СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь. Тема: «ГОСУДАРСТВЕННОЕ НОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ЛП. ДОЗИРОВАНИЕ В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ. СРЕДСТВА ДЛЯ УПАКОВКИ, УКУПОРКИ И ОФОРМЛЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая тетрадь по «ПМ.02 ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ В УСЛОВИЯХ АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ВЕТЕРИНАРНЫХ АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ» МДК. 02.01 Технология изготовления лекарственных форм

Тема занятия: «ГОСУДАРСТВЕННОЕ НОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ЛП. ДОЗИРОВАНИЕ В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ.  СРЕДСТВА ДЛЯ УПАКОВКИ, УКУПОРКИ И ОФОРМЛЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь. Тема: «ГОСУДАРСТВЕННОЕ НОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ЛП. ДОЗИРОВАНИЕ В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ. СРЕДСТВА ДЛЯ УПАКОВКИ, УКУПОРКИ И ОФОРМЛЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ»»

БПОУ ВО ВОРОНЕЖСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ


Специальность 33.02.01 «Фармация»


«ПМ.02 ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ
В УСЛОВИЯХ АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ВЕТЕРИНАРНЫХ
АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

МДК. 02.01 Технология изготовления лекарственных форм





РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ





«ГОСУДАРСТВЕННОЕ НОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ЛП. ДОЗИРОВАНИЕ В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ.

СРЕДСТВА ДЛЯ УПАКОВКИ, УКУПОРКИ И ОФОРМЛЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ»












Рассмотрено на заседании ЦМК

УТВЕРЖДЕНО ______________

Председатель ЦМК ________







Разработчик преподаватель Гончарова Е.А.






Воронеж - 2024

РАЗДЕЛ 1. « ГОСУДАРСТВЕННОЕ НОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ЛП»


Цель занятия:

  1. научиться четко формулировать определение технологии лекарственных форм как науки, знать ее задачи, перспективы развития;

  2. пользоваться терминологией и давать определения основным терминам: лекарственное средство, лекарственная форма, лекарственный препарат, фармацевтическая субстанция, Государственная фармакопея, фармакопейная статья и др.;

  3. знать основные направления государственного нормирования производства лекарственных препаратов

  4. обладать навыками пользования фармакопейными статьями,

  5. знать структуру рецепта, читать и выписывать рецепты, контролировать правильность их выписывания


  1. Дайте определение науки Технология лекарственных форм?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. На какие виды подразделяется фармацевтическая технология?

Фармацевтическая технология лекарственных форм








  1. Какие задачи стоят перед фармацевтической технологией?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Что такое биофармация?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Приведите классификацию фармацевтическим факторам

  1. Используя приведенную ниже схему дайте определение: лекарственного средства, вспомогательного вещества, лекарственной форме, лекарственному препарату? Приведите примеры.

  1. Определите принадлежность лекарственного средства к спискам (Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации"). Ответ оформите в таблице.

        1. Бупренорфин

  1. Сомбревин

  2. Барбитал

  3. Ацетилкодеин

  4. Диазепам

  5. Клоназепам

  6. Бензилморфин

  7. Героин

  8. Кокаин

  9. Калия перманганат 45% и более

  10. Кодеин

  11. Омнопон

  12. Эфедрин

  13. Соляная кислота 15% и более

Списки наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации

Лекарственные средства (номер)

Список I -

4 7 8

Список II -

1 2 9 11 12

Список III -

3 5 6

Список IV -

10 13 14


  1. Распределите вещества на два списка: сильнодействующие и ядовитые вещества. Ответ оформите в таблице.

        1. Клонидин

        2. Трамадол

        3. Циклодол

        4. Скополамина гидробромид

        5. Стрихнина нитрат

        6. Гиосциамин основани

        7. Сумма алкалоидов красавки

        8. Прегабалин

        9. Метилтестостерон

        10. Нандролон

Списки сильнодействующих и ядовитых веществ, утвержденные постановлением Правительства от 29.12.2007 №964

Вещества (номер)

Сильнодействующие вещества


Ядовитые вещества





  1. На основании ОФС.1.4.1.0001 «Лекарственные формы» заполните таблицу

Таблица  Классификация лекарственных форм по основным классификационным признакам

Уро вень

Основной классификационный признак

1

Лекарственные формы по агрегатному состоянию





2

Лекарственные формы по типу дисперсной системы




3

Лекарственные формы по способу/пути введения и применения







4

Лекарственные формы по типу высвобождения
















  1. Что представляет собой государственное нормирование изготовления и производства лекарственных препаратов?

