Классный час – диспут на тему
«О дружбе и мнимых друзьях»
Цель
- сформировать у учащихся нравственные качества: доброту, готовность помогать близким и друзьям.
Ход диспута.
На доске написаны цитаты:
Нет ничего драгоценнее друзей; не теряйте поэтому случая приобрести их, когда только можете.
Ф. Гвиччардини, итальянский историк.
Как много прелести утратило бы наше счастье, если бы никто не радовался ему вместе с нами! Как трудно было бы перенести наши несчастья без друга, который испытывает их еще сильнее нас!
Цицерон.
Слово учителя.
Дружба – это преданность человека человеку. В дружбе человеческой вечно горит огонек, который можно назвать духовной готовностью прийти на помощь другому человеку. Если ты сумел открыть для себя эти духовные начала дружбы, ты знаешь подлинное счастье жизни. Дружба – это общность интересов, убеждений, устремлений, взаимная симпатия, готовность оказать помощь другу, разделить с ним неудачу, поступиться ради него собственным благополучием или временем. Русский педагог Сухомлинский писал: «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир – радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека. Не причиняй своими поступками, своим поведением боли, оскорбления, тяжелых переживаний другим людям, умей поддержать, помочь, подбодрить человека, у которого горе. Равнодушие – одеревенение и окостенение сердца. Равнодушный – это душевно слепой человек».
А понимание горя своего ближнего или друга развивает нравственную зоркость, благородство, человечность. Знайте, что горя в жизни будет вообще значительно меньше, если все мы будем видеть его в глазах, в тончайших, незаметных с первого взгляда движениях рук, в том, как человек идет, как дышит, как смотрит на мир.
Обсуждение проблемной ситуации.
Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а так;
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош…
Было в классе четверо мальчишек, и сидели в классе они рядом, и на дни рождения друг к другу ходили, и на поляну, где мяч гоняли. За одну команду, естественно. Дежурили по школе только в один день. Владимир и Денис были превосходными математиками, и после очередной победы на олимпиаде в районе решили их родители в математическую школу перевести. «Нет, ни за что!» - в один голос заявили они и остались в прежней школе. Ради дружбы. Так бы, наверное, до окончания школы и говорили о них «Водой не разольешь», если бы не один случай.
Ранней весной эти четверо мальчишек плыли вниз по реке. Неожиданно загремел гром, налетел ветер и хлынул дождь. Ребята испугались грозы, быстро подогнали лодку к берегу и убежали в город. Только один не покинул лодку. Это был Иван. Он налег на весла и поплыл вверх по реке. Дождь хлестал по лицу, ладони вспухли, сильно болели руки, и темные круги плыли перед глазами. Мальчику казалось, что он уже никогда не доберется до пристани. Он напрягал все силы.… Добравшись, наконец, до цели, он поставил лодку на место и крепко привязал ее веревкой. Лодочник удивленно посмотрел на ребенка и спросил:
- Ты откуда, хлопец, взялся?
- Сегодня мы брали у вас лодку…. Я обещал вернуть…
Пятнадцатилетний мальчик, плывший в грозу по реке, чтобы пригнать лодку к берегу и сдержать свое слово, безусловно, проявил характер и силу воли. Конечно, ему было также страшно, как и тем, другим, сбежавшим мальчикам; и также хотелось выпрыгнуть из лодки и побежать домой, но он уже знал, что в жизни не всегда приходиться делать то, что хочется. А в тот день узнал еще одно: друзья бывают и мнимые.
Вопросы для беседы.
Что такое нравственная зоркость?
Ее нужно проявлять по отношению к друзьям или ко всем людям?
Какая мысль заключена в стоках из стихотворения В. Высоцкого?
Как можно озаглавить повествование о четырех ребятах, если бы оно заканчивалось словами «Если бы не один случай»?
Какие качества характера проявил Ваня, чтобы сдержать данное слово?
Как бы вы поступили на его месте?
Почему мальчики бросили Ваню одного? Можно ли их назвать «мнимыми друзьями»?
Как вы понимаете высказывание Льва Толстого: «Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься»?
Какая нравственная проблема поставлена в этом тексте? Важна ли она для нас?
Имеет ли дружба обязанности?
Исполнять обязанности дружбы несколько труднее, чем восхищаться ею.
