МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4
Г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области
Рассмотрена и принят на заседании Утверждена:
Педагогического совета приказом директора № 380
МБОУ СОШ № 4 г. Грязи от 30.08.2023 г.
от 30.08.2023 г. (протокол № 1) __________О.В. Брезицкая
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
"Тропинка в мир профессий"
для 4-а класса
2023– 2024 учебный год
Автор-составитель: Колупанова Марина Николаевна,
высшая квалификационная категория
г. Грязи
1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание программы:
Модуль IV –«Все работы хороши!...» - 34 часа
Любимое дело мое - счастье в будущем (2 ч.). Классный час презентация.
Организационный момент. Психологическая игра в круге. Инсценировка стихотворения С. Михалкова «Дело было вечером». Презентации. Швейное, строительное, газетное дело.
Практическая часть: установить порядок постройки дома, установить порядок создание газеты. Подведение итогов.
По дорогам идут машины (2 ч.). Беседа-тренинг.
История возникновения профессии шофера. Загадки о профессии шофер. Игра, кто самый внимательный. Игра: «Неуловимый шторм». Игра: «Какой это знак».
Практическая часть:Ролевая игра - драматизма «Улица».
Все работы хороши (3 ч.). Игра-конкурс.
Введение в тему. Стихи о профессиях. Дидактическая игра: расшифровка слова. Конкурс строителей. Составить из разрезанных картинок рисунок дома. Игра: «Кто потерял свой инструмент». Викторина: «Угадай профессию», конкурс «Найди лишнее». Итог игры. Награждение участников.
Практическая часть: . Составить из разрезанных картинок рисунок дома.
О профессии продавец (2 ч.). Занятие с элементами игры.
Вступительное слово. Знакомство с профессией продавец. Игра: «Умей промолчать». Игра «магазин».
Практическая часть: .Разыгрывание ситуации: «Грубый продавец», «вежливый покупатель». Игра «магазин».
О профессии библиотекарь (2 ч.). Беседа с элементами игры.
Вступительное слово. Рассказ о профессии библиотекаря. Игра: «Угадай, какая книжка». Оценка работы библиотекаря.
Практическая часть: Игровая ситуация: «Читатель-библиотекарь».
Праздник в городе Мастеров(2 ч). КВН.
Представлены 2 команды: «Девицы-мастерицы», «Веселые умельцы». Приветствие команд. Вопросы из шкатулки (разминка). Конкурс: «Самый трудолюбивый», конкурс: «Видеоклип», конкурс: «Проворные мотальщики», конкурс: «Частушечный», конкурс: «Капитанов».
Домашнее задание - сценки о профессиях. Подведение итогов, награждение.
Работники издательства и типографии (3 ч.). Сюжетно-ролевая игра.
Организационный момент. Актуализация опорных знаний (разгадывание ребуса). Сюжетно-ролевая игра «Редакция газеты».
Задание 1-штат редакции (корреспондент, фотограф, художник, наборщик). Задание 2- Вы редакторы (отредактировать текст).
Задание 3- Вы - журналисты (написать текст).
Задание 4 Вы - художники (выполнение иллюстрации).
Итог: люди каких специальностей работают над созданием газеты.
Как приходят вести (2 ч.). Беседа с элементами игры.
Вступление. Знакомство с профессией почтальона. Из истории (как передавались новости в древности). Изобретения в области связи. Современные профессии связи (почтальон, сортировщик почты). Загадки и почтовый транспорт (самолет), телефон (в пер. с греч «далеко - пишу»). Виды связи, сотовая связь.
Практическая часть: Ролевая игра «Телефон».
Веселые мастерские (2 ч.). Игра - состязание.
Вводное слово. Представление 2 команд. Столярная мастерская. Знакомство с инструментами (пила, топор, молоток, рубанок, стамеска). Загадки об инструментах. Швейная мастерская. Загадки об инструментах. Конкурс: «Пришей пуговицу». Подведение итогов. Награждение.
