СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа производственной практики ПМ.03 Защита информации техническими средствами

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа производственной практики ПМ.03 Защита информации техническими средствами»

Приложение

к ООП по специальности 10.02.05. Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем



Департамент образования и науки Тюменской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Тюменской области

«Агротехнологический колледж»

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

ПМ.03 ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ
























2022 г.

Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС) по специальности 10.02.05 Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1553 от 09.12.16г.; примерной основной образовательной программы по специальности 10.02.05 Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем, зарегистрированной 31.05.2017 г. регистрационный номер 10.02.05-170703; профессионального стандарта «Специалист по технической защите информации», утверждённого приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01 ноября 2016 г. №599н




Разработчики:

Королева Н.А. преподаватель.







































СОДЕРЖАНИЕ


1.

Паспорт программы производственной практики   

4

2.

Результаты освоения программы производственной практики

6

3.

Тематический план и содержание производственной практики

9

4.

Условия реализации программы производственной практики

16

5.

Контроль и оценка результатов освоения производственной практики

19



1.Паспорт рабочей программы производственной практики

ПМ.03 Защита информации техническими средствами

1.1. Область применения программы:

Программа производственной практики – является частью программы подготовки специалистов среднего звена среднего профессионального образования по специальности 10.02.05 Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем (пр. № 1553 от 09.12.216г..), входящей в состав укрупнённой группы профессий и специальностей по направлению 10.00.00 Информационная безопасность в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

- Защита информации техническими средствами и соответствующих профессиональных компетенций (ПК, ПКР)


1.2. Цели и задачи производственной практики, требования к результатам освоения практики, формы отчетности

Производственная практика направлена на:

- приобретение студентами профессиональных навыков и первоначального опыта в профессиональной деятельности;

- закрепление и углубление знаний, полученных обучающимися во время аудиторных занятий;

- формирование основных профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС по профессии;

- воспитание сознательной трудовой и производственной дисциплины;

- усвоение студентами основ законодательства об охране труда, системы стандартов безопасности труда, требований правил гигиены труда и производственной санитарии, противопожарной защиты, охраны окружающей среды в соответствии с новыми нормативными и законодательными актами.

Базами производственной практики являются предприятия и организации г.Заводоуковска и Заводоуковского городского округа.

Проверка знаний, умений и навыков: по окончании производственной практики проверяется дневник практики, письменный отчет и осуществляется защита индивидуального задания.


1.3. Требования к результатам освоения практики.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе прохождения производственной практики по специальности 10.02.05 Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем техник по защите информации должен:


Код

Результат

знать/понимать:

З1

Типовые средства и методы защиты информации в локальных и глобальных вычислительных сетях.

З2

Состав и основные характеристики оборудования, применяемого при построении компьютерных сетей.

З3

Методы защиты акустической (речевой) информации от утечки по техническим каналам. Технические средства защиты акустической речевой информации от утечки по техническим каналам.

З4

Методы и методики контроля эффективности защиты информации от утечки каналами ПЭМИН. Средства контроля эффективности защиты информации от утечки каналами ПЭМИН.

уметь:

У1

Производить монтаж и диагностику компьютерных сетей

У2

Обнаруживать и устранять неисправности системы защиты информации автоматизированной системы согласно эксплуатационной документации

У3

Обнаруживать и устранять, согласно технической документации неисправности технических средств защиты информации от утечки за счет побочных электромагнитных излучений и наводок (ПЭМИН).

У4

Осуществлять установку и монтаж средств защиты информации от утечки за счет побочных электромагнитных излучений и наводок (ПЭМИН).

У5

Обнаруживать и устранять неисправности системы защиты информации автоматизированной системы согласно эксплуатационной документации.

иметь практический опыт:

ПО1

Проверка работоспособности системы защиты информации автоматизированной системы.

ПО2

Устранение неисправностей программно- аппаратных средств защиты информации в компьютерных сетях согласно технической документации.

ПО3

Проверка технического состояния средств защиты информации от утечки за счет побочных электромагнитных излучений и наводок (ПЭМИН).

ПО4

Выполнение типовых работ по восстановлению работоспособности средств защиты информации от утечки за счет побочных электромагнитных излучений и наводок (ПЭМИН).

ПО5

Настройка программно- аппаратных средств защиты информации в компьютерных сетях по заданным шаблонам.


1.4. В ходе освоения программы производственной практики студент должен:

В результате прохождения данной практики обучающийся должен приобрести общие и профессиональные компетенции:

Код

Наименование результата обучения

ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 2.

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 3.

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 4.

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста
ОК 6.

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

ОК 7.

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 8.

Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности.

ОК 9.

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10.

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.

ПК 3.1

Осуществлять установку, монтаж, настройку и техническое обслуживание технических средств защиты информации в соответствии с требованиями эксплуатационной документации.

ПК 3.2

Осуществлять эксплуатацию технических средств защиты информации в соответствии с требованиями эксплуатационной документации.

