СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Практикум по русскому языку"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИГЗ

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Практикум по русскому языку"»

Планируемые результаты


Главным результатом освоения курса является готовность учащихся к участию в ОГЭ. К концу данного курса учащиеся обобщают и закрепляют лексико-грамматический материал и отрабатывают определенные умения и навыки по всем разделам.


 Личностные: развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик 8 класса научится:

• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

Ученик 8 класса получит возможность научиться:

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• построению жизненных планов во временной перспективе;

• при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик 8 класса научится:

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Ученик 8 класса получит возможность научиться:

• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик 8 класса научится:

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Ученик 8 класса получит возможность научиться:

• основам рефлексивного чтения;

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента

Предметные:

Ученик 8 класса научится:

· владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство);

· моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

· расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;

· совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;

· работать над расширением словарного запаса;

· применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.

Ученик 8 класса получит возможность научиться:

иметь представление:

- о роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей;

- о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

- о нормах речевого поведения в различных сферах общения.

определять:

- основные понятия культуры речи, основные качества речи;

- показатели индивидуальной культуры человека;

- языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

- изобразительные возможности словообразования, выразительные средства лексики и фразеологии, грамматические средства выразительности речи;

- основные нормы литературного языка;

- назначение речевого этикета;

- значение различных видов словарей в жизни человека.

- качества хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство).









Содержание программы

Раздел 1. Введение. (1 час)

Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оценивания. Тренировочные задания по оформлению бланков.

Раздел 2. Развитие речи. (5 часов)

Построение сжатого изложения. Построение сжатого изложения: исключение; обобщение; замена. Практическая работа № 1 «Написание сжатого изложения»

Сочинение-рассуждение. Работа над ошибками.

Раздел 3. Орфография.(5 часов)

Буквы –О,-А на конце наречий; Правописание Н, НН в разных частях речи;

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания; Тестовая работа по разделу «Орфография».

Раздел 4. Пунктуация. (5 часов)

Словосочетание. Типы связи. Простое осложненное предложение; Однородные и неоднородные определения; Обобщающие слова при однородных членах предложения; Предложения с обращением, вводными конструкциями и междометиями;

Раздел 5.Тестирование. (1 час)

Систематизация знаний, умений, навыков по русскому языку при сдаче Государственной итоговой аттестации.

































Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Коли

чест

во часов


Форма занятия

По плану

По факту

I. Введение

1


Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оценивания

1

Вводное занятие

11.09


II. Развитие речи: текстоведение

2


Построение сжатого изложения

1

Систематизация знаний

25.09


3

Построение сжатого изложения: исключение; обобщение; замена.

1

Систематизация знаний

9.10


4

Практическая работа № 1 «Написание сжатого изложения»


1

Контроль знаний и умений

23.10


5

Сочинение-рассуждение № 2


1

Систематизация знаний

13.11


6

Работа над ошибками


1

Систематизация знаний

27.11


III. Орфография

7

Буквы –О,-А на конце наречий

1

Систематизация знаний

11.12


8

Правописание Н, НН в разных частях речи

1

Систематизация знаний

25.12


9

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи

1

Систематизация знаний

22.01


10

Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания

1

Систематизация знаний

5.02


11

Тестовая работа по разделу «Орфография»

1

Контроль знаний и умений

19.02


IV. Пунктуация

12

Словосочетание. Типы связи

1

Систематизация знаний

4.03


13

Простое осложненное предложение


1

Систематизация знаний

18.08


14

Однородные и неоднородные определения

1

Систематизация знаний

1.04


15

Обобщающие слова при однородных членах предложения

1

Систематизация знаний

15.04


16

Предложения с обращением, вводными конструкциями и междометиями

1

Систематизация знаний

29.04



17

Пробный тест подготовка к экзумену

1

Контроль знаний и умений

13.04



итого

17





УМК:


1. И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева, Г.Т.Егораева. Русский язык. ОГЭ-9. Типовые тестовые задания. - М.: Экзамен, 2013.

2 Русский язык 8 класс: учеб. / Под ред М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2012.

3 Словари и энциклопедии по русскому языку

4 Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 8 класса.

5 Сборник заданий для подготовки к региональному экзамену по русскому языку в 8 классе/Сост. ОА. Скрыдина, И.И. Букина-Оренбург: Изд-во НП РЦНТ,2017-92стр.

6 Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 8 класс / Сост. Н.В.Егорова. – М.: ВАКО, 2010.

