СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа «Занимательная информатика». 1-4 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  «Занимательная информатика» для 1-4 классов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа «Занимательная информатика». 1-4 класс»


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 760 ИМЕНИ А.П. МАРЕСЬЕВА»


Адрес: 129347, Москва, Ярославское шоссе, 147 тел./факс: 8-499-182-66-20

сайт: http://schsv760.mskobr.ru тел.: 8-499-182-66-19

электронная почта: [email protected] 8-499-182-66-26



«Утверждаю»
Директор школы

______________ /Курмышова О. А./
«______»____________2017 г.




«Согласовано»
Заместитель директора по содержанию

___________Сытдыкова М.А.








Рабочая программа

по занимательной информатике

для 1-4 классов





Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №1 от 30.08.17 г.



Москва

2017 г.


Пояснительная записка

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ, так как именно в рамках этого предмета созданы условия для формирования видов деятельности, имеющих общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление объектами и процессами.

Пропедевтический этап обучения информатике и ИКТ в начальной школе является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных (операциональных) личностных ресурсов. Поэтому он может стать основой всего школьного образования для формирования метапредметных образовательных результатов – освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Программа «Занимательная информатика» рассчитана на детей младшего школьного возраста, то есть для учащихся 1-4 классов.

Содержание настоящей программы направлено на достижение следующих целей:

  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

  • пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Для достижения поставленных целей в процессе изучения материала программы необходимо решить следующие задачи:

  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;

  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на:

  • формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);

  • овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств;

  • формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;


Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста и рассчитана на работу в учебном компьютерном классе.

Занятия проводятся по 1 часу 1 раз в неделю в каждом классе, всего в год: 1 класс- 33 часа в год, 2-4 кассы 34 часа в год. Таким образом, программа рассчитана на 135 часов. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для глаз. Занятия проводятся в нетрадиционной форме с использованием разнообразных дидактических игр.


Планируемые результаты обучения

Предметные образовательные результаты

В результате освоения курса информатики школьники

получат представление:

  • о понятии «информация» — одном из основных обобщающих понятий современной науки, о понятии «данные», о базовых понятиях, связанных с хранением, обработкой и передачей данных;

  • о компьютерах — универсальных устройствах обработки информации, связанных в локальные и глобальные сети;

  • о мировых сетях распространения и обмена информацией,

  • о направлениях развития компьютерной техники (суперкомпьютеры, мобильные вычислительные устройства и др.);

будут сформированы:

  • основы алгоритмической культуры;

  • навыки коммуникации с использованием современных средств ИКТ, включая непосредственное выступление перед аудиторией и дистанционное общение (с опорой на предшествующее использование в различных предметах),

  • представления о необходимости учёта юридических аспектов использования ИКТ, о нормах информационной этики.

Ученик научится:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;

  • различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

  • приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

  • приводить примеры информационных носителей;

  • иметь представление о способах кодирования информации;

  • уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;

  • определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;

  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

  • запускать программы из меню Пуск;

  • уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;

  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

Ученик получит возможность:

  • уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;

  • уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;

  • уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор и табличного процессора MS Office Excel;

  • знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.


Метапредметные образовательные результаты

Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:

  • уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  • владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,

  • владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;

  • опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);

  • владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;

  • владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.



Личностные образовательные результаты

В результате освоения программы «Занимательная информатика» учащиеся получат:

  • широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;

  • способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.



Тематическое планирование


1 класс


Наименование разделов тем

Общее количество часов

Часы

1. Знакомство с персональным компьютером

2


Техника безопасности и организация рабочего места в кабинете информатики.


1

Человек и компьютер.


1

2. Изучение простейшего графического редактора

17


Инструменты для рисования.


1

Освоение среды графического редактора Paint.


1

Сохранение рисунка на диске. Открытие файла с рисунком


1

Построения с помощью клавиши Shift.


1

Работа с фрагментами рисунков.


1

Проект «Птицы»


1

Проект «Зоопарк»


1

Проект «Зоопарк»


1

Проект «Цветы для мамы»


1

Проект «Цветы для мамы»


1

Проект «Мой северный край». Ландшафт. Животные.


1

Проект «Мой северный край». Объединение фрагментов.


1

Проект «Мой северный край». Объединение фрагментов.


1

Проект «Зимние краски».


1

Проект «Зимние краски».


