СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Районные олимпиады для учащихся 5-9 классов 2017 года

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Районная олимпиада по биологии для учащихся 7-8 классов

Просмотр содержимого документа
«7 класс»

Задания районной олимпиады по биологии

2016/2017 учебный год

7 класс


Часть А. Тест (Выберите один верный ответ)

(35 баллов)

1. Органеллы, входящие в состав прокариотической клетки: а) митохондрии, б)мезосомы, в) хлоропласты, г) лизосомы, д) комплекс Гольджи, е) рибосомы.

1) а, б; 2) б, в; 3) г, д; 4) б, е.


2. К цианобактериям относятся: 1) бацилла; 2) носток; 3) глеокапса; 4) 1+2; 5) 2+3.


3. Амеба включает в состав: а) пищеварительную вакуоль, б) клеточный рот, в) эктоплазму, г) эндоплазму, д) порошицу, е) ядро, ж) мембрану, з) сократительную вакуоль.

1) а, в, г, ж, з, е; 2) а, б, г, ж, з, е; 3) а, в, г, д, ж, е; 4) а, б, г, д, ж, е.


4. Для регенерации воздуха в замкнутых биологических системах жизнеобеспечения человека используют:

1) эвглену зеленую; 2)хламидомонаду; 3) гидрокцион; 4) хлореллу.


5. С животными грибы сближают: а) выделение мочевины, б) распространение спорами, в) наличие гликогена, г) рост в течение всей жизни, д) отсутствие хлоропластов, е)поглощение пищи путем всасывания.

1) а, б, в; 2) г, д, е; 3) а, в, д; 4) а, в, е.


6. Размножение грибов осуществляется: а) фрагментацией, б) частями мицелия, в)почкованием, г) подвижными спорами, д) спорообразованием, е) частями плодового тела, ж) половым путем.

1) а, б, в, г; 2) б, в, д, ж; 3) б, в, д, е; 4) а, в, д, ж.


7. Возбудитель спорыньи: а) распространяется с помощью спор, б) участвует в разложении растительных и животных тканей, в) образует плесени, г) используется для получения сброженных продуктов питания, д) превращает зерновки в ядовитые темно-лиловые рожки.

1) а, б; 2) а, д; 3) в, г; 4) в, д.


8. В состав стебля моховидных растений входят: а) перидерма, б) эпидермис, в) клетки осевого цилиндра, г) механические ткани, д) клетки, проводящие органические вещества, е) паренхимные клетки, ж) сосуды.

1) а, в, г, д; 2) б, в, д, е; 3) а, в, д, е; 4) в, д, е, ж.


9. В почке конус нарастания состоит из ткани: 1) образовательной; 2) механической; 3) фотосинтезирующей; 4) проводящей.


10. Заростки плаунов питаются: 1) фототрофно; 2) хемогетеротрофно; 3) хемотрофно; 4) сапротрофно.


11. Листья щитовника мужского:

1) перисторассеченные; 2) цельные; 3) пальчатосложные; 4) тройчатосложные.


12. Мужской заросток сосны обыкновенной состоит из: а) генеративной клетки, б) двух упрощенных архегониев, в) двух антеридиев, г) одного упрощенного архегония, д) вегетативной клетки, е) триплоидного эндосперма.

1) а, г, д; 2) а, в, д; 3) а, б, д; 4) а, д.


13. В чём проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами:
1) в процессе фотосинтеза образуют органические вещества из неорганических;

2) не нуждаются в воде при оплодотворении;

3) относятся к высшим споровым растениям;

4) имеют корни и хорошо развитые проводящие ткани.


14. К голосеменным относятся только:

1) вечнозеленые деревья;

2) вечнозеленые и реже листопадные деревья;

3) вечнозеленые деревья и листопадные кустарники;

4) вечнозеленые, реже листопадные деревья, кустарники, лианы.


15. В состав коры липы входят: а) весенние сосуды, б) чечевички, в) отмирающий эпидермис, г) луб, д) волокна, е) ситовидные трубки, ж) летние сосуды, з) пробка.

1) а, б, в, г, д, е, з; 2) б, в, г, д е, ж; 3) б, в, г, д, е, з; 4) а, б, в, г, д, е, ж.


