СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 6 классов "Занимательная математика"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности для 6 классов "Занимательная математика"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №40ГОРОДА НОВОШАХТИНСКА

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА СМОЛЯНЫХ ВАСИЛИЯ ИВАНОВИЧА


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_________Е.А. Самарская

25.08 2018 года

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ СОШ №40

Приказ № от

______________С.В.Юрова






Программа дополнительного образования


«Занимательная математика»


(для обучающихся 6 классов)


Срок реализации – 6 класс - 68 часов


Образовательная область: математика


Тип программы: дополнительного образования


Направленность: социально-педагогическая




Учитель Белова О.В.







г. Новошахтинск

2018 г







СОДЕРЖАНИЕ



I. Пояснительная записка

Общая характеристика курса

Место курса


II. Содержание курса


III. Тематическое планирование курса


IV. Планируемые результаты изучения курса



VI. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса

































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Общая характеристика курса

Становление профильного образования является одним из приоритетов направления модернизации образования в России. Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося, является подготовка через организацию спецкурсов. Данный курс углубляет и расширяет знания учеников, развивает познавательный интерес и формирует математические способности. Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.

Цель курса: подготовить учащихся 5-х классов к изучению курсов алгебры и геометрии на II ступени обучения в соответствии с зоной потенциального развития каждого школьника, повышение математической культуры учащихся, выходящей за рамки школьной программы, способствующей мотивации дальнейшего математического образования.


Задачи курса:


 расширение и углубление знаний по предмету;

 развитие у учащихся логического мышления;

 формирование пространственного воображения и графической культуры;

 привитие интереса к изучению предмета;

 выявление одаренных детей;

 адаптация к переходу детей в среднее звено обучения, имеющее профильную направленность.



Программа дополнительного образования по математике составлена на основе:


1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).

2. Примерной программы Математика. 5-9 классы: проект. – 3-е изд., пе-рераб. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).



Место курса


Данный спецкурс предназначен для обучающихся, изучающих математику по учебнику Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов «Математика. 6 класс». Настоящий курс рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю).











































Содержание курса.


1. Делимость чисел (20 часов)


Основная цель - продолжить отработку вычислительных навыков; позна-комить с историей математики в России; научить решать логические задачи и задачи повышенной сложности. После изучения данной главы учащиеся должны знать: признаки делимости на 2, 5, 10, 100, 1000; 4, 6, 8, 11;


уметь: применять признаки делимости при решении задач.

На исторических примерах школьники приучаются к взаимной критике; ученики должны понять, что именно логическая полноценность аргументации была тем оружием, которое дало ему победу. Однажды почувствовав это, даже находясь в других ситуациях, он будет искать точную полноценную аргументацию, что значительно повысит его логическую культуру.


2. Действия с обыкновенными дробями. (30 часов)


Основная цель - познакомить с историей возникновения математических терминов и понятий; выработать умения составлять буквенные и числовые выражения, пропорции и линейные уравнения по условию текстовых задач; познакомить с новым разделом математики – топологией; научить решать логические задачи и задачи повышенной сложности. После изучения данной главы учащиеся должны знать: действия с обыкновенными дробями;


уметь: составлять выражения и уравнения по условию, используя действия с обыкновенными дробями. Углубляется понимание условий задачи: дети становятся способны выделить существенные и несущественные отношения приведѐнных в них данных, обнаруживая в итоге принцип построения и решения задачи. Расширяются возможности в осознании детьми своих действий при решении однотипных задач: они осознают не только свойства отдельных действий и особенности условий, в которых эти действия совершаются, но и их объективную общность по способу осуществления.


3. Действия с рациональными числами (18 часов)


Основная цель - расширить представление учащихся о числе; познакомить с биографиями выдающихся математиков; научить работать с координат-ной плоскостью; обучать решению занимательных задач и задач повышенной сложности. После изучения данной главы учащиеся должны знать: действия с рациональными числами;

уметь: выполнять задания на координатной плоскости двух типов.

При решении задач на координатную плоскость и занимательных задач, связанных с наглядностью, общность строения задач выявляется легче, чем при решении задач, где требуется действовать в отвлеченном плане. Поэтому работу по привлечению внимания ребят к строению задачи необходимо проводить в форме коллективного обсуждения возможных преобразований условий и требований.









































Тематическое планирование курса



п/п

Название разделов и тем

Количество часов

Форма проведения

Дата проведения

Делимость чисел. Решение задач повышенной сложности (20 часов)

1

Исторические сюжеты развития математики

1

Лекция

05.09

2

Признаки делимости на 10.

