ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 760 ИМЕНИ А.П. МАРЕСЬЕВА»
Адрес: 129347, Москва, Ярославское шоссе, 147 тел./факс: 8-499-182-66-20
сайт: http://schsv760.mskobr.ru тел.: 8-499-182-66-19
электронная почта: [email protected] 8-499-182-66-26
«Утверждаю» Директор школы
______________ /Курмышова О. А./ «______»____________2017 г. | | | | «Согласовано» Заместитель директора по содержанию
___________Сытдыкова М.А. |
Рабочая программа
по занимательной информатике
для 1-4 классов
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №1 от 30.08.17 г.
Москва
2017 г.
Пояснительная записка
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ, так как именно в рамках этого предмета созданы условия для формирования видов деятельности, имеющих общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление объектами и процессами.
Пропедевтический этап обучения информатике и ИКТ в начальной школе является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных (операциональных) личностных ресурсов. Поэтому он может стать основой всего школьного образования для формирования метапредметных образовательных результатов – освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Программа «Занимательная информатика» рассчитана на детей младшего школьного возраста, то есть для учащихся 1-4 классов.
Содержание настоящей программы направлено на достижение следующих целей:
формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Для достижения поставленных целей в процессе изучения материала программы необходимо решить следующие задачи:
показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
организовать компьютерный практикум, ориентированный на:
формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);
овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста и рассчитана на работу в учебном компьютерном классе.
Занятия проводятся по 1 часу 1 раз в неделю в каждом классе, всего в год: 1 класс- 33 часа в год, 2-4 кассы 34 часа в год. Таким образом, программа рассчитана на 135 часов. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для глаз. Занятия проводятся в нетрадиционной форме с использованием разнообразных дидактических игр.
Планируемые результаты обучения
Предметные образовательные результаты
В результате освоения курса информатики школьники
получат представление:
о понятии «информация» — одном из основных обобщающих понятий современной науки, о понятии «данные», о базовых понятиях, связанных с хранением, обработкой и передачей данных;
о компьютерах — универсальных устройствах обработки информации, связанных в локальные и глобальные сети;
о мировых сетях распространения и обмена информацией,
о направлениях развития компьютерной техники (суперкомпьютеры, мобильные вычислительные устройства и др.);
будут сформированы:
основы алгоритмической культуры;
навыки коммуникации с использованием современных средств ИКТ, включая непосредственное выступление перед аудиторией и дистанционное общение (с опорой на предшествующее использование в различных предметах),
представления о необходимости учёта юридических аспектов использования ИКТ, о нормах информационной этики.
Ученик научится:
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
приводить примеры информационных носителей;
иметь представление о способах кодирования информации;
уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
запускать программы из меню Пуск;
уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
Ученик получит возможность:
уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор и табличного процессора MS Office Excel;
знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Метапредметные образовательные результаты
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:
уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
Личностные образовательные результаты
В результате освоения программы «Занимательная информатика» учащиеся получат:
широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Тематическое планирование
1 класс
Наименование разделов тем | Общее количество часов | Часы |
1. Знакомство с персональным компьютером | 2 | |
Техника безопасности и организация рабочего места в кабинете информатики. | | 1 |
Человек и компьютер. | | 1 |
2. Изучение простейшего графического редактора | 17 | |
Инструменты для рисования. | | 1 |
Освоение среды графического редактора Paint. | | 1 |
Сохранение рисунка на диске. Открытие файла с рисунком | | 1 |
Построения с помощью клавиши Shift. | | 1 |
Работа с фрагментами рисунков. | | 1 |
Проект «Птицы» | | 1 |
Проект «Зоопарк» | | 1 |
Проект «Зоопарк» | | 1 |
Проект «Цветы для мамы» | | 1 |
Проект «Цветы для мамы» | | 1 |
Проект «Мой северный край». Ландшафт. Животные. | | 1 |
Проект «Мой северный край». Объединение фрагментов. | | 1 |
Проект «Мой северный край». Объединение фрагментов. | | 1 |
Проект «Зимние краски». | | 1 |
Проект «Зимние краски». | | 1 |
