СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная экология" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная экология" 3 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11»

г. Сергиев Посад



УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №11

_______________ В.Н.Варенова

«31» августа 2019 г.

приказ №68 от «31» августа 2019 г.










Рабочая программа внеурочной деятельности

по социальному направлению

«Занимательная экология»

для 3 «А» класса

базовый уровень

  2019 / 2020 учебный год

















Разработчик программы: Шевчук Светлана Станиславовна,

учитель начальных классов первой квалификационной категории.




2019 г.

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным

образовательным стандартом начального общего образования;

Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ №11;

авторской программы В.А. Самковой «Моя первая экология», М.: Издательский центр

«Вентана-Граф», 2016 г.

По учебному плану МБОУ СОШ № 11 на изучение данного курса отводится 34ч (1 ч в неделю).

Планируемые результаты изучения программы

Личностные:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости;

  • умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать;

  • использовать при выполнении задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы;

  • определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку;

  • понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

  • учитывать разные мнения;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться, приходить к общему решению;

  • соблюдать корректность в высказываниях;

  • задавать вопросы по существу;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;

  • контролировать действия партнера.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

  • сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);

  • анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

  • самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,  

представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  • владеть монологической и диалогической формами речи;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

Содержание курса

Дом, в котором я живу (10 ч)

Дом, в котором я живу: человек и окружающая его среда. Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе. Понятие о доме: дом человека, убежище животных, планета — дом всего человечества. Жилища первобытных людей. Постоянные жилища: вигвам, иглу, изба, дом на сваях и др. Переносные жилища: юрта, чум, палатка. Появление многоэтажных домов. Влияние синтетических материалов на окружающую среду и здоровье человека. Увеличение потребления воды и электроэнергии — одна из причин возникновения экологических проблем. Экономное использование ресурсов. Преимущества и недостатки малоэтажной застройки. «Экологический дом». Домашняя обстановка. Предметы домашнего обихода. Чистота, порядок и уют в доме. Семейные традиции и семейные праздники. Одежда и обувь, их назначение. Природные материалы, используемые для пошива, окраски и декорирования одежды и обуви: натуральный мех, кожа, замша; ткани из растительных, шерстяных, шёлковых и смешанных волокон. Синтетические ткани. «Экологический стиль» в манере одеваться. Первобытные «коллекционеры». Первые украшения: фигурки из обожжённой глины, изделия из бивней мамонта, костяные изображения зверей и птиц. Животные, исчезнувшие с лица. Браконьерство. Международные соглашения по запрещению торговли редкими (экзотическими) видами.

О городах и горожанах (5 ч)

Кочевой образ жизни древних племён. Появление городов. Города-государства. Зависимость города от окружающей его среды. Ресурсы, необходимые для нормального существования города: пресная вода, продукты питания, топливо. Экологические проблемы города: загрязнение воздуха промышленными предприятиями и транспортом; загрязнение водоёмов, рек, под земных вод в черте города и за его пределами; накопление бытовых и промышленных отходов. Проблема шума в городе. Различные проекты городов будущего.

О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии (9 ч)

Система — одно из ключевых понятий экологии. Элемент — составная часть системы. Разнообразие систем. Биологические системы: системы органов растений, животных, человека. Организм как система. Понятие «экосистема». Природные (естественные) и искусственны экосистемы. Моделирование экосистем. Аквариум — модель природной экосистемы. Типы природных экосистем: наземные и водные экосистемы. Лес — наиболее распространённый тип наземных экосистем. Водоём — природная система. Болото — переходный тип между водными и наземными экосистемами. Тундра и пустыня — экосистемы, их сходство и различие. Природа как источник различных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей человека. Материальные и духовные потребности. Влияние человека на природные экосистемы. Положительные и отрицательные примеры изменений в природе, вызванных деятельностью человека.

В сетях жизни (6 ч)

Биологическая экология и окружающая среда. Простейшая классификация экологических связей. Пищевые связи в экосистеме. Растения — производители органического вещества. Травоядные и хищники. Всеядные животные. Животные - падальщики. Цепи питания. Сети питания. Элементарные представления о пищевой пирамиде. Временные и постоянные группы животных: семьи, стаи, стада, колонии и т. п. Взаимопомощь в группе: совместные поиски корма, защита от врагов, забота о потомстве, о больных и раненых. Общение животных. Способы передачи информации: окраска, звуковые сигналы, запахи, язык поз и движений. Передача информации от взрослых животных потомству. Подражание и обучение. Игра — один из способов усвоения навыков поведения, необходимых в дальнейшей жизни.

Общий дом – общие проблемы (4 ч)

Увеличение численности населения планеты. Рост потребностей человека. Экологические проблемы р. Глобальные экологические проблемы. Пути решения экологических проблем. Переработка и повторное использование бытовых отходов. Охраняемые природные территории и объекты: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде.

Тематическое планирование

Тема

Кол-во

часов

Перечень лабораторных и практических работ,

экскурсий, проектной деятельности

Дом, в котором я живу

10

Практические работы: «Домашняя инвентаризация». Проекты: «Дом, в котором я бы хотел жить», «Мой гардероб». Игры: «Мы строим дом», «Дом экологической моды».

О городах и горожанах

5

Практические работы: определение загрязнения воздуха в город по количеству частиц пыли, оседающих на листьях деревьев, на пластинках, смазанных вазелином. Игры: проектирование микрорайона школы с учётом потребностей его жителей.

О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии

9

Практические работы: «Я и моя окружающая среда», изготовление модели, демонстрирующей распускание цветков водных растений; составление композиции из комнатных растений. Игры: дидактические игры из серии «Найди свой дом» («Лесные экосистемы»); «Экологический театр», «Узнай меня».

В сетях жизни

6

Практические работы: оригами «Птица». Моделирование отношений в птичьей стае. Игры: «Популяция оленей», «Белки, сойки и орехи», «Найди свою семью», «Опасные цепочки», «Экологический театр».

Общий дом – общие проблемы

4

Практические работы: «Вода, которую мы теряем»: насколько рационально используется вода дома и в школе; способы её экономии. Игры: аукцион идей «Вторая жизнь отходов».


СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО начальных классов заместитель директора по УВР

от 30 августа 2019 г. _____________/Фадеева О.В./

протокол № 1 30 августа 2019 г.