СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа предмета "Родной язык" в 5 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 5 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа предмета "Родной язык" в 5 классе»

_ Результаты освоения учебного предмета «Родная литература»:

Личностными результатами являются:

  • осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

  • понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно - эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

Метапредметные результаты изучения предмета «Родная литература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; 

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; 

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; 

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

V класс:

  • умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

  •  выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

  •  осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

  •  умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);

  •  умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

  •  умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

  •  умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

  • умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным материалом;

  •  умение владеть монологической и диалогической речью;

  •  умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;

  •  умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

  •  умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.

Предметные результаты изучения предмета «Родная литература» в основной школе проявляются в:

  • осознании значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формировании потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире;

  • понимании родной литературы как одной из основных национально- культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

  • воспитании квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

  • развитии способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  • овладении процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.


Ученик научится:

    • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

    • адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

    • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;определять для себя актуальную и перспективную цель чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

    • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

    • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

    • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

    • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

    • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

    • работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации;

    • различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорное произведение и его интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

    • выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

    • видеть черты русского национального характера в героях произведений  русской литературы;

    • целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

    • выразительно читать;

    • сопоставлять произведения смежных жанров (былина и предание, былина и миф, былина и волшебная сказка и т.п.);

    • характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа, владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей.

Ученик получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа.



Содержание программы учебного курса

«Родная литература», 5 класс


1. Из мифологии. 12 подвигов Геракла. Поэма Гомера «Илиада».

2. Яркий и сложный узор УНТ. Современные малые жанры фольклора. Волшебные числа в сказках. Сказки народов мира. Хантыйские народные сказки. Защита проекта «Моя любимая сказка»

3. Из басен народов мира. Басни Эзопа. Эзопов язык. Жанровые особенности басен

И.А. Крылова. Урок-инсценировка « В мире басен И.А. Крылова».

4. Из русской литературы 19 века. Особенности средств выразительности в сказке

А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

5. Поэзия 19 века о русской природе. Особенности стиля Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

6. Итоговый урок-игра «По страницам родной русской литературы».

Тематический план «Родная литература»

п/п

Наименование разделов

Всего часов

Из мифологии.

3

Яркий и сложный узор УНТ.

8

Из басен народов мира.

3

Из русской литературы 19 века.

1

Поэзия 19 века о русской природе.

1

Итоговый урок-игра

1

Итого:

17









КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО РОДНОЙ (РУССКОЙ) ЛИТЕРАТУРЕ


Темы уроков

Часы

Планируемые результаты

Дата

Содержание работы

Основные виды учебной деятельности обучающихся

план

факт


Раздел 1.Из мифологии.

2 ч.





1-2

12 подвигов Геракла.

2

Знакомство с подвигами греческого героя Геракла.

Работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Отбирать и систематизировать материал на определенную тему.

13.01, 20.01


3

Поэма Гомера «Илиада».

1

Знакомство с наследием великого Гомера.

Работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Отбирать и систематизировать материал на определенную тему

27.01




Раздел 2. Яркий и сложный узор УНТ.


5 ч.





4-5

Современные малые жанры фольклора.

2

Знать особенности малых жанров фольклора.

Строить монологическое контекстное высказывание.

Планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения и слушания; основам рефлексивного чтения.

3.02, 10.02


6

Волшебные числа в сказках.

1

Знакомство с магией чисел в сказках.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Отбирать и систематизировать материал на определенную тему

17.02


7-8

Сказки народов мира.

1

Знакомство со сказками разных народов мира, их сравнение.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Отбирать и систематизировать материал на определенную тему

24.02, 3.03


9

Хантыйские народные сказки.

1

Знакомство с краеведческим материалом.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Отбирать и систематизировать материал на определенную тему

10.03


10-11

Защита проекта «Моя любимая сказка».

2

Защита проекта-исследования.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Отбирать и систематизировать материал на определенную тему

17.03, 24.03


Раздел 3. Из басен народов мира.

2





12

Басни Эзопа. Эзопов язык.


1

Знакомство с понятием «эзопов язык», содержанием и воспитательной направленностью басен Эзопа.

Работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно со-трудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Определять цели предстоящей речевой деятельности, планирование действий, оценивание достигнутых результатов.

Осуществлять сравнение, классификацию, под руководством учителя выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

7.04


13

Жанровые особенности басен

И.А. Крылова.

1

Знать жанровые особенности басен. Мораль.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Отбирать и систематизировать материал на определенную тему

14.04


14

Урок-инсценировка « В мире басен И.А. Крылова».

1

Знать особенности чтения басен наизусть. Актерская игра.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Отбирать и систематизировать материал на определенную тему

21.04


Раздел 4. Из русской литературы 19 века





15

Особенности средств выразительности в сказке

А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»




1

Знать морфологические средства языка, их роль в лирическом произведении

Работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно со-трудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

28.04



Раздел 5. Поэзия 19 века о родной природе.






16

Особенности стиля Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.




1

Развивать умение работать с текстом, знать специфику лирического произведения

Работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно со-трудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Определять цели предстоящей речевой деятельности, планирование действий, оценивание достигнутых результатов.

Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

5.05


17

Итоговый урок-игра «По страницам родной литературы».

1

Умение анализировать, делать выводы.

Работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно со-трудничать и способствовать продуктивной кооперации.

12.05
















5