ПК 3.3

Осуществлять измерение параметров побочных электромагнитных излучений и наводок, создаваемых техническими средствами обработки информации ограниченного доступа.

ПК 3.4

Осуществлять измерение параметров фоновых шумов, а также физических полей, создаваемых техническими средствами защиты информации

ПК 3.5

Организовать отдельные работы по физической защите объектов информатизации.


По окончании практики студент сдаёт отчет в соответствии с содержанием тематического плана практики и по форме, установленной ГАПОУ ТО «Агротехнологический колледж» и аттестационный лист, установленной формы.

Промежуточная аттестация проводится в форме выполнения и защиты квалификационной работы.


1.5. Количество часов на освоение производственной практики по специальности 10.02.05 Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем – 108 часов.


2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ


2.1 Результатом освоения рабочей программы производственной практики является сформированность у обучающихся профессиональных (ПК, ПКР) и общих (ОК) компетенций по профессии «Оператор ЭВМ» и получения опыта практической деятельности по основным видам профессиональной деятельности (ВПД):

ПМ.3 Защита информации техническими средствами

 2.2 Результаты производственной практики, подлежащие оценке:



ВПД



ПК


Показатели результата


Защита информации техническими средствами.

ПК 3.1 Осуществлять установку, монтаж, настройку и техническое обслуживание технических средств защиты информации в соответствии с требованиями эксплуатационной документации.

ПК 3.2 Осуществлять эксплуатацию технических средств защиты информации в соответствии с требованиями эксплуатационной документации.

ПК 3.3

Осуществлять измерение параметров побочных электромагнитных излучений и наводок, создаваемых техническими средствами обработки информации ограниченного доступа.

ПК 3.4 Осуществлять измерение параметров фоновых шумов, а также физических полей, создаваемых техническими средствами защиты информации.

ПК 3.5 Организовать отдельные работы по физической защите объектов информатизации.

ПКР 1 Организовывать собственную деятельность с учетом рационального и эффективного использования энергоресурсов.

ПКР 6 Определять возможные каналы утечки информации и выбирать средства для их устранения и защиты.

ПКР 7 Отслеживать и использовать новейшие технологии защиты информации.

ПКР 8 Отслеживать изменения требований и стандартов, относящихся к программно-аппаратным средствам защиты информации со стороны законодательства, ФСО и ФСБ.

Производит монтаж и диагностику компьютерных сетей.

Устраняет неисправности системы защиты информации автоматизированной системы согласно эксплуатационной документации.

Устраняет, согласно технической документации неисправности технических средств защиты информации от утечки за счет побочных электромагнитных излучений и наводок (ПЭМИН).

Осуществляет установку и монтаж средств защиты информации от утечки за счет побочных электромагнитных излучений и наводок (ПЭМИН).

Настраивает программно- аппаратные средства защиты информации в компьютерных сетях по заданным шаблонам.

Инженерно – технические средства физической защиты объектов информатизации

ПК 3.1 Осуществлять установку, монтаж, настройку и техническое обслуживание технических средств защиты информации в соответствии с требованиями эксплуатационной документации.

ПК 3.2 Осуществлять эксплуатацию технических средств защиты информации в соответствии с требованиями эксплуатационной документации.

Устраняет, согласно технической документации неисправности технических средств защиты информации от утечки за счет побочных электромагнитных излучений и наводок.

Осуществляет установку и монтаж средств защиты информации от утечки за счет побочных электромагнитных излучений и наводок (ПЭМИН).


ПК 3.3

Осуществлять измерение параметров побочных электромагнитных излучений и наводок, создаваемых техническими средствами обработки информации ограниченного доступа.

ПК 3.4 Осуществлять измерение параметров фоновых шумов, а также физических полей, создаваемых техническими средствами защиты информации.

ПК 3.5 Организовать отдельные работы по физической защите объектов информатизации.

ПКР 1 Организовывать собственную деятельность с учетом рационального и эффективного использования энергоресурсов.

ПКР 6 Определять возможные каналы утечки информации и выбирать средства для их устранения и защиты.

ПКР 7 Отслеживать и использовать новейшие технологии защиты информации.

ПКР 8 Отслеживать изменения требований и стандартов, относящихся к программно-аппаратным средствам защиты информации со стороны законодательства, ФСО и ФСБ.

Проводить мониторинг, анализ и сравнение эффективности программно- аппаратных средств защиты информации в операционных системах.

Проводить текущий контроль показателей и процесса функционирования СССЭ, а также программных, программно- аппаратных (в том числе крипто-графических) и технических средств и систем защиты СССЭ от НСД, предусмотренный регламентом их эксплуатации.





3. Тематический план ПП

Код

ПК, ПКР

Наименование профессионального модуля (ПМ)

Темы практики (ПК)

Виды работ (содержание практики)

Объем часов


ПК 3.1,

ПК 3.2,

ПК3.3,

ПК3.4,

ПК 3.5,

ПКР 1,

ПКР6,

ПКР7,

ПКР8.

