СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Чудеса вокруг нас"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности "Чудеса вокруг нас". Курс направлен на освоение первичных навыков работы с химическим оборудованием.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Чудеса вокруг нас"»

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате обучения по данной программе, рассчитанной на обучающихся 7-9 классов, в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, у обучающихся будут сформированы:

Предметные результаты

Обучающийся научится:

 основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

 проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

 создавать и преобразовывать модели и схемы для решения практических задач;

 осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения практических задач в зависимости от конкретных условий;

 давать определение понятиям;

 устанавливать причинно-следственные связи;

 осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

 обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

 осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

 строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

 строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

 основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

 структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Обучающийся получит возможность научиться:

 самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

 анализировать текстовый материал с позиции исследования или проектирования предлагаемой темы;

 прорабатывать основные этапы исследования и проекта;

 развивать способности к принятию решений;

 моделировать творческий процесс и разрабатывать небольшие технологические проекты;

 тренировать нестандартное мышление для решения творческих задач.

 собирать и систематизировать фото и видеоматериал;

 форматировать текстовый материал в редакторе Microsoft Word: набор и редактирование текста, работа с фрагментами текста, изменение параметров, нумерация и границы страниц, вставка изображений;

 форматировать графический материал в редакторе Microsoft PowerPoint: макет, фон, дизайн слайда, моделирование вкладки слайда.

Метапредметные результаты:

 готовность к проявлению познавательной инициативы в сотрудничестве с педагогом;

 формирование умения ставить новые учебные, исследовательские и проектные задачи;

 формирование умения самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;

 формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

 развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

 освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

 формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;

 формирование умения осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Личностные результаты:

 формирование мотивационной основы и внутренней личностной позиции на уровне положительного отношения к исследовательской и проектной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

 формирование учебно-познавательного интереса;  готовность к эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;  формирование основ экологической культуры: принятие ценности природного мира;

 формирование устойчивого интереса к технологической составляющей образования как значимой сферы человеческой жизни.




2. Содержание программы

I. Химия вокруг нас

Значение химии в народном хозяйстве, в развитии науки и в познании окружающего мира. Экскурсия в химическую лабораторию. Знакомство с приемами лабораторной техники. Правила ТБ. Правила безопасной работы в химической лаборатории: со стеклом, металлом, пробками и т.д. Предметы лабораторного оборудования. Техника демонстрации эксперимента. Способы очистки веществ и разделения смесей. Очистка веществ от примесей. Чистые вещества в лаборатории, науке и технике. Вода. Растворы. Охрана водных ресурсов. Проблема пресной воды. Растворы в природе и технике. Кристаллы в природе и технике. Методика выращивания единичных кристаллов. Химия в быту. Красители, СМС, искусственные и синтетические волокна, ткани и т.д. Биологические пищевые добавки и их влияние на здоровье. Практикумы – исследования продуктов питания (чипсы, мороженое, молоко, газированные напитки, жевательная резинка, шоколад).

Практические работы:

1. Практическая работа «Резка тонких стеклянных трубок, обработка пробок, монтаж приборов для получения газов на герметичность».

2. Практическая работа «Очистка загрязненных веществ фильтрованием, выпариванием, возгонкой, перекристаллизацией, дистилляцией».

3. Практическая работа «Приготовление растворов заданной концентрации, получение насыщенных и пересыщенных растворов, использование графиков растворимости».

4. Практическая работа «Получение кристаллических друз на металлических каркасах».

5. Практическая работа «Приготовление красящих пигментов, выведение пятен ржавчины, чернил, жира, йода и т.д.»





6. Практическая работа «Получение неорганических веществ в химической лаборатории Получение сульфата меди из меди, хлорида цинка из цинка»

7. Практикум исследование «Моющие средства для посуды».

8. Практикум - исследование «Чипсы».

Работа в группах. Для исследования берется не мене 3 разных упаковок чипсов (лучше, если дети принесут их сами). Все результаты заносятся в таблицу. Определяется объект и предмет исследования.

Опыт 1. Работа с этикетками.

Опыт 2. Изучение физических свойств чипсов:  ломкость,  растворение в воде,  надавливание бумажной салфеткой для определения количества жира  вкусовые качества.

