Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска «Средняя школа № 83 имени генерала В.И. Орлова»
«Рассмотрено» на заседании ШМО учителей начальных классов Пр. № 1 от 30.08.2023 г. Руководитель ШМО _______ (Гаврилова Н.Н.) | «Согласовано» Зам.директора по УВР _____________( Седова А.Ю.) «31» августа 2023 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Средняя школа № 83имени генерала В.И. Орлова» ___________В.В.Киселева Пр. № 134-о от 01.09.2023 г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Тропинка в мир профессий»
Класс 4
г. Ульяновск
2023г.
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности для 4 классов «В мире профессий» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования, на основе программы авторского курса внеурочной деятельности «Мир профессий» для 1-4 классов (авторы-составители Е.В.Прилипская, Е.Ю.Сухаревская). Данный курс является первой ступенькой в профориентационной работе.
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной.
Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, профессии летчика, милиционера, разведчика, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно.
Программа «Тропинка в мир профессий» направлена на расширение кругозора младших школьников по профориентации и создание условий для формирования личностных качеств.
В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Содержание программы
Тема | Количество часов | Содержание |
Введение в мир профессий | 2ч | «Любимое дело - мое счастливое будущее» Введение в мир профессий |
Все профессии нужны, все профессии важны! | 28ч | Кондуктор Почтальон Почтальон. Как работают на почте? Что такое рынок труда? Рынок труда. «Промышленные предприятия нашего города» просмотр фильма. Рынок труда. Экскурсия в музей патронного завода Повар. Повар. Аукцион «Скатерть самобранка». Кондитер. Кто и как? Работа на кондитерской фабрике. Кондитер. Экскурсия на кондитерскую фабрику. Архитектор Пробуем себя в роли архитекторов. Агент по защите животных. «Мой четвероногий друг» Выставка рисунков. Что значит заботиться о братьях наших меньших. Профессии: «инженер», «технолог», «столяр», «плотник». «Техника вокруг нас» Профессии: археолог, художник, дизайнер. Мини-проект: «Дизайнерская одежда» «Народные ремесла». «Народные ремесла». Конкурс рисунков. «Народные ремесла». Мини-проект «Праздник в городе Мастеров» КВН «Работники издательств и типографии». «Работники издательств и типографии». Экскурсия в типографию. «Работники издательств и типографии». Выпуск классной газеты. «Работники издательств и типографии». Выпуск классной газеты. Профессии: зоолог, биолог, ветеринар. Профессии: зоолог, биолог, ветеринар. Экскурсии на станцию юных натуралистов |
Профориентация | 4ч | "Из прошлого в будущее", «Все профессии нужны, все профессии важны». Экскурсия в Городской центр занятости населения, Диагностика учащихся, Я мечтаю стать! |
Итого | 34ч | |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
-принятие и сохранение учебной задачи;
-планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
-формирование умений ставить цель-создание творческой работы, планировать достижения этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;
-осуществление итогового и пошагового контроля по результату;
-освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
-оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла;
-поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений;
-умение вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использование предложений и оценки для создания нового.
Познавательные универсальные учебные действия:
-поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
-осуществление записи выборочной информации об окружающем мире и о себе, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
-использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;
-моделирование-преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символистическая);
-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
-синтез- составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
-выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
-установление причинно-следственных связей, аналогий;
-построение логической цепи рассуждений, сообщений в устной и письменной форме.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
-выслушивание собеседника и ведение диалога;
-признание возможности существования различных точек зрения и право каждого иметь свою;
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
-постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
-разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
-управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
-умение достаточно точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Формы проведения занятий
1. Беседы о профессиях.
2. Тренинговые занятия.
3. Конкурсы рисунков.
4. Экскурсии.
5. Игры-викторины.
6. Встречи с людьми разных профессий.
7. Описание профессий.
8. Письменные работы: мини-сочинения.