Проект «Поздравительная открытка» | | 1 |
Проект «Поздравительная открытка» | | 1 |
3. Освоение клавиатурного тренажёра | 9 | |
Знакомство с клавишами компьютерной клавиатуры. | | 1 |
Изучение расположения на клавиатуре и набора букв "а" и "о". Игра «Тренируем пальчики». | | 1 |
Изучение расположения на клавиатуре и набора букв "а", "л", "м", "р", "ы". Игра «Тренируем пальчики». | | 1 |
Изучение расположения на клавиатуре и набора букв "в" и "л". Игра «Тренируем пальчики». | | 1 |
Изучение расположения на клавиатуре и набора букв "д" и "ы". Игра «Тренируем пальчики». | | 1 |
Изучение расположения на клавиатуре и набора букв "е" и "н". Игра «Тренируем пальчики». | | 1 |
Изучение расположения на клавиатуре и набора букв "и" и "т". Игра «Тренируем пальчики». | | 1 |
Изучение расположения на клавиатуре и набора букв "м" и "ь". Игра «Тренируем пальчики». | | 1 |
Изучение расположения на клавиатуре и набора букв "п" и "р". Игра «Тренируем пальчики». | | 1 |
4. Знакомство с текстовым процессором MS Office Word | 4 | |
Игра «Подбери слова» | | 1 |
Игра «Путешествие в мир Анаграмм» | | 1 |
Игра «Собери клавиатуру» | | 1 |
Игра «Собери клавиатуру» | | 1 |
5. Обобщающее повторение | 1 | 1 |
5.1. Игра «Весёлые художники» | | 1 |
Содержание программы
Знакомство с персональным компьютером
Техника безопасности и организация рабочего места в кабинете информатики. Человек и компьютер. Основные устройства компьютера и технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер.
Изучение простейшего графического редактора
Меню и интерфейс графического редактора. Панель палитра. Панель инструменты. Настройка инструментов рисования. Создание рисунков с помощью инструментов. Создание надписей в графическом редакторе. Создание рисунков с помощью клавиши Shift. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Объединение фрагментов.
Проекты:
«Птицы», «Зоопарк», «Цветы для мамы», «Мой северный край»,
«Зимние краски», «Поздравительная открытка».
Освоение клавиатурного тренажёра
Интерфейс клавиатурного тренажера. Позиции пальцев. Запуск и выключение учебной программы (компьютерного тренажера). Тренировка набора букв
"а" и "о",
"а", "л", "м", "р", "ы",
"в" и "л",
"д" и "ы",
"е" и "н",
"и" и "т",
"м" и "ь",
"п" и "р"
Знакомство с текстовым процессором MS Office Word
Интерфейс текстового процессора. Правила ввода букв, удаления символов. Специальные клавиши для набора заглавных букв, удаления символов, перехода в следующую строку.
Понятие «анаграмма», способы разгадывания анаграмм. Игры:
Обобщающее повторение
Закрепление основных понятий, изученных в течение года. Проверка сформированности навыков работы с ПК.
2 класс
Наименование разделов тем | Общее количество часов | Часы |
1. Информация вокруг тебя. Человек и компьютер | 2 | |
1.1. Техника безопасности и организация рабочего места в кабинете информатики. | | 1 |
1.2. Человек и информация | | 1 |
2. Кодирование информации | 5 | |
2.1. Виды информации | | 1 |
2.2. Источники и приёмники информации | | 1 |
2.3. Устройства компьютера и носители информации. | | 1 |
2.4. Кодирование информации. | | 1 |
2.5. Кодирование информации с помощью букв русского и английского алфавитов. | | 1 |
3. Числовая информация и компьютерные программы. | 9 | |
3.1. Кодирование и декодирование информации с помощью Кода Цезаря. | | 1 |
3.2. Кодирование и декодирование информации с помощью азбуки Морзе, флажковой азбуки. | | 1 |
3.3. Кодирование и декодирование информации с помощью индейской азбуки и азбуки пляшущих человечков. | | 1 |
3.4. Обработка числовой информации. | | 1 |
3.5. Оформление решения задач в MS Office Word. | | 1 |
3.6. Оформление решения задач в MS Office Word. | | 1 |
3.7. Оформление решения задач в MS Office Word. | | 1 |
3.8. Знакомство с MS Office Excel. | | 1 |
3.9. Обработка числовой информации в MS Office Excel. | | 1 |
4. Учимся создавать презентации в MS Office Power Point | 17 | |
4.1. Обработка числовой информации в MS Office Excel | | 1 |
4.2. Табличное решение математических задач | | 1 |
4.3. Табличное решение математических задач. | | 1 |
4.4. Знакомство с MS Office PowerPoint | | 1 |
4.5. Создание и дизайн слайда. | | 1 |
4.6. Работа с текстом в презентации. | | 1 |
4.7. Вставка готовых фигур и рисунков. | | 1 |
4.8. Настройка анимации. | | 1 |
4.9. Работа над творческим проектом | | 1 |
4.10. Работа над творческим проектом | | 1 |
4.11. Работа над творческим проектом | | 1 |
4.12. Работа над творческим проектом | | 1 |
4.13. Работа над творческим проектом | | 1 |
4.14. Работа над творческим проектом | | 1 |
4.15. Работа над творческим проектом | | 1 |
4.16. Работа над творческим проектом | | 1 |
4.17. Защита творческих проектов. | | 1 |
5. Обобщающее повторение | 1 | |
5.1. Игра «Путешествие по информатике» | | 1 |
Содержание программы
Информация вокруг тебя. Человек и компьютер
Техника безопасности и организация рабочего места в кабинете информатики.