Практическое задание – сделать кроватку для кукол.
Путешествие в город Мастеров (2 ч.). Профориентационная игра, творческий проект.
Путешествие по 5 районам. Каждый соответствует одной из профессиональных сфер (человек-человек, человек-техника, человек-природа, человек - художественный образ, человек - знаковая
система).
Практическое задание: составить план района, придумать название улиц, заселить дома сказочными героями. Например, район «Умелые руки», сказочные жители - самоделки, железный дровосек.
Строительные специальности (2 ч.). Практикум.
Организационный момент. Актуализация опорных знаний - разгадать кроссворд. С чего начинает работу хороший специалист (с плана или проекта). Игра: «Поможем начальнику стройку организовать».Итог: вопросы: что случиться, если строить здание без соответствующего плана, почему так важно руководствоваться проектами при строительстве здания?
Практическая часть: игра: «Проект».
Время на раздумье не теряй, с нами вместе трудись и играй (2 ч.). Игровой вечер.
Вступление. Чтение стихов: «У меня растут года…». Выступление учеников с сообщениями о профессиях. Задание на внимание: «Найди синий на рисунке». Конкурс - игра: «Нитки - иголка», конкурсы. Итог.
Практическая часть: мастерская слова (чтение и инсценировки).
Знакомство с промышленными профессиями (2 ч.). Конкурс - праздник.
Введение. Стихи о труде. Рассказ о рабочих профессиях. Информация для любознательных. Знакомство с профессией плотника.
Практическая часть: конкурс: «Заводу требуются…».
Человек трудом прекрасен. (3 ч.) Игра-соревнование. Проект «Профессии моих родителей».
Умеешь сам - научи другого (2 ч.). Практикум.
Чей участок лучше (1 ч.). Практикум.
Кулинарный поединок (1 ч.). Практикум.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные УУД:
- овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий, их происхождении и назначении;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- уважительное отношение к представителям разных профессий;
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности «Тропинка в мир профессий» является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
-организовывать свою деятельность в соответствии с планом;
- принимать учебную или игровую задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно;
- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, с планом;
-определять последовательность своих действий;
- давать эмоциональную оценку деятельности, корректировать свои действия и поведение.
Познавательные УУД:
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной профориентационной работы;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков);
- включать действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, моделирования профориентационного содержания занятий.
Коммуникативные УУД:
-оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
-слушать и понимать речь других;
- вести проблемный диалог (побуждающий и подводящий диалог);
- договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты
В результате прохождения курса «Тропинка в мир профессий» младший школьник должен знать:
- основные сферы профессиональной деятельности человека;
- основные признаки профессий, их значение в обществе;
- предприятия и учреждения города;
- основные приемы выполнения учебных проектов.
Уметь:
- рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;
- выполнять отдельные трудовые операции по конкретным профессиям;
- переносить сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации;
- выполнять учебные проекты.
