Вентана Граф, 2016. – 96 с.: ил.- (Начальная школа ХХI века)

  • Окружающий мир: 1 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Н.Ф. Виноградова – М.: Вентана-Граф. 2017


Технические средства обучения:

  • Проектор.

  • Интерактивная доска.

  • Документ камера.

  • Маркерная (магнитная) доска.

  • Принтер лазерный.













Приложение 3

Алгоритм работы с текстом

Обязательно при работе с текстами научить детей ставить перед собой серию вопросов:


- О чём ты мне расскажешь?

- Хочу ли я тебя прочитать?

- Я понимаю, что читаю?

- Трудно мне читать или легко? Почему?

- Зачем мне нужно прочитать этот текст?

- Что узнаю из него нового?

- О чём же всё-таки я прочитал?

- Зачем писатель именно так мне об этом рассказал?

- Хочу ли я ещё что-нибудь узнать и рассказать об этом другим детям или учителю?

- Как мне об этом интереснее и понятнее рассказать другим и добавить другую полезную информацию?

- Для чего и в каких случаях мне поможет (пригодится) прочитанный текст.


Для обучения работе с текстами, нужно соблюдать и некоторые условия:

  1. Для развития умения находить информацию желательно использовать тексты научно – познавательного характера, соответствующего возрасту учащихся (из детских энциклопедий, природоведческого содержания), жизненные истории, СМИ.

  2. Для того чтобы дети учились интерпретировать полученную информацию, необходимо тексты подбирать разных стилей.

  3. Попутно должна вестись работа над развитием речи учащихся (пересказы, создание собственных высказываний, словарный запас речи, её эмоциональность, правильность, точность и выразительность)

  4. При работе над данным направлением (с текстами) необходимо учитывать мотивацию учащихся и их способность быть читателем.








Приложение 4

Отчет по учебной экскурсии

Ученика _________ класса от «_____» __________________20_____г.

Тема экскурсии: _____________________

Учебный предмет, курс, в рамках которого организована экскурсия______________

Вид экскурсии__________________

Цель экскурсии (цель ученика) ___________________________________

Информация, подтверждающая достижение цели:1 вариант:

Перечень вопросов, которые были предложены учителей ученику передэкскурсией или после ее.

Ответы на вопросы




2 вариант (в случае, если отчет оформляется творческой работой)

  • Тезисы, краткие выводы по итогам выполненной творческой работы (реферата, проекта, сочинения и пр.), с приложением подтверждающих материалов (реферата, проекта, сочинения, фото-, видеоматериалов, рисунков, поделок и пр.)

Отчет подготовил: обучающийся _____ класса / Фамилия, имя /________________/

Отчет проверил: учитель: ____________________ «_____» __________20___Г.

Оценка: _________ (___________) /Ф.И.О. /________________/

Приложение 5

Требования к написанию проектной работы.

Проектная деятельность – это способы решения проблем. Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества. Проектирование предполагает также изучение не только технологий, но и, собственно, деятельности людей в производственной и непроизводственной сферах хозяйства.

Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и в обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления. Оно направлено также на психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие школьников, активизацию их задатков и способностей, сущностных сил и призвания, включение в успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих ценностей, формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных запросов и потребностей, создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования. Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделий – от зарождения замысла до материальной реализации и использовании на практике. При этом важной стороной проектирования является оптимизация предметного мира, соотнесение затрат и достигаемых результатов.

Примерная последовательность проектной деятельности

  1. Выявление проблемы (выбор темы проекта), определение цели проектной деятельности.

  2. Определение путей решения проблемы, изучение требований, условий, необходимых для решения проблемы.

  3. Сбор информации, изучение социальной литературы (в том числе в сети Интернет), опрос взрослых, друзей.

  4. Выработка идей, вариантов выполнения проекта.

  5. Выбор оптимальной идеи, ее развитие. Из трех – четырех вариантов выбирают лучший и менее дорогой. Для этого подсчитывают примерную себестоимость каждого из вариантов проекта, определяют требования к будущему изделию, наиболее важные для вас.

  6. Планирование проектной деятельности (изготовление изделия, проведение праздника и др.) На этом этапе определяют сроки, последовательность и график проектной деятельности.

  7. Выполнение проекта (изготовление изделия, организация и проведение праздника): подбор материалов, оборудования для изготовления изделия), организация рабочего места. Определение последовательности выполнения (технологических) операций, подбор или разработка необходимой технической документации, контроль каждого этапа технологического процесса.