Заполните схему


  1. Ознакомьтесь с оборудованием ассистентской комнаты.

Ассистентская — это комната, предназначенная для приготов­ления лекарственных препаратов, обычно изолирована от других по­мещений.

Оборудована специальными ассистентскими столами с настольными вер­тушками, на которых размещены самые ходовые лекарственные средства.

Столы, приспособленные для приготовления жидких лекарственных препаратов, оборудованы бюреточными системами и наборами пипеток.

В ассистентской размещаются шкафы для хранения небольших количеств наркотических и других веществ, стоящих на ПКУ и хранения пахучих и красящих ЛС.


  1. Охарактеризуйте правила хранения ЛС в ассистентской комнате (использование списков А и Б носит производственную необходимость)


Список

Оформление штангласа

Правила хранения

Особенности оформления изготовленных ЛФ

Список А





Список Б





Обычный список






  1. Запишите определение.

Рецепт – это __________________________________________________________________

________________________________________________________________________

  1. Составьте схему: функции рецепта

  1. Какие формы бланков используют медицинские работники для выписывания лекарственных препаратов? ________________________________________________


  1. Составьте таблицу (если реквизит необходим, то поставьте напротив +):

Основные реквизиты

148-1/у-88

107-1/у

Штамп медицинской организации



Дата выписки рецепта



Фамилия, ИО больного, возраст пациента



Фамилия, ИО врача



Наименование лекарственного средства (ингредиентов), количество



Способ применения



Подпись и личная печать врача



дополнительных реквизитов



Адрес места жительства или номер медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях



Печать МО «Для рецептов».



Номер и серия рецепта.






  1. Оформите рецепт

Вариант 1

Возьми: Кислоты аскорбиновой 0,05

Тиамина бромида 0,01

Глюкозы 0,2

Смешай, пусть будет сделан порошок

Дай такие дозы числом 12

Обозначь По 1 порошку 3 раза в день

Вариант 2

Возьми: Магния сульфата 6,0

Калия бромида 2,0

Воды очищенной 150 мл

Смешай. Дай.

Обозначь. По 1 столовой ложке 3 раза в день.

Вариант 3

Возьми: Рибофлавина 0,002

Кислоты аскорбиновой 0,02

Глюкозы 0,2

Воды очищенной 10 мл

Смешай. Выдай.

Обозначь. По 2 капли 2 раза в день в оба глаза



!!!Обменяйтесь рецептами и проведите фармацевтическую экспертизу полученного рецепта.


  1. На выписанном бланке укажите части рецепта используя следующий образец.

Inscriptio Штамп лечебного учреждения

Datum Дата

Nomen aeqroti Ф. И. О. пациента и возраст

Nomen medici Ф. И. О. Врача

Invocatio Обращение

Rp: Euphyllini 0,15 Basis – основное вещество

Papaverini hydrochloridi 0,002 Basis – основное веществово

Glucosi 0,2 Constituens, corriqens – формообраз и корригир.

Misce,ut fiat pulvis Subscriptio – предписание

Da tales doses № 12

Siqna. По 1 порошку 2 раза в день. Signatura – сигнатура

Subscriptio medici – Личная печать и подпись врача

  1. Дайте определение:

Государственная фармакопея –

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фармакопейная статья –

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Общая фармакопейная статья –

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фармакопейная статья предприятия –

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ознакомьтесь со структурой фармакопейной статьи




Раздел 2. ДОЗИРОВАНИЕ В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ


        1. В аптечной практике используют различные методы дозирования:
          1) дозирование _________________________________;
          2) дозирование _________________________________;
          3) дозирование _________________________________.
          Дозировка по массе предусматривает применение (укажите весоизмерительные приборы и их класс точности) ________________________________________________________________
          ______________________________________________________________________________.