Связь содержания программы с учебными предметами (метапредметные результаты)
Предмет | Темы учебных предметов | Темы программы «Тропинка в мир профессий» |
Окружающий мир | Взаимоотношения людей в обществе: доброта и гуманизм, справедливость и уважение. Труд жителей региона. Профессии, связанные с трудом в учреждениях образования и культуры. Труд жителей региона. Профессии, связанные с трудом на производстве, в сельском хозяйстве. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России. | Любимое дело мое - счастье в будущем. По дорогам идут машины. Все работы хороши. Строительные специальности. Человек трудом прекрасен. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Раздел | Основное содержание | Основные виды деятельности обучающих | Использование ЭОР (ЦОР) | Форма учета рабочей программы воспитания |
1 | Любимое дело мое - счастье в будущем (2 часа) | Организационный момент. Психологическая игра в круге. Знакомство со строительным, швейным, газетным делом. | Классное занятие, презентация. Инсценировка стихотворения С. Михалкова «Дело было вечером». Швейное, строительное, газетное дело. Задание: установить порядок постройки дома, установить порядок создание газеты. Подведение итогов. | сайт www.znanio.ru | Воспитание уважительного отношения к вечным ценностям человека. Привитие любви и уважения к Отечеству, его языку, культуре. Формирование осознания себя как члена общества, представителя страны. Формирования и развития различных качеств личности; воспитания убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений науки на благо развития цивилизации. Сотрудничество в процессе совместного выполнения задач, воспитания уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем современной действительности. |
2 | По дорогам идут машины (2 часа) | История возникновения профессии шофёра. Загадки, игры о профессии шофёр. | Беседа – тренинг. Загадки о профессии шофёр. Игра «Кто самый внимательный». Игра «Неуловимый шторм». Игра «Какой это знак». Ролевая игра - драматизация «Улица». | сайт www.znanio.ru | Включение в занятия игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в группе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока. Побуждение обучающихся соблюдать на занятиях общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. Проявление активности, инициативы, творчества, стремления к самовыражению. |
3 | Все работы хороши (3 часа) | Введение в тему. Знакомство с профессиями в стихах, викторинах, конкурсах. | Игра- конкурс. Введение в тему. Стихи о профессиях. Дидактическая игра, расшифровка слова. Конкурс строителей. Составить из разрезанных картинок рисунок дома. Игра «Кто потерял свой инструмент». Викторина: «Угадай профессию», конкурс «Найди лишнее». Итог игры. Награждение участников. | сайт www.znanio.ru Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они. /Т. А. Шорыгина – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007 - 96с. | Проявление активности, инициативы, творчества, стремления к самовыражению. |
4 | О профессии продавец (2 часа) | Беседа с игровыми элементами. Знакомство с работниками магазина: продавец, охранник, товаровед, администратор, кассир. | Занятия с элементами игры. Игра «Вставьте буквы, и вы узнаете, кто работает в магазине». Заведующая, продавец, товаровед, охранник, администратор. Оценка: вежливый, грубый продавец. Итог: как называется профессия людей работающих в магазине? | сайт www.znanio.ru | Побуждение обучающихся соблюдать на занятиях по внеурочной деятельности общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, использование воспитательных возможностей раздела через подбор соответствующих упражнений. Включение в занятия игровых процедур, которые помогают поддерживать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных установлению межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время занятий по внеурочной деятельности. |
5 | О профессии библиотекаря (2 часа) | Вступительное слово. Рассказ о профессии библиотекаря. Оценка работы библиотекаря. | Экскурсия в сельскую библиотеку. Игра: «Угадай, какая книжка». Игровая ситуация: «Читатель- библиотекарь». | сайт www.znanio.ru | Применение групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися. Побуждение обучающихся соблюдать на занятиях общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. |
6 | Праздник в городе Мастеров (2 часа) | Проведение КВН. Представлены 2 команды: «Девицы-мастерицы», «Веселые умельцы» Подведение итогов, награждение. | КВН. Представлены 2 команды: «Девицы-мастерицы», «Веселые умельцы». Приветствие команд. Вопросы из шкатулки (разминка). Конкурс: «Самый трудолюбивый», конкурс: «Видеоклип», конкурс: «Проворные мотальщики», конкурс: «Частушечный», конкурс: «Капитанов». Домашнее задание - сценки о профессиях. | сайт www.znanio.ru | Проявление активности, инициативы, творчества, стремления к самовыражению. |
