Муниципальное общеобразовательное учреждение
«1-Засеймская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
«Почемучки»
в 4 классе
Уровеньобучения:начальное общее
Количество часов: за год 102 ч, в неделю 3 часа
Баздырева Галина Ивановна( учитель начальных классов;
1 квал. категории);
Сроки реализации программы:2024 - 2025 учебный год
село 1-Засеймье
2024год
Первым шагом познания мира всегда был вопрос, поскольку вопросы говорят о любопытстве, любознательности. Если смотреть на окружающие нас вещи с любопытством, с желанием узнать о них больше, то возникают вопросы обо всём. Вселенная, мир, природа, наука,техника,народы и их культура, история, искусство, – всё вызывает множество вопросов «Почему?».
Программа внеурочной деятельности «Почемучки»
для 4 классов разработана на основе:
- Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями);
- Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
-Федеральной образовательной программы начального общего образования (ФОП НОО)
- Санитарно-эпидемиологические требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28);
-Устава МОУ «1-Засеймская средняя общеобразовательная школа », утверждённого приказом директором школы ;
- Основной образовательной программы начального общего образования МОУ «1-Засеймская средняя общеобразовательная школа»;
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочей программы по внеурочной деятельности
Предлагаемый кружок разработан с усилием линии на развитие познавательных способностей учащихся. Он расширяет кругозор детей, развивает любознательность, пытливость, тренирует внимание, мышление, память, развивает речь.
Место курса в учебном плане. Программа общеинтеллектуального направления «Почемучки» разработана для детей 9-11 лет, рассчитана на 102 ч. в год (3 часа в неделю)
Цель программы создание действительных условий для развития личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Задачи программы:
Обогащать представления об окружающем мире.
Формировать культуру поведения в природе.
Развивать внимание, логику, творческое мышление, любознательность, память, способность к восприятию;
Развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
Укреплять здоровье и развивать навыки личной гигиены;
Воспитывать у учащихся младших классов любви к родной природе: растениям, животным, неживой природе
«Почемучки» разработана для детей 9-11 лет, рассчитана на 102 ч. в год (3 часа в неделю)
Результаты освоения курса
Личностные
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-.адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
- формулировать собственное мнение и позицию;
Познавательные универсальные учебные действия
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
- установление причинно-следственных связей.
II. Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности
Форма организации | Содержание курса | Вид деятельности |
|
Про космос 14ч |
Беседа, диагностика, викторина. | Вводное занятие. Почемучкины вопросы. | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Почему звёзды мерцают? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Что ждёт Вселенную? | Виртуальная экскурсия. |
Работа с источниками информации, беседа. | Что такое Млечный Путь? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Сколько звёзд во Вселенной? Из чего сделаны звёзды? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Какая форма у звёзд? Какие звёзды могут взрываться? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Горячо ли на солнце? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Всегда ли будет светить Солнце? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Сколько планет в Солнечной системе? Викторина | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Чем планеты отличаются от звёзд? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Есть ли жизнь на Луне? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Для чего нужны ракеты? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | С какой скоростью летают ракеты? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Что такое невесомость? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Зачем космонавтам скафандр? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Могут ли люди жить в космосе? | Проблемно-ценностное общение |
Практическая работа. Работа с источниками информации, беседа. | Выпуск тематической газеты « Мир космоса». | Проблемно-ценностное общение |
Планета –Земля 25ч |
Работа с источниками информации, беседа. | Земля круглая.. или не совсем? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Из чего состоит Земля? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Сколько лет Земле? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Кто первым обогнул земной шар? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Какими были первые карты? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Кто покорил Северный полюс? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Что интересного на полюсах? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Какие горы самые высокие? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Что такое полезные ископаемые? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Отчего происходит землетрясение? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Что такое пещера? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Далеко ли до неба? Почему небо голубого цвета? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Как получается дождь? Снег? Почему снег белый? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Почему бывает радуга? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Где берут начало реки? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Где на Земле не бывает. дождя? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Почему ветер дует? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Что такое гром? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | В пустыне очень жарко? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Сколько на земле океанов? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Почему Тихий океан назвали тихим? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Почему вода в море солёная? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Какое место самое холодное на Земле? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Экологическая тревога. | Проблемно-ценностное общение |
Практическая работа Работа с источниками информации, беседа. Заочное путешествие | Выпуск тематической газеты «Планета-Земля». | Проблемно-ценностное общение |
Времена года 9ч |
Работа с источниками информации, беседа. | Кто изобрёл современный календарь? | Проблемно-ценностное общение |