        2. Наиболее точным, подверженным влиянию меньшего числа факторов, является способ дозирования по _____________________


        1. Ознакомится с устройством тарирных весов

ВЕСЫ ТАРИРНЫЕ

Рассмотреть тарирные весы и установить на­личие: основания; коромысла, колонки; стрелки; шкалы; арретира, чашек, держателя чашек, серег, регулятора центра тяжести коромысла, регулятора равновесия, отвеса, разновеса.

  1. ______________________________

  2. ______________________________

  3. ______________________________

  4. ______________________________

  5. ______________________________

  6. ______________________________

  7. ______________________________

  8. ______________________________

  9. ______________________________

  10. ______________________________

  11. ______________________________

  12. ______________________________

3. Ознакомиться с устройством весов ВР-1 и ВР-5.

Рассмотреть ручные весы и установить на­личие: коромысла с двумя грузоподъемными, одной опорной при­змами, стрелкой, обоймицы с двумя кольцеобразными подушечками и двумя щечками для опорной призмы, сережек в форме восьмерки с кольцом для подвески чашек, кольца, двух чашек.

4. Ознакомиться с техническими характеристиками равноплечих весов и заполните таблицу


Наибольший предел взвешивания (НПВ) - это: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наименьший предел взвешивания (НмПВ) - это: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


5. Выполните задание. На каких весах можно взвесить 200 г глюкозы, 0,15 г кодеина фос­фата, 1 г анальгина и 10 г ацетилсалициловой кислоты?


Правило! нельзя переходить пределы наименьшей и наибольшей нагру­зок, указанных на коромысле весов. На тарирных весах нельзя, например, взвешивать тела массой меньше 50 г или больше 1000 г. На ручных весах, например ВР-5, нельзя взвешивать тела меньше 0,1 г и больше 5 г; наибольшую точность дает дозирование навесок массой, близ­кой к предельной нагрузке.


6. Научиться уравновешивать весы.

Ручные весы уравновешивают ненагруженными путем подкручивания винтов-грузов.

При дозировании ручные весы держат левой рукой на весу (локоть руки опирается на стол). Весы берут за кольцо обоймицы большим и указательным пальцами так, чтобы обоймица располагалась перпендикулярно плоскости стола и была свободной. Средний и безымянный пальцы распола­гаются по обеим боковым сторонам обоймицы так, чтобы при необходимости ограничивать колебания стрелки весов: средний палец — слева, безымянный — справа от обоймицы.



7. Какими метрологическими данными характеризуются весы, применяемые в аптечной практике?

- Чувствительность - _______________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

- Устойчивость - ________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

- Верность - ____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

- Постоянство показаний - _________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Весы, гири подлежат обязательной поверке не реже ____ раза в год. Использование не поверенных приборов (допускается/не допускается) _______________________.


7. Набор гирь, помещенный в специальный футляр, называется _________________. В стандартный набор входит граммовый разновес и миллиграммовый разновес.


Зарисовать миллиграммовый разновес, отметить число гирь и массу каждой гири в граммах.

В наборе должны быть гири (шт.) массой:

В миллиграммовый разновес входят гири массой:

масса

количество, шт.

масса

количество, шт.

рисунок

100 г

50 г

20 г

10 г

5 г

2 г

1 г








500 мг


200 мг


100 мг


50 мг

20 мг

10 мг














Набор гирь комплектуется с пинцетом. В рецепте количества сухих и вязких веществ, летучих жидкостей обозначают в граммах, при этом буква «г» отсутствует.

В дневнике записать названия масс, выписываемых в прописях рецептов

0,1 — один ______грамм

0,01 — один ______грамм

0,001 — один _______грамм

0,001 — один ___________грамм

0,0001 — один ___________грамм

0,00001 — один __________ грамм


8. Набрать и зарисовать указанную массу:

5

1

1

1

1

1



Записать цифрами

Зарисовать

Один грамм два сантиграмма



Один дециграмм




Сто тридцать миллиграмм




Три грамма




Девять граммов семьдесят два сантиграмма



Пять сантиграммов




Восемнадцать сантиграммов




Три дециграмма




9. Приобрести навыки взвешивания. Отвесить 0,1 г на ВР-1.

