СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по истории в 6 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по истории в 6 классе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №58»



«ПРИНЯТО»

Педагогическим советом

протокол от 29.08.16г. №1


Введено приказом от 29.08.16г. №399

Директор МБОУ «СОШ №58»

___________ Л.Р. Набиуллина



Рабочая программа

внеурочной деятельности по истории

общеинтеллектуальной направленности

«Путешествие в Средневековье»

(12-13 лет 1 час в неделю, 34 часа в год)


Составитель: Канзафаров Р.С. (история и обществознание, первая квалификационная категория)



«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора _____________ Гиниятова З.Х.


«РАССМОТРЕНО»

На заседании МО, протокол от 27.08.16г. №1

Руководитель МО _____________Арсентьева В.И.

Ф.И.О.

г. Набережные Челны

2016г.

Планируемые результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

  • умение самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;

  • определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения задачи, собственные возможности её решения;

  •  умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  •  умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  •  формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции).

  • формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе развития опыта участия в социально значимом труде;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.



Содержание занятий


Название раздела

Краткое содержание

Количество часов

Введение

Что изучает история средних веков. Историческая карта. Источники по истории Средних веков. Историческое время.

1

Средневековая Европа

Образование варварских королевств. Государство франков в VI – VIII вв. Хлодвиг. Христианская церковь в раннее средневековье. Монастыри. Искусство рукописной книги. Семь свободных искусств. Возникновение и распад империи Карла Великого. Карл Великий. Феодальная раздробленность в IX-XIII вв. «Нет войны без пожаров и крови». Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. Англия в раннее средневековье. Средневековая деревня и ее обитатели. Особенности хозяйственной жизни. Жизнь, быт и труд крестьян. Феодальные повинности. Крестьянская община.

В рыцарском замке. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Натуральное хозяйство. Формирование средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Городское ремесло. Цехи. Гильдии. Банки. Ростовщики. Ломбарды. Горожане и их образ жизни. Жизнь и быт горожан.

11

Восточные славяне

Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Родоплеменные отношения.

2

Русь в IХ-первой половине XII в.

Формирование Древнерусского государства. Варяги. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманнский вопрос в исторической литературе. Первые русские князья. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность первых князей. Походы Святослава. Князь Владимир. Крещение Руси. Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Внешняя политика Ярослава Мудрого. Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Киеве. Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Быт и нравы Древней Руси. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения.

6

Русь во второй половине XII—XIII в

Раздробление Древнерусского государства. Образование самостоятельных княжеств и земель. Последствия раздробления Древнерусского государства. Владимиро-Суздальское княжество. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внутренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей.

Великий Новгород. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли. Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска. Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами. Русь и Орда. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества. Культура русских земель. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве».

7

Образование централизованного государства

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москва — центр борьбы с ордынским владычеством. Московское княжество и его соседи в конце XIV—середине XV в Конец ордынского владычества. Иван III. Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально-крепостнической системы. Церковь и государство. Нестяжатели и иосифляне. Ереси. Культура и быт в XIV—начале XVI в. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV—начале XVI в. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва — центр складывающейся культуры великорусской народности. «Задонщина».

6

Основные итоги, характерные черты развития стран и народов в Средние века

1

Всего:


34












Календарно - тематическое планирование


№п/п

Название разделов

Тема занятий

Количество часов

Основные формы, виды организации занятий и деятельности обучающихся

Дата проведения

план

факт

1

Введение

Что изучает история средних веков. Историческая карта. Источники по истории Средних веков. Историческое время.

1

Круглый стол: «Достоверность источников Средних веков».

Решение познавательных задач «Историческая хронология».



2-12

Средневековая Европа

Образование варварских королевств. Государство франков в VI – VIII вв. Хлодвиг.

1

Просмотр и анализ документального фильма: «Великое переселение народов».



Христианская церковь в раннее средневековье. Монастыри. Искусство рукописной книги. Семь свободных искусств.

1

Создание и разбор презентаций: «Церковь в раннее Средневековье», «Искусство в раннее Средневековье».



Возникновение и распад империи Карла Великого. Карл Великий.

2

Составление характеристики Карла Великого.

Интеллектуальная игра: «Империя Карла Великого».



Феодальная раздробленность в IX-XIII вв. «Нет войны без пожаров и крови». Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. Англия в раннее средневековье.

1




Средневековая деревня и ее обитатели. Особенности хозяйственной жизни. Жизнь, быт и труд крестьян. Феодальные повинности. Крестьянская община.

1


Выполнение рисунков и макетов «Средневековая жизнь».



В рыцарском замке. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

2




Особенности хозяйственной жизни. Натуральное хозяйство.

1




Формирование средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Городское ремесло. Цехи. Гильдии. Банки. Ростовщики. Ломбарды. Горожане и их образ жизни. Жизнь и быт горожан.

2

Интеллектуальная игра: «Первобытность и религия». Драматизация: «Приключения доисторического мальчика» .



13-14

Восточные славяне

Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Родоплеменные отношения.

2

«Я археолог» - исследование экспозиций музея в Каире.

Виртуальное путешествие в долину Гиза.

Создание макета «Пирамида Хеопса».



15-20

Русь в IХ-первой половине XII в.

Формирование Древнерусского государства. Варяги. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманнский вопрос в исторической литературе. Первые русские князья. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность первых князей. Походы Святослава.


1


Виртуальное путешествие в греческие города и на о. Крит.

Подготовка докладов: «Микены и Троя – миф или реальность»



Князь Владимир. Крещение Руси. Внешняя политика Ярослава Мудрого.





Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда.

3

Изучение и анализ исторических источников «Илиады», «Одиссеи».

Подготовка реквизитов для инсценировки поэм «Илиада и Одиссея».

Инсценировка отрывков из поэм Гомера.



Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Киеве.





Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство.

2

Виртуальная экскурсия в греческие города-государства Афины, Спарту.

Подготовить рассказ о воспитании и обучении от первого лица в Древних Афинах, в Древней Спарте.

Решение познавательных задач.




Быт и нравы Древней Руси. Образ жизни князей и бояр.Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения.

1

Представление творческих работ: рисунков, моделей из пластилина и др. материалов, туристических маршрутов «По следам Александра Македонского»



21-27

Русь во второй половине XII—XIII в

Раздробление Древнерусского государства. Образование самостоятельных княжеств и земель. Последствия раздробления Древнерусского государства. Владимиро-Суздальское княжество. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внутренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей.

Великий Новгород. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли.

1

Виртуальная экскурсия в Древний Рим. Составление кроссвордов, выполнение творческих работ.



Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска.

1

Изучение и анализ адаптированного древнего закона.

Инсценировка «Патриции и плебеи», «Заседание сената».



Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.

1

Интеллектуальная игра «Римская республика»




Русь и Орда. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

1

Творческие работы «Штурм крепости» (рисунки, макеты метательных машин, тарана, башни на колесах».



Культура русских земель. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве».

1

Драматизация «Триумф в Риме», «Рабство в Римской империи», «Восстание Спартака».




28-33

Образование централизованного государства

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москва — центр борьбы с ордынским владычеством. Московское княжество и его соседи в конце XIV—середине XV в Конец ордынского владычества. Иван III. Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально-крепостнической системы.

6




Церковь и государство. Нестяжатели и иосифляне. Ереси.





Культура и быт в XIV—начале XVI в. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV—начале XVI в. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва — центр складывающейся культуры великорусской народности. «Задонщина».





34

Основные итоги, характерные черты развития стран и народов в Средние века

1


Олимпиада «Знатоки истории Средних веков».

Подведение итогов.



9