Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ «СОШ с УИОП №2»
_________________ Е.А. Голева
«30» августа 2017 г
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Клуб историков
«Необыкновенная история»
(общекультурное направление)
7 «Б» класс
Составитель: Назарова Анна Александровна
учитель истории
2017-2018 учебный год
1. Пояснительная записка
Программа курса «Клуб историков «Необыкновенная история» создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Данная рабочая программа адресована учащимся 7 класса общеобразовательной школы и рассчитана на 2017-2018 учебный год. Программа по внеурочной деятельности «Клуб историков «Необыкновенная история» ориентирована на расширение знаний обучающихся о важнейших деятелях российской и всеобщей истории, чьи имена остались в памяти человечества.
Актуальность курса внеурочной деятельности заключается в том, что он призван восполнить недостаток информации о ключевых личностях всеобщей истории Нового времени (1500-1800 гг.) и истории России XVI - XVII вв. Так как именно с этими людьми связаны изменения, которые происходили в политике, культуре, науке, искусстве.
Данный курс способствует расширению и углублению базового курса истории за счет изучения жизнедеятельности исторических лиц, рассмотрения различных оценок современников и историков.
Курс рассчитан на 1 час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год.
Цели курса:
-способствовать формированию самосознания личности, ее адекватной самоидентификации в окружающем мире;
- научить учащихся понимать не только российские, но и иные традиции;
- продолжить изучение событий всеобщей и российской истории в жизнеописаниях великих людей;
- продолжить формирование понятийного аппарата;
- развивать интерес к истории, как к предмету гуманитарного цикла;
- формировать самостоятельность в работе;
- заложить основы поисково-исследовательской деятельности учащихся;
- научить оценивать события и причинно-следственные связи с различных позиций, учитывая множество подходов разных ученых.
Задачи курса:
-способствовать воспитанию уважения к отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей;
-способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, выступления на семинарах, ведения дискуссий, поиска и обработки информации;
-способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся;
-способствовать формированию и развитию умения сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям;
-формировать умение объяснять мотивы, цели, результаты деятельности тех или иных лиц.
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения курса является:
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни, воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, уважению ;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
формирование умения ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД:
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
формирование умения выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике;
формирование умения делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными;
формирование умения соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью;
формирование умения излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
Коммуникативные УУД:
формирование умения выступать публично и следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметными результатами изучения курса является:
формирование относительно целостного представления об истории России;
умение работать с информацией в различных источниках, адекватно ее воспринимать;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
умение давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций, одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
развитие исторического кругозора и формирование познавательного интереса к изучению истории России;
развитие навыков коммуникативной деятельности, умение правильно формулировать мысли.
В результате изучения курса
Обучаемый научится:
-оценивать роль личности в истории;
-рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени (1500-1800 гг.), определять свое отношение к ним;
-давать характеристику исторической личности;
-сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявлять в них общее и различия;
-сравнивать предлагаемые историками версии и оценки, выявлять сходства и различия;
-излагать суждения о причинно – следственных связях исторических событий и личностей.
Обучаемый получит возможность научиться:
-объяснять в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории;
-использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами;
-проводить самостоятельные исторические исследования и реконструкцию исторических событий.
3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и
видов деятельности
№п/п | Название разделов | Форма деятельности | Вид деятельности |