  1. Чашки весов протереть чистой салфеткой, смоченной в 3% растворе пероксида водорода, убедиться в их равновесии в ненагруженном состоянии. Под правую чашку ручных весов подложить лист чистой бумаги.

  2. На левую чашку помещают необходимый разновес.

  3. Держат весы на весу левой рукой. При этом кольцо зажимают большим и указательным пальцами. Стрелка в обоймице свободно покачивается, находясь в строго вертикальном положении

  4. При взвешивании лекарственных, вспомогательных веществ их названия ассистент читает трижды: снимая с вертушки, при самом взвешивании и при возвращении штангласа на место. Подсчет массы гирь производится дважды — в начале взвешивания и по его окончании.

  5. Порошки на чашку весов добавляют непосредственно из штангласа, вращая его из стороны в сторону и добавляя их небольшими порциями. При взвешивании штанглас держат этикеткой вверх, чтобы в случае попадания вещества на наружную его поверхность этикетка не была испачкана. Лишние количества порошков возвращают в штанглас используя совочек.


10. Приобрести навыки взвешивания на электронных весах.

Отвесить 3 г глицерина (вязкая жидкость) во флакон.


11. Для дозирования жидкостей по объему используются различные мерные приборы. Мерные приборы подразделяются на две группы:

  • приборы градуированные на вливание,

  • приборы градуированные на выливание.

    1. Прибор градуированный на выливание т.е. из прибора выливается номинальный объем жидкости. Только эта группа измерительных приборов пригодна для дозирования различных жидкостей при изготовлении лекарственных форм. К приборам на выливание относятся аптечные бюретки, каплемеры, пипетки.

    2. Прибор градуированный на вливание вмещает номинальный объём жидкости. Используются мерные колбы для изготовления растворов для инъекций, концентрированных растворов т.е. когда необходимо приготовить растворы точной концентрации. Это мерные колбы, мензурки, градуированные пробирки.

    3. Каждый мерный прибор имеет определенную цену деления. Цена деления - это объем жидкости заключенной между двумя соседними делениями.


12. Какие измерительные устройства применяют в аптеках для дозиро­вания жидкостей по объему?

13. Какие факторы влияют на точность дозирования по объему? ____________________________________________________________________________________


14. Изучить устройство бюреточной установки УБ-10 или УБ-16. Обратить внима­ние на комплектность бюреточной установки, наличие питающих сосудов и крышек на них, а также на положение нулевого уровня.

Правила отмеривания

Уровень отмеряемой жидкости должен находиться на уровне глаза.

Для неокрашенных жидкостей уровень жидко­сти определяют по ______________ мениску, для окрашен­ных — по ___________ мениску. После дос­тижения заданного деления шкалы к спус­кному наконечнику бюретки подносят флакон, открывают кран и сливают жидкость. Окончания стекания жидко­сти ждут 3 с. Затем кран закрывают.


    1. Стандартный каплемер - это _____________________________________________

_____________________________________________________________

Стандартный каплемер

16. Наряду со стандартным каплемером для дозирования определенных жидкостей в аптечкой практике применяется _____________ каплемеры (________________________).

17 В каких случаях прибегают к дозированию каплями? ________________________

18. Ознакомьтесь с таблицей « Количество капель в 1 г, в 1 мл и масса 1 капли жидких лекарственных средств, используемых в фармацевтической практике, отмеренных стандартным каплемером при температуре 20°С» (ОФС.1.1.0033 «Каплемеры»).

Заполните таблицу:

Название препарата

Количество капель в 1,0

Количество капель в 1 мл

Вода очищенная



Настойка валерианы



Настойка пустырника



Адонизид




19. Калибровка эмпирического каплемера. Каждый учащийся проводит калибровку эмпирического каплемера, получив индивидуальное задание от преподавателя.

