МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ УСТЬ – ПРИСТАНСКОГО РАЙОНА
МКОУ «ВЯТКИНСКАЯ СОШ»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
Методическим объединением директор МКОУ «Вяткинская
СОШ»
учителей гуманитарного цикла
О.А.Бурцева
руководитель МО
А.В. Квасова Приказ № 30 от 30.08.2022 г.
П
ротокол № 1 от 29.08.2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По курсу внеурочной деятельности
«В мире профессий»
5-8 классы
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Деревнина Галина Ивановна, учитель литературы
Вяткино 2022
Пояснительная записка Программа составлена на основе
Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273-ФЗ в действующей редакции.
Федерального государственного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки РФ № 03-255 от 17.12.2010 года) в действующей редакции (Приказ Минобрнауки России №1577 от 31.12.2015 года).
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», которые утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28. Правила будут действовать до 1 января 2027 года.
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Закон «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального Закона «Об образовании в РФ» от 3 августа 2018 № 317-ФЗ
Образовательной программы начального общего образования МКОУ «Вяткинская СОШ».
Цель: формирование учебно-познавательных мотивов у учащихся, возможность испытать себя в приближенной к реальности ситуации. Формирование целостного знания, потребности в творческой деятельности, развитие интеллектуальных и творческих возможностей обучающегося.
Задачи:
расширить представление обучающихся о мире профессий;
научить учащихся исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии;
развивать творческие способности обучающихся;
развивать речевую деятельность;
приобщить учащихся к работе со справочной и энциклопедической литературой.
Место курса в учебном плане.
Данная Программа составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся и рассчитана на проведение 35 часов в год с 5-ого по 8-ой классы (итого 140 часов). Время одного занятия – 40 минут. Занятия проводятся во время, отведённое для внеурочной деятельности 1 раз в неделю.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«В мире профессий» Личностные результаты включают:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Планируемые метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 10. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
Представления:
о профессионально значимых способностях и личностных качествах;
о мире профессий;
о психологических особенностях основных видов деятельности;
о профессиональной деятельности;
осознание детей ценности и важности профессии; Умения:
самостоятельно подготовить развернутое описание профессии, определить способности, которые необходимы данной профессии, и подобрать задания для проверки этих способностей;
описывать признаки предметов, профессий и узнавать предметы и профессии по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
обобщать, делать выводы;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность выполнения операций;
давать определения тем или иным понятиям;
осуществлять поисково-аналитическую деятельность для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении учебных предметов, способность добывать новую информацию из различных источников. 9) отношение человека к деятельности и к себе как к деятелю; 10) уметь пользоваться правилами выбора профессии.
Формы организации занятий: беседы, игры-викторины, описание профессии, сочинения, экскурсии, встречи с представителями разных профессий.
Тематическое планирование
5 класс
№ п/п | Название | раздела | Кол-во часов |
1. | Введение | | 2 часа |
2 | Мир профессий | | 32 часа |
3 | Резерв | | 1 час |
4. | Итого | | 35 часов |
| | | |
Урочно-тематическое планирование 5 класс
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Формы организации |
| Введение 2 часа |
1 | Вводное занятие | 1 | Дискуссия |
2 | Многообразие мира профессий | 1 | Беседа. Просмотр презентации, отгадывание загадок |
| Мир профессий 32 часа |
3 | Профессии моего села | 1 | Беседа |