7 | Работники издательства и типографии (3 часа) | Организационный момент. Актуализация опорных знаний (разгадывание ребуса). Сюжетно-ролевая игра «Редакция газеты». Итог: люди каких специальностей работают над созданием газеты. | Сюжетно-ролевая игра. Задание 1 - штат редакции (корреспондент, фотограф, художник, наборщик). Задание 2 – «Вы – редакторы» (отредактировать текст). Задание 3 – «Вы – журналисты» (написать текст). Задание 4 – «Вы – художники» (выполнение иллюстрации) | сайт www.znanio.ru | Включение в занятия игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в группе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока. Побуждение обучающихся соблюдать на занятиях общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. Проявление активности, инициативы, творчества, стремления к самовыражению. |
8 | Как приходят вести (2 часа) | Вступление. Знакомство с профессией почтальона. Из истории (как передавались новости в древности). Изобретения в области связи. Современные профессии связи (почтальон, сортировщик почты). Загадки и почтовый транспорт (самолет), телефон (в пер. с греч «далеко - пишу»). Виды связи, сотовая связь. | Экскурсия на почту. Ролевая игра «Телефон». Изобретения в области связи. Современные профессии связи (почтальон, сортировщик почты). Загадки и почтовый транспорт (самолет), телефон (в пер. с греч «далеко - пишу»). | сайт www.znanio.ru | Побуждение обучающихся соблюдать на занятиях по внеурочной деятельности общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, использование воспитательных возможностей раздела через подбор соответствующих упражнений. Включение в занятия игровых процедур, которые помогают поддерживать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных установлению межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время занятий по внеурочной деятельности |
9 | Веселые мастерские (2 часа) | Вводное слово. Представление 2 команд. Столярная мастерская. Знакомство с инструментами (пила, топор, молоток, рубанок, стамеска). Загадки об инструментах. Практическое задание – сделать кроватку для кукол. Швейная мастерская. Подведение итогов. Награждение. | Игра – состязание. Загадки об инструментах. Практическое задание – сделать кроватку для кукол. Швейная мастерская. Загадки об инструментах. Конкурс: «Пришей пуговицу». | сайт www.znanio.ru | Включение в занятия игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в группе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока. Применение групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися. |
10 | Путешествие в город Мастеров (2 часа) | Путешествие по 5 районам. Каждый соответствует одной из профессиональных сфер (человек - человек, человек - техника, человек - природа, человек - художественный образ, человек - знаковая система). | Профориентационная игра. Дается задание составить план района, придумать название улиц, заселить дома сказочными героями. Например, район «Умелые руки», сказочные жители - Самоделкин, Железный Дровосек. | сайт www.znanio.ru | Включение в занятия игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в группе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока. Побуждение обучающихся соблюдать на занятиях по внеурочной деятельности общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. |
11 | Строительные специальности (2 часа) | Организационный момент. Актуализация опорных знаний - разгадать кроссворд. С чего начинает работу хороший специалист (с плана или проекта). Составление проектов. | Практикум. Игра: «Поможем начальнику стройку организовать», игра: «Проект». Итог: вопросы: что случиться, если строить здание без соответствующего плана, почему так важно руководствоваться проектами при строительстве здания? | сайт www.znanio.ru | Включение в занятия игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в группе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока. |
12 | Время на раздумье не теряй, с нами вместе трудись и играй (2 часа) | Вступление. Чтение стихов: «У меня растут года…». Выступление учеников с сообщениями о профессиях. Задание на внимание: «Найди синий на рисунке». Мастерская слова (чтение и инсценировки). | Игровой час. Конкурс-игра: «Нитки - иголка», конкурсы: «Бой с подушками». | сайт www.znanio.ru | Побуждение обучающихся соблюдать на занятиях общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. Проявление активности, инициативы, творчества, стремления к самовыражению. |