ПМ.3 Защита информации техническими средствами.



ПК 3.1 Осуществлять установку, монтаж, настройку и техническое обслуживание технических средств защиты информации в соответствии с требованиями эксплуатационной документации.

ПК 3.2 Осуществлять эксплуатацию технических средств защиты информации в соответствии с требованиями эксплуатационной документации.

ПК 3.3

Осуществлять измерение параметров побочных электромагнитных излучений и наводок, создаваемых техническими средствами обработки информации ограниченного доступа.

ПК 3.4 Осуществлять измерение параметров фоновых шумов, а также физических полей, создаваемых техническими средствами защиты информации.

ПК 3.5 Организовать отдельные работы по физической защите объектов информатизации.

Иметь навыки работы с визуально-оптическими приборами (основные характеристики). Объективы для скрытного наблюдения.

Иметь навыки работы с электронно-оптическим преобразователем (устройство, настройка).

Использовать различные способы и средства наблюдения в радиодиапазоне.

Использовать радиоприёмники (сканеры) (характеристики).

Настраивать средства прослушивания (возможность слуховой системы человека).

Производить настройку различных видов микрофонов (направленные, лазерные).

Настраивать стетоскопы и телефонные закладки (устройство, принцип работы).

Использовать метод ВЧ-навязывания и его применение для добывания информации.

Использовать активную виброакустическую маскировку, для подавления средств перехвата речевой информации (системы: «Фазан», "Заслон", "Кабинет").

Использовать генераторы шумовых колебаний (устройство, настройка).

Производить настройку и установку анализатора проводных линий «Улан 2». Чистая линия (обнаружение и захват видеосигналов, передаваемых в сети).

Производить настройку и установку анализатора проводных линий «Улан 2». Чистая линия.

Производить настройку и установку анализатора проводных линий «Улан 2». Обесточенная линия с подключением.

Иметь навыки работы с многофункциональным прибором ST031 (обнаружение и локализация специальных технических средств негласного получения информации).

Иметь навыки работы с многофункциональным прибором ST031 (поиск, измерение частоты).

Производить установку и настройку многофункционального прибора ST031 (работа в канале АВАК).

Применять прибор «Сириус» (амплитудный метод поиска).

Применение прибора «PROTECT 1203» (настройка порогового устройства).

Производить настройку и установку прибора «ST007» (поиск).

Применять прибора «Баррикада».


108

11

Итого производственной практики

108





























п/п

Разделы (этапы) практики

Виды работ на практике, включая самостоятельную работу

(в часах)

Практическая и самостоятельная работа (в часах)

Формы текущего контроля

Осваиваемые элементы компетенций


Производственная практика





1

Вводный инструктаж. Знакомство с работой организации, учреждения. Виды, источники и носители защищаемой информации.

Ознакомление с организационной структурой предприятия.

Прохождение инструктажа по технике безопасности на рабочем месте.

Ознакомление с выпускаемой продукцией или оказанием услуг.

Ознакомление с электронной системой документооборота (специализированные программы).

Ознакомление с оргтехникой, с ПК (вид, операционная система) и топологией локальной сети.

6

Фронтальный устный опрос

ПО2, ПО4, У1,У3, З1, ОК1, ОК4, ОК5,ОК9, ПК1.1,ПК1.2,

ПКР 1, ПКР5, ПКР 6, ПКР 7,

ПКР8.


2

Инструктаж по технике безопасности. Истории предприятия, формы организации, обязанности и должностные инструкции.

Выполнять резервное копирование файлов и папок перед установкой операционной системы.

Устанавливать ОС, загрузив образ диска с официального сайта.

6

Оценка выполнения отчета по практике

ПО1, ПО2, ПО4, ПО5, У1,У2, У3, З1, З2, ОК1, ОК4, ОК5,ОК9, ПК1.1,ПК1.2,

ПКР 1, ПКР5, ПКР 6, ПКР 7,

ПКР8.

3

Анализ руководящих, нормативных и методических документов по защите информации в организации

Выполнять резервное копирование файлов и папок перед установкой операционной системы.

Устанавливать ОС, загрузив образ диска с официального сайта.


6

Оценка выполнения отчета по практике

ПО1, ПО2, ПО4, У1,У3, З1, З2, ОК1, ОК4, ОК5,ОК9, ПК1.1,ПК1.2,

ПКР 1, ПКР5, ПКР 6, ПКР 7,

ПКР8.

4

Отраслевая принадлежность предприятия. Технические средства информатизации предприятия. Программное обеспечение предприятия.

Производить операции с файлами и папками с помощью файлового менеджера Total Commander (поиск, архивация, смена атрибутов, выделение, копирование, удаление, перемещение, просмотр файлов, синхронизировать каталоги).

