Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
| УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «СОШ № 9» _______________ / Гафурова Л.Н./ приказ от 31 августа 2015г. № 67 |
Рабочая программа
учебного предмета «Ознакомление с окружающим миром
и развитие речи»
(базовый уровень)
для 1 специального (коррекционного) класса VII вида
Составитель
Фатеева И.Н., учитель начальных классов
первой квалификационной категории
г. Воскресенск
2015 год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа поознакомлению с окружающим миром и развитию речидля 1 специального (коррекционного) класса VII вида разработана в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012;
Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида, утвержденный приказом Министерства образования от 10.04.2002 г. №29/2065-П;
Адаптированная образовательная программа МОУ «СОШ №9» на 2015-2016 учебный год;
Авторская программа А.А.Плешаков Окружающий мир: рабочие программы. 1-4 классы М.: «Просвещение», 2009г.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253).
В процессе изучения курса «Мир вокруг нас» осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к своему городу (селу), к своей Родине.
Курс нацелен на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде.
При этом средствами учебного предмета обеспечивается существенное воздействие на развитие у учащихся речи и познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, воображения, памяти, внимания), а также эмоциональной сферы и творческих способностей.
В 1 классе еще не выделяются и не структурируются в самостоятельные разделы программы те или иные предметные области действительности (например, живая природа, техника и т. д.). Ребенок в этом возрасте первооткрыватель мира, и его интересует все. Целостный образ окружающего формируется через «мозаику» его компонентов в процессе поиска ответов на детские вопросы: что? кто? как? когда? почему? зачем? и др.
Первоклассники учатся задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной им форме ответы на них. Первый круг вопросов, сгруппированных в теме «Что и кто?» обеспечивает формирование у детей представлений об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах. Предпочтение отдается самому близкому, тому, что доступно непосредственно чувственному опыту детей. Вторая группа вопросов (тема «Как, откуда и куда?) — это познание учащимися различных процессов, явлений окружающего мира, как естественных, так и связанных с деятельностью людей. Третий круг вопросов (тема «Где и когда?») развивает представления детей о пространстве и времени, а четвертый (тема «Почему и зачем?») обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающего мира, определения целей и смысла той или иной человеческой деятельности.
Учебное содержание в каждой теме выстраивается в основном по единой схеме: мир неживой природы, растения и животные, мир людей и созданных ими предметов, наше здоровье и безопасность, экология. Продвигаясь в освоении курса от темы к теме, учащиеся вновь и вновь возвращаются к основным предметным областям, постоянно расширяя и углубляя свои знания о них, рассматривая их с новой точки зрения.
В курсе «Мир вокруг нас» используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни с помощью учителя, воспитателя группы продлённого дня, выполняют практические работы и простейшие опыты.
Учебный курс «Мир вокруг нас» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- помочь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве;
- подготовить поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родного города, родной страны и планеты Земля.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Место учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. 1 класс —66ч (33 учебные недели).
Основное содержание программы
В базисном учебном плане 2002 года для специальных (коррекционных) классов VII вида на изучение окружающего мира отводится 66 часов, в рабочую программу были внесены необходимые корректировки.
Таблица расхождений количества часов.
№ п/п | Тема | Кол- во часов по программе | Кол- во часов по рабочей программе | Причина расхождения |
1 | Введение | 9 | 2 | |
2 | Что и кто? | 18 | 20 |
4 | Где и когда? | 9 | 10 |
5 | Почему и зачем? | 17 | 22 |
6 | Заключение | 1 | |
| ИТОГО: | 66 | 66 | |
Введение (2ч)
Знакомство с учебником и учебными пособиями.Знакомство с постоянными персонажами учебника – Муравьём Вопросиком и Мудрой Черепахой.
Экскурсия «Наша школа».
Что и кто? (20 ч)
Что такое Родина? Первоначальные сведения о народах России, её столице, о малой родине.
Многонациональный характер населения России. Национальные праздники народов России. Единство народов России.
Москва – столица России. Достопримечательности Москвы.
Дневное и ночное небо. Солнце. Звёзды. Созвездия.
Камни как природные объекты. Значение камней в жизни людей. Распознавание камней.
Части растений. Представление о соцветиях.
Комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений.
Наиболее распространенные растения цветника, цветущие осенью. Распознавание растений цветника.
Деревья возле школы. Разнообразие формы и окраски листьев. Распознавание деревьев по листьям.
Лиственные и хвойные деревья. Распознавание хвойных деревьев.
Насекомые как группа животных. Разнообразие насекомых.
Рыбы – водные животные. Морские и речные рыбы.
Птицы. Первоначальное знакомство со строением пера птицы.
Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей. Связь строения тела зверя с его образом жизни.
Московский зоопарк. Правила поведения в зоопарке.
Предметы домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению.
Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним.
Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом. Правила дорожного движения.
Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус – модель Земли.
Проверка знаний и умений по разделу «Что и кто?»
Как, откуда и куда? (12 ч)
Семья - это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Подготовка к проекту «Моя семья»
Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений. Опасность использования загрязнённой воды.
Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Правила безопасности при использовании электроприборов и электричества.
Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Работа почты.
Река и море. Движение воды от истока реки до моря. Пресная и морская вода.
Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда.
Растение как живой организм. Жизненный цикл растения. Условия необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями.
Животные как живые организмы. Жизненный цикл животных. Условия необходимые для жизни животных. Уход за животными живого уголка.
Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Забота о зимующих птицах. Правила подкормки. Устройство кормушки.
Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, в городе, в природном окружении.
Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений.
Проверка знаний и умений по разделу «Как, откуда и куда?»
Где и когда? (10 ч)
Когда учиться интересно. Условия интересной и успешной учёбы.
Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Дни недели.
Времена года. Месяцы. Зависимость природных явлений от смены времён года.
Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов.
Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов.
Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму.
История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения.
История появления и усовершенствования велосипеда. Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде.
Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее. Ответственность человека за состояние окружающего мира.
Проверка знаний и умений по разделу «Где и когда?»
Почему и зачем? (22 ч)
Солнце – ближайшая звезда к Земле. Форма, цвет, размер звёзд. Созвездие Льва.
Луна – спутник Земли. Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения Луны.
Причины возникновения дождя и ветра. Их значение для человека, растений и животных.
Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способ распространения звуков.
Радуга – украшение окружающего мира. Причины возникновения радуги.
Взаимоотношения человека и его домашних питомцев. Предметы ухода за домашними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой.
Разнообразие цветов и бабочек. Правила поведения на лугу.
Звуки леса. Необходимость соблюдения тишины в лесу.
Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Как спят животные.
Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов.
Важнейшие правила гигиены. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук.
Почта, телеграф, телефон – средства связи. Радио, телевидение, пресса – средства массовой информации. Интернет.
Автомобили – наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Устройство автомобиля. Электромобиль – автомобиль будущего.
Поезда – наземный и подземный транспорт. Виды поездов. Устройство железной дороги.
Корабли – водный транспорт. Виды кораблей. Устройство корабля.
Самолёты – воздушный транспорт. Виды самолётов. Устройство самолёта.
Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта.
Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте.
Освоение космоса человеком. Ю.А. Гагарин – первый космонавт Земли.
Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли.
Проверка знаний и умений по разделу «Почему и зачем?»
Резерв
Требования к уровню подготовки обучающихся
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатовначального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к оценке знаний учащихся
Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Знания и умения учащихся по природоведению оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов и практических работ.
При письменной проверке знаний используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи учащихся. Целесообразно поэтому тестовые задания типа:
- поиск ошибки;
- выбор ответа;
- продолжение или исправление высказывания.
Задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения учащихся.
Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Оценка тестов.
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.
Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов. Как один из вариантов оценивания:
"ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания выполнены правильно;
"СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными погрешностями;
"НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания.
Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо выделить 10-15 минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется записать на доске 1-2 задания, аналогичные включенным в тест и выполнить их вместе с учащимися.
Перечень учебно – методического обеспечения образовательного процесса
1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. Издательство «Просвещение», Москва, 2009 г.
2. Учебники:
Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1. Издательство «Просвещение», Москва, 2011 г.
Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 2. Издательство «Просвещение», Москва, 2012 г.
3. Рабочие тетради и пособия:
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1. Издательство «Просвещение», Москва, 2015 г.
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч. Ч. 2. Издательство «Просвещение», Москва, 2015 г.
4. Методические пособия:
Максимова Т.Н. Уроки окружающего мира. Поурочные разработки. 1 класс. Издательство «ВАКО», Москва, 2012 г.
Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас – определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Издательство «Просвещение», Москва, 2010 г.
Плешаков А.А. Зелёные страницы: Книга для учащихся начальных классов. Издательство «Просвещение», Москва, 2010 г.
Плешаков А.А., Румянцева А.А.Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Издательство «Просвещение», Москва, 2010 г.
Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса
Компьютерные и информационно – коммуникативные средства:
Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 1 класс.
Технические средства обучения:
DVDплеер.
Мультимедийный проектор.
Экспозиционный экран.
Компьютер.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/Мажирина М.В. /
«25» августа 2015 г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО
протокол №1 от «27» августа 2015 г.
Руководитель ШМО
_____________ /Щербакова С.А./