13 | Знакомство с профессиями из прошлого (2 часа) | Введение. Стихи о труде. Рассказ о рабочих профессиях. Знакомство с профессией плотника. | Конкурс – праздник. Конкурс: «Заводу требуются». Информация для любознательных. | сайт www.znanio.ru | Побуждение обучающихся соблюдать на занятиях общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. Проявление активности, инициативы, творчества, стремления к самовыражению. |
14 | Человек трудом прекрасен (3 часа) | Обобщение знания о различных профессиях. | Игра - соревнование | сайт www.znanio.ru | Включение в занятия игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в группе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока. Проявление активности, инициативы, творчества, стремления к самовыражению. |
15 | Умеешь сам – научи другого (2 часа) | Выступление учеников с сообщениями о профессиях. Мастерская слова (чтение и инсценировки). | Практикум. Задание на внимание: «Найди синий на рисунке». Конкурс-игра: «Нитки - иголка» | сайт www.znanio.ru | Включение в занятия игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в группе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока. Проявление активности, инициативы, творчества, стремления к самовыражению. |
16 | Чей участок лучше? (1 час) | Вводное слово. Создание двух бригад. Распределение участков между бригадами. Назначение ответственных. Техника безопасности. Выполнение работы по уборке | Практикум. Работа на пришкольном участке (цветнике) | сайт www.znanio.ru | Применение групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися. Побуждение обучающихся соблюдать на занятиях общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. |
17 | Кулинарный поединок (1 час) | Открытие. Представление команд. Команды: «Веселые поварята», «Чудо-повара». Конкурсы, эстафеты | Практикум. Шоу – программа. Конкурс-эстафета «Варим суп» (собрать набор продуктов, кто быстрее). Конкурс: «А знаете ли вы?», «Сладкоежки», «Украсим пирожное», «Что в мешке». Конкурс-эстафета (надеть фартук, кто быстрее нарежет овощи и тд.). Итоги конкурса, награждения команд. | сайт www.znanio.ru | Включение в занятия игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в группе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока. Применение групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися. Побуждение обучающихся соблюдать на занятиях общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации |
| Итого | 34 часа | | | |
Приложение№1 к РП
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тропинка в мир профессий, 4 класс
№ п/п | Количество часов на изучение темы | Дата проведения | Тема |
по плану | по факту |
1-2 | 2 | 02.09 09.09 | 02.09 09.09 | Любое дело - мое счастливое будущее |
3-4 | 2 | 16.09 23.09 | 16.09 23.09 | По дороге идут машины |
5-7 | 3 | 30.09 07.10 14.10 | 30.09 07.10 14.10 | Все работы хороши |
8-9 | 2 | 21.10 28.10 | 21.10 28.10 | О профессии продавец |
9-10 | 2 | 11.11 18.11 | 11.11 18.11 | О профессии библиотекарь |
12-13 | 2 | 25.11 02.12 | 25.11 02.12 | Праздник в городе Мастеров |
14-16 | 3 | 09.12 16.12 23.12 | 09.12 16.12 23.12 | Работники издательства и типографии |
17-18 | 2 | 13.01 20.01 | 13.01 20.01 | Как приходят вести |
18-19 | 2 | 27.01 03.02 | 27.01 03.02 | Веселые мастерские |
19-20 | 2 | 10.02 17.02 | 10.02 17.02 | Путешествие в город Мастеров |
21-22 | 2 | 24.02 02.03 | 24.02 02.03 | Строительные специальности |
23-24 | 2 | 09.03 16.03 | 09.03 16.03 | Время на раздумье не теряй, с нами вместе трудись и играй |
25-26 | 2 | 23.03 06.04 | 23.03 06.04 | Знакомство с промышленными профессиями |
27-29 | 3 | 13.04 20.04 27.04 | 13.04 20.04 27.04 | Человек трудом прекрасен |
30-31 | 2 | 04.05 11.05 | 04.05 11.05 | Успеешь сам - научи другого |
32-33 | 1 | 18.05 | 18.05 | Чей участок лучше |
34 | 1 | 25.05 | 25.05 | Кулинарный поединок |
| 34 | | |
Приложение №2 к РП
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Критерии оценивания проектов (от 0 до 3 баллов)
Оценка представленной работы: (тема)
Обоснование выбора темы. Соответствие содержания сформулированной теме, поставленным целям и задачам:
- 1 – не было обоснования темы, цель сформулирована нечетко, тема раскрыта не полностью;
- 2 – был обоснован выбор темы, цель сформулирована нечетко, тема раскрыта не полностью;
- 3 - было обоснование выбора темы, цель сформулирована в соответствии с темой, тема раскрыта полностью
Рефлексия. Владение рефлексией; социальное и прикладное значение полученных результатов (для чего? Чему научились?), выводы.
