СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Проектная деятельность -актуальна в начальной школе.Данная программа помогает организовать поисковую работу.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена
На основании:
1.Ф3 «Об образовании в Российской Федерации № 273 от 29.12.2012
2.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом Минобрнауки РФ №373 от 06.10.09) с изменениями, внесенными Приказом Минобрнауки «О внесении изменений в ФГОС НОО» №1576 от 31.12.2015
В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010г. №189 Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемологические требования к условиям организации обучения в образовательных организациях», с изменениями внесёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015г. №81.
Данная программа разработана для внеурочной деятельности младших школьников учителями начальных классов МБОУ Гимназии №59 Зубаревой И.В, Ломтевой Е.Ю.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их исследовательской деятельности.
Программа “Исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи завершённой предметной линии «Планета знаний», методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.
Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Цель и задачи программы кружка «Исследователь»
Цель программы: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Задачи программы:
развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников;
обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска;
формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Содержание программы
Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
вести устный диалог на заданную тему;
участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
участвовать в работе конференций, чтений.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Тема исследования отражает проблему в ее характерных чертах. Удачная, четкая в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной смысл, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.
Все разнообразие тем исследовательской деятельности детей можно объединить в три основные группы:
фантастические – ориентированные на разработку несуществующих объектов, явлений;
эмпирические – предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
теоретические – ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках.
Требования к выбору темы исследований:
Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.
Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.
Тема должна быть оригинальна.
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследования.
Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.
Объект исследования - это область, в рамках которой ведется исследование совокупностей связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследования информации.
Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта.
С целью активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях по исследовательской деятельности, соответствия материала возрастным особенностям детей рекомендуется использование:
· Загадок, ребусов, шарад, задач – шуток, логических заданий и заданий на развитие творческих способностей;
· Игровых моментов, связанных с введением в ход урока сказочных героев Почемучки и Поисковичка (помоги задать вопрос, изучить, рассмотреть, исследовать, описать и т.п.);
· Связи материала с наглядно – образным игровым материалом;
· Игр – исследований, фантастических исследований;
· Ролевых игр, дающих возможность провести исследование возможностей каждой профессии: если бы я был строителем (поваром, учителем и т.п.);
· Игр – путешествий, например во времени, для знакомства с великими открытиями и изобретениями, в новые страны – пути Великих географических открытий; фантастические путешествия на другие планеты.
Следует запомнить, что выбор темы исследования – это только начало. Задача взрослых – помочь в проведении детских исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ребенка и его окружения. Помощь требуется на всех этапах работы: и при выборе предмета исследования, при сборе и обобщении материала, при доведении всего дела до логического завершения.
Известный специалист Д. Треффингер рекомендует нам, занимающимся с детьми исследовательской деятельностью, соблюдать следующие правила:
Помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
На основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями.
Научитесь не торопиться с вынесением суждения.
Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.
Подходите ко всему творчески.
Основные этапы выполнения исследовательских работ учащихся:
1. Знакомство класса с темой. Мотивация.
2. Выбор подтем (областей знания). Выбор направлений исследований; постановка задачи.
3. Сбор информации. Фиксация и предварительная обработка данных.
4. Выбор проектов. Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез.
5. Работа над проектами. Оформление результатов работы
6. Презентация проектов. Грамотное представление исследовательской работы
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.
Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.
Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.
Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.
Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.
После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.
Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.
Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.
При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.
Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят.
На всех этапах работы исследовательской деятельности ребенка мы должны ясно осознавать, что основной ожидаемый результат – развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков. В данном случае имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя:
первым можно считать тот, что создает ребенок своей головой и руками – макет, отчет и тому подобное;
второй – самый важный – педагогический – это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр новых психологических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.
Оба эти результата хорошо видны во время защиты детьми собственных исследуемых материалов. В этой связи защита итогов приобретает особую значимость. Это необходимый важный этап работы.
Защита – венец исследования. О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.
Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.
Если мы хотим, чтобы процессы развития и саморазвития личности младшего школьника шли интенсивно, нам необходимо стимулировать его исследовательскую активность, поддерживать в ребенке жажду новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину.
Собственную исследовательскую деятельность ребенка следует рассматривать, в первую очередь, как одно из основных направлений развития творческих способностей. Умения и навыки исследования, самостоятельного постижения истины легко прививаются и переносятся в дальнейшем на все виды деятельности.
Исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности. В фундаменте его исследовательский подход, позволяющий трансформировать обучение в самообучение.
