Пояснительная записка.
Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов
«Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса программы
«Функциональная граммотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность»,
«Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно- научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно- научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Срок реализации 4 года (1-4 класс):
класс – 33 часа
класс – 34 часа
класс – 34 часа
класс – 34 часа
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения занятий можно изменить.
Формы организации занятий:
Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.
Содержание курса внеурочной деятельности
1класс
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение
2 класс
Читательская грамотность: понятия «художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного;
Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.
Финансовая грамотность: деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.
Естественно - научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных.
3 класс
Читательская грамотность: научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность : особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность: бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета.
Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками.
4 класс
Читательская грамотность: научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность: томат, болгарский перец, картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение, части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности использования человеком.
Финансовая грамотность: потребительская корзина, состав потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски, благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд.
Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться калькулятором.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
осознавать личную ответственность за свои поступки;
уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные:
осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;
использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;
использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные:
проявлять познавательную и творческую инициативу;
принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах работы в группе;
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
способность проводить математические рассуждения;
способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,
активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
понимание и правильное использование финансовых терминов;
представление о семейных расходах и доходах;
умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
представление о различных видах семейных доходов;
представление о различных видах семейных расходов;
представление о способах экономии семейного бюджета.
Тематическое планирование
№ | Разделы | Количество часов |
1кл | 2кл | 3кл | 4кл |
1 | Читательская грамотность | 8 | 8 | 8 | 8 |
2 | Математическая грамотность | 8 | 8 | 8 | 8 |
3 | Финансовая грамотность | 8 | 8 | 8 | 8 |
4 | Естественно-научная грамотность | 9 | 9 | 8 | 8 |
5 | Творческие работы | | 1 | 2 | 2 |
| Итого: | 33 | 34 | 34 | 34 |
Календарно-тематическое планирование (1 класс)
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | Дата проведения | Примечание |
План | Факт |
1. | В. Бианки. Лис и мышонок. | 1 | 4.09 | | |
2. | Русская народная сказка. Мороз и заяц. | 1 | 11.09 | | |
3. | В. Сутеев. Живые грибы. | 1 | 18.09 | | |
4. | Г. Цыферов. Петушок и солнышко. | 1 | 25.09 | | |
5. | М. Пляцковский. Урок дружбы. | 1 | 02.10 | | |
6. | Грузинская сказка. Лев и заяц. | 1 | 09.10 | | |
7. | Русская народная сказка. Как лиса училась летать. | 1 | 16.10 | | |
8. | Е. Пермяк. Четыре брата. | 1 | 23.10 | | |
9. | Про курочку рябу, золотые и простые яйца. | 1 | 13.11 | | |
10. | Про козу, козлят и капусту. | 1 | 20.11 | | |
11. | Про петушка и жерновцы. | 1 | 27.11 | | |
12. | Как петушок и курочки делили бобовые зернышки. | 1 | 04.12 | | |
13. | Про наливные яблочки. | 1 | 11.12 | | |
14. | Про Машу и трех медведей. | 1 | 18.12 | | |
15. | Про старика, старуху, волка и лисичку. | 1 | 25.12 | | |
16. | Про медведя, лису и мишкин мед. | 1 | 15.01 | | |
17. | За покупками. | 1 | 22.01 | | |
18. | Находчивый колобок. | 1 | 29.01 | | |
19. | День рождения мухи- цокотухи. | 1 | 05.02 | | |
20. | Буратино и карманные деньги. | 1 | 19.02 | | |
21. | Кот Василий продает молоко. | 1 | 26.02 | | |
22. | Лесной банк. | 1 | 04.03 | | |
23. | Как мужик и медведь прибыль делили. | 1 | 11.03 | | |
24. | Как мужик золото менял. | 1 | 18.03 | | |
25. | Как Иванушка хотел попить водицы. | 1 | 01.04 | | |
26. | Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик. | 1 | 08.04 | | |
27. | Про репку и другие корнеплоды. | 1 | 15.04 | | |
28. | Плывет, плывет кораблик. | 1 | 22.04 | | |
29. | Про Снегурочку и превращения воды. | 1 | 29.04 | | |
30. | Как делили апельсин. | 1 | 06.05 | | |
31. | Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду. | 1 | 13.05 | | |