- 0 – нет выводов;
- 1 – выводы по работе представлены неполно;
- 2 – выводы полностью соответствуют теме и цели работы.
Оценка выступления участников: Качество публичного выступления, владение материалом:
- 1 - участник читает текст;
- 2 - участник допускает речевые и грамматические ошибки ;
- 3 - речь участника грамотная и безошибочная, хорошо владеет материалом.
Качество представления продукта проекта (Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчѐта, поделки, реферата, макета, иллюстрированного альбома, компьютерной презентации, карты, газеты, постановки, спектакля, экскурсии, игры. Обеспечение объектами наглядности, творческий подход в подготовке наглядности):
- 1 – участники представляют продукт;
- 2 - оригинальность представления продукта;
- 3 –оригинальность представления и качество выполнения продукта.
Умение вести дискуссию, корректно защищать свои идеи, эрудиция докладчика:
- 1 -не умеет вести дискуссию, слабо владеет материалом;
- 2 - участник испытывает затруднения в умении отвечать на вопросы комиссии и слушателей;
- 3 - участник умеет вести дискуссию. Доказательно и корректно защищает свои идеи
Дополнительные баллы (креативность - новые оригинальные идеи и пути решения, с помощью которых авторы внесли нечто новое в контекст, особое мнение эксперта) 0-3
ИТОГО
2. Критерии оценки работ творческого характера
К работам творческого характера относятся: сочинения, рассказы по картинкам, личному опыту, эссе и т.д. на начальной ступени школы все творческие работы носят обучающий характер и оценивается по следующим критериям:
- структура работы, соответствие названия содержанию – до 3 баллов;
- содержательность – до 6 баллов;
- логичность и четкость изложения, грамотность, стиль – до 4 баллов;
- авторская позиция – до 5 баллов;
- дополнительные баллы жюри – до 2 баллов.
3. Критерии оценивания рисунка
Этот диагностический способ отследить динамику развития детского рисунка. Критерии анализа изобразительных работ базируются на взглядах художников, педагогов и психологов. Работу можно считать творческой при наличии следующих признаков:
содержание рисунка: оригинальное, неожиданное, нереальное, фантастическое, непосредственное и наивное, особая смысловая нагрузка, отражающая глубины переживания ребенка;
особенности изображения: сложность в передаче форм, перспективность изображения, многоплановость, узнаваемость предметов и образов, оригинальность изображения, особый творческий почерк, яркое, выразительное раскрытие в образе своего переживания;
композиционное решение: хорошая заполняемость листа, ритмичность в изображении предметов, разнообразие размеров нарисованных предметов, зоркость, наблюдательность ребенка и достаточное владение изобразительными навыками.
пластика: особая выразительность в передаче движений и мимики, собственный почерк в передаче движений.
колорит: интересное, необычное и неожиданное цветовое решение. Возможно темпераментное, эмоциональное, лаконичное обращение с цветом или, наоборот, богатство сближенных оттенков (теплая или холодная гамма). Цвет звучит и поет, эмоционально воздействуя на зрителя.