(Г. Лессинг)
Каждый человек несет ответственность за что-либо. Есть ответственность за труд, за поведение, за любовь и ненависть, за слово, которое ты произносишь, за друга…
Характерно, что истинная дружба строго избирательна, что истинных друзей у человека мало. Иметь друга – великое благо. А жизнь устроена так, что ее блага не сваливаются на нас с неба, ради них нужно трудиться. И ради дружбы необходимо трудиться душой.
Есть мудрое старое правило: хочешь иметь друга – будь им! Иначе потрудись душой для рядом находящегося человека!
Восприми его радости и горести как свои и подумай о том, как сделать его жизнь счастливее.
Не пожалей ни времени, ни сил своих, ни своих чувств.
(Е.Лосото)
Вопросы:
За что несет ответственность человек?
Какие требования к дружбе предъявляет автор текста?
Как вы понимаете выражение «трудиться душой»? вспомните известные стихи Н. Заболоцкого:
Не позволяй дуще лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь, душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Согласны ли вы с утверждением норвежского драматурга Генрика Ибсена: «Для преданного друга нельзя сделать слишком много»? что значит «слишком много»?
Приведите примеры из своей жизни, когда вы пожертвовали чем-либо для своего друга.
Можете ли вы сказать о своем друге, что он – то человек, «кто всякий раз, когда вы в нем нуждаетесь, об этом догадывается»?
Правду частенько очень трудно сказать вслух, тем более близкому дорогому для тебя человеку. Как вы считаете, что лучше – сохранить хорошие отношения или последовать совету писателя Николая Островского: «Дружба – это, прежде всего, искренность, это критика ошибок товарища. Друзья должны первыми дать жесткую критику для тог, чтобы товарищ мог исправить свою ошибку»?
Пословицы и поговорки о дружбе:
Старый друг лучше новых двух.
Был бы друг, будет и досуг.
Был бы дружок, найдется и часок.
Друзья прямые – братья родные.
Верный друг лучше сотни слуг.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
Хороший друг всегда приходит вовремя.
У друга вода лучше, чем мед у врага.
Не тот друг, кто потакает, а тот, кто на ум наставляет.
У друзей секретов нет.
В дороге и отец сыну товарищ.
Друг научит, недруг проучит.
Своих друзей наживай и отцовских не забывай.
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
С кем поведешься, от того и наберешься.
Приятелей много, а друга нет.
Не хвались другом три дня, а хвались три года.
Классный час на тему:
«Умение управлять собой»
Цели и задачи
— учить детей управлять своими эмоциями; развивать положительные эмоции.
Задачи:
- воспитать чувство самоуважения, веры в себя
- желание добиваться поставленной цели.
Каждый из нас, естественно, хочет поступать правильно. Но не у всех получается, даже у самых умных и мудрых. Часто бывает, что мы знаем точно, как следует поступать, но ведем себя совершенно иначе.
Умейте управлять собой
Во всем ищите доброе начало
И, споря с трудною судьбой,
Учитесь жизнь начать с начала…
Споткнувшись самому вставать,
В себе самом искать опору
А если двигаетесь в гору,
Себя в пути не потерять!
Управлять своими чувствами, психическим состоянием, поступками, поведением можно используя самоодобрение, самоубеждение, самоприказ, самовнушение, аутогенную тренировку.
Самоодобрение – обращение к самому себе для укрепления веры в себя.
При этом используются такие приемы самоуспокоения:
--самоуспокоение (дело посильное и я его выполню):
- внушение уверенности в себе (я могу)
- равнение на любимого героя ( а ему было каково? Как бы он поступил?)
- упрек в свой адрес (ну, что раскис? Нельзя быть размазней!)
Самоубеждение – убеждение себя в чем-либо путем соответствующих доводов и аргументов.
Самоприказ – приказ самому себе. Это действенный прием, позволяющий не терять самообладание и управлять собой даже в самых экстремальных условиях. Самоприказ помогает преодолевать трудности в самых разных жизненных ситуациях. По самоприказу можно вставать с постели, выполнять режим дня, соблюдать дисциплину, доводить начатое дело до конца, совершенствовать свои личные качества, выполнять трудную работу, мобилизовать свои силы и волю в трудную минуту.
Вопросы для обсуждения:
— Важно ли уметь чувствовать свое настроение и настроение другого человека?
