СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа над художественным содержанием пьес с использованием музыкальных образов

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание и план урока по фортепиано.(общий курс)

Просмотр содержимого документа
«Работа над художественным содержанием пьес с использованием музыкальных образов»

КГБПОУ

"КАМЧАТСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ"






План учебного занятия по дисциплине "Общее фортепиано"


"Работа над художественным содержанием пьес с использованием музыкальных образов"



Преподаватель ККИ и ДМШ при ККИ: Пугач И.С.
















г.Петропавловск-Камчатский

Общая характеристика занятия: индивидуальное занятие по дисциплине"Фортепиано".

Тема:"Работа над художественным содержанием пьес (Ж. Металлиди. "Воробьишкам холодно",

С.Майкапар"Раздумье".)


Место учебного занятия: ключевое занятие, позволяющее закрепить ранее приобретенные навыки и умения и являющиеся ступенью для дальнейшего развития обучающегося в художественно-исполнительском направлении.


Цель:

-учебная- максимально активизировать творческую фантазию и образное мышление обучающегося с помощью освоения музыкально-технических навыков.


Задачи:


1.Обучающие

-проработать и закрепить приемы звукоизвлечения, соответствующие образным характеристикам произведения.

-проработать ритмический план, динамические оттенки и штриховые особенности пьес.

2.Развивающие

-расширить представление учащегося о тембровом разнообразии фортепиано.

-закрепить навык самостоятельного анализа изучаемых произведений.

3.Воспитательные

-углубить интерес и любовь к музыке.



Форма занятия- учебное занятие.

Форма организационной работы- индивидуальная.


Структура учебного занятия:

-знакомство с темой, целью, задачами.

-напоминание о правильной посадке за инструментом

теоретическая часть-понятие "музыкальный образ"

-практическая часть-работа над художественным содержанием музыкальных произведений .

-закрепление материала в виде законченного исполнения пьес.

-домашнее задание.


Ход урока:

Организационная часть

-приветствие

-постановка цели урока

-представление учащейся


Урок с учащейся 3 класса отделения духовых инструментов по классу флейты.

Характеристика: Во время занятия , в процессе работы над музыкальными произведениями. восприимчива к указаниям преподавателя. Активна в стремлении воплотить творческую фантазию. посредством приобретаемых навыков и умений. Любит участвовать в концертных мероприятиях ДМШ.




Основная часть

Теоретический раздел учебного занятия :


Понятие «музыкальный образ»:


«Музыкальный образ»-содержание, воплощённое в музыкальных звуках.

Схема работы :

-Анализ художественного содержания пьесы и музыкальных характеристик и образов.

-Работа над фразировкой и средствами выразительности в изучаемом произведении.

-Самостоятельное исполнение музыкального произведения и слуховой контроль.








Что такое "музыкальный образ?


У каких композиторов мы встречаем "музыкальный образ"?


Музыка как живое искусство рождается и живет в результате единения

всех видов деятельности. Общение между ними происходит через музыкальные

образы, т.к. вне образов музыка (как вид искусства) не существует.

В сознании композитора под воздействием музыкальных впечатлений и творческого

воображения зарождается музыкальный образ, который затем воплощается в

музыкальном произведении.

Слушание музыкального образа, - т.е. жизненного содержания,

воплощенного в музыкальных звуках, обусловливает все остальные грани

музыкального восприятия.

Композиторы: П. Чайковский. Э. Григ, С. Слонимский, Р. Шуман, Ж. Металлиди, С. Прокофьев,

Д. Шостакович , Д .Кабалевский, А. Хачатурян , В. Косенко, А. Раков и др.




Практическая часть:

-анализ художественного содержания пьес.

-музыкальная характеристика образов в изучаемых произведениях.

-подбор тембровых красок и отработка технических приемов для изображения музыкальных образов в пьесах.

-работа над активизацией слухового контроля.

-закрепление приобретенных навыков.

Последовательность работы над художественным содержанием музыкального произведения:


1.исполнение музыкальной пьесы (проверка домашнего задания).

2.анализ музыкальной формы и художественного содержания произведения.

3. исполнение преподавателем пьесы с демонстрацией различных тембров и других возможностей фортепиано.

4. уточнение динамических оттенков, как важнейшего средства выразительности

5. работа над звукоизвлечением и штрихами. Выявление ритмических особенностей произведения.

6.закрепление изучаемого материала в виде самостоятельного исполнения.


Анализ музыкальной формы и художественное содержание произведения:

- в каком регистре начинается пьеса?

- какой темп произведения?

-динамическая шкала?





Какими средствами можно изобразить на фортепиано музыкальный образ?



-использовать разнообразие тембров инструмента.


-динамические оттенки.


-разнообразие штрихов.


-собственное творческое воображение исполнителя.


-использование педали.


staccato piano

non legato

forte

allegro moderato

con anima legato adagio

largo


Заключительная часть:

-краткое повторение основных положений занятия

-закрепление нового материала на практике в виде самостоятельного исполнения учащейся изучаемого материала

-оценка учащейся своей работы на уроке

-оценка преподавателем обучающегося на занятии

-формулировка домашнего задания.


Планируемые результаты учебного занятия:

-максимально активизировать творческую фантазию и образное мышление

-повысить уровень стремления к наиболее точному воспроизведению авторского текста с помощью отработанных на уроке музыкально-технических навыков и умений, в том числе приобретенных на предыдущих занятиях: правильное звукоизвлечение, грамотное выполнение штрихов и динамических оттенков, точное соблюдение ритмических указаний.


Методы обучения:

-словесный

-практический

-наглядный

-творческий


Технологии:

-коммуникативно-диалоговые

-компьютерная(частично)

Материально-техническое оснащение занятия:

-аудитория

-инструмент (рояль, фортепиано)

-стол

-стулья

-нотный материал

-дневник.




Литература:


Милич Б.Е. : Воспитание ученика-пианиста.М.Кифара,2002.


Шульпяков О.Ф.: Работа над художественным исполнением и формирование музыкального мышления исполнителя. Издательство" Композитор".СПБ.,2005.


Юдовина-Гальперина Т.Б:. За роялем без слёз .СПБ., Детская книга,1996.









Итоги учебного занятия


Учащаяся активно работала на уроке, внимательно прислушивалась к советам и замечаниям преподавателя. Старалась наиболее точно выполнять авторские указания в тексте (динамика, штрихи, фразировка).Максимально активизировала творческую фантазию, придумывала образы и различные ситуации. В итоге ученица с большим увлечением и собственным отношением исполнила фортепианные пьесы, успешно используя все наработки учебного занятия, хотя и с некоторыми накладками.


Оценка своей работы обучающейся:


Обучающаяся оценила свою работу на занятии в целом положительно, хотя признала, что ещё требуется доработка в плане звукоизвлечения, более точная проработка динамики и штрихов в некоторых местах произведения


Оценка преподавателем работы обучающегося:


За хорошую работу на уроке Юлия получает оценку «хорошо» и вместе с преподавателем формулирует домашнее задание с учётом необходимости доработать текст изучаемых фортепианных произведений.