Составитель: Канзафаров Р.С. (история и обществознание, первая квалификационная категория)
Заместитель директора _____________ Гиниятова З.Х.
Руководитель МО _____________Арсентьева В.И.
Ф.И.О.
г. Набережные Челны
2016г.
Метапредметные результаты | Личностные результаты |
умение самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач; определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения задачи, собственные возможности её решения; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции). | формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе развития опыта участия в социально значимом труде; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. |
Название раздела | Краткое содержание | Количество часов |
Введение | Что изучает история средних веков. Историческая карта. Источники по истории Средних веков. Историческое время. | 1 |
Средневековая Европа | Образование варварских королевств. Государство франков в VI – VIII вв. Хлодвиг. Христианская церковь в раннее средневековье. Монастыри. Искусство рукописной книги. Семь свободных искусств. Возникновение и распад империи Карла Великого. Карл Великий. Феодальная раздробленность в IX-XIII вв. «Нет войны без пожаров и крови». Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. Англия в раннее средневековье. Средневековая деревня и ее обитатели. Особенности хозяйственной жизни. Жизнь, быт и труд крестьян. Феодальные повинности. Крестьянская община. В рыцарском замке. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Натуральное хозяйство. Формирование средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Городское ремесло. Цехи. Гильдии. Банки. Ростовщики. Ломбарды. Горожане и их образ жизни. Жизнь и быт горожан. | 11 |
Восточные славяне | Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Родоплеменные отношения. | 2 |
Русь в IХ-первой половине XII в. | Формирование Древнерусского государства. Варяги. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманнский вопрос в исторической литературе. Первые русские князья. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность первых князей. Походы Святослава. Князь Владимир. Крещение Руси. Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Внешняя политика Ярослава Мудрого. Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Киеве. Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Быт и нравы Древней Руси. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения. | 6 |
Русь во второй половине XII—XIII в | Раздробление Древнерусского государства. Образование самостоятельных княжеств и земель. Последствия раздробления Древнерусского государства. Владимиро-Суздальское княжество. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внутренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей. Великий Новгород. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли. Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска. Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами. Русь и Орда. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества. Культура русских земель. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве». | 7 |
Образование централизованного государства | Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москва — центр борьбы с ордынским владычеством. Московское княжество и его соседи в конце XIV—середине XV в Конец ордынского владычества. Иван III. Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально-крепостнической системы. Церковь и государство. Нестяжатели и иосифляне. Ереси. Культура и быт в XIV—начале XVI в. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV—начале XVI в. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва — центр складывающейся культуры великорусской народности. «Задонщина». | 6 |
Основные итоги, характерные черты развития стран и народов в Средние века | 1 |
Всего: | | 34 |
№п/п | Название разделов | Тема занятий | Количество часов | Основные формы, виды организации занятий и деятельности обучающихся | Дата проведения |
план | факт |
1 | Введение | Что изучает история средних веков. Историческая карта. Источники по истории Средних веков. Историческое время. | 1 | Круглый стол: «Достоверность источников Средних веков». Решение познавательных задач «Историческая хронология». | | |
2-12 | Средневековая Европа | Образование варварских королевств. Государство франков в VI – VIII вв. Хлодвиг. | 1 | Просмотр и анализ документального фильма: «Великое переселение народов». | | |
Христианская церковь в раннее средневековье. Монастыри. Искусство рукописной книги. Семь свободных искусств. | 1 | Создание и разбор презентаций: «Церковь в раннее Средневековье», «Искусство в раннее Средневековье». | | |
Возникновение и распад империи Карла Великого. Карл Великий. | 2 | Составление характеристики Карла Великого. Интеллектуальная игра: «Империя Карла Великого». | | |
Феодальная раздробленность в IX-XIII вв. «Нет войны без пожаров и крови». Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. Англия в раннее средневековье. | 1 | | | |
Средневековая деревня и ее обитатели. Особенности хозяйственной жизни. Жизнь, быт и труд крестьян. Феодальные повинности. Крестьянская община. | 1 | Выполнение рисунков и макетов «Средневековая жизнь». | | |
В рыцарском замке. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. | 2 | | | |
Особенности хозяйственной жизни. Натуральное хозяйство. | 1 | | | |
Формирование средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Городское ремесло. Цехи. Гильдии. Банки. Ростовщики. Ломбарды. Горожане и их образ жизни. Жизнь и быт горожан. | 2 | Интеллектуальная игра: «Первобытность и религия». Драматизация: «Приключения доисторического мальчика» . | | |
13-14 | Восточные славяне | Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Родоплеменные отношения. | 2 | «Я археолог» - исследование экспозиций музея в Каире. Виртуальное путешествие в долину Гиза. Создание макета «Пирамида Хеопса». | | |
15-20 | Русь в IХ-первой половине XII в. | Формирование Древнерусского государства. Варяги. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманнский вопрос в исторической литературе. Первые русские князья. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность первых князей. Походы Святослава. | 1 | Виртуальное путешествие в греческие города и на о. Крит. Подготовка докладов: «Микены и Троя – миф или реальность» | | |
Князь Владимир. Крещение Руси. Внешняя политика Ярослава Мудрого. | | | | |
Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. | 3 | Изучение и анализ исторических источников «Илиады», «Одиссеи». Подготовка реквизитов для инсценировки поэм «Илиада и Одиссея». Инсценировка отрывков из поэм Гомера. | | |
Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Киеве. | | | | |
Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. | 2 | Виртуальная экскурсия в греческие города-государства Афины, Спарту. Подготовить рассказ о воспитании и обучении от первого лица в Древних Афинах, в Древней Спарте. Решение познавательных задач. | | |
Быт и нравы Древней Руси. Образ жизни князей и бояр.Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения. | 1 | Представление творческих работ: рисунков, моделей из пластилина и др. материалов, туристических маршрутов «По следам Александра Македонского» | | |
21-27 | Русь во второй половине XII—XIII в | Раздробление Древнерусского государства. Образование самостоятельных княжеств и земель. Последствия раздробления Древнерусского государства. Владимиро-Суздальское княжество. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внутренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей. Великий Новгород. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли. | 1 | Виртуальная экскурсия в Древний Рим. Составление кроссвордов, выполнение творческих работ. | | |
Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска. | 1 | Изучение и анализ адаптированного древнего закона. Инсценировка «Патриции и плебеи», «Заседание сената». | | |
Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами. | 1 | Интеллектуальная игра «Римская республика» | | |
Русь и Орда. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества. | 1 | Творческие работы «Штурм крепости» (рисунки, макеты метательных машин, тарана, башни на колесах». | | |
Культура русских земель. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве». | 1 | Драматизация «Триумф в Риме», «Рабство в Римской империи», «Восстание Спартака». | | |
28-33 | Образование централизованного государства | Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москва — центр борьбы с ордынским владычеством. Московское княжество и его соседи в конце XIV—середине XV в Конец ордынского владычества. Иван III. Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально-крепостнической системы. | 6 | | | |
Церковь и государство. Нестяжатели и иосифляне. Ереси. | | | | |
Культура и быт в XIV—начале XVI в. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV—начале XVI в. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва — центр складывающейся культуры великорусской народности. «Задонщина». | | | | |
34 | Основные итоги, характерные черты развития стран и народов в Средние века | 1 | Олимпиада «Знатоки истории Средних веков». Подведение итогов. | | |