4 | Профессии леса | 1 | Круглый стол, беседа |
5 | Такие разные животные | 1 | Игра |
6 | Знатоки природы | 1 | Викторина о животных Знакомство с редкими животными |
7 | «Красная книга» | 1 | Оформление и выпуск книги |
8 | «Знай и люби свой край». Почему нужно быть природе другом | 1 | Круглый стол, беседа |
9 | «Профессии моих родителей» | 1 | Написание сочинения- рассуждения |
10 | Профессии школы | 1 | Круглый стол. Дискуссия |
11 | Профессия «повар». Русская хозяюшка | 1 | Знакомство с содержанием профессии. |
12 | Профессии «учитель», «воспитатель» | 1 | Проблемная ситуация: какими должны быть учитель, воспитатель? |
13 | Профессия «социальный работник» | 1 | Встреча с работниками социальной службы. |
14 | Профессия «библиотекарь» | 1 | Экскурсия в библиотеку, Интервью. |
15 | Профессия столяра | 1 | Просмотр презентации. |
16 | Село будущего | 1 | Круглый стол. Дискуссия |
17 | «Что мы узнали» | 1 | Беседа, дискуссия. |
18 | Профессии сферы услуг | 1 | Беседа, презентация |
19 | Поле чудес «Мир профессий» | 1 | Игра |
20 | «Я б в спасатели пошел, пусть меня научат». Профессия «спасатель», «пожарный» | 1 | Круглый стол, беседа |
21 | Мир интересных профессий | 1 | Просмотр презентации, беседа |
22 | Мир интересных профессий | 1 | Круглый стол, беседа |
23 | «Почему нравится профессия» | 1 | Написание сочинения- рассуждения |
24 | Профессия «художник» | 1 | Виртуальная экскурсия |
25 | Игротека «Угадай профессию» | 1 | Игра-викторина |
26 | Экскурсия в Администрацию | 1 | Экскурсия. Интервью. |
27 | Профессия «врач» | 1 | Беседа |
28 | Экскурсия в медпункт | 1 | Экскурсия. Интервью. |
29 | Профессия «продавец» | 1 | Беседа |
30 | Экскурсия в магазин | 1 | Экскурсия. Интервью. |
31 | Профессия «Почтальон». Проект: письмо «Деду морозу». | 1 | Экскурсия на почту. Интервью. |
32 | Профессиональный турнир | 1 | Урок-игра |
33 | «Кем я хочу стать?» | 1 | Беседа. Диспут |
34 | «Экскурс в мир профессий» | 1 | Проведение игрового занятия |
35 | Резервый урок. | 1 | игры-викторины |
| | | |
Тематическое планирование
6 класс
№ п/п | Название | раздела | Кол-во часов |
1. | Введение | | 2 часа |
2 | Мир профессий | | 32 часа |
3 | Резерв | | 1 час |
4. | Итого | | 35 часов |
| | | |
Урочно-тематическое планирование
класс
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Формы организации |
| Введение 2 часа | |
1 | Вводное занятие | 1 | Дискуссия |
2 | Многообразие мира профессий | 1 | Просмотр презентации, отгадывание загадок |
| Мир профессий 32 час | |
3 | Беседа «Мир профессий» | 1 | беседа |
4 | Профессии людей, работающих в нашей школе | 1 | Круглый стол, беседа |
5 | Профессия «кулинар» | 1 | Игра |
6 | «Юный кулинар». Пробуем себя в роли кулинара | 1 | Профессиональная проба в роли кулинара |
7 | «Кем быть, каким быть?» | 1 | Круглый стол, беседа |
8 | Конкурс рисунков «Профессии, которые нас окружают» | 1 | Конкурс рисунков |
9 | «Экскурсия в мир профессий» | 1 | Викторина |
10 | Что такое сфера обслуживания? (парикмахер, визажист, маникюрщица, продавец) | 1 | Круглый стол. Дискуссия |
11 | Встреча с социальным работником | 1 | Встреча. Интервью. |
12 | «Все работы хороши – выбирай на вкус» | 1 | Урок-игра |
13 | Профессия водитель | 1 | Встреча с представителем данной профессии |
14 | Профессии моей семьи | 1 | Круглый стол. Дискуссия. |
15 | Профессия «продавец» | 1 | Беседа. Дискуссия |
16 | Экскурсия в магазин | 1 | Экскурсия. Интервью. |
17 | Знаменитые династии села | 1 | Беседа, дискуссия. |
18 | Профессии нашего региона | 1 | Беседа, презентация |
19 | Поле чудес «Мир профессий» | 1 | Игра |
20 | Профессии авиации (диспетчер, пилот, стюардесса, радист, кассир) | 1 | Круглый стол, беседа |
21 | Профессии авиации (диспетчер, пилот, стюардесса, радист, кассир) | 1 | Просмотр презентации, беседа |
22 | Морское путешествие: матрос, рулевой-моторист, судоводитель, электромеханик | 1 | Урок-путешествие |
23 | Сказочный мир подводного царства | 1 | Конкурс рисунков |
24 | Мир необычных профессий | 1 | Виртуальная экскурсия |
25 | Профессия швея. Моделируем одежду из бумаги. | 1 | Игра- упражнение «Примерь профессию». |