— А как можно узнать настроение человека? (По мимике, по жестам, по позе.)
Тренинг «Угадай мое настроение»
Дети встают в два круга: большой и маленький, который внутри большого. Дети в большом кругу при помощи жестов, мимики и позы показывают свое настроение, а дети в малом кругу должны его угадать. Затем дети меняются ролями.
Психологические этюды на выражение различных эмоций
Любопытство
По улице шел человек и нес большую сумку. В сумке что-то шевелилось. Человек поставил сумку и отвернулся. Любопытный мальчик начал проявлять свое любопытство. Как? (Вьется вокруг: то с одной стороны подбежит, то с другой; вытягивает шею, заглядывает в сумку.)
Сосредоточенность
Мальчик сидит за столом и решает задачу. Задача трудная, и он сосредоточенно думает. Как выражена сосредоточенность? (Слегка сощуренные глаза, нижняя губа закушена.)
Удивление
Однажды я зашел в подъезд и увидел, что бегает тряпка. Как выражено удивление? (Круглые глаза, рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.)
Удовольствие
Мне купили очень вкусное мороженое. Вот оно уже у меня в руке. Я откусываю сладкий кусочек — мне очень приятно... Как выражено удовольствие? (Глаза закрыты, голова немного запрокинута, возглас удовольствия.)
Страдание
У меня заболел живот. Сначала боли были несильными, но вот живот начинает болеть все сильнее и сильнее. Как выражается страдание? (Брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены, туловище согнуто, живот втянут, руки прижаты к животу.)
Гнев
Я — гневная гиена,
Я — страшная гиена.
От гнева на моих губах
Всегда вскипает пена.
(Сдвинутые брови, сморщенный нос, оттопыренные губы.)
Страх
Мы приехали в другой город на экскурсию. И я вдруг потерялся. Что делать? Страх обуял меня... (Голова наклонена вперед и втянута в плечи, плечи приподняты, брови идут вверх и сдвигаются, губы раскрыты так, что виден верхний ряд зубов, одна рука сильно сжимает другую.)
Вина
Кот Васька украл сосиски из чулана. Пришла хозяйка и начала ругать Ваську. Ваське стыдно. (Голова опущена, глаза смотрят в пол.)
Вот несколько полезных советов:
Цель должна быть полезной, общественно значимой;
Поставленную цель необходимо сделать достижимой, привлекательной.
Поставленная цель должна соответствовать вашим возможностям.
Поставленную цель необходимо конкретизировать.
Часто безвольные люди оправдывают свое бездействие так : «не хватает времени». Чаще всего на недостаток времени жалуются те, кто впустую растрачивает свое время.
«Я бы хотел хорошо учиться или быть мастером своего дела, но у меня нет способностей», - нередко можно услышать.
Многие люди, ставшие впоследствии мастерами своего дела, известными учеными, не всегда обладали, по их мнению, великолепными способностями, но они были очень трудолюбивы и требовательны к себе.
Бывает и так, что, поставив цель приняв какое-то решение, человек не приступает сразу к его выполнению. Тогда цель превращается лишь в намерение. У людей слабовольных дальше намерения дело не идет. А каждое невыполненное решение еще больше расслабляет волю, мешает достижению цели
Многие мыслители давали такой совет: « Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу. То счастье само вас отыщет. Только труд придает нашей жизни смысл, полное ощущение бытия, которое праздные люди никогда не испытывали в полной мере. Физическая и умственная праздность, лень порождают у человека тяжелую, гнетущую скуку, у него атрофируется воля. Труд – источник радости и вдохновения.
Сегодня ваше будущее в ваших руках. Какие цели вы поставите в жизни, как решите строить ее, такой и будет ваша жизнь. Ваша задача – использовать существующее и накапливать новые ресурсы, которые помогут вам поверить в себя, найти место в жизни, заниматься тем, что приносит радость самому и другим. Дерзайте, ищите, пробуйте, ошибаясь снова пробуйте, и, самое главное, поверьте в себя, потому что тайна наших успехов заключается в ВЕРЕ В СВОИ СОБСТВЕННЫЕ СИЛЫ. Используйте весь свой потенциал, придайте своей жизни смысл.