16. Для стебля однодольных растений характерно: а) беспорядочное расположение проводящих пучков по всей толще стебля, б) наличие сердцевины, в) отсутствие сердцевины, г) отсутствие камбия в проводящих пучках, д) наличие камбия.

1) а, в, г; 2) а, б, д; 3) а, в, д; 4) в, д.


17. Оранжевая окраска плодов рябины и корнеплодов моркови обусловлена наличием пигмента: 1) фикоцианина; 2) каротина 3) хлорофилла; 4) фикоэритрина.


18. Зародыш семени фасоли состоит из следующих частей:

1) корешок, стебелек, почечка;

2) зародышевый корешок, стебелек, почечка, эндосперм;

3) семядоли, эндосперм, почечка;

4) семядоли, зародышевый корешок, стебелек, почечка.


19. Семянка – это плод:

1) сухой, односемянный с кожистым околоплодником, не срастающимся с семенной кожурой;
2) сухой, многосемянный с кожистым околоплодником, срастающимся с семенной кожурой;
3) сухой, односемянный с деревянистым околоплодником;
4) сухой, односемянный с пленчатым околоплодником, срастающимся с семенной кожурой.


20. Зона проведения расположена в корне:

1) под корневым чехликом; 2) выше зоны всасывания;

3) в образовательной ткани; 4) на кончике корня.


21. Из полых междоузлий образован стебель: 1) Хвощей; 2) Бобовых; 3) Злаков; 4)Пасленовых.


22. Корневища имеют:

1) лук, чеснок, тюльпан; 2) крапива, ветреница, ландыш;

3) картофель, цикламен, хохлатка; 4) лилия, нарцисс, гиацинт.


23. Среди перечисленных листьев сложными являются листья:

1) черники, бузины и пшеницы; 2) акации, березы и тополя;

3) сирени, клена и ясеня; 4) шиповника, рябины и земляники.


24. Растения семейства лилейных можно узнать по строению:

1) цветков пятичленного типа, напоминающих строение мотылька;

2) вегетативных органов: стебля (соломина), сидячих листьев, видоизмененного корня;

3) цветков трехчленного типа с простым околоцветником и наличию видоизмененных подземных побегов;

4) вегетативных органов: стебля (соломина), видоизмененных подземных побегов.


25. Правильная схема классификации растений:

1) вид → род → семейство → порядок → класс → отдел;

2) вид → семейство → порядок → род → класс → отдел;

3) вид → род → класс → порядок → отдел → семейство;

4) вид → класс → отдел → порядок → род → семейство;


26. У сосны отсутствуют:

1) плоды; 2) семена; 3) пыльцевые зерна; 4) семязачатки.


27. Хвощи являются биоиндикаторами, указывающими на реакцию почвы:

1) кислую; 2) щелочную; 3) засоленную; 4) нейтральную.


28. Оплодотворение – это:

1) перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика;

2) процесс слияния мужской и женской половых клеток;

3) образование из материнской клетки двух дочерних;

4) прорастание пыльцы с образованием пыльцевой трубки.


29. Какие из перечисленных функций может выполнять корень?

а) поглощение воды и минеральных солей, б) закрепление растения в почве, в) накопление запасных веществ, г) вегетативное размножение, д) фотосинтез, е) несет верхушечную почку, ж) обеспечение дыхание растения, з)генеративный орган.

1) г, д, е, з; 2) а, б, в, д, е; 3) а, в, д, ж; 4) б, г, е, з; 5) а. б, в, г,.


30. Корневая система мочковатая у следующих растений: а) подсолнечник, б) рожь, в)пшеница, г) горох, д) кукуруза, е) подорожник:

1) а, б, в; 2) а, г; 3) б, в, е; 4) б, в,д, е,.


31. Какие признаки характерны для основных клеток эпидермиса?

1) большое количество хлоропластов;

2) неутолщенные наружные стенки;

3) внутренняя оболочка покрыта кутикулой;

4) наличие межклетников;

5) извилистые боковые стенки.


32. На рисунке изображена луковица в разрезе. Частью луковицы, в которой откладываются запасные питательные вещества, является:
1) донце; 2) корни; 3) видоизмененные листья;
4) сухие чешуи.