1

Проект «Поздравительная открытка»


1

Проект «Поздравительная открытка»


1

3. Освоение клавиатурного тренажёра

9


Знакомство с клавишами компьютерной клавиатуры.


1

Изучение расположения на клавиатуре и набора букв "а" и "о". Игра «Тренируем пальчики».


1

Изучение расположения на клавиатуре и набора букв "а", "л", "м", "р", "ы".

Игра «Тренируем пальчики».


1

Изучение расположения на клавиатуре и набора букв "в" и "л".

Игра «Тренируем пальчики».


1

Изучение расположения на клавиатуре и набора букв "д" и "ы".

Игра «Тренируем пальчики».


1

Изучение расположения на клавиатуре и набора букв "е" и "н".

Игра «Тренируем пальчики».


1

Изучение расположения на клавиатуре и набора букв "и" и "т".

Игра «Тренируем пальчики».


1

Изучение расположения на клавиатуре и набора букв "м" и "ь". Игра «Тренируем пальчики».


1

Изучение расположения на клавиатуре и набора букв "п" и "р". Игра «Тренируем пальчики».


1

4. Знакомство с текстовым процессором MS Office Word

4


Игра «Подбери слова»


1

Игра «Путешествие в мир Анаграмм»


1

Игра «Собери клавиатуру»


1

Игра «Собери клавиатуру»


1

5. Обобщающее повторение

1

1

5.1. Игра «Весёлые художники»


1


Содержание программы

Знакомство с персональным компьютером

Техника безопасности и организация рабочего места в кабинете информатики. Человек и компьютер. Основные устройства компьютера и технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер.


Изучение простейшего графического редактора

Меню и интерфейс графического редактора. Панель палитра. Панель инструменты. Настройка инструментов рисования. Создание рисунков с помощью инструментов. Создание надписей в графическом редакторе. Создание рисунков с помощью клавиши Shift. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Объединение фрагментов.

Проекты:

«Птицы», «Зоопарк», «Цветы для мамы», «Мой северный край»,

«Зимние краски», «Поздравительная открытка».


Освоение клавиатурного тренажёра

Интерфейс клавиатурного тренажера. Позиции пальцев. Запуск и выключение учебной программы (компьютерного тренажера). Тренировка набора букв

  • "а" и "о",

  • "а", "л", "м", "р", "ы",

  • "в" и "л",

  • "д" и "ы",

  • "е" и "н",

  • "и" и "т",

  • "м" и "ь",

  • "п" и "р"

Знакомство с текстовым процессором MS Office Word

Интерфейс текстового процессора. Правила ввода букв, удаления символов. Специальные клавиши для набора заглавных букв, удаления символов, перехода в следующую строку.

Понятие «анаграмма», способы разгадывания анаграмм. Игры:

  • «Подбери слова»,

  • «Путешествие в мир Анаграмм»,

  • «Собери клавиатуру».

Обобщающее повторение

Закрепление основных понятий, изученных в течение года. Проверка сформированности навыков работы с ПК.


2 класс


Наименование разделов тем

Общее количество часов

Часы

1. Информация вокруг тебя. Человек и компьютер

2


1.1. Техника безопасности и организация рабочего места в кабинете информатики.


1

1.2. Человек и информация


1

2. Кодирование информации

5


2.1. Виды информации


1

2.2. Источники и приёмники информации


1

2.3. Устройства компьютера и носители информации.


1

2.4. Кодирование информации.


1

2.5. Кодирование информации с помощью букв русского и английского алфавитов.


1

3. Числовая информация и компьютерные программы.

9


3.1. Кодирование и декодирование информации с помощью Кода Цезаря.


1

3.2. Кодирование и декодирование информации с помощью азбуки Морзе, флажковой азбуки.


1

3.3. Кодирование и декодирование информации с помощью индейской азбуки и азбуки пляшущих человечков.


1

3.4. Обработка числовой информации.


1

3.5. Оформление решения задач в MS Office Word.


1

3.6. Оформление решения задач в MS Office Word.


1

3.7. Оформление решения задач в MS Office Word.


1

3.8. Знакомство с MS Office Excel.


1

3.9. Обработка числовой информации в MS Office Excel.


1

4. Учимся создавать презентации в MS Office Power Point

17


4.1. Обработка числовой информации в MS Office Excel


1

4.2. Табличное решение математических задач


1

4.3. Табличное решение математических задач.