Если вы считаете себя побежденным, - то сдадитесь,
Если вы полагаете, что не отважитесь, - вам не хватит смелости,
Если вы хотели бы побеждать, но вам не хватает веры в победу,-
Можете быть уверены, что победа не дастся вам в руки.
Если вы считаете, что проиграете,- вам конец.
Ибо весь мир показывает нам,
Что успех начинается с человеческого желания,-
Все зависит от психологической установки.
Если вы считаете себя худшим, - таким вам и быть.
Чтобы вознестись вверх, цельте высоко.
Вы должны доверять себе,-
И тогда вам удастся выиграть главный приз.
В жизненных борениях далеко не всегда
Побеждает самый сильный,
А тот, КТО ДУМАЕТ: «Я СМОГУ!»
Из книги Б. Ньюмена « Парите вместе с орлами»
Педагог-психолог: Для чего нужно уметь управлять своими эмоциями?
Дети приходят к выводу, что умение управлять своими эмоциями помогает решать конфликты, сохранять добрые отношения с окружающими.
Спасибо за общение!
На память о нашей сегодняшней встрече, я бы хотела вам подарить памятки
ПАМЯТКА
1.Спорьте, но не ссорьтесь.
2.Обговаривайте, но не оговаривайте.
3.Искорените фразы «Ты всегда…»
4.Забудь, что было вчера, не накапливай злость до последней капли.
5. Остынь. Набери воздух, сосчитай до 10, не дыши, а потом говори.
6.Умей поставить себя на место другого.
7.Утверждай не собственное - Я, а справедливость.
8.В несчастье ищи не истину, а согласие.
9.Меньше выясняй отношения, больше создавай.
10.Будьте всегда взаимовежливы .
Классный час
На тему:
День единства Народов Дагестана
Цели классного часа:
1. Привить и воспитывать в учащихся чувства патриотизма и толерантности.
2. Углубление знаний и развитие интереса к истории Дагестана.
3.Гражданское и патриотическое воспитание.
Межпредметная связь: с Историей Дагестана, с КТНД.
Ход классного часа
Кл.рук:Добрый день, дорогие ребята! Сегодня у нас классный час, приуроченный ко ДнюЕдинения народов Дагестана . Эпиграфом к нашему классному часу я взяла слова:"Каким бы великим не был твой народ. Намного его превзойдет совокупность наций твоей страны.
У каждого из нас есть своя Родина и свой народ,
Но все мы живем в одном государстве ,В одном Дагестане и все одной нации---Мы все Дагестанцы." ( Али Алиев )
Саламова А:Официально, с 2011 года 15 сентября объявлено Днем Единения Народов Дагестана. День единства народов Дагестана был учрежден на III съезде народов Дагестана в целях единения и консолидации многонационального народа Республики Дагестан и содержит в себе идею дружбы, гуманизма и нерушимого братства. Дата празднования выбрана не случайно. Это одна из славных страниц исторического прошлого нашего Дагестана.
Шел 1741 год, иранский шах Надир двинулся на Дагестан со стотысячной армией в очередной поход. Грозная опасность нависла над Дагестаном. Эта опасность объединила горцев в борьбе со стотысячной армией Надир
–Шаха. Надир–Шах, который пришел с Ирана со своей непобедимой армией для покорения всего нашего края, причем, он намеревался пойти дальше, в Россию, а захват Дагестана казался ему делом решенным.
Чем же примечательна эта победа? Тем, что мечты захватчика были разбиты, как и его армия в горах Дагестана. Но не думайте, ребята, что все это далось нашим предкам так легко. Надиршах был беспощаден, жертвами его злодеяний стали даже старики, женщины и дети. Надо помнить, что Дагестан тогда не входил в состав Российской Империи, и жили горцы отдельными Вольными обществами. И не осталось в Дагестане народов, которые не приняли на себя удары Надир–шаха. Его четвертый поход в 1741 году стал для него последним походом на Дагестан, и при всем том, что силы воюющих были неравные, в сентябре 1741 года, в местечке Хициб, при Согратле была дана решающая битва, и оттуда началось гонение Надиршаха из Дагестана. Участие в этом сражении приняли не только Андаляльцы, но и представители всех народов Дагестана. Победа, которую одержали тогда объединенные отряды горцев
- самый яркий пример объединениянародов Дагестана перед лицом общего врага. История помнит и другие факты, когда та победа стала знаменем для новой победы
. Магомедова Р:В самый разгар Великой Отечественной войны Советского Союза ученый
-лингвист М.-С. Саидов готовит к печати в
Институте сводный текст аварской « Песни о разгроме Надир-шаха »–одно из значительных явлений в эпическом творчестве аварцев и народов Дагестана в целом. Это идейно насыщенное патриотическое произведение было созвучно героике военного времени. В 1942 году отпечатанный сводный текст песни был сброшен с самолета в различные аулы Дагестана, в том числе и в самые отдаленные. Песню читали, заучивали наизусть, переписывали от руки. Она стала действенным идеологическим средством воспитания горцев на героических традициях предков.