6

Оценка выполнения отчета по практике

ПО1, ПО2, ПО4, У1,У3, З1, З2, ОК1, ОК4, ОК5,ОК9, ПК1.1,ПК1.2,

ПКР 1, ПКР5, ПКР 6, ПКР 7,

ПКР8.

5

Технические каналы утечки информации.

Типовая структура и виды технических каналов утечки информации.

Установка виртуальной компьютерной сети на основе операционных систем Windows.

Установка сетевых операционных систем.


6

Оценка выполнения отчета по практике

ПО1, ПО2, ПО4, У1,У3, З1, З2, ОК1, ОК4, ОК5,ОК9, ПК1.1,ПК1.2,

ПКР 1, ПКР5, ПКР 6, ПКР 7,

ПКР8.

6

Моделирование объекта защиты.

Устанавливать связи между данными (один к одному, один ко многим, многие ко многим).

Создание отчетов (режим конструктора, режим мастера).


6

Оценка выполнения отчета по практике

ПО2, ПО4, У1,У3, З1,З2, ОК1, ОК4, ОК5,ОК9, ПК1.1,ПК1.2,

ПКР 1, ПКР5, ПКР 6, ПКР 7,

ПКР8.

7

Моделирование угроз информации.

Моделирование каналов НСД и утечки информации.

Иметь навыки работы с системой электронного документооборота. Преобразовывать в электронную форму документы с бумажных носителей с последующей обработкой (распознавание текстов и т.п.).

6

Оценка выполнения отчета по практике

ПО2, ПО4, У1,У3, З1, ОК1, ОК4, ОК5,ОК9, ПК1.1,ПК1.2,

ПКР 1, ПКР5, ПКР 6, ПКР 7,

ПКР8.

8

Утечки акустической (речевой) информации. Измерение основных характеристик. Средства и меры по противодействию.

Выполнять первоначальную настройку системы информационной базы 1С: Предприятие (ввод данных об организации, настройка плана счетов в соответствии с принятой учетной политикой). Заполнять справочники (ввод данных вручную, удаление информации, ввод типовых операций, проверка правильности ввода информации). Поиск справки по содержанию. Поиск справки по индексу.

6

Оценка выполнения отчета по практике

ПО2, ПО4, У1,У3, З1, ОК1, ОК4, ОК5,ОК9, ПК1.1,ПК1.2,

ПКР 1, ПКР5, ПКР 6, ПКР 7,

ПКР8.

9

Утечки видовой информации. Организационно-технические методы и средства противодействия.

Производить проектирование сетей и монтажные работы (классификация сетей: шина, звезда, кольцо).

Подключать и настраивать локальную сеть компьютеров при помощи оптических проводников.

Выполнять настройку активного оборудования (маршрутизаторы, коммутаторы, точки доступа).

Выполнять настройку компьютеров в сети (выставление параметров локальных (рабочих) станций – отдельных компьютеров).

6

Оценка выполнения отчета по практике

ПО2, ПО3, ПО4, У1,У3, У4,У5, З1,З3,З4, ОК1, ОК4, ОК5,ОК9, ПК1.1,ПК1.2,

ПКР 1, ПКР5, ПКР 6, ПКР 7,

ПКР8.

10

Утечки информации по каналам побочных электромагнитных излучений и наводок. Измерение основных характеристик. Средства и методы противодействия.

Установка различных протоколов. Протоколы сете зависимых и сете независимых уровней, их взаимодействие в сети.


6

Оценка выполнения отчета по практике

ПО2, ПО3, ПО4, У1,У3, У4,У5, З1,З3,З4, ОК1, ОК4, ОК5,ОК9, ПК1.1,ПК1.2,

ПКР 1, ПКР5, ПКР 6, ПКР 7,

ПКР8.

11

Инженерная защита и техническая охрана объектов информатизации имеющихся на предприятии.

Установление каналов связи между удаленными устройствами. Использование спутниковой связи. Использование радиоканальной связи.


6

Оценка выполнения отчета по практике

ПО2, ПО3, ПО4, У1,У3, У4,У5, З1,З3,З4, ОК1, ОК4, ОК5,ОК9, ПК1.1,ПК1.2,

ПКР 1, ПКР5, ПКР 6, ПКР 7,

ПКР8.

12

Обследование информационной системы на наличие уязвимостей. Причины возникновения уязвимостей. Классификация уязвимостей программного обеспечения.


Выбор и подготовка кабеля для заданного соединения.

Правила подбора кабелей для комплектования различных компьютерных сетей.

6

Оценка выполнения отчета по практике

ПО2, ПО4, У1,У3, З1, ОК1, ОК4, ОК5,ОК9, ПК1.1,ПК1.2,

ПКР 1, ПКР5, ПКР 6, ПКР 7,

ПКР8.


13

Способы и средства наблюдения в радиодиапазоне. Использование радиоприёмников.

Иметь навыки работы с многофункциональным прибором ST031 (обнаружение и локализация специальных технических средств негласного получения информации).

