Пояснительная записка
В древние времена танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость как исполнителю, так и зрителю – танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.
Систематические занятия хореографией развивают мышечную структуру тела, позволяют формировать красивую правильную осанку, тренируют координацию движений.
Занятия танцами дают заряд положительными эмоциями, раскрепощают, развивают пластику, обогащают разнообразием ритмов танцевальный опыт учащихся. Изучение русских национальных танцев «Хоровод», «Плясовая» приобщают детей к русской культуре, развивают чувство осознания себя частичкой Родины, заинтересовывают в изучении истории танцев своей страны от старины к современности.
Рабочая программа по общекультурному направлению разработана в рамках по внедрению ФГОС в начальных классах СОШ №1 в 2019-2020 учебном году и рассчитана для детей от 6 до -11лет. Таким образом, данная программа предполагает развитие и воспитание не только одарённых танцевальными способностями детей, но и всех желающих, так как главный педагогический принцип: воспитание и развитие личности в коллективе.
Отличительная черта этой программы заключается в ее направленности на многие виды танцев: современные, народные, эстрадные. А также на их соединение и группировку друг с другом, что в итоге является очень интересным, запоминающимся, актуальным в современном мире. Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой.
Цели и задачи деятельности
Главная цель: развитие ребёнка и детского коллектива через создание особой среды формирования общих культурных интересов и совместной деятельности детей, формирование национального самосознания и высоких духовных качеств ребёнка как гражданина России, формирование творческих способностей детей.
Задачи:
1. Раскрывать танцевальные способности детей через двигательную активность.
2. Научить выполнять упражнения для укрепления и развития тела.
3. Научить выполнять элементы народного танца.
3. Развивать чувство ритма через обучение танцам.
4. Воспитывать любовь к русским народным танцам, к музыке, к русским традициям через изучение элементов русского народного танца и развитие умения исполнять русский танец.
5. Формировать детский коллектив через совместную деятельность.
В области формирования личностной культуры:
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, на основе нравственных установок и моральных норм, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества со сверстниками, родителями в решении общих проблем;
развитие доброжелательности к другим людям;
формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным традициям представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
Главное в хореографическом коллективе – создание творческой увлечённости искусством, впечатления, развитие способностей, а также четкое соблюдение техники безопасности, режима, труда и отдыха.
В учебном процессе и в организации массовой работы у детей развиваются внимание, память, воображение, воспитываются такие черты характера, как:
Развиваются физические способности:
- сила ног,
- пластичность рук,
- гибкость тела,
- эластичность мышц и подвижность суставов.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Хореографическое искусство учит детей красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость. Благодаря хореографическому образованию учащиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру. Приобщение к искусству хореографии включает ознакомление учащихся с источниками танцевальной культуры, самобытностью национальных танцев, связанных с укладом жизни народов, с их красочными костюмами, музыкально-ритмическим складом мелодий.
Программа дана по годам обучения. На каждый год обучения предлагается определенный минимум умений, навыков и сведений по хореографии. На каждом этапе обучения дается материал по основным разделам хореографического искусства:
Термины классического танца. Основные танцевальные движения;
Элементы классический танец;
Основы народного танца;
Танцевальные этюды. Эстрадный танец.
Постановка танцев. Отработка номеров
Отчетный концерт
В связи со спецификой занятий, границы программы сглаживаются: на одном занятии могут изучаться элементы классического, историко-бытового и народного танца.
В первый раздел включены ритмические упражнения, имеющие целью музыкально-ритмическое развитие учащихся.
На первом году обучения они строятся на шаге и беге в различных рисунках, ориентируя детей в пространстве и времени, развивая музыкальность. В дальнейшем ритмическое воспитание происходит на элементах танцевальных движений.
Во втором разделе вводятся элементы классического танца, упражнения которого подготавливают к более сложным движениям и физической нагрузке, укрепляют мышцы спины, ног.
В третий раздел включены элементы народного танца, включены танцы разного характера. Использование различных танцев позволяет развивать координацию ног, корпуса, рук.
В четвертый раздел включены элементы эстрадного танца. Этот раздел состоит из элементов эстрадных танцев, способствует развитию танцевальности, музыкальности, чувства позы.
Постановочная и репетиционная работа пронизывает весь учебно-воспитательный процесс и имеет целью эстетическое воспитание, развитие творческих и актерских способностей учащихся, понимание содержательности танцевального образа. В процессе постоянной практики дети сами приходят к выводу, что хореография – это содержательное искусство, требующее умения, техники, выразительности. Учащиеся должны получить представление о том, как танцевальное движение выражает внутренний мир человека, что красота танца – это совершенство движений, легкость, сила и грация.
Используемые методы:
Метод комбинированных движений, переходящих в небольшие учебные этюды.
Метод повторения.
Метод коллективного творчества.
Метод объяснения.
Метод заучивания.
Метод многократного повторения всевозможных движений.
Игровые технологии.
Формы и режим занятий: ведущей формой организации занятий является практическая деятельность. Занятия проводятся во второй половине дня после уроков.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.
Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки с
приглашением родителей детей, друзей, педагогов и учащихся местных учебных заведений.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО предмета В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Наиболее благоприятным для развития многообразных способностей и качеств является период интенсивного развития в возрасте 7 – 11 лет. Именно в этот период развиваются гибкость, подвижность суставов, скоростно-силовые качества, память, внимание, воображение, чувство ритма и другие качества, необходимые для занятий в кружке.
Учитывая индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста (быстрая утомляемость), занятия детей в группах определены временными рамками. Длительность одного учебного занятия: для детей от 6 до 8 лет - 40 мин.
Для организации деятельности кружковцев, учитывая индивидуальные особенности каждого возрастного периода, наполняемость группы составляет 10-15 человек. Такое количество детей является оптимальным для индивидуального развития каждого ребёнка.