7.Решу ЕГЭ-Сдам ГИА

https://ege.sdamgia.ru

Список литературы для учащихся

1 Симакова Е.С. Русский язык. 40 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки и ГИА, М. «Астрель»,2011

2. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста Рабочая тетрадь для 8 класс.М. «Эксмо», 2013

3 Цыбулько И.П. ГИА. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты.

М, «Национальное образование», 2014

4.Решу ЕГЭ-Сдам ГИА

https://ege.sdamgia.ru


Общедоступные ресурсы международной сети Интернет


http://fipi.ru

http://gia.edu.ru

























Приложение

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «нововоронежская средняя ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Гайского городского округа Оренбургской области

Российская Федерация, 462619, Оренбургская обл., Гайский городской округ, п. Нововоронежский, ул. Школьная, д. 1,

телефон: 8(35362)63-0-50, e-mail: novovoronezhskajasosh2013@yandex.ru

























Контрольно- оценочный материал

по учебному курсу «Индивидуально-групповых занятий по русскому языку»


































Практическая работа № 1.

Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, возникают новые ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом принято провожать в дальнюю дорогу. С хлебом принято встречать солдат, вернувшихся с войны. Хлебом принято поминать тех, кто уже никогда не вернется. И каждый по-своему помнит и ценит хлеб. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.

Существует неразрывная связь между отношением к хлебу и нравственным состоянием общества. О всяком, кто честно зарабатывает себе на хлеб, в народе уважительно говорят, что он ест свой хлеб. И, наоборот, пренебрежительно отзываются о нахлебниках, живущих за чужой счет.

Хлеб, доставшийся даром, не заработанный трудом ,человека портит, потому что лишает его нравственной основы .Чем тяжелее труд по добыванию каждого хлебного колоса, каждого кусочка этого чудесного дара, тем уважительнее, благоговейнее относится человек к хлебу и тем чище душа его, тем совестливее и добрее сам человек.

(По Н.В.Беседину) 161 слово




Микротемы:

1. Обычай славян: приметы, обычаи.

2. Неразрывная связь между отношением к хлебу и нравственным состоянием общества.

3. Хлеб- нравственная основа.



























Сочинение-рассуждение на тему дружба.


Дать определение слову дружба люди пытаются с давних пор. Во имя дружбы совершались подвиги и бескорыстные поступки, ради дружбы сражались и погибали. Но охарактеризовать это слово в несколько предложений практически невозможно, ведь каждый человек вкладывает в его значение что-то свое.

Дружба – это, прежде всего, схожесть взглядов и мыслей, чувств и потребностей двух людей. Мы вкладываем в это слово верность и стремление всегда прийти на выручку, сопереживание и радость за счастье близкого, как за самого себя.

Друг должен быть искренним в своих чувствах, здесь нет места лести и лицемерию. Даже когда правда может больно задеть, только друг найдет в себе силы сказать ее в лицо, ничего не тая.

Между друзьями нет места зависти и соперничеству. Только настоящий друг будет радоваться за другого также, как за самого себя.

Но дружба – это хрупкая хрустальная чаша. Ее нужно беречь от неосторожных обидных слов, от вспышек раздражения и гнева. Конечно, настоящую дружбу не разбить простой ссорой или размолвкой, но и утраивать испытания на крепость тоже не нужно. Ведь иметь настоящего друга – это удивительный дар. Это чудо, знать, что ты на свете не один и есть то, кто всегда подставит свое плечо и встанет рядом, не отвернется перед лицом беды или трудностей.

Нужно ли пытаться быть лучше ради друга, ведь верный друг примет нас такими, какие мы есть? Разумеется, нужно. Все-таки дружба основывается на взаимопомощи и взаимной отдаче. Если одна сторона только отдает, а другая только принимает, ничего не внося взамен, то такие отношения очень далеки от настоящей дружбы. Ради друга обязательно нужно становиться лучше, добрее и внимательнее. Друг – это зеркало нас самих. Не стоит ждать верности и преданности от друга, если сами мы не можем похвастаться такими чертами.

Настоящая дружба – это великая ценность в жизни, и счастлив тот, у кого есть друг.

Источник: Сочинение на тему Дружба (рассуждение)

слов 243

 МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ 15.3 (ОГЭ) 

ДРУЖБА

1.     формулировка задания;

2.     определение значения понятия;

3.     тезисы по теме;

4.     примеры  аргументов;

5.     сочинения;

6.     банк аргументов;

7.     авторские разработки.


 Примеры аргументов из литературы и жизни

Примеры истиной дружбы 

1. С примером настоящей дружбы мы знакомимся также и в рассказе Ю. Казакевича «Тихое утро», когда Яшка спас тонущего Володю. Эти примеры помогают убедиться в правоте пословицы о том, что друг познаётся в беде.