4. Критерии оценивания исследовательских работ
Вид работы:
Реферативная работа - 1
Поисково-исследовательская работа - 5
Методика и методы исследования (вступление) - до 9 баллов
Поставлена цель исследования - 1
Поставлены задачи исследования - 1
Изложена методика проведенной работы - 1
Обоснована тема исследования - 1
Полученные данные отличаются новизной - 1
Дана краткая характеристика источников - 1
Показан собственный поисково-исследовательский опыт (самостоятельность) при работе над исследованием. - 3
Основная часть – до 12 баллов
Предложено описание проведенного исследования - 4
Проведен анализ - 4
Присутствует доказательство выдвинутых гипотез - 4
Полнота раскрытой темы (заключение) – до 8 баллов
Тема раскрыта полностью - 1
Материал соответствует теме работы - 1
Подведены итоги и сделаны выводы по теме исследования - 2
Предложена перспектива дальнейшей работы - 2
Показана практическая значимость работы - 2 Оформление работы – до 8,5 баллов
Правильно оформлен титульный лист - 1
Работа исполнена аккуратно - 0,5
Есть приложение (фотографии, схемы, табл., карты, ил - ции и т.п.) - 3
Приложение является аннотированным - 2
Присутствует список использованных источников и литературы - 1
В тексте присутствуют сноски на использованные источники и лит – ру - 1
Владение материалом (компетентность) - до 2 баллов
Может импровизировать по ходу выступления
Логичность грамотность изложения, содержательность – до 8 баллов
Наличие четко поставленной цели - 2
Ясность и четкость в достижении цели - 2
Последовательность изложения материала - 2
Наличие вывода - до 3 баллов (Проблема контакта. Проблема самовыражения)
Располагает к себе слушателей - 1
Быстро преодолевает волнение - 1
Хорошо отвечает на вопросы - 1
Соблюдение регламента – 1 балл
Докладчик укладывается в отведенное для выступления время.
Активность участника в работе – 1 балл (балл является поощрительным)
Структура презентации (Да. Нет)
Содержит титульный лист, название.
Содержание разделов выдержано в логической последовательности.
Указаны информационные ресурсы.
Оформление презентации.
Единый стиль оформления.
Текст читаемый, не сливается с фоном.
Выполнено акцентирование наиболее значимой информации.
Использование наглядности для раскрытия темы: фотографии или изображения.
Рациональное использование анимационных эффектов.
Вставлены таблицы (диаграммы, графики).
Отсутствие грамматических ошибок.
Содержание презентации.
Определены вопросы для исследования.
Сформулированы гипотезы в качестве предварительных ответов.
Указаны методы и план проведения исследования.
Полученные в ходе проведенных исследований данные, подтверждены практически или документально. Тема раскрыта полностью.
Подведены итоги и сделаны выводы.
Эстетический эффект презентации.
Хорошее общее впечатление от просмотра презентации.
Представление проекта.
Логически последовательно.
Привлекает внимание и вызывает интерес участников.
Четкие ответы на вопросы
Итог:
Отличная работа 15-20 ответов «Да»
Хорошая работа 10-14 ответов «Да»
Удовлетворительная работа 5-9 ответов «Да
Презентация нуждается в доработке 0-4 ответов «Да»
Приложение №3 к РП
ОЦЕНОЧНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
1. Творческие работы (Тема занятия: «Работники издательства и типографии»):
- написание статей для газеты;
- подготовка иллюстраций для статей газеты.
2. Творческих проект (Тема занятия: «Путешествие в город Мастеров»).
3. Исследовательский проект «Профессии моих родителей» (Тема занятия: «Человек трудом прекрасен»).
Аннотация к рабочей программе
Наименование рабочей программы | Рабочая программа «Тропинка в мир профессий» ФГОС НОО для 4-а класса |
Составители рабочей программы | Колупанова М. Н. |
УМК | Программа разработана на основе авторской программы Л.Н. Абросимовой по профессиональной ориентации младших школьников «Тропинка в профессию» (Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014.) |
Количество часов на реализацию программы внеурочной деятельности | Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 4 на изучение программы «Тропинка в мир профессий» в 4 классе отводится 34 часа |
Цель рабочей программы | формировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развивать интерес к будущей профессии. |
Задачи реализации программы | - познакомить с широким спектром профессий, особенностями разных профессий; - выявить наклонности, необходимые для реализации себя в выбранной в будущем профессии; - способствовать формированию уважительного отношения к людям разных профессий и результатам их труда; - способствовать развитию интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка. |
Лист корректировки календарно-тематического планирования
Курс внеурочной деятельности "Тропинка в мир профессий"
Класс 4-а
Учитель Колупанова М. Н.
2023-2024 учебный год
№ п/п | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки |
по плану | дано |
| | | | | |
| | | | | |