26 | Представление мини – проектов «Азбука профессий». Игра «Угадай профессию». | 1 | Защита мини-проектов. Игры «Отгадай профессию».. |
27 | Представление мини – проектов «Азбука профессий». Игра «Угадай профессию». | 1 | Защита мини-проектов. Игры «Отгадай профессию». |
28 | Факторы, влияющие на выбор профессии («хочу», «могу», «надо»). Ошибки при выборе профессионального пути. | 1 | Анализ ситуаций. Мозговой штурм |
29 | Предмет, цели и средства труда. Условия и характер труда. | 1 | Беседа. Игры «Ассоциации» (профессиональные и личностные); |
30 | Профессия, специальность, должность. | 1 | Урок- игра «Определи профессию» (по описанию).-. |
31 | Профессии XXI века.Информационные и компьютерные технологии | 1 | Просмотр видеоролика «Профессии будущего |
32 | Профессиональный турнир | 1 | Урок-игра |
33 | «Кем я хочу стать?» | 1 | Беседа. Диспут |
34 | «Экскурс в мир профессий» | 1 | Проведение игрового занятия |
35 | Резервый урок. | 1 | игры-викторины |
| | | |
Тематическое планирование
7 класс
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов |
1. | Введение | 1час |
2 | Профессии “Человек-человек” | 6 часов |
3 | Профессии «Человек - художественный образ» | 7 часов |
4 | Профессии «Человек - техника» | 5 часов |
5 | Профессии «Человек – знаковая система» | 7 часов |
6 | Профессии «Человек - природа» | 8 часов |
7 | Резерв | 1 час |
8. | Итого | 35 часов |
| | |
Урочно-тематическое планирование
класс
№28 п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Формы организации |
| Введение 1 час |
1 | Беседа «Что такое профессия?», Анкета «Планы на ближайшее будущее» | 1 | Беседа. Дискуссия |
| Профессии “Человек-человек” 6 часов |
2 | Профессии типа «Человек – человек». Профессия «Медик (врач)». | 1 | беседа |
3 | Профессия «Педагог / учитель / воспитатель». | 1 | Круглый стол, беседа |
4 | Профессия «экскурсовод». | 1 | Беседа. Игра |
5 | Профессии бытового обслуживания: парикмахер | 1 | мастер – классе «Модная прическа». |
6 | Профессии бытового обслуживания: проводник пассажирского вагона). | 1 | Беседа на тему «Особенности труда проводника пассажирского поезда», |
7 | Представление мини-проектов «Профессии от А до …» | 1 | Представление минипроектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы….. |
| Профессии «Человек - художественный образ» 7 часов |
8 | Соотнесение профессий типа «Человек - художественный образ» с классификацией Е.А. Климова по средствам и условиям трудовой деятельности. | 1 | Беседа. Анкетирование. |
9 | Профессия «художникдекоратор». | 1 | Беседа. Игра «Оформи сцену к..» |
10 | Знакомство с профессиями: актер, режиссер. | 1 | Урок-игра |
11 | Знакомство с профессиями: юморист. | 1 | Урок-игра |
12 | Профессия – «фотограф» | 1 | Круглый стол. Игра- упражнение «Примерь профессию». |
13 | Профессия - архитектор | 1 | Беседа. Дискуссия |
14 | Представление мини-проектов «Профессии от А до …» | 1 | Представление минипроектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы….. |
| Профессии «Человек - техника» 5 часов |
15 | . Соотнесение профессий типа «Человек - техника» с классификацией Е.А. Климова по средствам и условиям трудовой деятельности. | 1 | Беседа, работа по фотографиям. |
16 | Машинист электровоза. | 1 | Беседа, работа по фотографиям |
17 | Профессия маркшейдер. | 1 | Круглый стол, беседа |
18 | Профессия медицинский лабораторный техник. | 1 | Просмотр презентации, беседа |
19 | Профессия зубной техник. | 1 | Беседа.Урок-игра |
| Профессии «Человек – знаковая система» 7 часов |
20 | Соотнесение профессий типа «Человек – знаковая система» с классификацией Е.А. Климова по средствам и условиям трудовой деятельности. | 1 | Беседа. Анкетирование |
21 | Знакомство с профессиями: брокер. | 1 | Ролевая игра по профессии брокер |
22 | Знакомство с профессиями: геодезист. | 1 | Презентация по профессии геодезист |
23 | Профессия программист. | 1 | Индивидуальное тестирование «Мои склонности к профессии» |
24 | Знакомство с профессиями: андеррайтер. | 1 | Беседа «Какими качествами должен обладать человек, работающий андеррайтером?». |
25 | Професссия кассир | 1 | Анализ ситуаций. Мозговой штурм |