6

Оценка выполнения отчета по практике

ПО2, ПО3, ПО4, ПО5, У1,У3, З1, ОК1, ОК4, ОК5,ОК9, ПК1.1,ПК1.2,

ПКР 1, ПКР5, ПКР 6, ПКР 7,

ПКР8

14

Средства прослушивания. Способы обнаружения и противодействия закладных устройств.

Иметь навыки работы с многофункциональным прибором ST031 (обнаружение и локализация специальных технических средств негласного получения информации).

6

Оценка выполнения отчета по практике

ПО2, ПО3, ПО4, ПО5, У1,У3, З1, ОК1, ОК4, ОК5,ОК9, ПК1.1,ПК1.2,

ПКР 1, ПКР5, ПКР 6, ПКР 7,

ПКР8.

15

Организация инженерно-технической защиты информации.

Применение прибора «PROTECT 1203» (настройка порогового устройства).

6

Оценка выполнения отчета по практике

ПО2, ПО3, ПО4, ПО5, У1,У3, З1, ОК1, ОК4, ОК5,ОК9, ПК1.1,ПК1.2,

ПКР 1, ПКР5, ПКР 6, ПКР 7,

ПКР8.

16

Сценарий инженерно-технической защиты информации в кабинете руководителя организации.

Применение прибора «PROTECT 1203» (настройка порогового устройства).

6

Оценка выполнения отчета по практике

ПО2, ПО3, ПО4, ПО5, У1,У3, З1, ОК1, ОК4, ОК5,ОК9, ПК1.1,ПК1.2,

ПКР 1, ПКР5, ПКР 6, ПКР 7,

ПКР8.

17

Рекомендации по определению мер инженерно-технической защиты информации.

Применение прибора «PROTECT 1203» (настройка порогового устройства).

6

Оценка выполнения отчета по практике

ПО2, ПО3, ПО4, ПО5, У1,У3, З1, ОК1, ОК4, ОК5,ОК9, ПК1.1,ПК1.2,

ПКР 1, ПКР5, ПКР 6, ПКР 7,

ПКР8.

18


Квалификационная работа.


Выполнение квалификационной работы

6

Оценка выполнения и защиты квалификационной работы

ПО2, ПО3, ПО4, ПО5, У1,У3, З1, ОК1, ОК4, ОК5,ОК9, ПК1.1,ПК1.2,

ПКР 1, ПКР5, ПКР 6, ПКР 7,

ПКР8.

Итого

108





4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ производственной ПРАКТИКИ

Производственная практика проводится мастерами производственного обучения и/или преподавателями профессионального цикла.

Производственная практика проводится в соответствии с учебным планом после освоения учебной практики (производственного обучения) рассредоточено.

В завершении проводится промежуточная аттестация по ПМ в форме выполнения квалификационной работы.

Аттестация по итогам производственной практики проводится в последний день практики на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия. Практика завершается выполнением квалификационной работы. Итоги практики подводит мастер ПО, руководящий производственной практикой обучающихся.


4.1. Общие требования к организации производственной практики:

Производственная практика обучающихся проводится в организациях на основе прямых договоров между ГАПОУ ТО «Агротехнологического колледжа» и организацией, предприятием, куда направляются обучающиеся. Направление деятельности организаций должно соответствовать профилю подготовки студентов по специальности 10.02.05 Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем.

Производственная практика должна осуществляться согласно учебному плану образовательного учреждения, после освоения учебной практики (рассредоточено).

Обучающиеся направляются на практику на основании приказа директора ГАПОУ ТО «Агротехнологический колледж».

Перед прохождением практики обучающимся выдаются задания для прохождения практики, дневники производственной практики. Перечень работ и количество часов заполняется мастером в соответствии с детальной программой производственной практики. Перед началом практики обучающимся необходимо изучить указанные в дневнике основные требования безопасности при выполнении производственных работ. Обучающиеся образовательных учреждений при прохождении производственной практики в организациях обязаны:

- полностью выполнять задания, предусмотренные программой производственной практики;

- соблюдать действующие в организациях правила внутреннего трудового распорядка;

- изучать и строго соблюдать нормы охраны труда и правила пожарной безопасности.

Руководители практики от учебных заведений: мастер производственного обучения:

- устанавливают связь с руководителями практики от организации и совместно с ними составляют рабочую программу проведения практики;

- разрабатывают тематику индивидуальных заданий;

- принимают участие в распределении обучающихся по рабочим местам или перемещении их по видам работ;

- осуществляют контроль за правильностью организации практики, выполнением программы практики обучающимся, проверяет правильность записей в дневниках;

- оказывают методическую помощь обучающимся при выполнении практических заданий, при заполнении дневника, присутствует при выполнении практикантами квалификационных (пробных) работ, если они выполняются на предприятии;

- оценивает результаты выполнения практикантами программы практики.