Введение (1 час) |
1 | Введение. Влияние личности на историю. | беседа | Познавательная деятельность |
Раздел 1. Исторические деятели России XVI в. - 5 часов |
2. | Иван Грозный: детство, отрочество – формирование личности. Избранная Рада. Соратники Ивана IV. Опричники и жертвы. Ермак Тимофеевич. Занятие – суд «Иван Грозный: безумный тиран или последовательный реформатор | беседа, игра, анализ исторической литературы и исторических источников; подготовка и обсуждение сообщений | Познавательная деятельность |
Раздел 2. Россия периода Смуты - 3 часа |
3. | Правители эпохи. Феномен самозванства на Руси. Патриоты. | беседа, практические занятия, анализ исторической литературы и исторических источников | Познавательная деятельность |
Раздел 3. Исторические деятели России XVII в. - 10 часов |
4. | Государь Михаил Фёдорович. Алексей Михайлович –Тишайший ли? А.Л. Ордин - Нащокин. Взлет и падение патриарха Никона. Друзья-враги. Аввакум Петров: смерть за идею. Боярыня Морозова и Евдокия Урусова. Степан Разин. Кондратий Булавин. С. Дежнев. В. Поярков. Царь Федор Алексеевич. Русские царицы XVII в. Деятели культуры. Исторические деятели России XVI - XVII вв. | беседа, викторина, игра, подготовка и обсуждение сообщений, анализ исторической литературы и исторических источников, практическое занятие | Познавательная деятельность |
Раздел 4. Новая история в жизнеописании великих людей (1500-1800 гг.) - 14 часов |
5 | Мореплаватели и первооткрыватели эпохи Великих географических открытий. Деятели эпохи Высокого Возрождения. Дух перемен. Т. Лютер. Ж. Кальвин. Елизавета I Английская. Французские монархи. Кардинал Ришелье. Король Карл I Стюарт. Оливер Кромвель. Мыслители эпохи Просвещения. Деятели искусства эпохи Просвещения. Б. Франклин. Т. Джефферсон. Дж. Вашингтон. М. Робеспьер. Ж. П. Марат. Ж. Дантон. Известные деятели государств Востока XVI -XVII вв. | беседа , подготовка и обсуждение сообщений, практическое занятие | Познавательная деятельность |
Заключительное занятие - 1 час |
4. Календарно – тематическое планирование
№ урока | Тема занятия | Характеристика основных видов деятельности ученика | Кол-во часов | Сроки изучения |
по плану | факти-чески | по плану | факти-чески |
I четверть (9 часов) |
Введение (1 час) |
1 | Введение. Влияние личности на историю. | 1 | | | |
Раздел 1. Исторические деятели России XVI в. (5 часов) |
2/1 | Иван Грозный: детство, отрочество – формирование личности | 1 | | | |
3/2 | Избранная Рада. Соратники Ивана Грозного | 1 | | | |
4/3 | Опричники и жертвы. | 1 | | | |
5/4 | Ермак Тимофеевич | 1 | | | |
6/5 | Занятие - суд «Иван Грозный: безумный тиран или последовательный реформатор?» | 1 | | | |
Раздел 2. Россия периода Смуты (3 часа) |
7/1 | Правители эпохи | 1 | | | |
8/2 | Феномен самозванства на Руси | 1 | | | |
9/3 | Патриоты | 1 | | | |
II четверть (7 часов) |
Раздел 3. Исторические деятели России XVII в. ( 10 часов) |
10/1 | Государь Михаил Фёдорович | 1 | | | |
11/2 | Алексей Михайлович –Тишайший ли? А.Л. Ордин - Нащокин | 1 | | | |
12/3 | Взлет и падение патриарха Никона. Друзья-враги. | 1 | | | |
13/4 | Аввакум Петров: смерть за идею. Боярыня Морозова и Евдокия Урусова. | 1 | | | |
14/5 | Степан Разин. Кондратий Булавин. | 1 | | | |
15/6 | С. Дежнев. В. Поярков. | 1 | | | |
16/7 | Царь Федор Алексеевич. | 1 | | | |
III четверть (10 часов) |
17/8 | Русские царицы XVII в. | 1 | | | |
18/9 | Деятели культуры | 1 | | | |
19/10 | Викторина «Исторические деятели России XVI - XVII вв.» | 1 | | | |
Раздел 4. Новая история в жизнеописании великих людей (1500-1800 гг.) ( 14 часов) |
20/1 | Мореплаватели и первооткрыватели эпохи Великих географических открытий | 1 | | | |
21/2 | Деятели эпохи Высокого Возрождения (Изобразительное искусство и литература) | 1 | | | |
22/3 | Деятели эпохи Высокого Возрождения (Наука) | 1 | | | |
23/4 | Дух перемен. Т. Лютер. Ж. Кальвин | 1 | | | |
24/5 | Елизавета I Английская | 1 | | | |
25/6 | Французские монархи | 1 | | | |
26/7 | Кардинал Ришелье | 1 | | | |
IV четверть (8 часов) |
27/8 | Король Карл I Стюарт | 1 | | | |
28/9 | Оливер Кромвель | 1 | | | |
29/10 | Мыслители эпохи Просвещения | 1 | | | |
30/11 | Деятели эпохи Просвещения ( изобразительное искусство, литература, музыка) | 1 | | | |
31/12 | Б. Франклин. Т. Джефферсон. Дж. Вашингтон. | 1 | | | |
32/13 | М. Робеспьер. Ж. П. Марат. Ж. Дантон | 1 | | | |
33/14 | Известные деятели государств Востока XVI -XVII вв. | 1 | | | |
Заключительное занятие (1 час) |
34 | Заключительное занятие | 1 | | | |
5. Список используемой литературы
1. Фортунатов В.В. Всемирная история в лицах. Спб.: Питер, 2013. - 507 с.
2. Фортунатов В.В. Российская история в лицах. СПб.: Питер, 2012. — 576 с.
3. Энциклопедия для детей «Аванта» (тома: «История России», «Всемирная история», «Искусство», «Религии мира»).