2.В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»  главный герой (Печорин) считает, что в дружбе один всегда подчиняется другому. Вернер так не считает. Он старается изо всех сил понять и объяснить поступки Печорина, но так и не принимает его действия до конца. Печорину безразлично отношение к нему Вернера, который, как истинный друг, пытается ему помочь.

3. Примером настоящей дружбы также может служить история Герды и Кая из сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева». Ради спасения Кая девочка прошла тысячи километров и преодолела множество испытаний.

3.  В романе А. Дюма «Три мушкетёра» рассказывается о настоящей дружбе, потому что только друзья готовы жертвовать деньгами, свободой и жизнью ради других. Мушкетёры сразу шли на помощь друг другу, не задавая лишних вопросов. Они полностью доверяли друг другу.

4. Примером истинной дружбы можно считать отношения А.С. Пушкина и И.И. Пущина. Даже когда родная семья отвернулась от поэта, попавшего в немилость к царю, Пущин не побоялся навестить ссыльного друга в Михайловском, чтобы приободрить, поддержать, утешить.

5. Настоящей дружбой можно также считать отношения А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Знаменитый поэт подсказал Н.В. Гоголю сюжет «Мёртвых душ», и тот впоследствии с благодарностью читал Пушкину первые главы этой поэмы.

 Дополнительно см. "Истории из жизни" (ниже)

Примеры выводов

1.Несомненно, счастлив тот, у кого есть друзья, ведь дружба – это фундамент, на котором строятся прочные отношения.

2.В дружбе раскрываются много положительных качеств: забота, целеустремлённость, бескорыстие, доброта. Иметь настоящего друга – это истинное счастье!



Сравните


вступление

вывод

...Что такое дружба? На мой взгляд, дружба – это отношения между людьми, основанные на доверии, взаимопонимании и помощи друг другу в трудную минуту; это умение ценить того, кого считаешь другом...

...Дружба – это самые важные и прекрасные отношения между людьми. С друзьями человеку легче жить и преодолевать трудности. 























5. Сочинения

Образец в схеме по тексту Розы Госман «О дружбе»

Вступление

ТЕЗИС

  Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

КОММЕНТАРИЙ

  Это нечто бесценное, важное, необходимое, потому что в твоей жизни есть человек, который тебе очень дорог и на которого ты всегда можешь положиться. Попробуем разобраться в смысле этого этического понятия.

Основная часть

АРГУМЕНТ 1 (из текста)

  В качестве первого аргумента правильности высказанного тезиса возьмём пример из текста Розы Госман.   После прочтения стихотворения Ленке всё-таки было стыдно за своё поведение, так как в глаза Ольге она выражала своё восхищение стихами, а за спиной смеялась над её творчеством. Но Ольга, будучи   «характера очень мягкого и мирного», простила Ленку, и они остались замечательными подругами.


АРГУМЕНТ 2 (из жизненного опыта)


   В качестве второго аргумента, подтверждающего мою точку зрения, мне хотелось бы привести пример из жизни. Мой отец, когда ему было 15 лет, собрался с друзьями на речку порыбачить. Устанавливая удочки, он нечаянно уронил поплавок и, не умея плавать, бросился за ним. Когда ногами он уже не чувствовал дна, то понял, что начал тонуть. К счастью, в то время, когда остальные товарищи ушли в лес за дровами, неподалёку от берега разжигал костёр Гриша. Он, ни минуты не сомневаясь, кинулся на помощь. Мой отец был спасён, и до сегодняшнего дня они с Григорием остаются лучшими друзьями,  готовыми помочь друг другу.

ВЫВОД         


 Таким образом, нельзя не согласиться с тем, что дружба – святое, и очень важно иметь такого друга, который тебя всегда поддержит и не оставит в беде.


















Тестовая работа по разделу «Орфография» №2

I) Последовательность цифр записывайте без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Заложив руки в карманы дли(1)ого драпового пальто, маленький человечек благоскло(2)о смотрел на воро(3)ого жеребца, горячо и нетерпеливо перебиравшего тонкими ногами.


2. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Кровати застла(1)ы ветхими, много раз стира(2)ыми покрывалами, с горки подушек свисали накрахмале(3)ые углы вышитых салфеток.(Князев Л.)


3. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Под самым окном замигал крынками и горшками на кольях хворостя(1)ой с крутобедрым изгибом плетень, где-то внизу тускло блеснула взлохмаче(2)ая ветром заводь с раскоряче(3)ыми ветвями затонувших верб. (Стаднюк)


4. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Далеко в тылу виднелся лес, окута(1)ый мутной преддождевой дымкой, и над ним низко-низко плыли журавли(2)ым клином подрумяне(3)ые солнцем облака. (Ананьев А.)