В бикс, масса которого определена с помощью весов, отме­ривают «глазной» пипеткой 20 капель, настойки пустырника. Определяют их массу.

m1=

m2=

m3=

m4=

m5=

Mсред=

Составляют пропорцию:

Mсред= - 20 капель х= ____ капли

1 г - х


Следовательно, в 1 г настойки пустырника содержится _____ эмпирические капли.

По таблице капель ОФС находят, что в 1 г настойки пустырника содержится 51 стандартных капель:

56 стандартных капель - ____ эмпирические капли

1 стандартная капля - х эмпирических капель

Х = ___________

1 стандартная капля = ____ эмпирической капли


В 1 мл содер­жится 56 стандартных капель или 56*____=___ нестандартных капель, а в 0,1 мл _____ эмпирических капель.

Глазную пи­петку прикрепляют к тому флакону, из которого отмеривали настой­ку пустырника. Флакон снабжают этикеткой:

1 стандартная капля = ____ эмпирической капли

0,1 мл = ______ эмпирической капли









РАЗДЕЛ 3. СРЕДСТВА ДЛЯ УПАКОВКИ, УКУПОРКИ И ОФОРМЛЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ

1. Ознакомиться с выставленными на вертушках пустыми штангласами, флаконами с притертыми пробками для упаковки и хранения лекарственных и вспомогательных веществ, капсулами для упаковки порошков.

Обратить внимание на назначение, своеобразие оформления, цвет стекла и др.

Лекарственная форма

Тара для упаковки

Порошки



Растворы



Мази




2. Рассмотрите основные и предупредительные этикетки, применяемые для оформления лекарственных препаратов.

Воронежский базовый медицинский колледж

Кабинет ТИЛФ

НАРУЖНОЕ






№___ Гр. ______________________________

Состав: ________________________________

_______________________________________

_______________________________________


Дата «___» _________ 20___ г.

Годен до __________________

Цена ________

Хранить в недоступном для детей месте

Хранить в недоступном для детейместе

Воронежский медицинский колледж

П

ПОРОШКИ

Кабинет ТИЛФ

ВНУТРЕННЕЕ

Гр. ________________________

Состав: ____________________

Хранить в недоступном для детейместе

___________________________

___________________________

По _____ порошку ______ раз в

день ___________________ еды

«____»______________20____г.

Годен до _______________

№ ___ Цена___________________



П

ПОРОШКИ

Хранить в сухом месте

Воронежский базовый медицинский колледж

Кабинет ТИЛФ

ГЛАЗНЫЕ КАПЛИ






№___ Гр. ______________________________

Состав: ________________________________

_______________________________________

_______________________________________

По ___ капель ____ раз в день ____ в ____ глаз

Дата «___» _________ 20___ г.

Годен до __________________

Цена ________

Хранить в прохладном защищенном от света месте

Хранить в недоступном для детей месте

Воронежский базовый медицинский колледж

Кабинет ТИЛФ

ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ





СТЕРИЛЬНО ВНУТРИВЕННО

МО ____________ отд. ______________

_______ ________________________________

_______________________________________

_______________________________________


Анализ № _____ Дата_________ 20___ г.

Годен __________________


Изготовил ____ Проверил _____ Отпустил _____

Хранить в прохладном защищенном от света месте

Хранить в недоступном для детей месте


Дополнительные предупреждающие записи:

А)   "Перед употреблением взбалтывать" - основа белого цвета, буквы зеленые;

Б)   "Хранить в защищенном от света месте"- основа синего цвета, буквы белые;

в)   "Хранить в прохладном месте" - основа голубого цвета, буквы белые;

г)   "Для детей" - основа зеленого цвета, буквы белые;

д)   "Осторожно!" - основа белого цвета, буквы красные;

е)   "Сердечное" - основа оранжевого цвета, буквы белые;

ж)   "Беречь от огня" - основа красного цвета, буквы белые.


3. Ознакомиться с ассортиментом основных и предупредительных эти­кеток и по заданию преподавателя оформить этикетку