33. Установите соответствие:

Отделы

Растения

1) Моховидные

2) Папоротниковидные

а) Бриум

б) Мниум

в) Маршанция

г) Сальвиния

д) Страусник

1) 1абв, 2гд; 2) 1бв, 2агд; 3) 1бвд, 2аг; 4) 1абвд, 2г.


34. Организмы-паразиты известны не только у животных, но и у растений. Признаком приспособленности растений к паразитизму можно считать:

1) корневую систему с гаусториями (присосками);

2) слабое развитие механических и проводящих тканей;

3) редукцию генеративных структур;

4) преимущественное опыление ветром.


35. Высшие растения произошли от: 1) красных водорослей; 2) цианобактерий; 3) зелёных водорослей; 4) бурых водорослей.


Часть Б

(30 баллов)

Задание 1. Подпишите типы ветвления побегов (2 балла):
















Задание 2.

Какая структура указана на картинке. (1 балл). Подпишите ее компоненты (8 баллов).

Задание 3. Установите последовательность, в которой происходит развитие папоротника, начиная со споры (3 балла).

А) зигота;

Б) спорофит;

В) спора;

Г) оплодотворение;

Д) гаметофит;

Е) образование гамет.


Задание 4. Укажите соответствия жизненной формы растениям и запишите ответ по образцу: А4Б1В4... и т.д. (3 балла)

Растение

Жизненная форма

А) можжевельник

Б) георгин

В) брусника

Г) элодея

Д) подсолнечник

Е) кипарис

1) дерево

2) кустарник

3) кустарничек

4) трава

За каждую правильно указанную пару – 0,5 балла.


Задание 5. Установите соответствие. Запишите ответ по образцу: А4Б1В4... и т.д. (3 балла).

Название

Тип меристемы

А) прокамбий

Б) камбий

В) апекс корня

Г) основание междоузлий

Д) перицикл

Е) апекс стебля.

1) верхушечная

2) вставочная

3) боковая

За каждую правильно указанную пару – 0,5 балла.


Задание 6. Установите соответствие. Запишите ответ по образцу: А4Б1В4... (3 балла).

Видоизмененные корни

Названия растений

А) корнеплоды

Б) корневые клубни

В) воздушные корни

Г) дыхательные корни


1) георгины

2) орхидеи

3) свекла

4) морковь

5) ива

6) болотный кипарис

За каждую правильно указанную пару – 0,5 балла.


Задание 7 (7 баллов).

Под цифрами диаграмм подпишите название семейства и формулу цветка.
























Просмотр содержимого документа
«Биология 8 класс 17»

Задания районной олимпиады по биологии

2016/2017 учебный год

8 класс


Часть А. Тест (Выберите один верный ответ)

(40 баллов)

1. В симбиозе с корнями бобовых растений живут:

1) шампиньоны; 2) бактерии рода ризобиум;

3) лишайники; 4) спорынья и головня.

2. Конечными продуктами клеточного дыхания являются:

1) белки, жиры, углеводы; 2) углекислый газ, вода;

3) кислород; 4) энергия.

3. Водоотталкивающие свойства клеткам эндодермы корня придаёт:

1) суберин; 2) кутин; 3) лигнин; 4) остеин.

4. У подорожника тип соцветия называется:

1) зонтик простой; 2) кисть; 3) колос простой; 4) щиток.

5. При помощи красного глазка стигмы ищет свет:

1) амёба; 2) вольвокс; 3) эвглена; 4) инфузория.

6. Корневые волоски являются производными ткани:

1) меристемы; 2) ризодермы; 3) камбия; 4) всасывающей.

7. В отличие от щитовника у сфагнума в цикле развития господствует:

1) гаметофит; 2) спорофит; 3) заросток; 4) проросток.

8. В цикле развития плауна булавовидного из споры вырастает:

1) заросток; 2) протонема; 3) проросток; 4) зародыш.

9. В отличие от голосеменных у покрытосеменных эндосперм:

1) гаплоидный; 2) диплоидный;

3) триплоидный; 4) тетраплоидный.

10. Как называется ткань корня, в которой закладываются боковые корни?

1) ризодерма; 2) паренхима; 3) луб; 4) перицикл.

11. Самым примитивным типом ветвления является:

1) изотомия; 2) анизотомия; 3) моноподий; 4) симподий.