Особенности программы
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
системность организации учебно-воспитательного процесса;
раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Основные понятия:
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ.
Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования).
Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности.
Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.
Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества.
Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.
Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.
Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.
Специфика курса
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать отсутствие у первоклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.
Назначение программы
Учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.
Место программы кружка «Исследователь» в учебном плане
Программа кружка «Исследователь» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом МОУ гимназии № 59 на исследовательскую деятельность в 1- 4 классах отводится 1 внеаудиторный час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 33 часа в 1 классе, 34 часа – во 2-4 классах внеаудиторной занятости.
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке. Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Основные методы и технологии
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
моделирующая деятельность;
поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (1 класс) | Второй уровень результатов (2-3 класс) | Третий уровень результатов (4 класс) |
предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. | предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
| предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты. |
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
• с уроками русского языка и литературного чтения: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
• с уроками технологии: изготовление различных элементов по темам проектов.
Личностные и метапредметные результаты
результаты | формируемые умения | средства формирования |
личностные |
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. | организация на занятии парно-групповой работы |
Метапредметные результаты | ||
регулятивные | • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
|
|
познавательные |
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
|
|
коммуникативные |
• формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
|
|
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента.
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:
Должны научиться | Сформированные действия |
Обучающиеся должны научиться
| В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
|
По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать:
• действия, направленные на выявление проблемы и определить направление исследования проблемы;
• основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;
• обозначенные границы исследования;
• разработку гипотезы или гипотез, в том числе и нереальных провокационных идей;
• деятельность по самостоятельному исследованию, выбрав методы исследования;
• проведение последовательного исследования;
• полученные знания (сбор и обработка информации - анализ и обобщение полученных материалов);
• сообщение по результатам исследования;
• публичные выступления и защиту с доказательством своей идеи;
В итоге:
• простимулируется исследовательское творчество детей у 100% с привлечением родителей;
• обучатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%;
• организуется экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное;
• продемонстрируются результаты на мини- конференциях, семинарах не менее 50%;
• включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов, среди учащихся 2,3,4 классов не менее 10%;
• создадутся «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации у 100% учащихся;
• сформируются представления об исследовательском обучении и как стать исследователем;
• активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:
альбом,
газета,
гербарий,
журнал, книжка-раскладушка
коллаж
коллекция
костюм
макет
модель
музыкальная подборка
наглядные пособия
паспарту
плакат
план
серия иллюстраций
сказка
справочник
стенгазета
сувенир-поделка
сценарий праздника
учебное пособие
фотоальбом
экскурсия
Карта преемственности в развитии общеучебных, сложных дидактических и исследовательских умений
1 класс
слушать и читать на основе поставленной цели и задачи;
осваивать материал на основе внутреннего плана действий;
вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий;
вести рассказ от начала до конца;
творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу;
работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой.
2 класс
наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах;
пересказывать подробно и выборочно;
выделять главную мысль на основе анализа текста;
делать выводы из фактов, совокупности фактов;
выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части
выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;
делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов.
3 - 4 класс
переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;
отбирать необходимые знания из большого объёма информации;
конструировать знания, положив в основу принцип созидания;
систематизировать учебный план;
пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера;
высказывать содержательно свою мысль, идею;
формулировать простые выводы на основе двух – трёх опытов;
решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;
свободно владеть операционными способами усвоения знаний;
переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.
Учебно - тематическое планирование
Тематическое планирование 1 класс (33 часа)
№
| Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Что такое исследование? | 1 |
2-3 | Как задавать вопросы? | 2 |
4-5 | Как выбрать тему исследования? | 2 |
6 | Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку) | 1 |
7-8 | Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу») | 2 |
9-10 | Наблюдение как способ выявления проблем. | 2 |
11-12 | Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания | 2 |
13-14 | Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы. | 2 |
15-16 | Постановка вопроса (поиск гипотезы).Формулировка предположения (гипотезы) | 2 |
17-18 | Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы. | 2 |
19 | Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей | 1 |
20-21 | Обоснованный выбор способа выполнения задания | 2 |
22-23 | Составление аннотации к прочитанной книге, картотек | 2 |
24-25 | Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы? | 2 |
26-27 | Методика проведения самостоятельных исследований. Коллективная игра-исследование. | 2 |
28-30 | Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике | 2 |
31-32 | Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей. | 2 |
33 | Анализ исследовательской деятельности. | 1 |
Итого 33 часа |
Содержание занятий
Тема 1. Что такое исследование? - 1ч
Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске.
