Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новомирская средняя общеобразовательная школа Азовского района
«Утверждаю»
Директор МБОУ Новомирской СОШ Азовского района
Приказ от 30.08.2021 г. № 129
________________ Н.П.Тегляй
М.П.
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Шахматы в школе»
для 2 класса
Уровень начального общего образования
Общее количество часов 34 часа
Количество часов в неделю по 1 часу
Учитель: Маяцкая Инна Анатольевна
Программа разработана на основе авторской программы «Шахматы в школе», учебное пособие для общеобразовательных организаций под редакцией авторов: Э.Э. Уманской, Е.И. Волковой, Е.А. Прудниковой– М. : Просвещение, 2017.
п. Новомирский
Азовского района Ростовской области
2021 год
Пояснительная записка
Программа для младших школьников «Шахматы в школе» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
УМК курса «Шахматы в школе» (авторы Э.Э.Уманская, Е.И.Волкова, Е.А.Прудникова):
- «Шахматы в школе». Рабочие программы. 1–4 годы обучения: учеб. пособие для общеобразовательных организаций – М.: Просвещение, 2017.
- «Шахматы в школе». Второй год обучения. / Прудникова Е.А., Волкова Е.И. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, М: «Просвещение»,2019
Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Место предмета в учебном плане
Программа разработана для учащихся 2 класса и рассчитана на изучение материала в течение 34 часов по 1 часу в неделю.
Основу содержания занятия составляет изучение основ теории и практики шахматной игры с дальнейшим закреплением полученных знаний в игровой деятельности, включающей в себя игру с соперником, спарринги, соревновательную деятельность, шахматные праздники.
Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной организации, ориентированной на обучение детей младшего школьного возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок и игровых ситуаций.
Для закрепления знаний обучающихся, используются дидактические задания и позиции для игровой практики.
Тематическое планирование программы соответствует структуре учебников для 1–4 годов обучения.
Результаты
освоения курса внеурочной деятельности
Данная Программа предусматривает достижение определённых результатов: личностных, метепредметных и предметных.
Личностные результаты освоения Программы – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала. Это:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; - ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;
- формирование основ шахматной культуры;
- понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья;
- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- уважительное отношение к иному мнению;
- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
- умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
-навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения Программы - характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных
Познавательные УУД:
- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- овладение способом структурирования шахматных знаний;
- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
- овладение способом поиска необходимой информации;
- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
- умение строить логические цепи рассуждений;
- умение анализировать результат своих действий;
- умение воспроизводить по память информацию;
- умение устанавливать причинно – следственные связи;
- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, уметь вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
- умение донести свою позицию до других;
- умения учитывать позицию партнёра (собеседника), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Курс внеурочной деятельности – характеризует умение и опыт обучающихся, которые приобретается и закрепляется в процессе освоения.
B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по Программе обучающиеся начальной школы (1-4 классы) должны приобрести:
- знания о роли физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, интеллектуального и духовно-нравственного), о еѐ позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
- знания о истории развития шахмат, характеристика роли шахмат и их значения в жизнедеятельности человека, её места в физической культуре и спорте;
- знания в области терминологии шахматной игры, их функционального смысла и направленности действий при закреплении изученного шахматного материала в двигательной активности;
- умение участвовать в интеллектуально – физкультурной деятельности (интеллектуально – спортивных динамичных играх, подвижных играх разнообразной интенсивности, соревнованиях и турнирах, спортивных эстафетах и шахматных праздниках
- навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры и подвижных игр.
Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного предмета «Шахматы в школе».
B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе обучающиеся должны:
– приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека;
– владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала;
– приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.
Планируемые предметные результаты.
К концу второго учебного года (второго класса) учащиеся должны:
– уметь видеть нападение со стороны партнёра, защищать свои фигуры, нападать и создавать угрозы;
– защищать свои фигуры от нападения и угроз;
– решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы
в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат на последней горизонтали, открытый и двойной шахи;
– ставить мат одинокому королю ладьёй и королём;
– разыгрывать шахматную партию с партнёром от начала и до конца, правильно
выводя фигуры в дебюте;
– реализовывать большое материальное преимущество.