В селе Кумух Лакского района в прошлом году за день до празднования в честь Дня единства прошло торжественное открытие памятника, посвященного победе дагестанских горцев над войском персидского завоевателя Надир-шаха в 1741 году Фольклорные песни о сражении есть на всех языках народов Дагестана.Во многих произведениях поэтов и писателей Дагестана находят отражение те события:
Гасаналиева К: Здесь орлят обучают Орлицы летать на свободе,
И хранят сыновья В своих душах заветы отцов.
Здесь немало преданий Живѐт в моѐм гордом народе,
И чунгуры поют О немеркнущей славе бойцов,
Про геройских мужей, Что во имя свободы и мира,
Бросив громкий свой клич По аулам в родимом краю,
Разгромили в сраженье Персидского шаха Надира,
Отстояв свои горы Исконную землю свою.
Р. Гамзатов (из стихотворения «Гуниб»)
Кл.рук:Смыслом понятие «Дагестан моя Родина» наполняется, когда мы читаем, слышим, думаем о ее людях, творивших долгие века и творящих сейчас ее историю. Это политики, государственные и общественные деятели, писатели и поэты, актеры и музыканты, великие ученые и спортсмены, но главное–это простые труженики. Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой. Другое дело, гордиться олимпийскими чемпионами, победами в различных чемпионатах, конкурсах. Какое чувство гордости охватывает, когда наши спортсмены занимают призовые места. А каково этим спортсменам?! Ведь на них устремлены тысячи глаз соотечественников! И они просто обязаны оправдать все надежды и чаяния нар ода! И в такой момент мызабываем, кто он: чеченец, аварец, кумык, даргинец. Мы все объединяемся, переживаем. Главное, он дагестанец ! Всего в главных соревнованиях четырехлетия выступило 27 дагестанцев. Они представляли интересы не только сборной России, н
о и Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Армении, Таджикистана, Турции и Узбекистана. Дагестанские атлеты завоевали пять золотых и пять бронзовых наград.Народный поэт Дагестана Расул Гамзатов, который посвятил всю жизнь и творчествородному краю, писал
:
Мы говорим на разных языках. У каждого свое восприятие или понимание тех или других проблем. Возможно, будут борение мысли и столкновения чувств, непримиримость суждений и несогласие друг с другом. Но на каком бы языке мы не говорили, какие бы песни мы не пели, как бы наши суждения не расходились в частностях, нас объединяет одно– любовь к Дагестану. В этом отношении у нас разногласий нет, это нас объединяет, это придает нам силу, уверенность и мудрость! Республика Дагестан –
действительно, единственное место на Земле, где на площади
50 тысяч км2 проживает 102 национальности, из которых 36 являются коренными. Языковеды указывают на существование у народов Дагестана в далеком прошлом единого языка, который, как полагают исследователи, распался в III тыс. до н. э .Сегодня в «стране гор» статусом государственного обладают 15 (!) языков. Именно поэтому Дагестан часто называют «Вавилоном современности». Языком межнационального общения в республике является русский язык. В этом видео
хорошо показан овсе многообразие языковой палитры Дагестана:(просмотр Видео) Народы Дагестана являли миру образцы беспримерного мужества и героизма, сплоченности и единения, когда Отечество
оказывалось в опасности. Нам всегда хватало мудрости и сдержанности, великодушия и терпения. Судьбоносные вызовы истории испытывали нас на прочность духа, зрелость ума, незыблемость и несокрушимость нравственных устоев. Мы с честью выдержали все испытания!