1

4.4. Знакомство с MS Office PowerPoint


1

4.5. Создание и дизайн слайда.


1

4.6. Работа с текстом в презентации.


1

4.7. Вставка готовых фигур и рисунков.


1

4.8. Настройка анимации.


1

4.9. Работа над творческим проектом


1

4.10. Работа над творческим проектом


1

4.11. Работа над творческим проектом


1

4.12. Работа над творческим проектом


1

4.13. Работа над творческим проектом


1

4.14. Работа над творческим проектом


1

4.15. Работа над творческим проектом


1

4.16. Работа над творческим проектом


1

4.17. Защита творческих проектов.


1

5. Обобщающее повторение

1


5.1. Игра «Путешествие по информатике»


1


Содержание программы

Информация вокруг тебя. Человек и компьютер

Техника безопасности и организация рабочего места в кабинете информатики.

Понятия «информация», «информационный объект», «информационный процесс», «источник информации», «приёмник информации», «естественный источник информации», «искусственный источник информации».

Человек и информация. Виды информации. Классификация видов информации по способам восприятия и представления. Основные устройства компьютера и технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер.


Кодирование информации

Знакомство с понятиями «код», «кодирование», «декодирование». Понятие «анаграмма», способы разгадывания анаграмм. Правила кодирования и декодирования слов и текста. Кодирование информации с помощью букв русского и английского алфавитов. Индейская азбука, азбука Морзе, флажковая (семафорная) азбука, Код Цезаря. азбука пляшущих человечков. Правила ввода букв и слов, удаления символов, форматирования и редактирования теста в MS Office Word.


Числовая информация и компьютерные программы.

Вычисление значений арифметических выражений с помощью программы Калькулятор. Понятия «таблица», «ячейка», «столбец», «строка», «диапазон ячеек». Создание и оформление таблиц для решения задач в MS Office Word.Интерфейс MS Office Excel. Границы ячеек. Создавать электронные таблицы в Excel, выполнение в них расчётов по вводимым пользователем формулам. Выполнение расчетов. Табличное решение математических задач в MS Office Excel.


Учимся создавать презентации в MS Office Power Point

Знакомство с мультимедиа технологиями. Интерфейс MS Office PowerPoint. Меню программы. Запуск готовых презентаций. Создание и дизайн слайда. Работа с текстом в презентации. Знакомство с объектами Word Art. Вставка готовых фигур и рисунков. Знакомство с понятием «анимация». Настройка анимации. Работа над творческим проектом. Защита творческих проектов.


Обобщающее повторение

Закрепление основных понятий, изученных в течение года. Проверка сформированности навыков работы с ПК.


3 класс


Наименование разделов тем

Общее количество часов

Часы

1. Информация вокруг нас.

12


1.1. Техника безопасности и организация рабочего места в кабинете информатики.


1

1.2. Объект. Имя и свойства объекта


1

1.3. Объект. Имя и свойства объекта


1

1.4. Источники и приёмники информации


1

1.5. Носители информации


1

1.6. Сбор информации


1

1.7. Представление информации


1

1.8. Состав объекта


1

1.9. Состав объекта


1

1.10.Кодирование и декодирование информации


1

1.11. Кодирование и декодирование информации


1

1.12. Кодирование и декодирование информации


1

2. Структурирование и визуализация информации.

13


2.1. Структурирование и визуализация информации


1

2.2. Структурирование и визуализация информации


1

2.3. Структурирование и визуализация информации


1

2.4. Структурирование и визуализация информации


1

2.5. Создание кроссворда


1

2.6. Создание кроссворда по одному из учебных предметов.


1

2.7. Создание кроссворда по одному из учебных предметов.


1

2.8. Создание кроссворда по одному из учебных предметов.


1

2.9. Создание кроссворда по одному из учебных предметов.


1

2.10. Создание кроссворда по одному из учебных предметов.


1

2.11. Создание кроссворда по одному из учебных предметов.


1

2.12. Создание кроссворда по одному из учебных предметов.


1

2.13. Создание кроссворда по одному из учебных предметов.


1

3. Знакомство с Интернетом

8


3.1. Интернет и его роль в жизни человека


1

3.2. Поиск информации в сети Интернет


1

3.3. Работа с информацией, полученной через интернет.


1

3.4. Работа с информацией, полученной через интернет.


1

3.5. Работа с информацией, полученной через интернет.