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические основы и правила шахматной игры
История шахмат
Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения и развития шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака приравносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.
Практико-соревновательная деятельность
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спаррин-ги, соревнования, шахматные праздники.
Планирование прохождения программного материала
№ п/п | Виды деятельности | Распределение учебных часов |
| | 2 класс |
| Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры |
1 | Сведения из истории шахмат | 1 |
2 | Базовые понятия шахматной игры | 20 |
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность |
3 | Конкурсы решения позиций | 4 |
4 | Соревнования | 8 |
5 | Шахматные праздники | 1 |
Общее количество часов: 34 |
Тематическое планирование
2 класс
№ занятия | Дата план | Дата факт | Тема занятия | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности |
1 | 2.09 | | Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира. | 1 | Знают о вкладе чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры. |
2 | 9.09 | | Шахматные фигуры (повторение) | 1 | Знают способы защиты в шахматной партии, элементарные шахматные комбинации, имеют представление о дебютных ловушках и о том, как в них не попадаться. Умеют видеть нападение и защищать свои фигуры от нападения партнёра, матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, королём и ферзём, королём и ладьёй, могут находить элементарные шахматные комбинации: двойной удар, связку, ловлю фигуры, мат на последней горизонтали, сквозной удар, открытый и двойной шахи, знают, как правильно выводить фигуры в начале партии и выигрывать партию с большим материальным преимуществом. Соблюдают правила поведения за шахматной доской. |
3 | 16.09 | | Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка (повторение). | 1 |
4 | 23.09 | | Мат. Пат. Мат в один ход (повторение). Мат одинокому королю конём и ладьёй. | 1 |
5 | 30.09 | | Защита в шахматной партии: уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры. | 1 |
6 | 7.10 | | Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение. | 1 |
7 | 14.10 | | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 | Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение. |
8 | 21.10 | | Тактический приём «двойной удар» | 1 |
9 | 28.10 | | Тактический приём «связка» | 1 | Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение. |
10 | 11.11 | | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 |
11 | 18.11 | | Тактический приём «ловля фигуры» | 1 | Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение. |
12 | 25.11 | | Тактический приём «сквозной удар» | 1 |
13 | 2.12 | | Мат на последней горизонтали | 1 |
14 | 9.12 | | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 |
15 | 16.12 | | Тактический приём «открытый шах» | 1 | Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение. |
16 | 23.12 | | Тактический приём «двойной шах» | 1 |
17-20 | 13.01 20.01 27.01 03.02 | | Шахматный турнир | 4 | Осваивают правила игры. Активно участвуют в играх и эстафетах. Общаются и взаимодействуют со сверстниками. Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр. Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими. Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике. |
21 | 10.02 | | Основы игры в дебюте: дебютные ловушки | 1 | Знают способы защиты в шахматной партии, элементарные шахматные комбинации, имеют представление о дебютных ловушках и о том, как в них не попадаться. Умеют видеть нападение и защищать свои фигуры от нападения партнёра, матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, королём и ферзём, королём и ладьёй, могут находить элементарные шахматные комбинации: двойной удар, связку, ловлю фигуры, мат на последней горизонтали, сквозной удар, открытый и двойной шахи, знают, как правильно выводить фигуры в начале партии и выигрывать партию с большим материальным преимуществом. Соблюдают правила поведения за шахматной доской. |
22-23 | 17.02 24.02 | | Основы игры в дебюте: атака на короля | 2 |
24-25 | 03.03 10.03 | | Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества | 2 |
26-28 | 31.03 07.04 14.04 | | Основы анализа шахматной партии | 3 |
29 | 21.04 | | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 | Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение. |
30-33 | 28.04 05.05 12.05 19.05 | | Шахматный турнир | 4 | Осваивают правила игры. Активно участвуют в играх и эстафетах. Общаются и взаимодействуют со сверстниками. Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр. Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими. Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике. |
34 | 26.05 | | Шахматный праздник | 1 |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ Новомирской СОШ Азовского района от 25.08.2021 №1 Руководитель МС _____________ С.А. Ведёрина | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР _____________ М.С. Феодосьева _______________2021 г. |