I I ) 1. В каком наречии пропущена буква О?

1) вправ...

2) издавн...

3) дополн...

4) донаг...

2. В каком наречии пропущена буква А?

1) безнадёжн...

2) изначальн...

3) набел...

4) сначал...


3. В каком наречии пропущена буква О?

1) дотемн...

2) изредк...

3) нередк...

4) справ...

4. В каком наречии пропущена буква О?

1) насух...

2) досух...

3) досыт...

4) искос...

I I I ) 1. В каком варианте НЕ пишется раздельно?

1) (не)прерывное (не)домогание,  

2)мне это вовсе (не)интересно,

3) (не)вежда,

4)это было (не)избежно,

4)совершить (не)лепый поступок,

5)бормотать что-то (не)внятное,  

6)ничем (не)оправданный риск,

7) юноша крайне (не)вежлив,


8)в пачке (не)достает трех тетрадей,  

9)(не)взлюбить с первого взгляда,

10) (не)зная причины,

11) обошлось (не)дешево,

12)работа (не) зачтена,

13) вести себя (не) принуждённо,

14) с утра (не) здоровится.


2. Раскрой скобки. Отметь те предложения, в которых глаголы пишутся с не слитно.

 1) (Не) трудиться, так и хлеба (не) добиться.

2) Мне в этот день (не) здоровилось.

3) С людьми браниться – никуда (не)годится.

4) Толпа (не)доумевала.

5) (Не)лает, не кусает, а в дом (не)пускает.


3.Укажите слитное написание частицы не:

 1) далеко (не)робкое замечание

2) (не)у кого остановиться;

3) ничуть (не)дорог;

4) (не)здоровый цвет лица;

5) (не)дядин дом;

6) (не)доумевал;

7) (не)большой, но удобный шкаф;

8) выразить (не)годование;

9) (не)чего бояться;

10) (не)длинна, а коротка.


4.Отметь строку, в которой все слова пишутся с не слитно:

 1) (не)брежный, ничуть (не)привлекательный, (не)взгоды,

2) (не)доумение, (не)видел, (не)догадливый;

3) (не)доразумение, (не)кем, (не)взлюбил.



5.Отметь строку, в которой все слова пишутся с не раздельно:

 1) (не)лепость, (не)годовал, (не)красивый;

2) (не) (с) кем, (не)думал, далеко (не) робкий;

3) (не)широкая, но глубокая; (не)понял, (не)вразумительный.


6.Отметь строку, в которой оба прилагательных пишутся с не слитно:

 1) далеко (не)спокойный, (не)суразный;

2) вовсе (не)сложная, (не)дорогой;

3) (не)вредимый, (не)громкая.


7.Укажи примеры с ошибкой:

 1) проявил негодование;

2) не ласковый взгляд;

3) вовсе не лёгкий переход;

4) ничуть не подозрительный;

5) нисколько непривередлив;

6) отнюдь не безвыходный

.


I I I) 8. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова

Сообщение (НЕ)ЛЬЗЯ читать (НЕ)ВОЛНУЯСЬ.

ИЗ(ПОД) пальцев текла струйка КАКОЙ(ТО) жидкости.

Дождь лил, (НИ)(НА)МИНУТУ (НЕ)ПРЕКРАЩАЯСЬ.

Старик сказал, что (НИ)ОДИН заяц туда (НЕ)ПОЛЕЗЕТ.

Иногда бродишь (В)СЛЕПУЮ и тратишь (ПО)ПУСТУ время.

9. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся раздельно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова

(НИ)ЧЕГО я (НЕ)ХОЧУ, (НИ)ЧЕГО мне (НЕ)НУЖНО.

(С)НАЧАЛА туристы составили план похода, а (ЗА)ТЕМ начали сборы.

(ПО)ТОМУ, что говорил дядя, не было понятно, СДЕРЖАЛ(ЛИ) он слово.

(ГОРЬКО)СОЛЁНАЯ вода разъедала ноги, (ПО)ЭТОМУ мальчики вышли из воды.

(НЕ)ПРИЯТНОСТИ (НИ)СКОЛЬКО не остановили Андрея.


10 .Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова

Максиму (НЕ)РАЗРЕШИЛИ уехать даже (В)ВИДЕ исключения.

Буря (НЕ)ИСТОВСТВОВАЛА (НЕ)СКОЛЬКО часов.

Путешественник (НЕ)СУМЕЛ обратиться к (НЕ)ЗНАКОМЦУ.