Понятия «информация», «информационный объект», «информационный процесс», «источник информации», «приёмник информации», «естественный источник информации», «искусственный источник информации».
Человек и информация. Виды информации. Классификация видов информации по способам восприятия и представления. Основные устройства компьютера и технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер.
Кодирование информации
Знакомство с понятиями «код», «кодирование», «декодирование». Понятие «анаграмма», способы разгадывания анаграмм. Правила кодирования и декодирования слов и текста. Кодирование информации с помощью букв русского и английского алфавитов. Индейская азбука, азбука Морзе, флажковая (семафорная) азбука, Код Цезаря. азбука пляшущих человечков. Правила ввода букв и слов, удаления символов, форматирования и редактирования теста в MS Office Word.
Числовая информация и компьютерные программы.
Вычисление значений арифметических выражений с помощью программы Калькулятор. Понятия «таблица», «ячейка», «столбец», «строка», «диапазон ячеек». Создание и оформление таблиц для решения задач в MS Office Word.Интерфейс MS Office Excel. Границы ячеек. Создавать электронные таблицы в Excel, выполнение в них расчётов по вводимым пользователем формулам. Выполнение расчетов. Табличное решение математических задач в MS Office Excel.
Учимся создавать презентации в MS Office Power Point
Знакомство с мультимедиа технологиями. Интерфейс MS Office PowerPoint. Меню программы. Запуск готовых презентаций. Создание и дизайн слайда. Работа с текстом в презентации. Знакомство с объектами Word Art. Вставка готовых фигур и рисунков. Знакомство с понятием «анимация». Настройка анимации. Работа над творческим проектом. Защита творческих проектов.
Обобщающее повторение
Закрепление основных понятий, изученных в течение года. Проверка сформированности навыков работы с ПК.
3 класс
Наименование разделов тем | Общее количество часов | Часы |
1. Информация вокруг нас. | 12 | |
1.1. Техника безопасности и организация рабочего места в кабинете информатики. | | 1 |
1.2. Объект. Имя и свойства объекта | | 1 |
1.3. Объект. Имя и свойства объекта | | 1 |
1.4. Источники и приёмники информации | | 1 |
1.5. Носители информации | | 1 |
1.6. Сбор информации | | 1 |
1.7. Представление информации | | 1 |
1.8. Состав объекта | | 1 |
1.9. Состав объекта | | 1 |
1.10.Кодирование и декодирование информации | | 1 |
1.11. Кодирование и декодирование информации | | 1 |
1.12. Кодирование и декодирование информации | | 1 |
2. Структурирование и визуализация информации. | 13 | |
2.1. Структурирование и визуализация информации | | 1 |
2.2. Структурирование и визуализация информации | | 1 |
2.3. Структурирование и визуализация информации | | 1 |
2.4. Структурирование и визуализация информации | | 1 |
2.5. Создание кроссворда | | 1 |
2.6. Создание кроссворда по одному из учебных предметов. | | 1 |
2.7. Создание кроссворда по одному из учебных предметов. | | 1 |
2.8. Создание кроссворда по одному из учебных предметов. | | 1 |
2.9. Создание кроссворда по одному из учебных предметов. | | 1 |
2.10. Создание кроссворда по одному из учебных предметов. | | 1 |
2.11. Создание кроссворда по одному из учебных предметов. | | 1 |
2.12. Создание кроссворда по одному из учебных предметов. | | 1 |
2.13. Создание кроссворда по одному из учебных предметов. | | 1 |
3. Знакомство с Интернетом | 8 | |
3.1. Интернет и его роль в жизни человека | | 1 |
3.2. Поиск информации в сети Интернет | | 1 |
3.3. Работа с информацией, полученной через интернет. | | 1 |
3.4. Работа с информацией, полученной через интернет. | | 1 |
3.5. Работа с информацией, полученной через интернет. | | 1 |
3.6. Работа с информацией, полученной через интернет. | | 1 |
3.7. Как защитить компьютер. | | 1 |
4. Обобщающее повторение | | 1 |
4.1. Игра «Весёлая информатика» | 1 | 1 |
Содержание программы
Информация вокруг нас.