Знать исследовательские способности, пути их развития.
Уметь находить значимые личностные качества исследователя.
Тема 2-3. Как задавать вопросы? – 2 ч
Задания на развитие умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. Как задавать вопросы, подбирать вопросы по теме исследования.
Тема 4-5. Как выбрать тему исследования?
Понятие «тема исследования». Задания на развитие речи, аналитического мышления. Игра на развитие наблюдательности.
Тема 6. Учимся выбирать дополнительную литературу
(экскурсия в библиотеку). – 1ч.
Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.
Тема 7-8. Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»)- 2ч.
Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.
Тема 9-10. Наблюдение как способ выявления проблем. – 2ч.
Способствовать развитию наблюдательности через игру «Поиск». Развивать умение находить предметы по их описанию, назначению, др.
Тема 11-12. Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания.- 2 ч.
Учить составлять план для выполнения задания (алгоритм). Развивать речь учащихся. Формировать умение работать самостоятельно и в коллективе.
Тема 13-14. Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы.- 2ч.
Знакомство с понятием «проблема». Развивать речь, умение видеть проблему.
Тема 15-16. Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы. – 2ч.
Учить в игровой форме выявлять причину и следствие.
Развивать умение правильно задавать вопросы.
Тема 17-18. Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы.- 2ч.
Выдвижение гипотез. Развивать умение правильно задавать вопросы.
Тема 19. Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей.- 1ч.
Заочная экскурсия в прошлое.
Тема 20-21. Обоснованный выбор способа выполнения задания.- 2ч.
Уметь мотивировать свой выбор. Учиться отстаивать свою точку зрения. Аргументы.
Тема 22-23. Составление аннотации к прочитанной книге, картотек.- 2ч.
Понятие «аннотация». Выбор книги по интересам. Составление карточек по прочитанной книге.
Тема 24-25. Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?- 2ч.
Учиться строить схемы «Дерево Паук».
Тема 26-27. Методика проведения самостоятельных исследований. – 2ч.
Практическая работа. Игра «Найди задуманное слово».
Тема 28.Коллективная игра-исследование.- 1ч.
Игра-исследование «Построим дом, чтоб жить в нём».
Тема 29-30. Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике. – 2ч.
Самостоятельная работа учащихся над проектом. Подготовка выставки творческих работ.
Тема 31-32. Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей.- 2ч.
Выставка творческих работ. Презентации проектов учащимися.
Тема 33. Анализ исследовательской деятельности.- 1ч.
Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся. Работа над умением анализировать и делать выводы.
Тематическое планирование. 2 класс (34 часа)
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Что можно исследовать? Формулирование темы. | 1 |
2-3 | Как задавать вопросы? Банк идей. | 2 |
4-5 | Тема, предмет, объект исследования. | 2 |
6-7 | Цели и задачи исследования. | 2 |
8-9 | Учимся выделять гипотезы. | 2 |
10-13 | Организация исследования. (Практическое занятие) | 4 |
14-17 | Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем. | 4 |
18-19 | Коллекционирование. | 2 |
20 | Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» | 1 |
21-22 | Сообщение о своих коллекциях. | 2 |
23 | Что такое эксперимент. | 1 |
24 | Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях | 1 |
25-27 | Сбор материала для исследования. | 3 |
28-29 | Обобщение полученных данных. | 2 |
30 | Как подготовить результат исследования. | 1 |
31 | Как подготовить сообщение. | 1 |
32 | Подготовка к защите. (Практическое занятие.) | 1 |
33 | Индивидуальная консультация. | 1 |
34 | Подведение итогов. Защита. | 1 |
Итого 34 часа |
Содержание занятий
Тема 1. Что можно исследовать? Формулирование темы - 1 ч.
Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования темы.
Тема 2-3. Как задавать вопросы? Банк идей - 2ч.
Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей».
Тема 4-5. Тема, предмет, объект исследования – 2ч
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования.
Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования,
Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы.
Тема 6-7. Цели и задачи исследования – 2ч.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование?
Уметь: ставить цели и задачи исследования.
Тема 8-9. Учимся выдвигать гипотезы - 2 ч
Понятия: гипотеза, провокационная идея.
Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если…
Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы.
Тема 10-13. Организация исследования(практическое занятие) – 4ч.
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.
Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).
Знать:- методы исследования,
Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию.
Тема 14-17. Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем – 4ч.
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).
Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”.
Знать: - метод исследования – наблюдение
Уметь:- проводить наблюдения над объектом и т.д.