26 | Представление мини-проектов «Профессии от А до …» | 1 | Представление минипроектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы…..Беседа. Игры «Ассоциации» (профессиональные и личностные); |
| Профессии «Человек - природа» 7 часов |
27 | Соотнесение профессий типа «Человек – природа» с классификацией Е.А. Климова по средствам и условиям трудовой деятельности. | 1 | Индивидуальное тестирование «Мои склонности к профессии» |
28 | Профессия - эколог | 1 | Беседа, диспут |
29 | Профессия - агроном | 1 | Урок-игра |
30 | Ландшафтный архитектор. | 1 | Творческая работа, создание эскиза |
31 | Профессия «цветоводдекоратор» | 1 | Беседа, презентация |
32 | Профессия «работник зоопарка» | 1 | Беседа, диспут |
33 | Представление мини-проектов «Профессии от А до …» | 1 | Защита мини-проектов. |
34 | Представление мини-проектов «Профессии от А до …» | 1 | Защита мини-проектов. |
35 | Резервный урок | 1 | Проведение игрового занятия. Игры «Отгадай профессию». |
| | | |
Тематическое планирование
8 класс
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов |
1. | Введение | 2 часа |
2 | Я выбираю профессию | 32 часа |
3 | Резервный урок | 1час |
4 | Итого | 35 часов |
| | |
Урочно-тематическое планирование
класс
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Формы организации |
| Введение 2 часа | |
1 | Введение в мир профессий | 1 | Лекция |
2 | Мои личные профессиональные планы. | 1 | Дискуссия с элементами тренинга |
| Я выбираю профессию (32 ч.) |
3 | «Что такое профессия?» | 1 | Беседа. Игра «Угадай профессию!» |
4 | Классификация профессий по Климову. Отвечаем навопросник Климова. | 1 | Анкетирование |
5 | «Современный мир профессий» | 1 | Викторина в соревновательной форме. |
6 | Как готовить себя к будущей профессии | 1 | Беседа. Дискуссия |
7 | Что такое темперамент. Влияние темперамента на выбор профессии. | 1 | Дискуссия, составление рекомендаций |
8 | Диагностика «Определение типа темперамента» | 1 | Диагностика «Определение типа темперамента» |
9 | «Секреты» выбора профессии («хочу»,«могу», «надо»). | 1 | Беседа .Игра |
10 | Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу») | 1 | Круглый стол, беседа |
11 | Возможности личности в профессиональной деятельности(«могу»). Специальные способности. | 1 | Урок-исследование |
12 | Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо») | 1 | Беседа. Дискуссия |
13 | «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо» | 1 | Дискуссия, составление рекомендаций |
14 | Ошибки и затруднения при выборе профессии. | 1 | Круглый стол, беседа |
15 | Что такое профессиограмма? | 1 | Беседа |
16 | Исследование « Самая нужная профессия». | 1 | Урок-исследование |
17 | Исследование «Необычная творческая профессия». | 1 | Урок-исследование |
18 | Исследование современных профессий «… - это призвание!» | 1 | Урок-исследование |
19 | Рабочие профессии. | 1 | Круглый стол, беседа |
20 | Жизненно важная профессия. | 1 | Беседа. Дискуссия |
21 | Профессия, охраняющая общественный порядок. | 1 | Лекция. Дискуссия. |
22 | Великие личности нашей страны и путь их становления. | 1 | Лекция |
23 | Сочинение-рассуждение:«Если бы я был президентом…» | 1 | Творческая работа |
24 | Своя игра по типам профессий. | 1 | Профессиональные пробы и мастер-классы по типам профессий. |
25 | Своя игра по типам профессий. | 1 | Профессиональные пробы и мастер-классы по типам профессий. |
26 | Коммуникабельность – составляющая успеха будущей карьеры. | 1 | Беседа. Дискуссия |
27 | Современный рынок труда. Работодатель и работник. | 1 | Лекция |
28 | «Наше завтра начинается уже сегодня». | 1 | Беседа. Дискуссия |
29 | «Представим, что я…» | 1 | Пресс-конференция. |
30 | В каких учебных заведениях можно получить профессию? | 1 | Беседа |
31 | Диагностика склонностей учащихся к определенным видам профессиональной деятельности. Анкета «Ориентация». | 1 | Анкетирование |
32 | Диагностика склонностей учащихся к определенным видам профессиональной деятельности. Методика «Карта интересов». | 1 | Анкетирование |
33 | Творческий проект "Моя будущая профессия" | 1 | Защита мини-проектов. |
34 | Творческий проект "Моя будущая профессия" | 1 | Защита мини-проектов. |
35 | Резервный урок | | Урок-игра |
|