Правила техники безопасности при работе с компьютером и в кабинете информатики.
Понятия «источник информации», «приёмник информации», «естественный источник информации», «искусственный источник информации». Сбор информации. Многообразие носителей информации. Правила работы с носителями информации.
Объект. Имя и свойства объекта. Анализ объекта. Определение состава объекта. Объекты Рабочего стола ПК.
Кодирование и декодирование информации. Правила кодирования и декодирования слов и текста. Способы и виды представления информации в различных формах. Правила ввода букв и слов, удаления символов в тестовом процессоре MS Office Word. Создание презентации «Домашние животные».
Структурирование и визуализация информации.
Понятие визуальная информация.Построение диаграмм в текстовом процессоре. Построение диаграмм в табличном процессоре. Проект «Создание кроссворда по одному из учебных предметов».
Знакомство с Интернетом
Информация в жизни человека, интернет, его роль в жизни человека. Программы поиска информации, панели инструментов, открытие окна, завершение работы в программе. Копирование текста, рисунка, сохранение и редактирование информации. Защита компьютера. Вирусы и антивирусы.
Обобщающее повторение
Закрепление основных понятий, изученных в течение года. Проверка сформированности навыков работы с ПК.
4 класс
Наименование разделов тем | Общее количество часов | Часы |
1. Человек и информация. | 12 | |
1.1. Техника безопасности и организация рабочего места в кабинете информатики. | | 1 |
1.2. Понятие. Деление и обобщение понятий | | 1 |
1.3. Деление и обобщение понятий | | 1 |
1.4. Отношения между понятиями | | 1 |
1.5. Отношения между понятиями | | 1 |
1.6.Совместимые и несовместимые понятия | | 1 |
1.7. Понятия «истина» и «ложь» | | 1 |
1.8. Понятия «истина» и «ложь» | | 1 |
1.9. Суждение | | 1 |
1.10.Суждение | | 1 |
1.11. Умозаключение | | 1 |
1.12. Умозаключение | | 1 |
2. Знакомство с алгоритмизацией | 21 | |
2.1. Путешествие в страну алгоритмов | | 1 |
2.2. Знакомство со средой КУМИР. | | 1 |
2.3. Знакомство с исполнителем Робот | | 1 |
2.4. Линейные алгоритмы | | 1 |
2.5. Линейные алгоритмы | | 1 |
2.6. Построение алгоритмов | | 1 |
2.7. Знакомство с циклом «N раз» | | 1 |
2.8. Рисование простейших узоров | | 1 |
2.9. Знакомство с циклом «Пока» | | 1 |
2.10. Путешествие по лабиринтам | | 1 |
2.11. Вычислительные алгоритмы | | 1 |
2.12. Создание вычислительных алгоритмов | | 1 |
2.13. Знакомимся с исполнителем Черепаха | | 1 |
2.14. Выполнение линейных алгоритмов | | 1 |
2.15. Выполнение линейных алгоритмов | | 1 |
2.16. Циклический алгоритм | | 1 |
2.17. Выполнение циклических алгоритмов | | 1 |
2.18. Построение геометрических фигур. | | 1 |
2.19. Построение геометрических фигур. | | 1 |
2.20. Построение орнаментов. | | 1 |
2.21. Построение орнаментов. | | 1 |
3. Обобщающее повторение | 1 | |
3.1. Игра «Путешествие по стране Информатике» | | 1 |
Содержание программы
Человек и информация.
Правила техники безопасности при работе с компьютером и в кабинете информатики.
Понятие как форма мышления. Деление и обобщение понятий. Совместимые и несовместимые понятия. Понятия «истина» и «ложь». Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определение понятия. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления.
Знакомство с алгоритмизацией.
Что такое алгоритм. Исполнители вокруг нас. СКИ. Формы записи алгоритмов. Типы алгоритмов. Линейные и циклические алгоритмы. Среда программирования КУМИР. Учебный исполнитель Робот. Циклом «N раз». Циклом «Пока». Вычислительные алгоритмы. Учебный исполнитель Черепаха.
Обобщающее повторение.
Закрепление основных понятий, изученных в течение года. Проверка сформированности навыков работы с ПК.
Методическое обеспечение программы.
