СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Путешествие в Компьютерную Долину», 1-4 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности для начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «Путешествие в Компьютерную Долину», 1-4 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Астыровская средняя общеобразовательная школа»

Горьковского района, Омской области






Согласовано

на МО


Утверждаю

Директор

________Л. А. Боровикова



Программа внеурочной деятельности

«Путешествие в компьютерную долину»




Составила:

Барышникова Алена Юрьевна,

учитель начальных классов







2013-2014 уч. год


Пояснительная записка

Целью программы внеурочной деятельности по информати­ке и ИКТ «Путешествие в Компьютерную Долину» является ин­формационная поддержка проектной деятельности учащихся по всем предметам школьного курса и развитие умений исполь­зования современных информационных технологий в образова­тельном процессе.

Основные задачи программы:

  • развитие проектных, исследовательских умений младших школьников; навыков набора текста;

  • формирование начального опыта поиска информации в Ин­тернете и фиксации найденной информации;

  • развитие умений разработки мультимедийных презентаций и публичных выступлений в ходе их сопровождения; способов обработки графических информационных объектов (цифровых фотографий, сканированных объектов).

Форма организации внеурочной деятельности: проектная деятельность.

Продолжительность реализации программы: в течение учеб­ного года занятие два раза в неделю (68 ч — 2 класс).

Организационно-методические указания

Внеурочные занятия по программе «Путешествие в Ком­пьютерную Долину» предполагают создание и реализацию мини-проектов с помощью информационных технологий.

Слепой десятипальцевый метод набора текста. Умение на­бирать текст слепым десяти пальцевым методом снижает тру­доемкость работы на компьютере и повышает эффективность применения информационных технологий в образовательном процессе. Вместе с тем на уроках информатики и информаци­онных технологий или на уроках по другим предметам школь­ного курса, проводимых с использованием компьютеров, нет возможности овладеть навыком слепого десятипальцевого набора текста. Поэтому формирование этого навыка следует перенести на внеурочные занятия.

Для обучения десятипальцевому набору текста важно выбрать клавиатурный тренажер, содержащий рациональ­ную методику обучения. Клавиатурный тренажер не должен иметь навязанного ритма, когда ребенок набирает падаю­щие или убегающие буквы. Рекомендуются следующие тре­нажеры:

  • для операционной системы Windows — «Руки солиста» или «Клавиатор»;

  • для операционной системы МАО 0S — в школу поставля­ются компьютеры с предустановленным клавиатурным тренаже ром, который и следует использовать;

  • для Linux — «Руки солиста».

Примечание. Тренажер «Руки солиста» для Windows можно бесплатно скачать с сайта «Единая коллекция цифровых образователь­ных ресурсов» по адресу:

httр://school-collection.edi.ги В окне поиска надо набрать «Руки солиста» и нажать кнопку «Найти». После этого откроется страни­ца, которая содержит рекомендации по использованию тренажера и возможность его скачать. На сайте программа рекомендуется для использования в 7-9 классах, однако она с успехом может быть применима и в начальной школе.

Клавиатурный тренажер «Соло на клавиатуре», аналогичный тре­нажеру «Руки солиста», для Linux можно бесплатно скачать с сайта автора клавиатурного тренажера — известного психолога и жур­налиста, преподавателя факультета журналистики МГУ В.В. Шахиджаняна по адресу httр://еrgosolo.ги/ ргоducts/Liпих/.

Можно чередовать работу с клавиатурным тренажером и созда­ние творческих рисунков с помощью символов в простейшем тек­стовом редакторе типа «Блокнот».

Создание мультимедийных презентаций. Публичные высту­пления. Мультимедийные презентации рассматриваются как средство сопровождения публичных выступлений. Внеурочные занятия в рамках программы «Путешествие в Компьютерную Долину» предоставляют ученикам не только возможность соз­дания презентации, но и ее представления в группе, классе. Если в образовательном учреждении проектная деятельность организуется системно, презентации целесообразно состав­лять для публичной защиты проекта, разработанного учеником. Если проектная деятельность по другим предметом не ведется, на внеурочных занятиях презентация рассматривается как про­граммный продукт. Ученики знакомятся с этапами работы над проектом и учатся самостоятельно их выполнять. В этом случае создание презентации на компьютере является одним из этапов работы над проектом.

Учебный проект рассматривается как дидактическое сред­ство, позволяющее с использованием технологии проектирова­ния организовать целенаправленную деятельность по решению проблемы. Использование метода проектов позволяет развивать у младших школьников умения: выделять проблемы; ставить цель, планировать ход ее достижения; фиксировать результаты своей деятельности; оценивать соответствие результата цели.