Руководитель организации, его заместитель или один из ведущих специалистов осуществляет общее руководство практикой обучающихся. За каждым практикантом закрепляется наставник, который будет обучать, выдавать задания, оценивать каждый рабочий день практики с отметкой в дневнике.

Обучающийся приступает к работе только после издания приказа по предприятию, проведения вводного инструктажа по требованиям безопасности труда и правилам пожарной безопасности. Во время практики каждый обучающийся ежедневно записывает в дневнике все наименования выполненных работ и др. данные, указанные в дневнике.

Перед началом работы практикант обязан получить инструктаж на рабочем месте, проверить техническое состояние технологического оборудования — получить наряд для выполнения учебных работ. Во время работы практикант должен использовать инструменты и приспособления по назначению так, чтобы гарантировать безопасное выполнение программы практики.

После окончания практики, обучающиеся сдают дневники мастеру. Наличие дневников необходимо для допуска к квалификационному экзамену.

Комплект документов руководителя практики от учебного заведения (см. Приложение №2):

4.1.  Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация рабочей программы по профессии 10.02.05 Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем производственной практики предполагает наличие рабочих мест на основе прямых договоров с ОУ.

Характеристика рабочих мест:


4.2 Информационное обеспечение обучения.

Основные источники:

  1. Гейн А.Г. Информатика и ИКТ, Издательство: М.: Просвещение, 2019.

  2. Михеева Е.В. Информатика. Издательство: М.: Академия, 2020.

  3. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Издательство: М.: Академия, 2013.

  4. Михеева Е.В. практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности. Издательство: М.: Академия, 2013.

Дополнительные источники:

  1. Новожилов О. П. Информатика. Серия: Основы наук. Издательство: Юрайт, 2011.

  2. Олифер В., Олифер Н. Основы компьютерных сетей. Серия: Учебное пособие. Издательство: Питер, 2010.

  3. Под редакцией В. В. Трофимова. Информатика. Серия: Основы наук. Издательство: Юрайт, 2010.

  4. Романова Ю. Д. Информатика и информационные технологии. Серия: Учебный курс: Кратко и доступно. Издательство: Эксмо, 2013.

  5. Уваров В. М., Силакова Л. А., Красникова Н. Е. Практикум по основам информатики и вычислительной техники. Серия: Начальное профессиональное образование. Издательство: Академия, 2008.

  6. Федорова Г. Н. Информационные системы. Серия: Среднее профессиональное образование. Издательство: Академия, 2010.

  7. Фуфаев Э. В., Фуфаева Л. И. Пакеты прикладных программ. Серия: Среднее профессиональное образование. Издательство: Академия, 2010.

Интернет-ресурсы:

  1. http://kompset.narod.ru/page31.html Компьютерные сети

  2. http://www.alleng.ru/edu/comp.htm. Образовательные ресурсы Интернета – Информатика

  3. http://www.metod-kopilka.ru/page-1.html. Методическая копилка учителя информатики

  4. http://www.oszone.net/61/ Windows XP


4.3. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Мастера производственного обучения, осуществляющие руководство учебной практикой обучающихся, должны иметь   квалификационный разряд по профессии на 1-2 разряда выше, чем предусматривает ФГОС, высшее или среднее профессиональное образование по профилю профессии, проходить обязательную стажировку в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года.


5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Контроль и оценка результатов освоения производственной практики осуществляется руководителем практики в процессе проведения занятий, самостоятельного выполнения обучающимися заданий, выполнения практических проверочных работ. В результате освоения производственной практики в рамках профессиональных модулей и междисциплинарных курсов обучающиеся проходят промежуточную аттестацию в форме выполнения квалификационной работы.

Результаты обучения


Критерии оценки

Формы и методы оценки

З1: Типовые средства и методы защиты информации в локальных и глобальных вычислительных сетях.

Оценка «5» ставится, если учащийся:

1.самостоятельно, тщательно и аккуратно выполняет практическое задание;

2.ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.

3. на теоретический вопрос дает правильный четкий ответ.

Оценка «4» ставится, если учащийся:

1.самостоятельно, сравнительно аккуратно, но с небольшими затруднениями выполняет практическое задание;

2. на теоретический вопрос дает ответ с небольшими неточностями.

Оценка «3» ставится, если учащийся:

1.практическое задание выполняет с ошибками, но основные правила оформления соблюдает;

2.теоретический вопрос раскрыт не полностью.

Оценка «2» ставится, если учащийся

1.не выполнил практическое задание;

2. дан неверный ответ.

Форма оценки – пятибалльная,

Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет.

З2: Состав и основные характеристики оборудования, применяемого при построении компьютерных сетей.

Форма оценки – пятибалльная,

Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет.

З3: Методы защиты акустической (речевой) информации от утечки по техническим каналам. Технические средства защиты акустической речевой информации от утечки по техническим каналам.

Форма оценки – пятибалльная,

Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет.