Дагестанцы творили свою историю вдохновенно и неистово, как поэт соз
дает свою талантливую поэму, художник– великолепное полотно, как певец
поет о Матери или любимой Родине. Творения рук дагестанских Мастеров были известны во всем мире. О Дагестане, подарившем миру
известных ученых, полководцев и поэтов, ходили легенды!
Дагестанцы и в новейшей истории продолжили и продолжают летопись славных свершений. Своим вдохновенным трудом мы строим заводы и фабрики, дороги и гидростанции, голые скалы превращаем в цветущие сады. Честь, высокая порядочность дагестанцев по- прежнему остаются
категориями незыблемыми и неоспоримыми. Мы верим– испытываемые
нами сегодня трудности будут успешно преодолены. Мы по-прежнему будем жить, как и жили столетиями, в мире и согласии друг с другом, со всеми, кто желает нам добр а и благополучия.
Ибрагимов Г:Трусоватого мужчину Если встретишь где -нибудь,
Знай, что он не дагестанец, Не из Дага держит путь.
Дагестанские мужчины Мелкой дрожью не дрожат,
Своей доблестью и честью Больше жизни дорожат!
Наши девушки стыдливы, Ходят плавно, как луна,
След в пыли не остается, И походка не слышна.
Если в дом нагрянут гости, А хозяева при том
Чешут сонные затылки, Улыбаются с трудом,
Знай, они не с Дагестана, Не из Дага их родня,
В Дагестане жить не станет Их семейка и полдня!
Пусть придет хоть вся планета,
В очаге у нас огонь, Никогда не охладится
Для гостей его ладонь. Знай же, друг, что это племя
Выражает существо Дагестанца, дагестанки,
Дагестана моего! Мне ритм лезгинки слышится вдали
Я вижу гор величественный стан Тобой воспитаны великие сыны..
Люблю тебя, Великий Дагестан!!!
Дружба народов нашей многонациональной республики- аварцев, даргинцев, кумыков, лезгин, лакцев, табасаран и др. выдержала суровое испытание в годы гражданской войны, в первые годы советской власти, в годы Великой Отечественной войны, в наше время, в период вторжения международных террористов в 1999 г. Отряды самообороны, созданные почти во всех районах и городах республики,
рвались на защиту Цумадинского, Ботлихского и Новолакского районов, но необходимо было охранять территориальную целостность по всей границе Дагестана. Благодаря народному ополчению, мощному сопротивлению, оказанному им врагу, бандитам не удалось проникнуть в глубь Ботлихского района и республики. Дагестанцы -потомки воинов имама Шамиля, которые прославились своей храбростью на весь мир. Высокое чувство патриотизма, мужественный, воинский дух
наших предков, умение сострадать, сплотиться и поддержать друг друга в трудную минуту. Думаю, это все наследство прошлых поколений.
В городах и районах республики отряды самообороны охраняли все стратегические объекты, вели круглосуточное дежурство жилых комплексов. Сама идея создания народного ополчения, а в последующем и такое большое число дагестанцев, желающих вступить в народное ополчение, подняла патриотический и воинский дух дагестанцев, укрепили веру в победу и еще больше сплотили Дагестан.
Сегодня мы с вами имеем возможность пользоваться всеми
благами цивилизации: телефонной связью, интернетом, радио, TV, мы имеем возможность всего за пару минут известить массу людей о любых событиях. Как же наши предки обходились без этих средств оповещения? Столетиями в нагорном Дагестане о приближении и нападении врага извещали всех с помощью сигнальных костров. Существовала целая
сеть сигнальных башен, расположенных на возвышенностях, в которых всегда наготове были сухие дрова и трава. Из каждой башни были видны, как минимум две другие, справа и слева. Когда поднимался дым, в каком-нибудь пограничном ауле, то, заметив его, жители аула, рядом с которым находилась следующая башня ,оперативно зажигали огонь у себя. Таким образом, во всем нагорном Дагестане, за считанные минуты узнавали о прибытии незваного гостя и то, с какой стороны он пожаловал. Люди, которые занимались своими делами: отдыхали дома, играли свадьбу–
все и всѐ бросали и отправлялись по сигналу костра на помощь в
отдаленные села. Сегодня Дагестан, как никогда ранее, нуждается в единстве народов .В знак единения, сегодня, давайте зажжем свечу, символизирующие единение и взаимопомощь.