Для организации работы школьников над проектом предла­гаются следующие этапы: 1. Определение темы проекта; 2. Со­ставление плана работы над проектом; 3. Поиск аналогов (ва­риантов решения проектной проблемы); 4. Создание продукта; 5. Описание работы над проектом; 6. Презентация проекта.

В ходе работы над проектом значимой является определение его темы. Она должны быть актуальной, социально-значимой, иметь практическую направленность и формулируется учителем в виде проблемы (проблемного вопроса). Возможно опреде­ление достаточно широкой темы, при этом каждый ученик кон­кретизирует (суживает тему) с учетом собственных интересов. Возможна одна общая тема для коллективного проекта, тогда каждый ученик должен понимать, какую часть общего проекта он выполняет.

Каждый участник работы над проектом создает индивидуаль­ный план работы, пункты которого включают указание результата работы. Учитель предлагает школьникам формулировки пунктов плана, которые каждый ученик конкретизирует самостоятельно. Например: Найти в школьной (домашней) библиотеке информа­цию о... Узнать, как работает... Выбрать из найденных... Найти (начертить) выкройки... Подготовить вопросы для проведения интервью... Создать модель... Сделать своими руками...

Работа над проектом предусматривает создание, изготовле­ние конкретного продукта: модели, игрушки, плаката, подарка, учебного пособия, мультимедийной презентации и т.д.

Ученики начальных классов постепенно учатся самостоятель­ному выполнению этапов проекта. В первом проекте первые четыре этапа выполняет учитель, то есть учитель предлагает тему проекта, структуру проектного продукта и план работы над проектом. Темой первого проекта может быть тема «Кто я?».

Продуктом данного проекта будет мультимедийная презентация Поскольку тема не требует длительного поиска информации, ученики могут сосредоточиться на технологии создания мультимедийной презентации.

Во время работы над следующим проектом «Альбом дикорастущих растений родного края» ученики учатся формулировать тему проекта и создавать план работы. Учитель предлагает об­щую тему, а ученики под руководством учителя ее конкретизи­руют. Способы конкретизации темы могут быть различными, на­пример: «Альбом древесных растений родного края»; «Альбом луговых растений родного края»; «Альбом однолетних растений родного края»; «Альбом ягодных растений родного края».

Структуру презентации определяет учитель и обсуждает с деть­ми. Учитель формулирует определенные требования к проектиро­ванию, например: для каждого растения находится иллюстрация и описание; каждому растению в альбоме отводится один слайд; оформление всех слайдов альбома одинаковое и т.д.

Ученикам предоставляется возможность рассказать о своем проекте одноклассникам. При этом ученик демонстрирует свою презентацию и обосновывает, почему он выбрал именно эту тему, где и как получил иллюстрации и описание растений.

Программа внеурочной деятельности предусматривает соз­дание ещё двух-трех мультимедийных презентаций, которые ученик разрабатывает самостоятельно, при этом учитель высту­пает как консультант.

Поиск информации в Интернете, фиксация и использова­ние найденной информации. Работа учеников начальной школы в сети Интернет может быть организована в двух направлени­ях: поиск учебной информации с помощью поисковых машин по простым запросам (рисунки и описание конкретных растений, животных, архитектурных сооружений и т.д.); поиск информации на сайтах, заданных учителем.

Ученик должен уметь: сохранить нужный рисунок, найденный в сети Интернет, в личную папку; выделить фрагмент текста на сай­те и скопировать его через буфер обмена в текстовый редактор.

Поиск информации с помощью поисковых машин связан, как правило, с работой над проектом. Рекомендуется использовать для работы учеников следующие сайты: сайт Президента Рос­сии для детей школьного возраста, Ивр://\лллм.игпа1-рге21с1еп{а.гц/ (разделы Кремль, Россия -» История власти -♦ Река времени); сайт Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи», ЬИр://к12(икагеНа.ги/ (раздел «Вирту­альные путешествия» -» «Усадьба карельского крестьянина»).

Перед тем, как приступить к изучению сайта, ученики получа­ют от учителя конкретные задания. Примеры: выясните, из каких помещений состоял дом карельского крестьянина; выясните, как назывались и для чего были предназначены изделия из бересты в быту карельского крестьянина; расскажите, как строился Мо­сковский Кремль.

Визуализации численной информации с помощью круговых и столбчатых диаграмм. Построение круговых и столбчатых диаграмм можно осуществлять в любой офисной программе (текстовый процессор, редактор презентаций, электронные та­блицы). Предпочтительно использовать электронные таблицы (\Л/|Пс1о\л/5 — М5 Ехсе1). Начинать знакомство с диаграммами следует с задач, смысл которых очевиден для учеников. Напри­мер, подсчитать количество мальчиков и девочек в классе и по­строить круговую диаграмму. Затем можно переходить к менее очевидным заданиям. Например, подсчитать количество конфет разного цвета в пачке конфет М&М'з и построить столбчатую диаграмму.

