Тема 18-19. Коллекционирование - 2ч.
Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.
Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала.
Знать:- понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция
Уметь:- выбирать тему для коллекционирования, собирать материал.
Тема 20. Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» -1ч.
Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди».
Тема 21-22. Сообщение о своих коллекциях – 2ч.
Выступления учащихся о своих коллекциях.
Тема 23. Что такое эксперимент - 1ч.
Понятия: эксперимент, экспериментирование.
Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.
Практическая работа.
Знать:- понятия - эксперимент и экспериментирование
Уметь: планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента.
Тема 24. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях – 1ч.
Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия».
Тема 25-27.Сбор материала для исследования - 3 ч.
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Знать: правила и способы сбора материала
Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.
Тема 28-29. Обобщение полученных данных - 2 ч.
Анализ, обобщение, главное, второстепенное.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.
Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.
Знать: способы обобщения материала
Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.
Тема 30. Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите - 1 ч.
Составление плана подготовки к защите проекта.
Тема 31. Как подготовить сообщение - 1 ч.
Сообщение, доклад.
Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.
Знать: правила подготовки сообщения.
Уметь: планировать свою работу “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др.
Тема32. Подготовка к защите - 1 ч.
Защита. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.
Тема33. Индивидуальные консультации - 1 ч.
Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите.
Тема34. Подведение итогов работы - 1 ч.
Анализ своей проектной деятельности.
Тематическое планирование. 3 класс (34 часа)
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь. | 1 |
2-3 | Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. | 2 |
4 | Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) | 1 |
5-6 | Какими могут быть проекты? | 2 |
7-8 | Формулирование цели, задач исследования, гипотез. | 2 |
9-10 | Планирование работы. | 2 |
11-13 | Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. | 3 |
14-15 | Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. | 2 |
16-18 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. | 2 |
19-21 | Анализ прочитанной литературы. | 3 |
22-23 | Исследование объектов. | 2 |
24-25 | Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. | 2 |
26-27 | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. | 2 |
28 | Как сделать сообщение о результатах исследования | 1 |
29-30 | Оформление работы. | 2 |
31-32 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | 2 |
33 | Мини конференция по итогам собственных исследований | 1 |
34 | Анализ исследовательской деятельности. | 1 |
Итого 34 часа |
Содержание занятий
Тема 1. Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь -1ч.
Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами».
Тема 2-3. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования – 2ч.
Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».
Тема 4. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) – 1ч.
Задания на выявление общих интересов. Групповая работа.
Тема 5-6. Какими могут быть проекты? – 2ч.
Знакомство с видами проектов. Работа в группах.
Тема 7-8. Формулирование цели, задач исследования, гипотез – 2ч.
Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.
Тема 9-10. Планирование работы – 2ч.
Составление плана работы над проектом. Игра «По местам».
Тема 11-13. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии – 2ч.
Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира.
Тема 14-15. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию – 2ч.
Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
Тема 16-18. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования – 2ч.
Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта.
Тема 19-21. Анализ прочитанной литературы – 2ч.
Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте.
Тема 22-23. Исследование объектов – 2ч.
Практическое занятие направленное на исследование объектов в проектах учащихся.
Тема 24-25. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное – 2ч.
Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке.
Тема 26-27. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы – 2ч.
Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.
Тема 28. Как сделать сообщение о результатах исследования – 1ч.
Составление плана работы. Требования к сообщению.
Тема 29-30. Оформление работы – 1ч.
Выполнение рисунков, поделок и т.п.
Тема 31-32. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 2ч.
Работа на компьютере – создание презентации.
Тема 33. Мини конференция по итогам собственных исследований – 1ч.
Выступления учащихся с презентацией своих проектов.
Тема 34. Анализ исследовательской деятельности – 1ч.
Анализ своей проектной деятельности.
Тематическое планирование 4 класс (34 часа)
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. | 1 |
2-3 | Культура мышления. | 2 |
4-5 | Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. | 2 |
6-7 | Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. | 2 |
8-9 | Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. | 2 |
10-11 | Предмет и объект исследования. | 2 |
12 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования. | 1 |
13-14 | Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала. | 2 |
15-16 | Наблюдение и экспериментирование. | 2 |
17-18 | Техника экспериментирования | 2 |
19-20 | Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования. | 2 |
21-22 | Правильное мышление и логика. | 2 |
23-24 | Что такое парадоксы | 2 |
25-27 | Обработка и анализ всех полученных данных. | 3 |
28-30 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | 3 |
31 | Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите. | 1 |
32 | Защита исследования перед одноклассниками. | 1 |
33 | Выступление на школьной НПК. | 1 |
34 | Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности. | 1 |
Итого – 34 часа |
Содержание занятий
Тема1. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.
Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами».
Тема2-3. Культура мышления.
Виды тем. Практическая работа «Неоконченный рассказ».
Тема 4-5. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.
Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии.
Тема6-7. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.
Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над актуальностью выбранной проблемы.
Тема 8-9. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.
Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования.
Тема 10-11. Предмет и объект исследования.
Определение предмета и объекта исследования и их формулирование.
Тема 12. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования – 1ч.
Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы.
Тема 13-14. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала -2ч.
Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы.
Тема15-16. Наблюдение и экспериментирование -2ч.
Практическая работа. Эксперимент с микроскопом, лупой.
Тема 17-18. Техника экспериментирования -2ч.
Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем».
Тема19-20. Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования – 2ч.
Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента.
Тема21-22. Правильное мышление и логика – 2ч.
Задания на развитие мышления и логики.
Тема 23-24. Обработка и анализ всех полученных данных - 2ч.
Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта.
Тема25-27. Что такое парадоксы -3ч.
Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах.
Тема28-30. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 3ч.
Выполнение презентации к проекту. Подбор необходимых картинок. Составление альбома иллюстраций. Выполнение поделок.
Тема 31. Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите -1ч.
Составление плана выступления.
Тема32. Защита исследования перед одноклассниками – 1ч.
Выступление с проектами перед одноклассниками.
Тема33. Выступление на школьной НПК – 1ч.
Презентация проекта на школьной НПК.
Тема34. Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности – 1ч.
Анализ исследовательской деятельности. Выводы.
Применение критериев оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся при оценке исследовательской деятельности
Оценивая исследовательскую деятельность учащегося можно оценивать уровень сформированности компетентности решения проблем, так как обязательным условием реализации исследовательского обучения в школе является решение собственных проблем.
Оценивая деятельность, получаем возможность выявить уровень сформированности информационной и коммуникативной компетентностей по ряду оснований – способов деятельности, владение которыми представляет учащийся. Критерии оценки не касаются тех аспектов проявления указанных компетентностей, которые затратно оценивать через проект. Оценка уровни сформированности ключевых компетентностей осуществляется на основании требований, конкретизированных в систему критериев.
Показатели освоения ключевых компетентностей, качественное изменение по сравнению с предыдущим уровнем и увеличение доли самостоятельности учащегося или усложнение того способа деятельности, владение которым он должен продемонстрировать приведены для каждого уровня. Предполагается, что в начальной школе учащимися будет осваиваться первый уровень, в 5-7 классах – второй, в 8-9 классах третьи и на старшей ступени также на этапе профессионального образования – четвертый уровень.
Так же предполагается, что согласно некоторым составляющим определенной компетентности учащийся может оказаться на наиболее высоком или низком уровне, чем тот, который он демонстрирует в целом.
Критерии оценки исследовательской деятельности учащегося и качественную оценку его продвижения рекомендуется им разъяснить. Если необходимо выставлять отметку, то рекомендуется ориентироваться на общий балл и принимать за основу отчета средний балл по уровню, на котором проводится оценка. При этом учащийся может набрать минимальное количество баллов по одним позициям и количество баллов, превышающее требование к данному уровню, - по другим.
Так как, переход учащегося на новый уровень освоения компетентности или его продвижение внутри уровня нередко связаны с увеличением его самостоятельности в рамках исследовательской деятельности, рекомендуется фиксировать ту помощь, которую оказывает учитель при исследовании.
Объектами оценки являются тетрадь исследовательской деятельности учащегося, наблюдение за презентацией продукта, а также наблюдение за работой в группе и консультацией.
Требования к уровню сформированности ключевых компетентностей учащихся (для оценки в процессе исследовательской деятельности учащихся)
Уровень I минимальный
Уровень II достаточный
Уровень III оптимальный
Уровень IV высокий
Решение проблем
- демонстрирует понимание проблемы;
- демонстрирует понимание цели и задач деятельности;
- демонстрирует понимание последовательности действий;
- имеет общее представление о предполагаемом продукте проектной деятельности;
- высказывает впечатления о работе и полученном продукте;
- описывает желаемую и реальную ситуацию;
- формулирует цель и задачи деятельности по решению проблемы;
- планирует свою деятельность;
- формулирует детальное представление об ожидаемом продукте;
- оценивает продукт и процесс деятельности;
- формулирует проблему с помощью руководителя;
- ставит цели достижения и измерения;
- проводит текущий контроль реализации плана деятельности;
-предполагает последствия достижения результатов;
- анализирует продукт и процесс деятельности;
-формулирует и анализирует проблему,
-определяет стратегию решения проблемы;
-анализирует ресурсы;
- анализирует общественную потребность в использовании продукта;
-осуществляет объективный анализ и указывает субъективное значение результатов деятельности.