1

3.6. Работа с информацией, полученной через интернет.


1

3.7. Как защитить компьютер.


1

4. Обобщающее повторение


1

4.1. Игра «Весёлая информатика»

1

1


Содержание программы

Информация вокруг нас.

Правила техники безопасности при работе с компьютером и в кабинете информатики.

Понятия «источник информации», «приёмник информации», «естественный источник информации», «искусственный источник информации». Сбор информации. Многообразие носителей информации. Правила работы с носителями информации.

Объект. Имя и свойства объекта. Анализ объекта. Определение состава объекта. Объекты Рабочего стола ПК.

Кодирование и декодирование информации. Правила кодирования и декодирования слов и текста. Способы и виды представления информации в различных формах. Правила ввода букв и слов, удаления символов в тестовом процессоре MS Office Word. Создание презентации «Домашние животные».


Структурирование и визуализация информации.

Понятие визуальная информация.Построение диаграмм в текстовом процессоре. Построение диаграмм в табличном процессоре. Проект «Создание кроссворда по одному из учебных предметов».

Знакомство с Интернетом

Информация в жизни человека, интернет, его роль в жизни человека. Программы поиска информации, панели инструментов, открытие окна, завершение работы в программе. Копирование текста, рисунка, сохранение и редактирование информации. Защита компьютера. Вирусы и антивирусы.


Обобщающее повторение

Закрепление основных понятий, изученных в течение года. Проверка сформированности навыков работы с ПК.


4 класс



Наименование разделов тем

Общее количество часов

Часы

1. Человек и информация.

12


1.1. Техника безопасности и организация рабочего места в кабинете информатики.


1

1.2. Понятие. Деление и обобщение понятий


1

1.3. Деление и обобщение понятий


1

1.4. Отношения между понятиями


1

1.5. Отношения между понятиями


1

1.6.Совместимые и несовместимые понятия


1

1.7. Понятия «истина» и «ложь»


1

1.8. Понятия «истина» и «ложь»


1

1.9. Суждение


1

1.10.Суждение


1

1.11. Умозаключение


1

1.12. Умозаключение


1

2. Знакомство с алгоритмизацией

21


2.1. Путешествие в страну алгоритмов


1

2.2. Знакомство со средой КУМИР.


1

2.3. Знакомство с исполнителем Робот


1

2.4. Линейные алгоритмы


1

2.5. Линейные алгоритмы


1

2.6. Построение алгоритмов


1

2.7. Знакомство с циклом «N раз»


1

2.8. Рисование простейших узоров


1

2.9. Знакомство с циклом «Пока»


1

2.10. Путешествие по лабиринтам


1

2.11. Вычислительные алгоритмы


1

2.12. Создание вычислительных алгоритмов


1

2.13. Знакомимся с исполнителем Черепаха


1

2.14. Выполнение линейных алгоритмов


1

2.15. Выполнение линейных алгоритмов


1

2.16. Циклический алгоритм


1

2.17. Выполнение циклических алгоритмов


1

2.18. Построение геометрических фигур.


1

2.19. Построение геометрических фигур.


1

2.20. Построение орнаментов.


1

2.21. Построение орнаментов.


1

3. Обобщающее повторение

1


3.1. Игра «Путешествие по стране Информатике»


1


Содержание программы

Человек и информация.

Правила техники безопасности при работе с компьютером и в кабинете информатики.

Понятие как форма мышления. Деление и обобщение понятий. Совместимые и несовместимые понятия. Понятия «истина» и «ложь». Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определение понятия. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления.


Знакомство с алгоритмизацией.

Что такое алгоритм. Исполнители вокруг нас. СКИ. Формы записи алгоритмов. Типы алгоритмов. Линейные и циклические алгоритмы. Среда программирования КУМИР. Учебный исполнитель Робот. Циклом «N раз». Циклом «Пока». Вычислительные алгоритмы. Учебный исполнитель Черепаха.


Обобщающее повторение.

Закрепление основных понятий, изученных в течение года. Проверка сформированности навыков работы с ПК.


Методическое обеспечение программы.