9. Заполнение анкет и результатов самооценки. Диагностика.
10. Работа индивидуально, в парах, в малых группах.
11. Реклама профессий.
12. Составление профессионального портрета семьи. Трудовые династии.
13. Лекция.
14. Дискуссия.
15. Творческая работа.
16. Практикум. Мастер-классы.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | ЭОР |
1. | «Любимое дело - мое счастливое будущее» | 1 | | https://urok.1sept.ru/articles/683745 |
2. | Введение в мир профессий | 1 | | «http://www.ht.ru/prof/ |
3. | Кондуктор | 1 | | https://trudvsem.ru/proforientation/professiogram |
4. | Почтальон | 1 | | https://atlas100.ru/catalog/ |
5. | Почтальон. Как работают на почте? | 1 | | https://atlas100.ru/catalog/ |
6. | Что такое рынок труда? | 1 | | https://ulyanovsk-zan.ru |
7. | Рынок труда. «Промышленные предприятия нашего города» просмотр фильма. | 1 | | https://ulyanovsk-zan.ru |
8. | Рынок труда. Экскурсия в музей патронного завода | 1 | | Ulnammo.ru |
9. | Повар. | 1 | | https://trudvsem.ru/proforientation/professiogram |
10. | Повар. Аукцион «Скатерть самобранка». | 1 | | |
11. | Кондитер. Кто и как? Работа на кондитерской фабрике. | 1 | | https://trudvsem.ru/proforientation/professiogram |
12. | Кондитер. Экскурсия на кондитерскую фабрику. | 1 | | |
13. | Архитектор | 1 | | https://atlas100.ru/catalog/ |
14. | Пробуем себя в роли архитекторов. | 1 | | |
15. | Агент по защите животных. «Мой четвероногий друг» Выставка рисунков. | 1 | | |
16. | Что значит заботиться о братьях наших меньших. | 1 | | https://atlas100.ru/catalog/ |
17. | Профессии: «инженер», «технолог», «столяр», «плотник». | 1 | | http://www.e-xecutive.ru/professions/ |
18. | «Техника вокруг нас» | 1 | | |
19. | Профессии: археолог, художник, дизайнер. | 1 | | http://www.e-xecutive.ru/professions/ |
20. | Мини-проект: «Дизайнерская одежда» | 1 | | |
21. | «Народные ремесла». | 1 | | https://razvivashka.online/poznavatelnoe/narodnye-promysly-rossii |
22. | «Народные ремесла». Конкурс рисунков. | 1 | | https://razvivashka.online/poznavatelnoe/narodnye-promysly-rossii |
23. | «Народные ремесла». Мини-проект | 1 | | https://razvivashka.online/poznavatelnoe/narodnye-promysly-rossii |
24. | «Праздник в городе Мастеров» КВН | 1 | | |
25. | «Работники издательств и типографии». | 1 | | https://navigatum.ru |
26. | «Работники издательств и типографии». Экскурсия в типографию. | 1 | | https://navigatum.ru |
27. | «Работники издательств и типографии». Выпуск классной газеты. | 1 | | https://navigatum.ru |
28. | «Работники издательств и типографии». Выпуск классной газеты. | 1 | | https://navigatum.ru |
29. | Профессии: зоолог, биолог, ветеринар. | 1 | | https://atlas100.ru/catalog/ |
30. | Профессии: зоолог, биолог, ветеринар. Экскурсии на станцию юных натуралистов. | 1 | | https://atlas100.ru/catalog/ |
31. | "Из прошлого в будущее" | 1 | | https://atlas100.ru/catalog/ |
32. | «Все профессии нужны, все профессии важны». Экскурсия в Городской центр занятости населения | 1 | | http://www.e-xecutive.ru/professions/ |
33. | Диагностика учащихся | 1 | | «http://www.ht.ru/prof/ |
34 | Я мечтаю стать! | 1 | | https://propostuplenie.ru/ |