Управление образования администрации городского округа Шатура
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА КРИВАНДИНО»
ШАТУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Утверждаю»
Директор школы ______________ Каримуллина О.В.
«___» ___________ 2017 года
Рабочая программа
внеурочной деятельности «Юный инфознайка»
для 3 класса
Составитель:
учитель начальных классов
Уласевич И.Ю.
2017 - 2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный инфознайка» для 3 класса составлена на основе требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ с. Кривандино» и авторской программы Т.А. Рудченко, А,Л. Семенова «Информатика» (Информатика. Сборник рабочих программ. 1 — 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014.)
Цель данного курса информатики – развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Задачи изучения курса – научить ребят:
работать в рамках заданной среды по четко оговоренным правилам;
ориентироваться в потоке информации: просматривать, сортировать, искать необходимые сведения;
читать и понимать задание, рассуждать, доказывать свою точку зрения;
работать с графически представленной информацией: таблицей, схемой и т. п.;
планировать собственную и групповую работу, ориентируясь на поставленную цель, прове-рять и корректировать планы;
анализировать языковые объекты;
использовать законы формальной логики в мыслительной деятельности
Методы обучения: проблемно-поисковые методы, фронтальная беседа, самостоятельная работа с учебником, методы обобщения и систематизации: словесные, наглядные, игровые, практические.
Формы обучения: викторины, игры, заочные путешествия, конкурсы, праздники. Формы организации деятельности учащихся меняются в течение одного занятия.
Планируемые результаты
В результате работы по программе учащимися должны быть достигнуты следующие результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:
личностные:
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- развитие мотивов учебной деятельности;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
метапредметные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Содержание программы
Занятие по внеурочной деятельности «Юный инфознайка» в 3 классе проводится один раз в неделю (34 часа в год)
Цепочка
Понятие о цепочке как о конечной последовательности элементов. Одинаковые и разные цепочки. Общий порядок элементов в цепочке – понятия: первый, второй, третий и т. п., последний, предпоследний.
Частичный порядок элементов цепочки – понятия: следующий / предыдущий, идти раньше / идти позже, второй перед, третий после и т. п. Понятия перед каждой и после каждой для элементов цепочки. Длина цепочки как число объектов в ней. Цепочка цепочек – цепочка, состоящая из цепочек.
Цепочка слов, цепочка чисел. Операция склеивания цепочек. Шифрование как замена каждого элемента цепочки на другой элемент или цепочку из нескольких.
Мешок
Понятие мешка как неупорядоченного конечного мультимножества. Одинаковые и разные мешки. Мешок бусин цепочки. Перебор элементов мешка (понятия все / каждый). Понятия есть / нет / всего в мешке. Классификация объектов по одному и по двум признакам. Одномерная и двумерная таблица для мешка. Операция склеивания мешков цепочек (декартово произведение).
Язык
Русские и латинские буквы. Алфавитная цепочка (русский и латинский алфавиты), алфавитная линейка. Слово как цепочка букв. Именование. Буквы и знаки в русском тексте: прописные и строчные буквы, знаки препинания, внутрисловные знаки (дефис и апостроф). Словарный (лексикографический) порядок. Учебный словарик и настоящие словари. Толковый словарь. Понятие толкования слова. Полное, неполное и избыточное толкование. Решение
лингвистических задач.
Дерево
Понятие дерева как конечного направленного графа. Понятия следующий и предыдущий для вершин дерева. Понятие корневой вершины. Понятие листа дерева. Понятие уровня вершин дерева. Понятие пути дерева. Мешок всех путей дерева. Дерево перебора. Дерево вычисления арифметического выражения.
Алгоритмы. Исполнитель Робик
Инструкция. Исполнитель Робик. Поле и команды (вверх, вниз, вправо, влево) Робика. Программа как цепочка команд. Выполнение программ Робиком. Построение / восстановление программы по результату ее выполнения. Использование конструкции повторения в программах для Робика. Цепочка выполнения программы. Дерево выполнения программ.
Тематическое планирование
Тематическое планирование изучения курса «Юный инофознайка» в 3 классе полностью соответствует тематическому планированию, изложенному в авторской программе.
№ | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Деревья | 10 |
2 | Мешок | 3 |
3 | Цепочки | 6 |
4 | Исполнитель Робик | 6 |
5 | Язык | 3 |
6 | Проекты | 6 |
Итого: | | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № урока в теме | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Примечание |
Цепочки | 3 часа |
1 | 1 | 08.09 | 08.09 | Вводный инструктаж. ИОТ № 014-2014. Длина цепочки. | |
2 | 2 | 15.09 | 15.09 | Цепочка цепочек. | |
3 | 3 | 22.09 | 22.09 | Закрепление. Решение задач по теме: «Цепочка цепочек». | |
Мешки | 1 час |
4 | 1 | 29.09 | 29.09 | Двумерная таблица для мешка | |
Язык | 3 часа |
5 | 1 | 06.10 | 06.10 | Буквы и знаки в русском тексте: прописные и строчные буквы, знаки препинания. | |
6 | 2 | 13.10 | 13.10 | Словарный порядок. Дефис и апостроф. | |
7 | 3 | 20.10 | 20.10 | Толковый словарь. | |
Деревья | 5 часов |
8 | 1 | 27.10 | 27.10 | Понятие «дерево». | |
9 | 2 | 10.11 | 08.11 | Дерево. Следующие вершины, листья. | |
10 | 3 | 17.11 | 15.11 | Дерево. Предыдущие вершины. | |
11 | 4 | 24.11 | 22.11 | Уровни вершины дерева. | |
12 | 5 | 01.12 | 29.11 | Практическая работа по темам: «Мешок», «Дерево». | |
Исполнитель Робот | 4 часа |
13 | 1 | .08.12 | 06.12 | Поле и команды Робота | |
14 | 2 | 15.12 | 13.12 | Программы для Робота. | |
15 | 3 | 22.12 | 20.12 | Перед каждой бусиной. | |
16 | 4 | 29.12 | 27.12 | После каждой бусины. | |
Цепочки | 3 часа |
17 | 1 | 12.01 | 17.01 | Инструктаж по технике безопасности. ИОТ № 014-2014. Операция склеивания цепочки цепочек. | |
18 | 2 | 19.01 | 24.01 | Склеивание цепочки цепочек. | |
19 | 3 | 26.01 | 31.01 | Решение задач на склеивание цепочки цепочек. | |
Деревья | 5 часов |
20 | 1 | 02.02 | 07.02 | Путь дерева. | |
21 | 2 | 09.02 | 14.02 | Мешок всех путей дерева. | |
22 | 3 | 16.02 | 21.02 | Все пути дерева. | |
23 | 4 | 02.03 | 28.02 | Дерево раскрытия цепочки мешков. Деревья потомков. | |
24 | 5 | 16.03 | 07.03 | Практическая работа по темам: «Цепочка цепочек», «Путь дерева». | |
Исполнитель Робот | 2 часа |
25 | 1 | 23.03 | 14.03 | Робот. Конструкция повторения. | |
26 | 2 | 06.04 | 21.03 | Решение задач на конструкцию повтоорения. | |
Мешки | 2 часа |
27 | 1 | 13.04 | 06.04 | Склеивание мешков цепочек. | |
28 | 2 | 20.04 | 13.04 | Таблица для склеивания мешков. | |
Проекты | 6 часов |
29 | 1 | 27.04 | 20.04 | Практическая работа по теме: «Решение задач». | |
30 | 2 | 04.05 | 27.04 | Одинаковые мешки. | |
31 | 3 | 11.05 | 04.05 | Поиск одинаковых мешков в ситуациях большого количества объектов и мешков. | |
32 | 4 | 18.05 | 11.05 | Работа с большими словарями, поиск слов. | |
33 | 5 | 25.05 | 18.05 | Построение генеалогического дерева своей семьи. | |
34 | 6 | | 25.05 | Сортировка большого массива слов с использованием метода сортировки слиянием. | |
«СОГЛАСОВАНО»
Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов
от ___ _____________ 2017 года № _____
Руководитель ШМО __________________ / _________________/
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР _________________ /__________________________/
«_____» ___________________ 2017 года