В обучении младших школьников наиболее проблемлемы комбинированные занятия, предусматривающие смену методов обучения и деятельности обучаемых, позволяющие свести работу за компьютером к регламентированной норме. С учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на уроке, рекомендуется проводить объяснения в первой части занятия, а на конец - планировать деятельность, которая наиболее интересна для учащихся и имеет для них большее личностное значение. В комбинированном занятии информатики можно выделить следующие основные этапы:

1) организационный момент;

2) активизация мышления и актуализация ранее изученного (разминка, короткие задания на развитие внимания, сообразительности, памяти, фронтальный опрос по ранее изученному материалу);

3) объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, составлению алгоритмов и т.д., сопровождаемая, как правило, компьютерной презентацией; на этом этапе учитель четко и доступно объясняет материал, по возможности используя традиционные и электронные наглядные пособия; учитель в процессе беседы вводит новые понятия, организует совместный поиск и анализ примеров, при необходимости переходящий в игру или в дискуссию; правильность усвоения учениками основных моментов также желательно проверять в форме беседы, обсуждения итогов выполнения заданий в рабочих тетрадях;

4) работа за компьютером (работа на клавиатурном тренажере, выполнение работ компьютерного практикума, работа в виртуальных лабораториях, логические игры и головоломки);

5) подведение итогов занятия.

На занятиях информатики очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы, пытался выполнять практические задания по описанию, обращаясь за помощью к учителю или товарищам. Потому как младшие школьники не способны к внимательному прочтению и восприятию алгоритмических предписаний, а именно таковыми являются описания последовательностей действий в работах компьютерного практикума.

Чтобы выполнение заданий компьютерного практикума шло успешно, школьников всякий раз следует подготовить к новому для них виду деятельности, подробно объяснив, что каждое задание выполняется в заданной последовательности и в строгом соответствии с описанием, поэтому нужно очень внимательно читать каждое указание (каждый пункт), выполнять его, и только после этого переходить к следующему указанию (пункту). Нужно чтобы ученик очень четко осознавал, что он делает и какая именно операция у него не получается. Очень важно, чтобы учитель не подсказывал готовые решения, а, выявив истинную причину возникшего у ученика затруднения, направлял его к правильному решению. Учитель должен стремиться уйти от привычной роли «оракула» или «источника знаний» и выполнять роль координатора, управляющего учебным процессам.

Задания творческого характера представляют собой информационные мини-задачи. Выполнение творческого задания требует от ученика значительной самостоятельности при уточнении его условий, по представлению необходимой информации, по выбору технологических средств и приемов его выполнения.



Список литературы.

  1. Информатика в младших классах. Серия «Информатика в школе».М.: Информатика и образование, № 1, 2.1998

  2. Информатика в младших классах. Серия «Информатика в школе».М.: Информатика и образование, № 1, 3, 4. 1999

  3. Информатика в младших классах. Серия «Информатика в школе».М.: Информатика и образование № 1, 2. 2000

  4. Информатика в младших классах. Серия «Информатика в школе».М.: Информатика и образование №1, 2. 3, 4. 2001

  5. Ким Н.А., Корабейников Г.Р., Камышева В.А. Занимательная информатика для младших школьников// Информатика и образование. – 1997. - №2. – С13.

  6. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум/ Л.А.Залогова. – 2—е издание – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 245 с.

  7. Можаров М.С., Сликишина И.В. Теория и методика обучения информатике. Учебное пособие. – Новокузнецк: изд-во КузГПА, 2010. – 152 с.

  8. Т.А. Прищепа Преподавание программирования в среде КуМир. Методическое пособие /Томский государственный университет – Томск. 2002.

Интернет – ресурсы:
  1. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

  2. ОАО "Издательство "Просвещение" http://school-collection.edu54.ru/catalog/rubr/18fd93c9-c986-cf56-bf3e-6eb14efbf1fb/134291/

  3. http://kpolyakov.narod.ru/school/kumir.htm

  4. http://vashechudo.ru/raznoe/zagadki/detskie-zagadki-po-informatike-s-otvetami.html

  5. http://ifthen.pp.ua/rebusy.html

  6. Моргунова Е.Л. Дидактический материал для изучения графического редактора. (Адрес: http://klyaksa.net/htm/kopilka/mel/index.htm)

  7. Метод проектов - Материал из Википедии — свободной энциклопедии (http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E5%F2%EE%E4_%EF%F0%EE%E5%EA%F2%EE%E2)

  8. Загадки (http://www.zagadki.org/riddles/animals/1)

  9. Картинки для пошагового рисования (http://qushlawich.ru/ http://www.kalyamalya.ru/ )

  10. Физминутки (http://www.psyoffice.ru/)


20