  8. Анализ результатов проектной деятельности, контроль и испытание изделия, сопоставление результатов, анализ успехов и допущенных ошибок, предложения по изменению технологического процесса в случае повторного изготовления изделия, подсчет материальных затрат и сравнение их с проектируемыми расходами.

  9. Оформление проекта в виде пояснительной записки. Формирование цели проекта, идеи его выполнения, расчет себестоимости, оформление технологической документации


Приложение 6

Интегрированный курс «Краеведение»


№ п/п

Раздел

Название темы

Кол-во часов

Дата

план

факт.

Понятие о предмете краеведение, значение для человека изучения своего края.

1



Наш край - Ханты-Мансийский автономный округ - часть России.

1



Главный город края (столица - г.Ханты-Мансийск). Герб и флаг Югры.

1



Югра - единая семья народов.

1



Красота окружающей природы югорского края. Разнообразие растений и места их произрастания.

1



Значение растений в жизни человека.

1



Разнообразный мир животных Югры: звери, птицы, насекомые, их отличительные признаки. Типичные представители каждой группы животных и места их обитания

1



Взаимосвязь растительного и животного мира.

1



Значение природы для человека. Влияние человека на природу. Твое отношение к природе.

1



Красная книга Югры.

1



Коренные народы Югры: ханты, манси, лесные ненцы, их основные занятия - охота, рыболовство, оленеводство.

1



Рыбный промысел. Способы применения рыбного промысла: запорное рыболовство, подводный лов.

1



Оленеводство, его значение в жизни северян. Олень – жизненная необходимость для коренных народов Югры, главное богатство и ценность семьи.

1



Труд - основа жизни северян. Трудовое воспитание в югорской семье.

1



Традиционная одежда и обувь народов Югры. Практичность и приспособленность одежды к суровым северным условиям.

1



Кухня народов Югры. Приготовление продуктов питания из оленьего мяса; боровой и водоплавающей дичи.

1



Понятие о предмете краеведение, значение для человека изучение своего края.

1



Наш край- Ханты- Мансийский автономный округ-часть России.

1



Главный город края ( столица г. Ханты- Мансийск). Герб и флаг Югры

1



Югра- Единая семья народов.

1



Красота окружающей природы югорского края. Разнообразие растений и места их произрастания.

1



Значение растений в жизни человека.

1



Разнообразие мир животных Югры: звери, птицы, насекомые, их отличительные признаки. Типичные представители каждой группы животных и места их обитания.

1



Праздники народов ханты и манси

1




Приложение 7

Планирование интегрированного курса ОБЖ



№ п/п

Раздел,

название темы

Кол-во часов

Дата

план

факт

1

2

3

4

5

1

Улица, элементы дороги. Участники дорожного движения. Разновидность транспортных средств.

1



2

Чрезвычайные ситуации. Какими бывают чрезвычайные ситуации.

1



3

Общие правила, обеспечивающие пешеходу безопасность на дороге.

1



4

Маршрут от дома до школы и обратно.

1



5

Опасности на водоемах.

1



6

Виды пешеходных переходов.

1



7

Правила перехода дорог с односторонним движением транспорта, имеющих разную ширину проезжих частей.

1



8

Опасности в условиях природы.

1



9

Правила перехода в местах остановок маршрутных транспортных средств.

1



10

Болезни, их причины и связь с образом жизни

1




















Приложение 8

Планирование вопросов профориентационной направленности


№ урока


Раздел, название темы, профориентационного и других направлений

Кол-во часов

Дата

План

Факт



3

5

5

1

Раздел Труд людей.

Профориентация: ознакомление с профессиями агроном, тракторист, комбайнёр, пекарь. /11/

1



2

Раздел Твое здоровье

Правила гигиены. Профориентация: ознакомление с профессией врача /22/

1



3

Раздел Родная природа

Жизнь птиц

Правила гигиены.

Профориентация: ознакомление с профессией орнитолога. /38/

1



4

Раздел Родная страна

День космонавтики

Профориентация: ознакомление с профессией космонавта. /55/


1



5

Раздел Ты и твое здоровье

Повторение изученного за год. О правилах поведения. Ты – пешеход.

Профориентация: ознакомление с профессией работника транспортной полиции. /66/

1