Работа с информацией
- осознает недостаточность информации в процессе реализации деятельности;
-применяет способ получения информации из одного источника по предложению учителя;
-проявляет понимание полученной информации;
-проявляет понимание выводов по определенному вопросу;
-осознает какой информацией по вопросу владеет, какой нет;
- применяет способ получения информации из нескольких источников по предложению учителя;
-интерпретирует владеющую информацию в контексте собственной деятельности;
-планирует информационный поиск;
-владеет способами систематизации информации;
-критический относится к полученной информации;
-определяет уровень информированности, необходимый для принятия решения;
-выбирает информационные источники, адекватные цели проекта;
-решает возникшие противоречия;
-делает выводы и принимает решения в случае неопределенности.
Коммуникация
-соблюдает нормы изложения элементарного текста;
-соблюдает нормы изложения элементарном высказывании;
-работает с вопросами на уточнение;
-излагает свои идеи, соблюдая процедуру при работе в группе;
-соблюдает нормы изложения сложного текста;
-соблюдает нормы речи в сложном высказывании;
-работает с вопросами на для понимания;
-взаимодействует с членами группы, договорившись о процедуре;
-определяет цель и адекватную форму коммуникаций;
-использует невербальные средства воздействия на аудиторию;
-работает с вопросами в развитие темы;
-получает результат взаимодействия совместно с членами группы;
-определяет средства письменной коммуникации, адекватные цели;
-применяет риторические и логические приемы;
- работает с вопросами на дискредитацию;
-успешно справляется с кризисами взаимодействия совместно с членами группы.
Критерии для оценки сформированности компетентности разрешения проблем
Уровень I Уровень II Уровень III Уровень IV
1-3 баллов 4-6 баллов 7-9 баллов 10-12 баллов
Постановка проблемы
-подтвердил понимание проблемы, сформулированной учителем;
- объяснил причины, по которым он приступил к решению проблемы, сформулированной учителем;
- описал ситуацию и указал свои намерения;
- обосновывал идеальную ситуацию;
- проанализировал реальную ситуацию, называл противоречие между идеальной и реальной ситуацией;
- назвал ряд причин существования проблемы, сформулированной с помощью учителя;
- сформулировал проблему, повел анализ ее существования;
- указал некоторые последствия существования проблемы.
Целеполагание и планирование
- подтвердил понимание цели, задачи проекта, сформулированных учителем;
- сформулировал с помощью учителя задачи, соответствующие цели исследования;
- сформулировал задачи, адекватные цели проекта, определив совместно с учителем;
- сформулировал цель проекта, на основе проблемы определенной совместно с учителем;
- предлагает способ убедиться в достижении цели;
- обосновывал достижимость цели и предварительно называл риски;
- предложил возможные способы решения проблем;
- предложил стратегию достижения цели, анализируя альтернативы.
- завершив исследование, рассказал о сделанном в ходе работы над ним;
- описал последовательность и взаимосвязь предпринятых действий;
- выстроил в хронологической последовательности действия, сформулированные совместно с учителем;
- определил совместно с учителем и указал время выполнения;
- зафиксировал результаты текущего контроля за соответствием деятельности плану;
- спланировал текущий контроль с учетом особенности деятельности;
- предложил шаги действия соответственно с задачами и назвал необходимые ресурсы;
- обосновал необходимые ресурсы для реализации проекта;
- на этапе планирования ученик описал продукт, который предполагал получить;
- завершив проект описал полученный продукт;
- детально охарактеризовал продукт для использования;
- указал как планирует использовать продукт;
- охарактеризовал продукт, учитывая заранее заданные критерии оценки;
- обоснованно назвал потенциальных потребителей и сферу использования продукта;
- сформулировал рекомендации по использованию полученного продукта;
- спланировал продвижение, указал границы использования продукта.