Опыт 3. Горение чипсов.

Опыт 4. Проверка на наличие крахмала. Опыт проводится с помощью спиртового раствора йода. Ученики сравнивают интенсивность окрашивания.

Опыт 5. Растворение чипсов в кислоте и щелочи. Далее группы готовят 5 вопросов для социологического опроса учеников школы.

9. Практикум - исследование «Мороженое»

Работа в группах. Для исследования берется не мене 3 разных видов мороженого. Все результаты аналогично заносятся в таблицу. Определяется объект и предмет исследования.

Опыт 1. Работа с этикетками.

Опыт 2. Изучение физических свойств мороженого. Учащиеся могут сами предложить эксперимент.

Опыт 3. Ксантопротеиновая реакция. В пробирку помещают мороженое, добавляют азотную кислоту и нагревают. Появление желтого окрашивания показывает наличие белка (наличие ароматических аминокислот).

Опыт 4. Обнаружение углеводов. В пробирку помещают мороженое, добавляют 1мл. гидроксида натрия и несколько капель сульфата меди (II), перемешивают. Появление яркосинего окрашивания свидетельствует о наличии многоатомных спиртов. Полученный раствор нагревают на спиртовке. Гидроксид меди(ΙΙ) при этом восстанавливается до оранжевого CuOH, который затем разлагается до Cu2O красного цвета. В ходе реакции может образоваться и медь («медное зеркало»).

10. Практикум - исследование «Шоколад»

Работа в группах. Для исследования берется не мене 3 разных видов шоколада. Все результаты аналогично заносятся в таблицу. Определяется объект и предмет исследования.

Опыт 1. Работа с этикетками.

Опыт 2. Изучение физических свойств шоколада.

 Цвет, запах, вкус, ломкость, растворимость в воде

 Обнаружение жиров – разминаем шоколад на бумажной салфетке, наличие жирного пятна указывает на наличие непредельных жиров.

Опыт 3. Обнаружение в шоколаде углеводов. Насыпаем в пробирку тёртый шоколад и приливаем воды. Встряхиваем содержимое пробирки несколько раз и фильтруем. Добавляем к фильтрату 1 мл едкого натра NaOH и 2-3 капли раствора сульфата меди(II) CuSO4. Встряхиваем пробирку. Появляется ярко-синее окрашивание. Такую реакцию даёт сахароза, представляющая собой многоатомный спирт.

Опыт 4. Ксантопротеиновая реакция. Насыпаем в пробирку тёртый шоколад и приливаем 2-3 мл воды. Встряхиваем содержимое пробирки несколько раз и фильтруем. Приливаем к фильтрату, соблюдая осторожность, концентрированную азотную кислоту HNO3. Нагреваем полученную смесь. Наблюдаем жёлтое окрашивание, переходящее в оранжево-жёлтое при добавлении 25%-ного раствора аммиака. Такую реакцию дают остатки ароматических аминокислот, входящие в состав белков шоколада.

11. Практикум - исследование «Жевательная резинка»

Работа в группах.

Опыт 1. Работа с этикетками.

Опыт 2. Изучение физических свойств:

 Проверка на растяжимость. Жевательную резинку необходимо хорошо разжевать, затем максимально растянуть и измерить линейкой.


 Проверка на долговременность вкуса. В группе ученики одновременно начинают жевать разные жевательные резинки, и засекают время пока вкус не пройдет.

Опыт 3. Наличие красителей. Жевательную резинку нарезают кусочками и опускают в воду. Перемешивают. При наличии красителей, вода окрашивается.

Опыт 4. Определение кислотности. В пробирки из опыта 3 помещают универсальную индикаторную бумажку. По результатам окрашивания определяют среду.

Опыт 5. Обнаружение подсластителей. В пробирку помещают порезанную жевательную резинку и приливают 5 мл 96 % этилового спирта. Пробирку закрывают пробкой и интенсивно встряхивают в течение 1 мин. Затем смесь фильтруют и в фильтрате определяют присутствие подсластителей (сахарозы, сорбита, ксилита, маннита), являющихся многоатомными спиртами. Для этого к раствору приливают 1 мл раствора NaOH и 1–2 капли раствора CuSO4. Смесь взбалтывают. Появляется характерное ярко-синее окрашивание (качественная реакция на многоатомные спирты).