З4: Методы и методики контроля эффективности защиты информации от утечки каналами ПЭМИН. Средства контроля эффективности защиты информации от утечки каналами ПЭМИН.

Форма оценки – пятибалльная,

Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет.

У1: Производить монтаж и диагностику компьютерных сетей.

Форма оценки – пятибалльная,

Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет.

У2: Обнаруживать и устранять неисправности системы защиты информации автоматизированной системы согласно эксплуатационной документации.

Оценка «5» ставится, если учащийся:

1.самостоятельно, тщательно и аккуратно выполняет практическое задание;

2.ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.

3. на теоретический вопрос дает правильный четкий ответ.

Оценка «4» ставится, если учащийся:

1.самостоятельно, сравнительно аккуратно, но с небольшими затруднениями выполняет практическое задание;

2. на теоретический вопрос дает ответ с небольшими неточностями.

Оценка «3» ставится, если учащийся:

1.практическое задание выполняет с ошибками, но основные правила оформления соблюдает;

2.теоретический вопрос раскрыт не полностью.

Оценка «2» ставится, если учащийся

1.не выполнил практическое задание;

2. на теоретический вопрос дан неверный ответ.


Форма оценки – пятибалльная,

Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет.

У3: Обнаруживать и устранять, согласно технической документации неисправности технических средств защиты информации от утечки за счет побочных электромагнитных излучений и наводок (ПЭМИН).

Форма оценки – пятибалльная,

Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет.

У4: Осуществлять установку и монтаж средств защиты информации от утечки за счет побочных электромагнитных излучений и наводок (ПЭМИН).

Форма оценки – пятибалльная,

Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет.

У5: Обнаруживать и устранять неисправности системы защиты информации автоматизированной системы согласно эксплуатационной документации.

Форма оценки – пятибалльная,

Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет.

ПО1:Проверка работоспособности системы защиты информации автоматизированной системы.

Форма оценки – пятибалльная,

Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет.

ПО2 Устранение неисправностей программно- аппаратных средств защиты информации в компьютерных сетях согласно технической документации.

Форма оценки – пятибалльная,

Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет.

ПО3: Проверка технического состояния средств защиты информации от утечки за счет побочных электромагнитных излучений и наводок (ПЭМИН).

Форма оценки – пятибалльная,

Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет.

ПО4: Выполнение типовых работ по восстановлению работоспособности средств защиты информации от утечки за счет побочных электромагнитных излучений и наводок (ПЭМИН).

Оценка «5» ставится, если учащийся:

1.самостоятельно, тщательно и аккуратно выполняет практическое задание;

2.ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.

3. на теоретический вопрос дает правильный четкий ответ.

Оценка «4» ставится, если учащийся:

1.самостоятельно, сравнительно аккуратно, но с небольшими затруднениями выполняет практическое задание;

2. на теоретический вопрос дает ответ с небольшими неточностями.

Оценка «3» ставится, если учащийся:

1.практическое задание выполняет с ошибками, но основные правила оформления соблюдает;

2.теоретический вопрос раскрыт не полностью.

Оценка «2» ставится, если учащийся

1.не выполнил практическое задание;

2. на теоретический вопрос дан неверный ответ.


Форма оценки – пятибалльная,

Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет.

ПО5: Настройка программно- аппаратных средств защиты информации в компьютерных сетях по заданным шаблонам.

Форма оценки – пятибалльная,

Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет.

ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

Форма оценки – пятибалльная,

Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет.

ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

Форма оценки – пятибалльная,

Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет.

ОК3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

Форма оценки – пятибалльная,

Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет.

ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

Форма оценки – пятибалльная,

Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет.

ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

Форма оценки – пятибалльная,

Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет.

ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

Форма оценки – пятибалльная,

Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет.

ОК 7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

Форма оценки – пятибалльная,

Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет.

ОК 8. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности.

Оценка «5» ставится, если учащийся:

1.самостоятельно, тщательно и аккуратно выполняет практическое задание;

2.ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.

3. на теоретический вопрос дает правильный четкий ответ.

Оценка «4» ставится, если учащийся:

1.самостоятельно, сравнительно аккуратно, но с небольшими затруднениями выполняет практическое задание;

2. на теоретический вопрос дает ответ с небольшими неточностями.

Оценка «3» ставится, если учащийся:

1.практическое задание выполняет с ошибками, но основные правила оформления соблюдает;

2.теоретический вопрос раскрыт не полностью.

Оценка «2» ставится, если учащийся

1.не выполнил практическое задание;

2. на теоретический вопрос дан неверный ответ.


Форма оценки – пятибалльная,

Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет.

ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

Форма оценки – пятибалльная,

Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.

Форма оценки – пятибалльная,

Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет.

ПК 3.1. Осуществлять установку, монтаж, настройку и техническое обслуживание технических средств защиты информации в соответствии с требованиями эксплуатационной документации.

Форма оценки – пятибалльная,

Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет.

