Организация работы с родителями в условиях федерального государственного образовательного стандарта.
Все мы, педагоги прекрасно знаем как необходимо работать с родителями, учитывая, что многие из нас прослушивали курсы по работе с ним, и не раз там говорилось о организации работы с родителями. Сегодня я хочу вам напомнить основные положения в данной теме, а также я думаю, что вам будет интересно узнать. как сотрудничают учителя с родителями зарубежом.
Проведя сравнительную характеристику и выслушав мое выступление, надеюсь вы узнаете что-то новое и возьмете себе что-то на заметку.
В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно значимыми.
Актуальное значение приобретает не столько взаимодействие в нашем старом, традиционном понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.
Одним из важных условий реализации образовательной программы ФГОС, являются :
Участие родителей ( законных представителей) обучающихся в проектировании и развитии образовательной программы образовательного учреждения и условий ее реализации. При этом основной целью системы работы образовательного учреждения с родителями- это установление партнерских отношений с семьей ученика создание условий взаимоподдержки и общности интересов.
Давайте вспомним основные формы работы с родителями. Они бывают традиционные и нетрадиционные. В большинстве случаев мы с вами их проводим, в основном конечно же родительские собрания, индивидуальные консультации, посещения на дому. В своей работе реже принимаем нетрадиционную форму, это и дискуссии, игры, практикумы. Ведь такой форме работе необходимо уделять достаточно больше подготовки, однако именно нетрадиционная форма помогает учителю и родителю ученика добиться взаимопонимания, доверия, родители узнают своего ребенка с другой стороны, при этом оба партнера: и учитель, и родитель, раскрывают в себе новый уровень взаимоотношений.
Давайте рассмотрим, как проходит общение в других странах.
Среди стран, в которых родители в тех или иных формах все шире привлекаются к участию в работе школ, можно назвать США, Австралию, Норвегию, Израиль, Новую Зеландию. Во всех этих странах правительства признают права родителей участвовать в образовании своих детей в соответствии с основными демократическими принципами. Ответственность за обучение детей передается от центральных ведомств школьным советам, в которых большую роль играют родители.
Одна из таких форм - привлечение родителей к отчетности школы - имеет форму как отчетов школы в целом перед родителями, так и по отдельным учащимся. Предполагается, что школьные советы, и родители в их составе, должны быть в курсе всей работы школы. Например. В нашей школе в начале каждого учебного года проводится общешкольное родительское собрание на котором директор и завуч представляю отчет по итогам года, ввиде презентации. В отчет входит и знакомство с учителями, врасск
Разумеется, возникает много вопросов о том, какова должна быть форма такой отчетности. Например, родители в таких странах, как Англия и Уэльс, Австралия, участвуют в инспектировании школ. Поподробнее хочу рассказать о 3-х странах: США, Франция и Япония.
США. В каждой крупной школе США есть филиал общенациональной Ассоциации родителей и учителей. Родители — активные участники школьных реформ. В некоторых школах мнение родительских комитетов играет доминирующую роль в организации учебного процесса вплоть до утверждения программ и методов обучения. Традиция сотрудничества школы и родителей давняя и прочная. Школа является эпицентром общественной жизни: регулярно проводятся заседания родительских комитетов, собрания родителей, приемы учителями и администрацией отдельных родителей; ведутся так называемые ученические папки для родителей, где собираются сведения о проблемах, с которыми сталкивается школьник. Но многие школы стремятся к еще большему взаимодействию с родителями: например, устанавливают «горячую телефонную связь» — дежурство опытных педагогов у школьного телефона для родителей, нуждающихся в безотлагательной беседе и консультации.
Так, в Нью-Йорке поощряется присутствие родителей на уроках. Если желающих посидеть в классе слишком много, устанавливается график. Родители приходят погулять с детьми, помочь раздать ланч, возят школьников на экскурсии, проводят занятия по домоводству, устраивают благотворительные мероприятия, организовывают ярмарки, обеды, лекции. Гостями класса были родители из разных социальных групп: врачи, программисты, ученые, продавцы, уборщики, т.е проходит профориентация, начиная с начальных классов.
Западная Европа. Связь школы с семьей в Западной Европе постоянно усиливается.