(НЕ)ХУДО БЫЛО(БЫ) съездить к озеру

Кожа на его щеках (НЕ)ЗДОРОВАЯ, (КАК)БУДТО не спал всю жизнь.


11. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова

(ВСЁ)ТАКИ (НЕ)ХОЧЕТСЯ в такую жару оставаться дома.

(НЕ)СМОТРЯ на сильный ветер, холода я (НЕ)ОЩУЩАЛ.

Цветущий дягиль распространял (ВО)КРУГ свой (НЕ)ПОВТОРИМЫЙ речной аромат.

Но косы (ПО)ПРЕЖНЕМУ были в колечках,, и ТАКИЕ(ЖЕ) колечки на лбу. (НЕ)БРИТЫЙ Разумихин дерзко глядел ему в глаза, (НЕ)ДВИГАЯСЬ с места.


12. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся раздельно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова

Господин (НЕ)МОЛОДЫХ уже лет (КАК)БУДТО спрашивал: "Куда же это я попал?"

ЧТО(БЫ) (ВО)ВРЕМЯ к школе поспеть, вышли мы пораньше.

(НА)ПРАВО и (НА)ЛЕВО открываются живописные виды болота.

Смысл жизни мы ищем как цари, считаем себя царями природы,(ПО)ЭТОМУ и (НЕ)НАХОДИМ.

Зло без добра (НЕ)СДЕЛАЕТ (НИ)ШАГА.



13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся раздельно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова

(ПОДО)МНОЙ (НЕ)ВИДНО земли.

(ПО)ПРИЧИНЕ затяжного (НЕ)НАСТЬЯ визит был отменен.

Зверек (НЕ)ПОБОЯЛСЯ выбежать (ИЗ)ПОД навеса

Сверкнула молния, и (В)СЛЕД (ЗА)ТЕМ послышался удар грома.

(В)ПОСЛЕДСТВИИ об этом (НЕ)СЧАСТЬЕ начисто забыли.


14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова

Говоря о его трудах, мы прежде всего имеем (В)ВИДУ работы последних лет, написанные (ВО)ВРЕМЯ его эмиграции.

(В)НУТРИ дома нервно расхаживал (НЕ)КТО в шляпе.

(НА)ВСТРЕЧУ им (В)ТЕЧЕНИЕ долгого времени шли люди после ночной смены.

Соседка заметила (ВО)ВСЕМ КАКОЙ(ТО) беспорядок.

И (ЗЕЛЕНО)ЗОЛОТАЯ иволга (НЕ)ВЫДЕРЖИВАЛА и радостно вскрикивала.


15. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся через дефис. Раскройте скобки и выпишите эти два слова

Между домами КОЕ(ГДЕ) блестел нерастаявший снег, но (ВСЁ)РАВНО в город пришла весна.

Шары устремились (В)ВЫСЬ, ТАК(КАК) были наполнены газом.

КОГДА(ТО) мы сделали это (ПО)НОВОМУ, но сейчас всё изменилось.

ЧТО(БЫ) такое придумать, ЧТО(БЫ) его удивить?

(НЕ)ОТРЕКАЮТСЯ, любя, ведь жизнь кончается (НЕ)ЗАВТРА.

16. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся раздельно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова

(В)ТЕЧЕНИЕ дня (НЕ)СКОЛЬКО раз принимался дождь с грозой.

Она (ТО)ЖЕ (НЕ)ИСТОВО молилась в церкви, стоя на коленях. Когда (НА)ВСТРЕЧУ вышел старик, я (ТОТ)ЧАС узнал его.

Четверка быков шла резво, (НЕ)СМОТРЯ на то, что тележка была забита тюками (ДО)ВЕРХУ.

(НА)ВСТРЕЧУ с товарищем Олег(НЕ)ПРИШЕЛ.


X. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова


Николаю все (НЕ)УДАВАЛОСЬ, и (НЕ)ЛОВКО было приступить к разговору.

(НИ)КОГДА плуг (НЕ)ПРОХОДИЛ по этим полям.

И Касьян приходил в смятение, (ПО)ЧЕМУ ему так (НЕ)ПРИЯТНО и тягостно.

Я тебе (НИ)ЧЕГО (НЕ)СКАЖУ.

(НА)СЧЕТ его сестры (ПО)ПРЕЖНЕМУ приходили деньги.




Ответы: III

1.Вслепую, попусту

2.По тому, сдержал ли

3.Неистовствовала, несколько

4.Вокруг, неповторимый

5.Не сделает, ни шага

6.Подо мной, не видно

7.Внутри, некто

8.Когда-то, по-новому

9.На встречу, не пришёл

10.Почему, неприятно






Критерии оценок:

«5»: 16 + 4 (80 – 100  % от общего числа баллов)

«4»: 14 + 3 (70 - 75 %)

«3»: 12 + 0 или 10+2 (50 - 65 %). 



