ПК 3.2. Осуществлять эксплуатацию технических средств защиты информации в соответствии с требованиями эксплуатационной документации.

Форма оценки – пятибалльная,

Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет.

ПК 3.3. Осуществлять измерение параметров побочных электромагнитных излучений и наводок, создаваемых техническими средствами обработки информации ограниченного доступа.

Форма оценки – пятибалльная,

Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет.

ПК 3.4. Осуществлять измерение параметров фоновых шумов, а также физических полей, создаваемых техническими средствами защиты информации

Форма оценки – пятибалльная,

Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет.

ПК 3.5. Организовать отдельные работы по физической защите объектов информатизации.

Форма оценки – пятибалльная,

Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет.

ПКР 1 Организовывать собственную деятельность с учетом рационального и эффективного использования энергоресурсов.


Форма оценки – пятибалльная,

Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет.

ПКР 6 Определять возможные каналы утечки информации и выбирать средства для их устранения и защиты.

Форма оценки – пятибалльная,

Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет.

ПКР 7 Отслеживать и использовать новейшие технологии защиты информации.


Форма оценки – пятибалльная,

Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет.

ПКР 8 Отслеживать изменения требований и стандартов, относящихся к программно-аппаратным средствам защиты информации со стороны законодательства, ФСО и ФСБ.

Форма оценки – пятибалльная,

Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет.


Формы и методы контроля и оценки результатов обучения проверяют у обучающихся личностные результаты:

Личностные результаты

Основные показатели результатов подготовки

ЛР3. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих.

Соблюдает нормы правопорядка, гражданского общества.


ЛР 4. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».

Демонстрирует уважение к чужому труду.

Проявляет ответственность за результат учебной деятельности и подготовки к профессиональной деятельности.

Осознает, что такое «цифровой след».


ЛР 7. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

Осознает, что личность каждого человека имеет огромную ценность.

Признает, что у каждого есть свои особенности, а также сильные и слабые стороны, не сравнивает себя с другими людьми.

ЛР 10. Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой

Демонстрирует экологическую культуру, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира.

Несет ответственность за состояние природных ресурсов.

ЛР 13. Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности

Демонстрирует коммуникабельность, вызывает при разговоре у собеседника доверие, идет на компромиссы,

инициирует диалог с незнакомыми людьми, достигает взаимопонимания с людьми разных возрастных групп, общается ярким и образным языком.

ЛР 14. Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности

Демонстрирует использование полученных знаний и умений на производственной практике, на научно-практических конференциях, при создании индивидуального проекта.

ЛР 15. Проявляющий гражданское отношение к профессиональной деятельности как к возможности личного участия в решении общественных, государственных, общенациональных проблем.

Демонстрирует осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.

ЛР 16. Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектномыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей, демонстрирующий профессиональную жизнестойкость.

Демонстрирует умение быстро адаптироваться к незнакомой обстановке, способность анализировать и действовать с позиции отдельных членов команды.

Способен к эффективной работе в команде независимо от собственных амбиций и личных предпочтений вступать в эффективную коммуникацию и работать на групповой результат.


ЛР 17. Соответствие уровня сформированности личностных качеств студентов уровню запросов работодателей.

Демонстрирует осуществление самооценки результатов работы по критериям работодателя.

Демонстрирует использование полученных знаний и умений на производственной практике.

ЛР 18. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях.

Демонстрирует психологическую устойчивость в конфликтных ситуациях.

ЛР 19. Способный искать нужные источники информации и данные, воспринимать, анализировать, запоминать и передавать информацию с использованием цифровых средств, предупреждающий свое и чужое деструктивное поведение в сетевом пространстве.

Демонстрирует умение искать нужные источники информации, пользоваться поисковыми системами, использовать компьютерную систему для хранения, передачи и обработки информации.

ЛР 20. Открытый к текущим и перспективным изменениям в мире труда и профессий.

Демонстрирует умение быстро адаптироваться к незнакомой обстановке.

ЛР 21. Развивающий творческие способности, способный креативно мыслить.

Демонстрирует личностные качества, необходимые для эффективной профессиональной деятельности.


ЛР 22. Экономически активный, предприимчивый, готовый к самозанятости.


Проявляет экономическую активность и навыки предпринимательской деятельности.


ЛР 23. Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику.

Проявляет профессиональную активность.

Демонстрирует личностные качества, необходимые для эффективной профессиональной деятельности.

ЛР 24. Признающий ценность непрерывного образования, ориентирующийся в изменяющемся рынке труда, управляющий собственным профессиональным развитием, рефлексивно оценивающий собственный жизненный опыт, критерии личной успешности.

Демонстрирует использование полученных знаний и умений на производственной практике, на научно-практических конференциях, при создании индивидуального проекта.

ЛР 25. Гибко реагирующий на появление деятельности, готовый к их усвоению.

Демонстрирует умение быстро адаптироваться к незнакомой обстановке.




9