Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 11»
г. Сергиев Посад
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №11
_______________
«____» августа г.
приказ №____ от «___» августа г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению
«Азбука добра»
3 «Б»
(8-9 лет)
Разработчик программы: Давлетова Елена Михай8овна,
учитель начальных классов первой квалификационной категории.
2018г.
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования;
Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ №11;
авторской программы В. Петровой, И. Хомяковой «Этика: азбука добра», Москва, Вентана-
Граф, 2016 г.
По учебному плану МБОУ СОШ № 11 на изучение данного курса отводится 34ч (1 ч в неделю).
Планируемые результаты изучения предмета
Личностные результаты:
приращение знания о характере взаимоотношений с другими людьми;
воспитание доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности;
формирование нравственного сознания младшего школьника;
осознание базовых гуманистических ценностей, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда;
ориентация в нравственном содержании, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации);
развитие эмоционального восприятия;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки ля создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи.
Познавательные УУД:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять;
обогащать представление о собственных возможностях и способностях;
учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения;
оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости;
учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта;
находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
адекватно воспринимать оценку учителя.
Коммуникативные УУД:
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учиться контролировать свою речь и поступки;
учиться толерантному отношению к другому мнению;
учиться самостоятельно решать проблемы в общении;
осознавать необходимость признания и уважения прав других людей;
формулировать своё собственное мнение и позицию;
учиться задавать вопросы грамотно и участвовать в диалоге.
Содержание курса
Школьный этикет (10 ч)
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Правила общения (4 ч)
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов, посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
О трудолюбии (9 ч)
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.
Культура внешнего вида (6 ч)
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство,соответствие ситуации.
Внешкольный этикет (5 ч)
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы взрослых, называть их на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.
Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение.
Тематическое планирование
Тема | Кол-во часов | Перечень лабораторных и практических работ, экскурсий, проектной деятельности |
Школьный этикет | 10 | Игра-спор «соблюдение чистоты и порядка». Ролевая игра «Мы идем в библиотеку» |
Правила общения | 4 | Конкурс рисунков «Добро живёт рядом». |
О трудолюбии | 9 | Игра «Организация своего труда». |
Культура внешнего вида | 6 | Этикет внешнего вида «Как я выгляжу». Обсуждение. Конкурс на лучший деловой внешний вид. |
Внешкольный этикет | 5 | Сюжетно-ролевая игра «Ура! Гости!» |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО начальных классов заместитель директора по УВР
от 30 августа г. _____________/./
протокол № 1 30 августа г.