Показателен в этом отношении пример Франции. Еще несколько лет назад французская школа стояла особняком от семьи. Сказывалось влияние традиционных идей о нецелесообразности вмешательства родителей в процесс обучения и одновременно мнение о семейном воспитании как главном пути формирования характера ребенка.
Все объединения родителей учащихся сходятся на том, что школа должна быть не только местом учебы, но и воспитания. Федерация родителей учеников общественной школы вступает в диалог с представителями школьных властей. Ее члены входят в различные структуры образования: школьные и классные советы, стипендиальные комиссии и пр. Особенно активна их деятельность в сентябре, когда они пикетируют государственные учреждения, бойкотируют занятия, настаивая на требованиях дополнительного финансирования образования.
В некоторых школах родители руководят детскими кружками, клубами, заведуют библиотекой, ведут факультативные занятия по иностранному языку, спортивные занятия, организуют учебные экскурсии и пр. «Воспитание слишком серьезное дело, чтобы доверять его только педагогам», — пишет, приветствуя такую деятельность, С. Оноре — активист Федерации родителей учеников общественной школы.
Япония. В Японии первый учитель малыша — мать. Когда ребенок поступает в школу, его не учат началам чтения, письма и арифметики, так как эти знания он получил в семье. Матери учеников регулярно переписываются с преподавателями, чтобы быть в курсе школьных успехов и проблем своих детей. «Кеику-мама» (родительница, помешанная на образовании) делает еще больше. Если ребенок болеет, она занимает его школьную парту, тщательно записывает учебные задания. В присутствии ребенка родители никогда не подвергнут сомнению суждения педагога. Они всегда могут рассчитывать на обстоятельную беседу с учителем.
В японском обществе господствует убеждение, что семья и школа имеют свои особые педагогические функции: семья как важнейшая ячейка воспитания, учителя как главные ретрансляторы образования. В японской школе сохраняются традиции изоляционизма. Учебный процесс (программы, формы, методы обучения) остается для родителей запретной зоной.
Между тем родители стремятся стать полноправными и активными участниками жизни школы. И это отчасти удается. Они проводят учебные экскурсии, праздники, спортивные состязания, благотворительные акции, уборки школы и т. д. Координируют такую деятельность родительские советы и собрания. В последние годы все чаще стали приглашать родителей на занятия и совместно обсуждать проблемы поддержания дисциплины в классе.
На своем личном примере могу рассказать как я работаю с родителями. На сегодняшний день, учитывая большое количество соц.сетей, а именно ватсапп группы, которые нам и где-то облегчают жизнь, а где-то наооборот усугубляют ее. В нынешнее время проще позвонить или передать всю информацию группу. В итоге на родительское собрание приходят самые ответственные родители. Думаю так происходит в каждой школе. Поэтому основную информацию я придерживаю как раз для таких собраний. В мае 2019 учебного года в нашей школе была организована декада математики. В нее было включено помимо индивидуальных олимпиад, семейных олимпиад, был проведен урок математики с родителями. Школой был выбран выходной день, суббота. Надеясь на то, что многие родители посетят данное мероприятие. А дабы заинтересовать их и мотивировать, было поставлено…. Условие….заработанные оценки родителями, выставляются учителем в журнал. Каково же было мое удивление, что большая часть родителей посетила разработанный мною урок. Не пришли только лишь по уважительной причине. Урок был представлен в виде брей-ринга, где родители уже при входе в класс разбивались на команды, выбирая себе понравившийся жетон. Каждый подсаживался к своей команде. В итоге проведения игры, каждый родитель стремился помочь своей команде и заработать баллы, при этом родители очень бурно обсуждали каждый вопрос, спорили, но при это учитывая мнение других т.е. происходила групповая работа, только со взрослыми людьми.
Таким образом, если говорить о работе с родителями, то где бы мы не были, в какой бы мы не работали стране, и даже если сравнивать обучение в разных странах. Сотрудничество с родителями ведется.
Ведь для нас главное, что если мы найдём ключик к каждой семье и детской душе – то несомненно подарим частичку своего сердца и воспитательный процесс обязательно будет иметь положительный результат!