Практическая работа№4

Тест по теме: пунктуация

              Вариант 1

1Какие пары слов не являются словосочетаниями?

1. медведь заревел   2. заревел неистово   3. заревел и схватил     4. схватил за комбинезон

2. Найдите верное утверждение.

Зависимые слова при связи «согласование» могут быть выражены

1. наречиями              

2. существительными        

3. причастиями      

4. деепричастиями

3. Найдите ошибки в управлении.

1. полны лиризмом   2. оплатить  проезд   3. благодаря своей воле   4. опираться на факты

4. В каких словосочетаниях слова связаны примыканием?

1. вставать рано  

2. светлый день  

3. находится за поворотом  

4. возвратиться из  похода

5. Сколько грамматических основ в предложении?       

Дружбой с Пущиным поэт очень дорожил, ведь она была настоящей, а это редкий дар судьбы.
1. одна          

2. две            

3. три          

4. четыре

6.В каком предложении неверно расставлены знаки пре­пинания?

1) Но вот из-за горизонта появляется солнце, и его лучи съедают серую пелену тумана.
2) Солнце поднимается выше, и подбрасывает свои лучи по необъятным полям жёлтой пшеницы.
3) День выдался тёплый, и лес освещают яркие лучи солнца.
4) Из-под листика виднеется шляпка сыроежки, но мы решаем собирать только «благородные» грибы: белые, подосиновики, подберёзовики.

7. Укажите предложение с однородными членами (знаки препинания не расставлены):

1) В вазе лежали яблоки на столе было два апельсина.
2) В вазе лежали яблоки груши апельсины.
3) Погода сегодня солнечная и настроение улучшается.
4) Вдруг две большие собаки бросились на меня.


8.Укажите предложение с обращением (знаки препинания не расставлены):

1) Примите древние дубравы под тень свою питомца муз.

2) Свистит теперь жужжит свинец.

3) Широко Русь по лицу земли раскинулась.

4) Отъезжающие в спортивный лагерь возьмут с собой теплые вещи.

9. Найдите ошибку в оформлении обращения:

1) И опять мы к тебе, Россия, добрели из чужой земли.

2) Дорогая, сядем рядом, поглядим в глаза друг другу.

3) Впредь, тебе невежа, наука: не садися не в свои сани!

4) Разбуди меня завтра рано, о моя терпеливая мать.


10.Вводное слово «одним словом» выражает:

1) порядок мыслей 3) степень уверенности

2) источник сообщения 4) способ оформления мыслей

В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном определении, выраженном причастным оборотом.

И в девятнадцать лет явил миру сказку,(1) написанную стихами лёгкими,(2) занятными,(3) интересными и взрослому,(4) и ребенку,(5) сказку о придуманной жизни,(6) но похожую и на саму жизнь.


11Среди предложений 8—11 найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения.

(8)Всё в ней есть: деревенские люди, хорошие и плохие, старый и глуповатый царь, красавица-дева, жар-птица, золотой месяц, море, Горы и зелёные долы, три брата, из которых младшему — дураку всё хорошее по справедливости достаётся. (9)И, конечно, населена сказка всякой живностью: лошади, бобр, чудо-юдо рыба кит, осетры, сельди, ёрш, караси, дельфины и Конёк-Горбунок. (10)Всё население сказки вертится вокруг того, что придумано сочинителем, — забавляет, учит, заставляет смеяться, тревожиться, радоваться. (11)Сказка полюбилась всем сразу, как только была напечатана, популярность её была такой, что «Конька-Горбунка» стали переписывать друг у друга.

12 Укажите неверное утверждение

А. Обращения могут быть распространенными и нераспространенными

Б. Обращения – это слова или сочетания слов, называющие того, к кому обращаются с речью

В. Обращения могут быть главными членами

Обращения могут стоять в любой части предложения.

13 Найдите предложения с обращением.

А. Я вернусь к тебе Россия.

Б. С чего начинается Родина?

В. Любимый город может спать спокойно.

Г. Здравствуйте сосновые леса солнечные чистые сухие!

Д. Утоли мою жажду каплей росы.

Е. Сибирь страна прозрачных ре окрепла ты в борьбе.

Ж. Мой друг гостей своих с улыбкою встречает.

14. Найдите предложения с вводными словами.

А. Кстати бывает только то, что остроумно.

Б. Словом можно убить, словом можно спасти.