Оценка результата
- высказывал оценочное отношение к продукту;
- приводит аргумент, подтверждающий справедливость высказанного оценочного отношения;
- назвал трудности, с которыми столкнулся при работе над проектом;
- высказал свои впечатления от работы над проектом;
- завершив проект, сопоставил ожидаемый и полученный продукт;
- сделал вывод о соответствии полученного продукта замыслу;
- называет слабые стороны работы над проектом;
- называет сильные стороны работы над проектом;
- оценивает полученный продукт соответственно с критериями заранее данными учителем;
- предложил ряд критериев оценки продукта;
- привел причины успехов и неудач и трудностей в проектной деятельности;
- ученик предложил способы преодоления трудностей, с которыми столкнулся при работе;
- предложил систему критериев оценки продукта;
- предложил способ оценки продукта;
- аргументировал возможность использования умения в других видах деятельности, которые освоены в ходе исследовательской деятельности;
- сделал анализ результатов работы с точки зрения жизненных планов на будущее.
Критерии оценки информационной компетентности
Уровень I Уровень II Уровень III Уровень IV
1-3 баллов 4-6 баллов 7-9 баллов 10-12 баллов
Поиск информации
- задал вопросы указывающие на отсутствие информации, при выполнении действия которой необходима данная информация;
- задал вопросы, указывающие на отсутствие конкретной информации, при обсуждении с руководителем общего плана деятельности в рамках исследования;
- выделил из рекомендации учителя те информации, которыми не обладает;
- указал какая информация по определенному вопросу необходима;
- назвал источники, из которых будет извлекать информацию, рекомендованную руководителем;
- спланировал поиск информации соответственно плану исследования;
- выделил вопросы, согласно которым должен получить сведения из нескольких источников;
- самостоятельно принял решение о завершении этапа сбора информации;
- показал, что владеет информацией из указанного учителем источника;
- зафиксировал информацию из указанного руководителем источника;
- получил сведения о конкретных источниках информации при работе с каталогом или поисковой системой;
- зафиксировал и систематизировал информации из разных источников, предложенных учителем;
- предложил способ систематизации данных и сведений из различных источников;
- дал характеристику основным источникам информации, которыми он пользовался;
- обосновал использование разных видов источников информации.
Обработка информации
- изложил полученную информацию;
- изложил фрагменты новой для него информации или задавал вопросы на понимание;
- назвал несоответствие в сведениях, предложенных руководителем;
- интерпретировал полученную информацию в контексте содержания исследования;
- указал противоречащие друг другу сведения;
- объяснил сведения выходящие из общего ряда;
- реализовал способ проверки достоверности информации предложенный руководителем;
- предложил способ разрешения противоречия;
- воспроизвел аргумент и вывод, имеющиеся в изученных источниках информации;
- привел пример, подтверждающий вывод, взятый из источника информации;
- предложил свою идею на основе полученной информации;
- сделал вывод на основании полученной информации и привел один аргумент;
- сделал вывод на основании полученной информации и привел ряд аргументов или данных для его подтверждения;
- выстроил совокупность аргументов, подтверждающих вывод, в собственной логике;
- сделал вывод на основе критического анализа разных взглядов или сопоставления первичной и вторичной информации;
- подтвердил свой вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными сведениями.
Критерии оценки коммуникативной компетентности
Уровень I Уровень II Уровень III Уровень IV
1-3 баллов 4-6 баллов 7-9 баллов 10-12 баллов
Письменная коммуникация
- изложил вопрос, соблюдая нормы оформления текста согласно заданным образцам;
- изложил вопрос, соблюдая нормы оформления текста и вспомогательной графики, согласно заданным образцам;
- изложил тему, включающую ряд вопросов, соблюдая нормы и правила оформления текста;
- изложил тему, включающую ряд вопросов, соблюдая нормы и правила оформления текста и вспомогательной графики, согласно заданным образцам;
- изложил тему, состоящую из сложной структуры, грамотно использовал вспомогательные средства;
- поставил цель письменной коммуникации и определил жанр;
- изложил вопрос, самостоятельно предлагая структуру текста соответственно нормам жанра;
- представил информацию.