32. | Иванова соль. | 1 | 20.05 | | |
33. | В. Сутеев. Яблоко. | 1 | 20.05 | | |
Календарно-тематическое планирование (2 класс)
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | Дата проведения | Примечание |
План. | Факт. |
1. | Михаил Пришвин. Беличья память. | 1 | 4.09 | | |
2. | Про беличьи запасы. | 1 | 11.09 | | |
3. | Беличьи деньги. | 1 | 18.09 | | |
4. | Про белочку и погоду. | 1 | 25.09 | | |
5. | И. Соколов-Микитов. В берлоге. | 1 | 02.10 | | |
6. | Медвежье потомство. | 1 | 09.10 | | |
7. | Поврежденные и фальшивые деньги. | 1 | 16.10 | | |
8. | Лесные сладкоежки. | 1 | 23.10 | | |
9. | Лев Толстой. Зайцы. | 1 | 13.11 | | |
10. | Про зайчат и зайчиху. | 1 | 20.11 | | |
11. | Банковская карта. | 1 | 27.11 | | |
12. | Про зайчишку и овощи. | 1 | 04.12 | | |
13. | Николай Сладков. Веселая игра. | 1 | 11.12 | | |
14. | Лисьи забавы. | 1 | 18.12 | | |
15. | Безопасность денег на банковской карте. | 1 | 25.12 | | |
16. | Лисьи норы. | 1 | 15.01 | | |
17. | Обыкновенные кроты. | 1 | 22.01 | | |
18. | Про крота. | 1 | 29.01 | | |
19. | Про кредиты. | 1 | 05.02 | | |
20. | Корень часть растения. | 1 | 12.02 | | |
21. | Эдуард Шим. Тяжкий труд. | 1 | 19.02 | | |
22. | Про ежа. | 1 | 26.02 | | |
23. | Про вклады. | 1 | 04.03 | | |
24. | Занимательные особенности яблока. | 1 | 11.03 | | |
25. | Полевой хомяк. | 1 | 18.03 | | |
26. | Про полевого хомяка. | 1 | 01.04 | | |
27. | Ловушки для денег. | 1 | 08.04 | | |
28. | Про хомяка и его запасы. | 1 | 15.04 | | |
29. | Про бобров. | 1 | 22.04 | | |
30. | Бобры строители. | 1 | 29.04 | | |
31. | Такие разные деньги. | 1 | 06.05 | | |
32. | Материал для плотин. | 1 | 13.05 | | |
33. | Позвоночные животные. | 1 | 20.05 | | |
34. | Встреча друзей. | 1 | 20.05 | | |
Календарно-тематическое планирование (3 класс)
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | Дата проведения | Примечание |
План. | Факт. |
1. | Про дождевого червяка. | 1 | 4.09 | | |
2. | Кальций. | 1 | 11.09 | | |
3. | Сколько весит облако? | 1 | 18.09 | | |
4. | Хлеб, всему голова. | 1 | 25.09 | | |
5. | Про мел. | 1 | 02.10 | | |
6. | Про мыло. | 1 | 09.10 | | |
7. | История свечи. | 1 | 16.10 | | |
8. | Магнит. | 1 | 23.10 | | |
9. | Дождевые черви. | 1 | 13.11 | | |
10. | Полезный кальций. | 1 | 20.11 | | |
11. | Про облака. | 1 | 27.11 | | |
12. | Про хлеб и дрожжи. | 1 | 04.12 | | |
13. | Интересное вещество мел. | 1 | 11.12 | | |
14. | Чем интересно мыло и как оно «работает»? | 1 | 18.12 | | |
15. | Про свечи. | 1 | 25.12 | | |
16. | Волшебный Магнит. | 1 | 15.01 | | |
17. | Проверь себя. | 1 | 22.01 | | |
18. | Что такое «бюджет»? | 1 | 29.01 | | |
19. | Семейный бюджет. | 1 | 05.02 | | |
20. | Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. | 1 | 12.02 | | |
21. | Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия. | 1 | 19.02 | | |
22. | Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад выигрыш. | 1 | 26.02 | | |
23. | На что тратятся семейные деньги? Виды расходов. | 1 | 04.03 | | |
24. | На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи. | 1 | 11.03 | | |
25. | Как сэкономить семейные деньги? | 1 | 18.03 | | |
26. | Расходы и доходы бюджета. | 1 | 01.04 | | |
27. | Планируем семейный бюджет. | 1 | 08.04 | | |
28. | Подсчитываем семейный доход. | 1 | 15.04 | | |
29. | Пенсии и пособия. | 1 | 22.04 | | |
30. | Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. | 1 | 29.04 | | |
31. | Подсчитываем расходы. | 1 | 06.05 | | |
32. | Расходы на обязательные платежи. | 1 | 13.05 | | |
33. | Подсчитываем сэкономленные деньги. | 1 | 20.05 | | |
34. | Проверь себя. | 1 | 20.05 | | |
| | | | | |
Календарно-тематическое планирование (4 класс)
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | Дата проведения | Примечание |
План. | Факт. |
1. | Старинная женская одежда. | 1 | 4.09 | | |
2. | Старинные женские головные уборы. | 1 | 11.09 | | |
3. | Старинная мужская одежда и головные уборы. | 1 | 18.09 | | |
4. | Жилище крестьянской семьи на Руси. | 1 | 25.09 | | |
5. | Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы. | 2 | 2.10 09.10 | | |
6. | История посуды на Руси. | 1 | 16.10 | | |
7. | Какие деньги были раньше в России | 1 | 23.10 | | |
8. | Томат. | 1 | 13.11 | | |
9. | Болгарский перец. | 1 | 20.11 | | |
10. | Картофель. | 1 | 27.11 | | |
11. | Баклажан. Семейство Паслёновые. | 1 | 4.12 | | |
12. | Лук. | 1 | 11.12 | | |
13. | Капуста. | 1 | 18.12 | | |
14. | Горох. | 1 | 25.12 | | |
15. | Грибы. | 1 | 15.01 | | |
16. | Творческая работа. | 1 | 22.01 | | |
17. | Потребительская корзина. | 2 | 29.01 5.02 | | |
18. | Прожиточный минимум. | 1 | 19.02 | | |
19. | Инфляция. | 1 | 12.02 | | |
20. | Распродажи, скидки, бонусы. | 2 | 26.02 04.03 | | |
21. | Благотворительность. | 1 | 11.03 | | |
22. | Страхование. | 1 | 18.03 | | |
23. | В бассейне. | 1 | 01.04 | | |
24. | Делаем ремонт. | 2 | 08.04 15.04 | | |
25. | Праздничный торт. | 1 | 22.04 | | |
26. | Обустраиваем участок. | 1 | 29.04 | | |
27. | Поход в кино. | 2 | 6.05 13.05 | | |
28. | Отправляемся в путешествие. | 1 | 20.05 | | |
29. | Составляем словарик по финансовой грамотности. | 1 | 20.05 | | |