_ Результаты освоения учебного предмета «Родная литература»:
Личностными результатами являются:
осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно - эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
Метапредметные результаты изучения предмета «Родная литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
V класс:
умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным материалом;
умение владеть монологической и диалогической речью;
умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
Предметные результаты изучения предмета «Родная литература» в основной школе проявляются в:
осознании значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формировании потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире;
понимании родной литературы как одной из основных национально- культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
воспитании квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
развитии способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
овладении процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Ученик научится:
осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;определять для себя актуальную и перспективную цель чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации;
различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорное произведение и его интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
видеть черты русского национального характера в героях произведений русской литературы;
целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
выразительно читать;
сопоставлять произведения смежных жанров (былина и предание, былина и миф, былина и волшебная сказка и т.п.);
характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа, владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей.
Ученик получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа.
Содержание программы учебного курса
«Родная литература», 5 класс
1. Из мифологии. 12 подвигов Геракла. Поэма Гомера «Илиада».
2. Яркий и сложный узор УНТ. Современные малые жанры фольклора. Волшебные числа в сказках. Сказки народов мира. Хантыйские народные сказки. Защита проекта «Моя любимая сказка»
3. Из басен народов мира. Басни Эзопа. Эзопов язык. Жанровые особенности басен
И.А. Крылова. Урок-инсценировка « В мире басен И.А. Крылова».
4. Из русской литературы 19 века. Особенности средств выразительности в сказке
А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»
5. Поэзия 19 века о русской природе. Особенности стиля Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.
6. Итоговый урок-игра «По страницам родной русской литературы».
Тематический план «Родная литература»
№п/п | Наименование разделов | Всего часов |
| Из мифологии. | 3 |
| Яркий и сложный узор УНТ. | 8 |
| Из басен народов мира. | 3 |
| Из русской литературы 19 века. | 1 |
| Поэзия 19 века о русской природе. | 1 |
| Итоговый урок-игра | 1 |
| Итого: | 17 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО РОДНОЙ (РУССКОЙ) ЛИТЕРАТУРЕ
№ | Темы уроков | Часы | Планируемые результаты | Дата |
Содержание работы | Основные виды учебной деятельности обучающихся | план | факт |
| Раздел 1.Из мифологии. | 2 ч. | | | | |
1-2 | 12 подвигов Геракла. | 2 | Знакомство с подвигами греческого героя Геракла. | Работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Отбирать и систематизировать материал на определенную тему. | 13.01, 20.01 | |
3 | Поэма Гомера «Илиада». | 1 | Знакомство с наследием великого Гомера. | Работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Отбирать и систематизировать материал на определенную тему | 27.01 | |
| Раздел 2. Яркий и сложный узор УНТ. | 5 ч. | | | | |
4-5 | Современные малые жанры фольклора. | 2 | Знать особенности малых жанров фольклора. | Строить монологическое контекстное высказывание. Планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения и слушания; основам рефлексивного чтения. | 3.02, 10.02 | |
6 | Волшебные числа в сказках. | 1 | Знакомство с магией чисел в сказках. | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Отбирать и систематизировать материал на определенную тему | 17.02 | |
7-8 | Сказки народов мира. | 1 | Знакомство со сказками разных народов мира, их сравнение. | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Отбирать и систематизировать материал на определенную тему | 24.02, 3.03 | |
9 | Хантыйские народные сказки. | 1 | Знакомство с краеведческим материалом. | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Отбирать и систематизировать материал на определенную тему | 10.03 | |
10-11 | Защита проекта «Моя любимая сказка». | 2 | Защита проекта-исследования. | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Отбирать и систематизировать материал на определенную тему | 17.03, 24.03 | |
Раздел 3. Из басен народов мира. | 2 | | | | |
12 | Басни Эзопа. Эзопов язык. | 1 | Знакомство с понятием «эзопов язык», содержанием и воспитательной направленностью басен Эзопа. | Работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно со-трудничать и способствовать продуктивной кооперации. Определять цели предстоящей речевой деятельности, планирование действий, оценивание достигнутых результатов. Осуществлять сравнение, классификацию, под руководством учителя выбирая основания и критерии для указанных логических операций. | 7.04 | |
13 | Жанровые особенности басен И.А. Крылова. | 1 | Знать жанровые особенности басен. Мораль. | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Отбирать и систематизировать материал на определенную тему | 14.04 | |
14 | Урок-инсценировка « В мире басен И.А. Крылова». | 1 | Знать особенности чтения басен наизусть. Актерская игра. | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Отбирать и систематизировать материал на определенную тему | 21.04 | |
Раздел 4. Из русской литературы 19 века | | | | |
15 | Особенности средств выразительности в сказке А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» | 1 | Знать морфологические средства языка, их роль в лирическом произведении | Работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно со-трудничать и способствовать продуктивной кооперации. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. | 28.04 | |
| Раздел 5. Поэзия 19 века о родной природе. | | | | | |
16 | Особенности стиля Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. | 1 | Развивать умение работать с текстом, знать специфику лирического произведения | Работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно со-трудничать и способствовать продуктивной кооперации. Определять цели предстоящей речевой деятельности, планирование действий, оценивание достигнутых результатов. Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. | 5.05 | |
17 | Итоговый урок-игра «По страницам родной литературы». | 1 | Умение анализировать, делать выводы. | Работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно со-трудничать и способствовать продуктивной кооперации. | 12.05 | |
5