Устная презентация
- выстроил свою речь по тексту, составленному с помощью руководителя, соответственно языковым нормам;
- выстроил свою речь по плану, составленному с помощью руководителя, соответственно языковым нормам;
- самостоятельно составил план выступления, соблюдая нормы публичной речи и регламент;
- использовал вербальные средства и интонирование для выделения смысловых блоков выступления;
- использовал невербальные средства и наглядные материалы, предложенные учителем;
- самостоятельно использовал невербальные средства и наглядные материалы;
- реализовал риторические или логические приемы, которых предложил руководитель;
- самостоятельно реализовал риторические или логические приемы;
- ответил на уточняющий вопрос повтором фрагмента выступления;
- ответил на уточняющий вопрос, приводя дополнительную информацию;
- ответил на вопрос, заданный на понимание, повторив фрагмент выступления, раскрывая термины, причинно-следственные связи;
- ответил на вопрос на понимание, объясняя или используя дополнительную информацию;
- дал односложный ответ по существу вопроса, заданного в развитие темы;
- дал развернутый ответ по существу вопроса, заданного в развитие темы;
- уточнил свое понимание вопроса, дискредитирующий его позицию, при необходимости апеллировал к объективным данным, авторитету или собственному опыту;
- высказывал свое отношение к вопросу, дискредитирующему его позицию, приводил новые аргументы.
Продуктивная групповая работа
- высказывают по теме и процедуре обсуждения, при выступлении руководителя в роли координатора дискуссии;
- самостоятельно следуют процедуре обсуждения, установленной учителем;
- договариваются о правилах обсуждения и согласовывают главные вопросы с помощью руководителя до начала обсуждения;
- самостоятельно договариваются о правилах и вопросах для обсуждения;
- следят за соблюдением процедуры обсуждения и обобщают результаты обсуждения по завершения работы;
- фиксируют полученные ответы и мнения и предлагают план действий в конце обсуждения;
- используют приемы выхода из сложившейся тупиковой ситуации или когда резюмировали причины, по которым группа не добилась результатов обсуждения;
- фиксируют полученные ответы и мнения и предлагают план действий в конце обсуждения;
- выявляют причины неэффективности обсуждения или предложили свои дополнения к известной процедуре выхода из тупиковых ситуаций;
- высказывают идеи, которые возникли при обсуждении, или свое отношение к другим идеям, высказанных членами группы, если их стимулирует руководитель;
- высказывают заранее подготовленные идеи;
- разъясняют свои идеи, предлагая ее, аргументируют свое отношение к идеям других членов;
- задают вопросы на уточнение и понимание идей друг друга;
- высказывают члены группы собственные идей на основе идеи высказанных остальными участниками;
- сопоставляют собственные идеи с идеями других членов, уточняя и развивая их;
- называют области совпадения и расхождения позиций, выявляя суть разногласий;
- согласовывают критерии и осуществляют сравнительную оценку предложений.
XVIII. Литература
1. Горячев А.В., Иглина Н.И. "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008
2. Головко О. Научно-практическая деятельность школьников. // Народное образование №3, -2003.
3. Груздева О.В. Опыт внедрения метода проектов в начальной школе. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2003-2004 уч. года.
4. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. – Томск, Пеленг, 1995.
5. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008
6. Жданова Л.А. Исследовательская деятельность как одна из стратегий обучения одаренных детей. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2004-2005 уч. года.
7. ИвочкинаТ., Ливерц И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. //Народное образование № 3, - 2000.
8. Ильиных Л.М. Развитие исследовательских способностей школьников. – Начальная школа + №7, - 2007.
9. Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся./ авт.-сост. Е.В. Кривобок, О. Ю. Саранюк. – Волгоград: Учитель, 2009. – 138 с.
10. Коломеец Л.С. Исследовательская работа в начальной школе. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2003-2004 уч.года.
11. Крючкова И.И. Включение учащихся в познавательную и научно-исследовательскую деятельность – действенный путь развития устойчивой мотивации в образовании и профессиональной самореализации. Классный руководитель - №6, 2002.
12. Попова Е.Н. Тропинки творчества. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2004-2005 уч.года.
13. Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект.- Москва, 2001.
14. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – 272 с.
15. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.- 2-е изд., - Самара: Издательство “Учебная литература”, 2008. – 208 с.
16. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований учащихся начальной школы. – Самара: Издательство “Учебная литература”, 2006.
17. Савенков А.И. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками. – Самара: Издательство “Учебная литература”, 2006.
18. Савенков А.И. Материалы для младших школьников по самостоятельной исследовательской деятельности. – Самара: Издательство “Учебная литература”, 2008.
19. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательский дом «Фёдоров», 2008
20. Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. – //Одаренный ребенок. №2, -2003.
21. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников / А.И.Савенков – М., 2006.
22. Савенков А.И.. Я – исследователь: Учебник – тетрадь для младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2004. Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие логического мышления ребёнка 7-8 лет. – 2006. – 32 с.
23. Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие творческого мышления ребёнка 8-9 лет. – 2006. – 32 с.
24. Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. – Ярославль: «Академия развития», 1997. -240 с.