1 | Подготовительный этап. Литературоведческая пропедевтика. Аудирование. Говорение. (15 часов) | Ознакомление школьников с доступными по содержанию произведениями. | Слушание небольших сказок, загадок, стихотворений, рассказов. Обучение ответам на вопросы по содержанию услышанного произведения. Устные высказывания на основе прослушанных текстов, сюжетных картинок, мультфильмов, диафильмов, наблюдений во время экскурсий и т. п. Практическое определение в текстах начала, окончания, основного содержания. Обучение заучиванию и декламации стихотворений. Знакомство с особенностями устной речи: правильное произношение, громкость, темп, владение ими при ответах на вопросы. Знакомство с доступными книгами (в чтении учителя, ответы на вопросы, о ком или о чем рассказывается в этих книгах). Передача содержания текста по вопросам. Знакомство с произведениями устного народного творчества и детской литературой. |
2 | Подготовительный этап. Практическое ознакомление с предложением и словом в предложении. Слоги в словах. Звуки речи. (8 часов) Букварный период. Звуки и буквы. Звуковой анализ слова с опорой на схему. (16 часов) | Слово и предложение. Слово и слог. Гласные и согласные звуки. Гласные звуки и буквы а, А, о, О, У, ы, и, И. Согласные звуки и буквы н, Н, с, С, к. Звуковой анализ слова. | Выделение отдельных предложений из рассказа учителя. Деление предложений на слова. Определение порядка слов в предложении. Уточнение значений слов. Составление предложений по сюжетным картинкам и их условно-графическая запись. Составление предложений с предлогами. «Чтение» предложений по условно-графической записи. Деление слов на слоги. Подсчет количества слогов в слове. Определение последовательности слогов в слове, ударного слога. Выделение гласных и согласных звуков в словах. Условно-графическое обозначение гласных и согласных. Определение места звука в слове. Подбор картинок и называние слов с заданным звуком. Различение слов, похожих по звуковому составу с опорой на картинки. Ознакомление с отдельными звуками. Закрепление знаний о двух основных группах звуков русского языка. Установление последовательности звуков в слове, порядка следования звуков в слове. Соотношение каждого выделенного звука с готовой графической моделью звукового состава слова — схемой. Обозначение звуков в схеме фишками. Обозначение гласных звуков в слове буквами. Выполнение инструкций учителя. Использование форм речевого этикета в учебных ситуациях. Знакомство с согласными звуками и обозначающими их буквами. Слог. Обучение приемам чтения прямых, обратных и закрытых слогов. Гласные и согласные звуки и буквы. Гласные ударные и безударные. Согласные твердые и мягкие. Звонкие и глухие согласные. Различение гласных и согласных звуков с опорой на их звучание и артикуляцию. Обозначение звуков в графических моделях слов буквами. Последовательное выделение звуков в слове без схемы звукового состава слова. Выкладывание схемы из фишек, обозначение разными цветами гласных и согласных звуков. Обозначение гласных и согласных звуков буквами. Создание собственных устных высказываний по серии иллюстраций к произведению. |
3 | Букварный период. Обучение чтению слов. Освоение согласных и гласных звуков и букв к, К, т, Т, л, Л, р, Р, в, В, п, П, м, М, з, З, б, Б, д, Д, я, Я, г, Г, ч, Ч, ь, ш, Ш, ж, Ж, е, Е, п, ё, Ё, й. (36 часов). | Звуки и буквы к, К, т, Т, л, Л, р, Р, в, В, п, П, м, М, з, З, б, Б, д, Д, г, Г, ч, Ч, ь, ш, Ш, ж, Ж, е, Е, п, ё, Ё, й. | Знакомство с согласными звуками и обозначающими их буквами, Формирование плавного слогового навыка чтения вслух. Устный анализ, составление из букв разрезной азбуки и плавное чтение по слогам слов, включающих открытые и закрытые слоги всех видов без стечения согласных. Согласные звонкие и глухие. Твердые и мягкие согласные. Ударение. Деление слов на слоги. Чтение слов с разделительным ь. Обучение чтению слов, включающих слоги со стечением согласных. Чтение слогов с сочетаниями ча, чу, жи, ши. Йотированные гласные. Последовательное выделение звуков из слова на основе проговаривания вслух, без действий с фишками. Плавное осмысленное правильное чтение слов вслух. Понимание услышанного произведения. Знакомство с малыми фольклорными формами (колыбельные, потешки). Устные высказывания на основе прослушанных текстов, сюжетных картинок. Инсценирование событий художественного произведения. Создание собственного высказывания на основе личного опыта. |
4 | Букварный период. Чтение предложений. Буквы х, Х, ю, Ю, ц, Ц, э, Э, щ, Щ, ф, Ф, ъ. (23 часа) | Звуки и буквы х, Х, ю, Ю, ц, Ц, э, Э, щ, Щ, ф, Ф, ъ. | Выделение звуков на слух из слов различных слоговых структур. Чтение слов и предложений, написанных печатным и рукописным шрифтом в азбуке. Совершенствование навыков правильного, сознательного и выразительного чтения. Знакомство с произведениями детской литературы. Знакомство с произведениями классиков детской литературы, доступными для восприятия детей. Инсценирование событий художественного произведения. Создание собственного высказывания на основе личного опыта. |