Каждый ребёнок, занимаясь танцами, изучая необходимые движения, развивает в себе трудолюбие, стремление к самосовершенствованию, формирует адекватную самооценку. Изучение истории развития и появления танцев активизирует уважительное отношение к культуре своего российского
народа, к толерантному отношению к представителям народов России. При подготовке к выступлениям учащиеся приобретают навыки сотрудничества и общения со сверстниками и взрослыми. А выступая перед родителями, активизируется ценностное отношение к ним и своей семье.
Распределение учебных часов в неделю - 1 час в неделю.
Для успешной реализации программы необходимы следующие средства обучения:
- необходимое количество часов;
- светлый и просторный зал;
- аудиоаппаратура;
- специальная тренировочная одежда и обувь;
- сценические костюмы;
Преподавание курса рассчитано на учащихся начальной школы (1-4 класс), увлекающихся танцами и творческой деятельностью. Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, он осуществляется в рамках программы формирования творческой деятельности, рекомендованной для внеурочной деятельности новым стандартом.
В соответствии с учебным планом СОШ №1 на внеурочную деятельность по курсу кружка выделяется по 1 часу в 1 и 4 классе.
Занятия направлены на освоение элементов народных и современных танцев, на ознакомление с костюмами, обычаями и традициями народов разных национальностей.
Содержание программы
Теория Практика
Вводное занятие, ознакомление с программой курса и организация работы (утверждение расписания и формы одежды).
Инструктаж по ТБ
Разучивание элементов русского танца.
Сюжетно-ролевые и музыкально-танцевальные игры
Разучивание движений, характерных для танцев.
Снятие эмоционального и психофизического
напряжения; развитие устойчивости и концентрации внимания,
артистичности, творческих способностей, ритмического слуха.
Гимнастика и растяжка
- упражнения на напряжение и расслабление мышц;
- на выработку выворотности ног, на развитие гибкости
- упражнения на развитие шага, различного вида шпагаты.
Развитие моторной памяти, пластики, гибкости и силы мышц спины, ног и рук, правильная осанка.
- разучивание элементов танца, подготовительной, I,II,III позиции рук
- разучивание I, II, III позиции ног
- закрепить методику постановки корпуса, рук и ног
Развитие моторной памяти, пластики, гибкости мышц ног и рук, правильная осанка. Повторение ранее изученных танцев. Массовые и сольные композиции. Воспитание сценической культуры, умения общения со зрителями. Развитие художественного вкуса. Развитие двигательной системы.
Репетиционная работа
Отработка и детальный разбор номера. Работа над эмоциональной передачей. Работа над синхронностью исполнения танца. Отработка всего номера
Достижение мастерства исполнения, сформировать
двигательный навык, закрепить технику исполнения движений и перестроений в танце. Генеральные репетиции перед итоговым концертом
Проведение мониторинга.
Практическая работа: освоение исполнительского мастерства танцора.
Прогнозируемые результаты:
Развитие музыкальности и ритмичности.
Ответственность, самостоятельность;
Умение работать в коллективе;
Должны знать:
Танцы разных народностей
Различные танцевальные жанры (народный, бальный, эстрадный, историка бытовой, современные танцы).
Характер исполнения танцев
Знать и применять правила сценической культуры
Должны уметь:
Танцевать современные танцы
Танцевать венский вальс
Использовать в танце приобретенные навыки
Исполнять танцы в соответствии с характером данного танца
Тематическое планирование
Вводное занятие, ознакомление с программой курса и организация работы (утверждение расписания, форма одежды и.т.)
Инструктаж по ТБ
Составляют план действий.
Учатся наблюдать, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;
Разучивание элементов русского танца.
Продолжение разучивания элементов русского народного танца.
Повторение изученных танцевальных движений.
Разучивание русского народного танца «Плясовая».
Продолжение разучивания элементов и движений.
Отработка движений и характера танца.
Учат сюжетно-ролевые и музыкально-танцевальные игры
Разучивают движения, характерные для танцев.
Гимнастика и растяжка.
Выполняют упражнения на напряжение и расслабление мышц, на выработку выворотности ног, на развитие гибкости, упражнения на развитие шага, различного вида шпагаты.
Элементы якутского народного танца.
Постановка танцев.
Изучение бальных танцев. Положение рук, ног, головы, характер исполнения
Повторение и отработка изученных танцев
Повторение и отработка якутского танца.
Повторение и отработка современного танца.
Повторение и отработка бального танца.
Учат массовые и сольные композиции.
Отрабатывают и детально разбирают номера. Работают над эмоциональной передачей.
Репетиционная работа.
Работают над синхронностью исполнения танца. Отрабатывают элементы всего номера.
Учат массовые и сольные композиции.
Генеральные репетиции перед итоговым концертом.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Спортивный зал.
MPЗ –проигрыватель.
Компакт-диски по темам программы.
1. Зацепина К.А и др. Народно – сценический танец – М.: Искусство, 1976.
2. Пшеницина Н.А. Времена года (песни, пословицы, приметы, загадки на уроках в нач. школе) – М.: Владос, 2001.
3. З.Я. Роот. Танцы в начальной школе-М: Айрис Пресс,2006.
4. Климов А. Основы русского народного танца.- М.: Искусство, 1981.
5. Интернет, YouTube.
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» городского округа «город Якутск»
«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО»
Руководитель МО Зам. Директора по УМР Директору МОБУ СОШ№1
_____Тейшану И.Ф _______Семенова И.Г. ________Горохова Т.Н.
Рабочая программа танцевального кружка «Ассорти»
на 2019-2020 учебный год.
Учитель танцевального кружка: Жирков К.К.
Якутск 2019г.