Тематическое планирование

2 класс (68 ч)

Тема, название проекта

Компьютерная программа

Кол-во часов

Теория

Практика

Аудиторные

Внеаудиторные

Слепой десятипальцевый метод набора текста

Клавиатурный тренажер, текстовый редактор типа «Блокнот»

26

6

20

Проект «Кто я?»

Редактор презентаций (М5 Ро\лгегРот1)

10

2

8

Проект «Альбом дикорастущих растений родного края»- итоговый продукт

Редактор презентаций (М5 Ро\л/егРот1)

32

12

20

Итого


68

20

48

Характеристика деятельности учащихся во 2 классе

Слепой десятипальцевый метод набора текста. Трениров­ка автоматической правильной постановки рук на клавиатуру. Последовательное выполнение тренировочных упражнений кла­виатурного тренажера. Самостоятельное принятие решений о переходе к следующему заданию. Создание рисунков из сим­волов клавиатуры в текстовом редакторе.

Проект «Кто я?». Создание презентации из 4-5 слайдов под непосредственным руководством учителя. Применение дизай­на и разметки слайдов. Создание гиперссылок на другие слай­ды презентации. Обработка цифровой фотографии и вставка ее в презентацию.

Проект «Альбом дикорастущих растений родного края». Кон­кретизация и сужение темы проекта. Составление плана работы над проектом. Проектирование структуры мультимедийной пре­зентации. Поиск изображений в Интернете, обработка цифровых фотографий, сканирование изображений. Клавиатурный ввод текста. Создание мультимедийной презентации самостоятельно с опорой на конспект «Создание презентации». Создание тек­стового описания работы над проектом. Публичная презентация проекта.



























ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты

Нравственно-этическое оценивание. Выпускник начальной школы будет знать и применять правила поведения в компью­терном классе и этические нормы работы с информацией кол­лективного пользования и личной информацией обучающегося. Ученик сможет выделять нравственный аспект поведения при ра­боте с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования.

Ученик научится самостоятельно соблюдать правил работы с файлами в корпоративной сети, правила поведения в компьютер­ном классе, цель которых — сохранение школьного имущества и здоровья одноклассников имеет использование современных информа­ционных технологий в процессе обучения в школе и в условиях самообразования?» У него будет сформировано отношение к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоя­тельно.



Метапредметные результаты образовательной деятельности

В процессе изучения курса информатики и ИКТ формируются РЕГУЛЯТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (планирование и целепо- лагание,контроль и коррекция, оценивание)


Планирование и целеполагание. У выпускника начальной школы будут сформированы умения:

  • ставить учебные цели;

  • использовать внешний план для решения поставленной за­дачи;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Контроль и коррекция. У учеников будут сформированы уме­ния:

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения учебного задания по переходу информационной обучающей сре­ды из начального состояния в конечное;

  • сличать результат действий с эталоном (целью)



Общеучебные универсальные действия:

  • поиск и выделение необходимой информации в справочном разделе учебников, Интернет-сайтов с указанием источников ин­формации, в том числе адресов сайтов, в гипертекстовых доку­ментах, входящих в состав методического комплекта, а также в других источниках информации;

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творче­ского характера: создание различных информационных объектов с использованием офисных компьютерных программ, поздрави­тельных открыток, презентаций ,конструирование роботов.


Планируемые результаты

освоения внеурочной деятельности по информатике и ИКТ

«Путешествие в компьютерную Долину»

Обучающиеся должны иметь представление:

  • о понятии «информация»;

  • о многообразии источников информации;

  • о том, как человек воспринимает информацию;

  • о компьютере как об универсальной машине, предназна­ченной для обработки информации;

  • о назначении основных устройств компьютера;

  • о том, что компьютер обрабатывает информацию по пра­вилам, которые определили люди, а компьютерная програм­ма — набор таких правил;


Обучающиеся научатся:

  • исполнять правила поведения в компьютерном классе;

  • называть основные устройства персонального компьюте­ра (процессор, монитор, клавиатура, мышь, память).

  • приводить примеры: источников информации, работы с информацией; технических устройств, предназначенных для работы с информацией (телефон, телевизор, радио, компьютер, магнитофон), полезной и бесполезной инфор­мации;

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • запускать программы с рабочего стола (при наличии обо­рудования);

  • выбирать нужные пункты меню с помощью мыши (при на­личии оборудования);

  • пользоваться клавишами со стрелками, клавишей Епtег, вводить клавиатуры числа (при наличии оборудования)