КГБПОУ
"КАМЧАТСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ"
План учебного занятия по дисциплине "Общее фортепиано"
"Работа над художественным содержанием пьес с использованием музыкальных образов"
Преподаватель ККИ и ДМШ при ККИ: Пугач И.С.
г.Петропавловск-Камчатский
Общая характеристика занятия: индивидуальное занятие по дисциплине"Фортепиано".
Тема:"Работа над художественным содержанием пьес (Ж. Металлиди. "Воробьишкам холодно",
С.Майкапар"Раздумье".)
Место учебного занятия: ключевое занятие, позволяющее закрепить ранее приобретенные навыки и умения и являющиеся ступенью для дальнейшего развития обучающегося в художественно-исполнительском направлении.
Цель:
-учебная- максимально активизировать творческую фантазию и образное мышление обучающегося с помощью освоения музыкально-технических навыков.
Задачи:
1.Обучающие
-проработать и закрепить приемы звукоизвлечения, соответствующие образным характеристикам произведения.
-проработать ритмический план, динамические оттенки и штриховые особенности пьес.
2.Развивающие
-расширить представление учащегося о тембровом разнообразии фортепиано.
-закрепить навык самостоятельного анализа изучаемых произведений.
3.Воспитательные
-углубить интерес и любовь к музыке.
Форма занятия- учебное занятие.
Форма организационной работы- индивидуальная.
Структура учебного занятия:
-знакомство с темой, целью, задачами.
-напоминание о правильной посадке за инструментом
теоретическая часть-понятие "музыкальный образ"
-практическая часть-работа над художественным содержанием музыкальных произведений .
-закрепление материала в виде законченного исполнения пьес.
-домашнее задание.
Ход урока:
Организационная часть
-приветствие
-постановка цели урока
-представление учащейся
Урок с учащейся 3 класса отделения духовых инструментов по классу флейты.
Характеристика: Во время занятия , в процессе работы над музыкальными произведениями. восприимчива к указаниям преподавателя. Активна в стремлении воплотить творческую фантазию. посредством приобретаемых навыков и умений. Любит участвовать в концертных мероприятиях ДМШ.
Основная часть Теоретический раздел учебного занятия : Понятие «музыкальный образ»: «Музыкальный образ»-содержание, воплощённое в музыкальных звуках. | Схема работы : -Анализ художественного содержания пьесы и музыкальных характеристик и образов. -Работа над фразировкой и средствами выразительности в изучаемом произведении. -Самостоятельное исполнение музыкального произведения и слуховой контроль. | |
Что такое "музыкальный образ?
У каких композиторов мы встречаем "музыкальный образ"?
Музыка как живое искусство рождается и живет в результате единения
всех видов деятельности. Общение между ними происходит через музыкальные
образы, т.к. вне образов музыка (как вид искусства) не существует.
В сознании композитора под воздействием музыкальных впечатлений и творческого
воображения зарождается музыкальный образ, который затем воплощается в
музыкальном произведении.
Слушание музыкального образа, - т.е. жизненного содержания,
воплощенного в музыкальных звуках, обусловливает все остальные грани
музыкального восприятия.
Композиторы: П. Чайковский. Э. Григ, С. Слонимский, Р. Шуман, Ж. Металлиди, С. Прокофьев,
Д. Шостакович , Д .Кабалевский, А. Хачатурян , В. Косенко, А. Раков и др.
Практическая часть:
-анализ художественного содержания пьес.
-музыкальная характеристика образов в изучаемых произведениях.
-подбор тембровых красок и отработка технических приемов для изображения музыкальных образов в пьесах.
-работа над активизацией слухового контроля.
-закрепление приобретенных навыков.
Последовательность работы над художественным содержанием музыкального произведения:
1.исполнение музыкальной пьесы (проверка домашнего задания).
2.анализ музыкальной формы и художественного содержания произведения.
3. исполнение преподавателем пьесы с демонстрацией различных тембров и других возможностей фортепиано.
4. уточнение динамических оттенков, как важнейшего средства выразительности
5. работа над звукоизвлечением и штрихами. Выявление ритмических особенностей произведения.
6.закрепление изучаемого материала в виде самостоятельного исполнения.
Анализ музыкальной формы и художественное содержание произведения:
- в каком регистре начинается пьеса?
- какой темп произведения?
-динамическая шкала?
Какими средствами можно изобразить на фортепиано музыкальный образ? |
-использовать разнообразие тембров инструмента. -динамические оттенки. -разнообразие штрихов. -собственное творческое воображение исполнителя. -использование педали. | staccato piano non legato forte allegro moderato con anima legato adagio largo |
Заключительная часть:
-краткое повторение основных положений занятия
-закрепление нового материала на практике в виде самостоятельного исполнения учащейся изучаемого материала
-оценка учащейся своей работы на уроке
-оценка преподавателем обучающегося на занятии
-формулировка домашнего задания.
Планируемые результаты учебного занятия:
-максимально активизировать творческую фантазию и образное мышление
-повысить уровень стремления к наиболее точному воспроизведению авторского текста с помощью отработанных на уроке музыкально-технических навыков и умений, в том числе приобретенных на предыдущих занятиях: правильное звукоизвлечение, грамотное выполнение штрихов и динамических оттенков, точное соблюдение ритмических указаний.
Методы обучения:
-словесный
-практический
-наглядный
-творческий
Технологии:
-коммуникативно-диалоговые
-компьютерная(частично)
Материально-техническое оснащение занятия:
-аудитория
-инструмент (рояль, фортепиано)
-стол
-стулья
-нотный материал
-дневник.
Литература:
Милич Б.Е. : Воспитание ученика-пианиста.М.Кифара,2002.
Шульпяков О.Ф.: Работа над художественным исполнением и формирование музыкального мышления исполнителя. Издательство" Композитор".СПБ.,2005.
Юдовина-Гальперина Т.Б:. За роялем без слёз .СПБ., Детская книга,1996.
Учащаяся активно работала на уроке, внимательно прислушивалась к советам и замечаниям преподавателя. Старалась наиболее точно выполнять авторские указания в тексте (динамика, штрихи, фразировка).Максимально активизировала творческую фантазию, придумывала образы и различные ситуации. В итоге ученица с большим увлечением и собственным отношением исполнила фортепианные пьесы, успешно используя все наработки учебного занятия, хотя и с некоторыми накладками. | Оценка своей работы обучающейся: Обучающаяся оценила свою работу на занятии в целом положительно, хотя признала, что ещё требуется доработка в плане звукоизвлечения, более точная проработка динамики и штрихов в некоторых местах произведения Оценка преподавателем работы обучающегося: За хорошую работу на уроке Юлия получает оценку «хорошо» и вместе с преподавателем формулирует домашнее задание с учётом необходимости доработать текст изучаемых фортепианных произведений. |