В. Разговор принял как будто бы самый мирный оборот.

Г. И в береженый глаз бывает подчас пылинка попадает.

Д. Небо на закате кажется зловещим алым.

Е. Словом Гаврика терзали сомнения.

15. Укажите примеры, в которых знаки препинания расставлены неверно.

А. Тарантас прыгал, визжал и казалось, рыдал.

Б. Работа над повестью идет медленно и, кажется, верно.

В. Сыпь, ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу.

Г. Может быть, и донные снега хранят мой одинокий след.

Д. По народному поверью аист стережет счастье.

Е. Почему же, однако, и вымыслу нельзя быть красивым?

16. Найдите предложения, в которых есть междометия.

А. Тишина ах какая стоит тишина.

Б. О сколько солнца в детстве я познал!

В. О камень стукает копытом проголодавшийся олень.

Г. О камни плещется зеленая вода

Д. Да здравствует день сегодняшний, грядущее отворяющий!

Е. О как мне этот тихий воздух мил!



Тест по теме: пунктуация.

Вариант 2

1. Какие пары слов не являются словосочетаниями?

1. появиться  в отдалении    

2. внезапно остановиться    

3. пошёл и остановился  

4. мальчик пошёл

2. Найдите верное утверждение.

Зависимые слова при связи «управление» могут быть выражены

1. глаголами        

2. существительными        

3. наречиями          

4. деепричастиями        

3. Найдите ошибки в управлении.

1. директор магазина    

2. заведовать аптекой    

3. верящий в победу        

4. уверенность в победу

4. В каких словосочетаниях слова связаны примыканием?

1. серый от пыли          

2. очень грязный      

3. заниматься рукоделием      

4. бег по дистанции

5. Укажите предложение с однородными членами (знаки препинания не расставлены):

1) Летние грозы проходят над землёй и заваливаются за горку.
2) Автобус остановился и все вышли из него.
3) Осенний пожар окончательно погас и только молодой дубок пламенел несброшенной листвой.
4) Лесная дорожка вела к узкой ложбинке.

6.Расставьте недостающие знаки препинания и буквы, раскройте скобки.

В мире животных у нас есть симпатии и антипатии. 2) Крокодилов не любит н..кто. 3) Этот огромный обитающий в воде чудо ящер имеет (не) большой мозг мощные челюсти и мускулистый хвост.
      4) Крокодил  искус(?)ный охотник. 5) Часами он может (не) подвижно лежать в воде высунув на поверхность лишь ноздри и выпуклые глаза — «перископы». 6) Стоит кому (то) приблизиться к вод..пою и от жажды потерять бдительность, он мгнове(н, нн)о бросается на жертву. 7) В Африке ею чаще всего бывают антилопы.
      8) Размеры жертвы крокодила н..сколько не смущают. 9) На суше он ее не пр..канчивает а тащит в воду и топит. 10) Рвать жертву хищ(?)ник сразу не станет а поместит за корягу или в пещеру вырытую для этого в берегу под водой.

      11) Желудок крокодила  работает как адский химический комбинат переваривающий шерсть рога копыта. 12) Даже железные крючья постепе(н, нн)о раз..едаются в его желудке.
      13) Суши крокодил не избегает. 14) Излюбленное его занятие  греться на песча(н, нн)ом берегу вод..ема. 15) При явной опасности он мчится в воду изгибая тело выбрасывая далеко (в) перед задние ноги. 16) Здесь он хозяин.

      (По В. Пескову)

8.Укажите предложение с обращением (знаки препинания не расставлены):

1) Примите древние дубравы под тень свою питомца муз.

2) Свистит теперь жужжит свинец.

3) Широко Русь по лицу земли раскинулась.

4) Отъезжающие в спортивный лагерь возьмут с собой теплые вещи.

9. Найдите ошибку в оформлении обращения:

1) И опять мы к тебе, Россия, добрели из чужой земли.

2) Дорогая, сядем рядом, поглядим в глаза друг другу.

3) Впредь, тебе невежа, наука: не садися не в свои сани!

4) Разбуди меня завтра рано, о моя терпеливая мать.

10.Вводное слово «одним словом» выражает:

1) порядок мыслей 3) степень уверенности

2) источник сообщения 4) способ оформления мыслей

12 Среди предложений 21—26 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

 (21)Поколения людей истёрли ступени в толще столпа. (22) С высоты Москва показалась юнкеру Лермонтову не безмолвной, а полной чудесных звуков. (23)Вот как писал он о ней в школьном сочинении: (24)«О, какое блаженство внимать этой неземной музыке, взобравшись на самый верхний ярус Ивана Великого, облокотясь на узкое мшистое окно, к которому привела вас истёртая, скользкая, витая лестница!»(25)Вот оно, окно, откуда смотрел на Москву и Кремль поэт. (26)Делаю шаг к окну и замираю, поражённый.