12. Практикум - исследование «Газированные напитки»

Работа в группах. Для исследования берется не мене 3 разных видов мороженого. Все результаты аналогично заносятся в таблицу.

Опыт 1. Работа с этикетками.

Опыт 2. Обнаружение сахара выпариванием.

Опыт 3. Определение кислотности. Определяем с помощью универсальной индикаторной бумажки.

Опыт 4. Опыт с куриным мясом.

13. Практикум - исследование «Молоко»

Опыт 1. Работа в группе с этикетками.

Опыт 2. Определение вкуса молока.

Опыт 3. Определение цвета молока.

Опыт 4. Определение консистенции молока.

Опыт 5. Определение кислотности молока. Универсальным индикатором.

Опыт 6. Определение белка в молоке. Ксантопротеиновая реакция.

Опыт 7. Определение белка в молоке. Биуретовая реакция.

Опыт 8. Определение соды в молоке. Добавляем соляную кислоту.

Опыт 9. Определение крахмала в молоке. С помощью спиртового раствора йода

II. Простейшие способы получения веществ

Пиротехнические опыты. Подготовка и практическое проведение экспериментов с участием легко воспламеняющихся веществ (получение белого фосфора, самовозгорание костра и т.д.). Занимательные опыты. Практическая работа – отработка методики проведения эксперимента на эффектных опытах (дым без огня, «сиреневый» туман, химическое «золото» и т.д.) под руководством преподавателя, обучение наблюдению, выявлению условий начала и протекания реакций, ведению записей. Подготовка и проведение вечера занимательных опытов по химии «Химическая сказка». Экскурсия.

III. Понятие биологического эксперимента

Виды экспериментальной работы. Правила работы с микроскопом и биологическим оборудованием. Техника безопасности. Приготовление микропрепаратов различных биологических объектов. Составление гербария местной растительности.

  1. Тематическое планирование

п.п

Название темы

Количество уроков

1

Химия вокруг нас

17

2

Простейшие способы получения веществ

9

3

Понятие биологического эксперимента

4

ИТОГО

30





Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Чудеса вокруг нас».

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Дата фактического проведения

Химия вокруг нас

16



1

Правила и приемы работы в химической лаборатории. Техника лабораторных работ. Формирование групп

1



2

Оборудование и приборы (работа со штативом, спиртовкой, прибором для получения газа)

1



3

Выращивание кристаллов

1



4

Приготовление рабочих растворов, растворов заданной концентрации

1



5

Способы очистки веществ и разделения смесей.

1



6

Очистка старых монет

1



7

Химические «цветы»

1



8

Практикум - исследование «Моющие средства для посуды».

1



9

Занятие - игра «Мыльные пузыри»

1



10

Биологические пищевые добавки и их влияние на здоровье

1



11

Практикум - исследование «Чипсы».

1



12

Практикум - исследование «Мороженое»

1



13

Практикум - исследование «Жевательная резинка».

1



14

Практикум - исследование «Газированные напитки».

1



15

Практикум - исследование «Шоколад»

1



16

Практикум - исследование «Молоко»

1



17

Практикум - мониторинг качества питьевой воды

1



Простейшие способы получения веществ

9



18

Пиротехнические опыты

1



19

Самовозгорание костра. «Перо жарптицы» - цветные огни.

1



20

Дым без огня. Химическое «золото».

1



21

Извержение вулкана. «Метель в сосуде».

1



22

«Сиреневый туман». Фараоновы змеи

1



23

Подготовка и проведение вечера занимательных опытов по химии «Химическая сказка»

1



24

Подготовка и проведение вечера занимательных опытов по химии «Химическая сказка»

1



25

Химические профессии

1



26

Итоговое занятие «Посвящение в химики

1



Понятие биологического эксперимента

4



27

Виды экспериментальной работы. Правила работы с микроскопом и биологическим оборудованием.

1



28

Техника безопасности. Приготовление микропрепаратов различных биологически объектов

1



29

Выращивание чайного гриба

1



30

Растения нашей местности. Сбор гербария в условиях экскурсии.

1



ИТОГО

30




15