Игра. Работа с источниками информации, беседа. | Кто в Новый год трубит в рог? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Почему каждый год бывает лето? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Где на Земле два времени года? Где дождь идёт месяц? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Как узнавали время до появления часов? Почему часы тикают? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Почему ночью темно? Что такое полярная ночь? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Животные синоптики | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Растения - синоптики | Проблемно-ценностное общение |
Практическая работа Игра. Работа с источниками информации, беседа. | Выпуск тематической газеты « Времена года». | Проблемно-ценностное общение |
Мир растений 17ч |
Конкурс рисунков Работа с источниками информации, беседа. | Что такое растение? Где живут растения? Конкурс рисунков | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Как устроено растение? Как растения дышат? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Почему растения сажают весной? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Почему осенью опадают листья? Зачем листья деревьям? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Зачем цветки растениям? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Сколько живёт дерево? Отчего зимой у ёлки зелёные иголки? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Какие растения живут в воде? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Как по цветам узнать время? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Кто растёт быстрее всех? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Почему арбуз - ягода? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Какие растения самые маленькие? (большие) | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Какие растения похожи на камушки? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Почему репейник колючий? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Отчего крапива жжётся? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Есть ли растения в пустыне? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Зачем человеку растения? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Что такое специи? | Проблемно-ценностное общение |
Практическая работа Работа с источниками информации, беседа. | Выпуск тематической газеты « Красная книга природы-Мир растений». | Проблемно-ценностное общение |
Животный мир17ч |
Работа с источниками информации, беседа. | Какое животное самое большое? Какой зверь самый хищный на свете? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Какое животное самое колючее? Какое животное самое прожорливое? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Где и как живут рыбы? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Чем акулы отличаются от дельфинов? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Чем отличаются лягушки от жаб? Чем отличаются аллигаторы от крокодилов? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Зачем животным скелет? Чем отличаются зайцы от кроликов? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Зачем верблюду горб? Зачем слону хобот? | Проблемно-ценностное общение |
Конкурс рисунков Работа с источниками информации, беседа. | Зачем жирафу длинная шея? Конкурс рисунков | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Какое животное меняет окраску | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Все змеи ядовиты? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Как быстро бегает гепард? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Как летучие мыши видят в темноте? Почему совы могут охотиться в темноте? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Зачем зебрам полоски? Зачем леопардам пятна? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Зачем птицам перья? Почему пингвины не летают? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Почему фламинго розовые? Зачем птицы поют? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Почему у кошки глаза светятся в темноте? Почему кошка так часто умывается? | Проблемно-ценностное общение |
Презентация Акция. Работа с источниками информации, беседа. | Конференция «Эти удивительные животные». Проведение акции “Птичья столовая | Проблемно-ценностное общение |
Удивительный мир природы12ч |
Работа с источниками информации, беседа. | Кто ходит кверху животом? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | У кого есть лишняя рука? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Какие животные лучшие мамы? (Плохие мамы?) | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Какие детёныши самые высокие?(Крупные? Некрасивые?.. ) | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | У кого самый уютный домик? Кто рождается под снегом?. | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | У какой птицы глаза на затылке? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Что такое "крокодиловы слёзы"? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | А животные умеют разговаривать? | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Необычные растения. | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Экзотические животные. | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Растения лечат. | Проблемно-ценностное общение |
Практическая работа. Работа с источниками информации, беседа. | Выпуск тематической газеты « Удивительный мир природы». | Проблемно-ценностное общение |
Мой край родной 8ч |
Работа с источниками информации, беседа. | Природные богатства моего края | Проблемно-ценностное общение |
Конкурс рисунков Работа с источниками информации, беседа. | Животный мир .Конкурс рисунков | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Растительный мир | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Кто живёт в лесу? Лесные загадки | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Что растёт в лесу? Лесные загадки | Проблемно-ценностное общение |
Игра. Работа с источниками информации, беседа. | Экологическая игра «Лукошко грибника» | Проблемно-ценностное общение |
Работа с источниками информации, беседа. | Домашние любимцы. Творческая работа «Мы и домашние животные». | Проблемно-ценностное общение |
Практическая работа Игра. | КВН «Почемучки» Чему научились за год? | Проблемно-ценностное общение |
III. Тематическое планирование
№ п/п | Темы | Количество часов |
1. | Про космос | 14 |
2. | Планета Земля | 25 |
3. | Времена года | 9 |
4. | Растительный мир | 17 |
5 | Животный мир | 17 |
6 | Удивительный мир природы | 12 |
7 | Мой край родной | 8 |
| Итого: | 102ч |