В обучении младших школьников наиболее проблемлемы комбинированные занятия, предусматривающие смену методов обучения и деятельности обучаемых, позволяющие свести работу за компьютером к регламентированной норме. С учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на уроке, рекомендуется проводить объяснения в первой части занятия, а на конец - планировать деятельность, которая наиболее интересна для учащихся и имеет для них большее личностное значение. В комбинированном занятии информатики можно выделить следующие основные этапы:
1) организационный момент;
2) активизация мышления и актуализация ранее изученного (разминка, короткие задания на развитие внимания, сообразительности, памяти, фронтальный опрос по ранее изученному материалу);
3) объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, составлению алгоритмов и т.д., сопровождаемая, как правило, компьютерной презентацией; на этом этапе учитель четко и доступно объясняет материал, по возможности используя традиционные и электронные наглядные пособия; учитель в процессе беседы вводит новые понятия, организует совместный поиск и анализ примеров, при необходимости переходящий в игру или в дискуссию; правильность усвоения учениками основных моментов также желательно проверять в форме беседы, обсуждения итогов выполнения заданий в рабочих тетрадях;
4) работа за компьютером (работа на клавиатурном тренажере, выполнение работ компьютерного практикума, работа в виртуальных лабораториях, логические игры и головоломки);
5) подведение итогов занятия.
На занятиях информатики очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы, пытался выполнять практические задания по описанию, обращаясь за помощью к учителю или товарищам. Потому как младшие школьники не способны к внимательному прочтению и восприятию алгоритмических предписаний, а именно таковыми являются описания последовательностей действий в работах компьютерного практикума.
Чтобы выполнение заданий компьютерного практикума шло успешно, школьников всякий раз следует подготовить к новому для них виду деятельности, подробно объяснив, что каждое задание выполняется в заданной последовательности и в строгом соответствии с описанием, поэтому нужно очень внимательно читать каждое указание (каждый пункт), выполнять его, и только после этого переходить к следующему указанию (пункту). Нужно чтобы ученик очень четко осознавал, что он делает и какая именно операция у него не получается. Очень важно, чтобы учитель не подсказывал готовые решения, а, выявив истинную причину возникшего у ученика затруднения, направлял его к правильному решению. Учитель должен стремиться уйти от привычной роли «оракула» или «источника знаний» и выполнять роль координатора, управляющего учебным процессам.
Задания творческого характера представляют собой информационные мини-задачи. Выполнение творческого задания требует от ученика значительной самостоятельности при уточнении его условий, по представлению необходимой информации, по выбору технологических средств и приемов его выполнения.
Список литературы.
Информатика в младших классах. Серия «Информатика в школе».М.: Информатика и образование, № 1, 2.1998
Информатика в младших классах. Серия «Информатика в школе».М.: Информатика и образование, № 1, 3, 4. 1999
Информатика в младших классах. Серия «Информатика в школе».М.: Информатика и образование № 1, 2. 2000
Информатика в младших классах. Серия «Информатика в школе».М.: Информатика и образование №1, 2. 3, 4. 2001
Ким Н.А., Корабейников Г.Р., Камышева В.А. Занимательная информатика для младших школьников// Информатика и образование. – 1997. - №2. – С13.
Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум/ Л.А.Залогова. – 2—е издание – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 245 с.
Можаров М.С., Сликишина И.В. Теория и методика обучения информатике. Учебное пособие. – Новокузнецк: изд-во КузГПА, 2010. – 152 с.
Т.А. Прищепа Преподавание программирования в среде КуМир. Методическое пособие /Томский государственный университет – Томск. 2002.
Интернет – ресурсы:
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
ОАО "Издательство "Просвещение" http://school-collection.edu54.ru/catalog/rubr/18fd93c9-c986-cf56-bf3e-6eb14efbf1fb/134291/
http://kpolyakov.narod.ru/school/kumir.htm
http://vashechudo.ru/raznoe/zagadki/detskie-zagadki-po-informatike-s-otvetami.html
http://ifthen.pp.ua/rebusy.html
Моргунова Е.Л. Дидактический материал для изучения графического редактора. (Адрес: http://klyaksa.net/htm/kopilka/mel/index.htm)
Метод проектов - Материал из Википедии — свободной энциклопедии (http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E5%F2%EE%E4_%EF%F0%EE%E5%EA%F2%EE%E2)
Загадки (http://www.zagadki.org/riddles/animals/1)
Картинки для пошагового рисования (http://qushlawich.ru/ http://www.kalyamalya.ru/ )
Физминутки (http://www.psyoffice.ru/)
20