2

Лекция. Практикум

06.09

12.09

3

Признаки делимости на 2

2

Лекция. Практикум

13.09

19.09

4

Признаки делимости на 5

2

Лекция. Практикум

20.09

26.09

26.09

5

Решение логических задач

2

Лекция. Практикум

27.09

03.10

6

Признаки делимости на 4

2

Лекция. Практикум

04.10

17.10

7

Признаки делимости на 6

2

Лекция. Практикум

18.10

24.10

8

Признаки делимости на 8

2

Лекция. Практикум

25.10

31.10

9

Признаки делимости на 11

2

Лекция. Практикум

01.11

07.11

10

Признаки делимости на 15

2

Лекция. Практикум

08.11

14.11

11

Вавилонская система счисления

1

Лекция. Практикум

15.11

15.11



Действия с обыкновенными дробями. Решение задач повышенной сложности. (30 часов)

12

История возникновения математических терминов и понятий

2

Лекция

28.11

29.11

29.11

13

Обыкновенные дроби

4

Лекция. Практикум

05.12

06.12

12.12

13.12

14

Составление числовых и буквенных выражений, пропорций и линейных уравнений по условию текстовых задач

10

Лекция. Практикум

19.12

20.12

26.12

27.12

09.01

10.01

16.01

17.01

23.01

24.01

15

Топология

6

Лекция. Практикум

30.01

31.01

06.02

07.02

13.02

14.02

16

Занимательные игры с геометрическими фигурами. Задачи на разрезание и складывание фигур

8

Лекция. Практикум

27.02

28.02

06.03

07.03

13.03

14.03

20.03

21.03

Действия с рациональными числами. Решение задач повышенной сложности. (18 часов)

17

Составление заданий на координатной плоскости

4

Лекция. Практикум

27.03

28.03

03.04

04.04

18

Знакомство с биографиями Фалеса, Лейбница, Лобачевского, Эйлера, Лагранжа

2

Лекция. Практикум

17.04

18.04

18.04

19

Решение занимательных задач

12

Лекция. Практикум

24.04

25.04

08.05

15.05

16.05

22.05

23.05

29.05







































ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА


Личностные результаты:


У обучающегося будут сформированы:


 внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики;

 понимание роли математических действий в жизни человека;

 интерес к различным видам учебной деятельности, включая эле-менты предметно-исследовательской деятельности.


Обучающийся получит возможность для формирования:


 интереса к познанию математических фактов, количественных от-ношений, математических зависимостей в окружающем мире;

 ориентации на оценку результатов познавательной деятельности;

 общих представлений о рациональной организации мыслительной деятельности;

 самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

 первоначальной ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

 понимания чувств одноклассников, учителей;

 представления о значении математики для познания окружающего мира.


учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности.


Ученик получит возможность научиться:

 воспринимать мнение и предложения (о способе решения задачи) сверстников;

 в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

 на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов;

 выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;

 самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия с наглядно-образным материалом.


Познавательные:


Ученик научится:

 строить математические сообщения в устной форме;


проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), понимать выводы, сделанные на основе сравнения;

 выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки;

 проводить аналогию и на ее основе строить выводы;

 в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов;

 строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения.


Ученик получит возможность научиться:


 под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и до-полнительной информации;

 работать с дополнительными текстами и заданиями;

 соотносить содержание схематических изображений с математической записью;

 моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов;

 устанавливать аналогии; формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения;

 строить рассуждения о математических явлениях;

 пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения математических задач.


Коммуникативные:


Ученик научится:

 принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства;

 допускать существование различных точек зрения;

стремиться к координации различных мнений о математических явлениях в сотрудничестве; договариваться, приходить к общему решению;

 использовать в общении правила вежливости;

 использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;

 контролировать свои действия в коллективной работе;

 понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы;

 следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.



Ученик получит возможность научиться:


 строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию;

 использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

 корректно формулировать свою точку зрения;

 проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности;

 контролировать свои действия в коллективной работе; осуществлять взаимный контроль.



















УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Литература:


1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).

2. Примерной программы Математика. 5-9 классы: проект. – 3-е изд., пере-раб. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).

3. Математика. 5-6 классы: Организация познавательной деятельности. – Волгоград: Учитель, 2014.

4. Смирнов В.Ф., Генрва А.Н. Путешествие в страну тайн. – М.: Новая шко-ла . 2010.

5. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. – М.: ДРОФА, 2011.

6. Минковский В.Л. За страницами учебника математики .-М.: Просвещение ,2009.

7. Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика. – М.: Аванта +,2000.

8. Шарыгин И. Ф. Задачи на смекалку. 5 -6 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин.- М.: Просвещение, 2010.

9. Смыкалова Е.В. Развивающее обучение на уроках математики в 5-6 кл. Спб СМИО-Пресс, 2001.


Техническое оборудование:

1. Мультимедиа проектор

2. Экран





















1

3

Лекция Практикум

С/р