11 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленных обстоятельствах.

Постепенно расширяясь,(1) его привязанности распространяются на школу, (2) село, (3) город, (4) всю свою страну.

12Найдите предложения с обращением.

А. Я вернусь к тебе Россия.

Б. С чего начинается Родина?

В. Любимый город может спать спокойно.

Г. Здравствуйте сосновые леса солнечные чистые сухие!

Д. Утоли мою жажду каплей росы.

Е. Сибирь страна прозрачных ре окрепла ты в борьбе.

Ж. Мой друг гостей своих с улыбкою встречает.

13. Найдите предложения с вводными словами.

А. Кстати бывает только то, что остроумно.

Б. Словом можно убить, словом можно спасти.

В. Разговор принял как будто бы самый мирный оборот.

Г. И в береженый глаз бывает подчас пылинка попадает.

Д. Небо на закате кажется зловещим алым.

Е. Словом Гаврика терзали сомнения.

14. Укажите примеры, в которых знаки препинания расставлены неверно.

А. Тарантас прыгал, визжал и казалось, рыдал.

Б. Работа над повестью идет медленно и, кажется, верно.

В. Сыпь, ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу.

Г. Может быть, и донные снега хранят мой одинокий след.

Д. По народному поверью аист стережет счастье.

Е. Почему же, однако, и вымыслу нельзя быть красивым?

15. Найдите предложения, в которых есть междометия.

А. Тишина ах какая стоит тишина.

Б. О сколько солнца в детстве я познал!

В. О камень стукает копытом проголодавшийся олень.

Г. О камни плещется зеленая вода

Д. Да здравствует день сегодняшний, грядущее отворяющий!

Е. О как мне этот тихий воздух мил!





















Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета

Критерии и нормативы оценки сочинений.



Критериями оценки содержания и композиционного оформления сочинений являются:

  1. соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;

  2. полнотараскрытиятемы;

  3. правильностьфактическогоматериала;

  4. последовательность и логичностьизложения;

  5. правильноекомпозиционноеоформлениеработы.

Нормативы оценки содержания и композиции сочинения выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов.

Отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Критерии и нормативы оценки языкового оформления сочинений.

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

  1. богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

  2. стилевое единство и выразительность речи;

  3. правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Отметка

Содержание и речь

Грамотность

5

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета.

Допускаются:



1 орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки

4

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки,

или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки,

или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

3

1.В работе допущены существенные отклонения

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые

синтаксические конструкции, встречается

неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь

недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и



4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических, а также 4 грамматических ошибки

2

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматическихошибок



Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений

Основные критерии оценки за изложение и сочинение

При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений: - в 8-м классе - 2,0-3,0 страниц.



Критерии и нормативы оценки языкового оформления сжатого изложения.


Критерии оценивания сжатого изложения

Баллы

ИК1

Содержание изложения

 

 

Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы

2

 

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,
но
упустил или добавил 1 микротему

1

 

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,
но
упустил или добавил более 1 микротемы

0

ИК2

Сжатие исходного текста

 

 

Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста

3

 

Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста

2

 

Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста

1

 

Экзаменуемый не использовал приемов сжатия текста

0

ИК3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

 

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
- в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
но
допущена 1 логическая ошибка,
и/или
в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста

1

 

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но
допущено более 1 логической ошибки,
и/или
имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста

0

 

МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ЗА СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ 

7

Комментарий к ИК1:

Вы должны разделить текст вашего изложения на три и только три абзаца, так как в исходном тексте микротемы всегда три - так же должно быть и у вас. Вы должны передать всю главную информацию, кратко, можно своими словами, но всю, ничего не упустив.

Комментарий к ИК2:

Неважно, сколько приемов сжатия вы используете - всего один или все три. Главное - использовать их на протяжении всего текста.

Комментарий к ИК3:

Логическая ошибка - это ошибка, делающая текст непонятным или двусмысленным. Существует множество видов таких ошибок. Мы не будем вдаваться в подробности и просто покажем такие ошибки на примерах:

Она облокотилась спиной на стену (нельзя "облокотиться спиной", можно только рукой).
За хорошую учебу и воспитание детей родители обучавшихся были награждены (выглядит так, как будто учились родители, а не дети).

Нарушение абзацного членения текста: не нужно писать первым абзацем то, что в тексте было в конце - вот, что это такое.

















Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 50 – 77 %;

«2»- менее 49 %.