12. Как называется свободноживущая личинка, появляющаяся в цикле развития печёночного сосальщика из тела малого прудовика?

1) мирацидий; 2) адолескарий; 3) церкарий; 4) редий.

13. К пойкилотермным позвоночным животным относят:

1) медведя белого; 2) кита; 3) серую крысу; 4) гадюку.

14. Какая из приведенных ниже структур впервые появляется у круглых червей?

1) органы химического чувства; 2) задняя кишка;

3) метанефридии; 4) челюсти.

15. Покровный эпителий многощетинковых червей:

1) однослойный; 2) двухслойный;

3) трехслойный; 4) многослойный.

16. Хелицерыпаукообразных являются:

1) 1-й парой конечностей; 2) 2-й парой конечностей;

3) придатками акрона; 4) придатками тельсона.

17. Сколекс у цестод – это:

1) отдельный членик тела; 2) второе название шейки тела;

3) совокупность члеников тела; 4) второе название головки тела.

18.Нервная система олигохет (Oligochaeta) состоит из:

1) окологлоточного нервного кольца, нервных стволов и ганглиев;

2) окологлоточного нервного кольца, двух нервных стволов;

3) 2-3 пар крупных ганглиев, отходящих от них нервных стволов;

4) окологлоточного нервного кольца, брюшной нервной цепочки.

19.Секрет кожных желез амфибий выполняет функцию:

1) участвует в газообмене; 2) бактерицидную;

3) защитную; 4) все перечисленные.

20.В филогенезе мезодерма впервые появляется у:

1) кишечнополостных; 2) плоских червей;

3) насекомых; 4) кольчатых червей.

21.Ионы магния входят в состав:

1) гемоглобина; 2) каротина; 3) хлорофилла; 4) антоциана.

22.Дифференцированные зубы, лежащие в альвеолах, развиты у представителей класса:

1) Рептилии; 2) Птицы; 3) Млекопитающие; 4) Амфибии.

23.Малярия – заболевание, вызываемое мельчайшими одноклеточными животными, которые паразитируют в:

1) эритроцитах крови человека;

2) клетках кишечника и желудка;

3) эпителиальных клетках толстой кишки;

4) желчном пузыре печени.

24.Какая меристема дает начало ритидому (корке)?

1) камбий; 2) феллодерма; 3) феллоген; 4) прокамбий.

25.Если птенцов утки вскармливать из рук с момента вылупления из яйца, то они воспринимают того, кто их кормил, как родителя. Эта форма поведения называется:

1) обучение; 2) импринтинг;

3) адаптивное поведение; 4) тропизм.

26.Какое растение обычно сохраняет первичную анатомическую структуру стебля и корня?1) клён; 2) можжевельник; 3) сосна; 4) плаун.

27.Основной хозяин бычьего цепня:

1) человек; 2) травоядные; 3) крупный рогатый скот; 4) прудовик.

28.Радула моллюсков располагается в:

1) ротовой полости; 2) глотке; 3) предверии рта; 4) пищеводе.

29.Выберите последовательность, верно отражающую расположение члеников конечности у насекомых.

1) лапка – бедро – голень – тазик – вертлуг;

2) тазик – вертлуг – бедро – голень – лапка;

3) вертлуг – бедро – тазик – голень – лапка;

4) лапка – голень – бедро – тазик – вертлуг.

30.В каких процессах не принимает участиягемолимфа у наземных насекомых?

1) в транспорте продуктов метаболизма;

2) в транспорт питательных веществ;

3) в дыхании;

4) в защите от возбудителей заболеваний.

31.Эволюционно близкими по происхождению являются:

1) жабры рака и жабры рыб;

2) шерсть зверей и перья птиц;

3) жало пчелы и ядовитые зубы паука;

4) роющие конечности медведки и роющие лапы крота.

32.Отметьте правильное утверждение о пыльцевом зерне цветковых растений:

1) представляет собой микроспорангий;

2) представляет собой мужской гаметофит;

3) представляет собой сильно редуцированный антеридий;

4) нет правильных ответов.

33. Органеллы, входящие в состав прокариотической клетки: а) митохондрии, б)мезосомы, в) хлоропласты, г) лизосомы, д) комплекс Гольджи, е) рибосомы.

1) а, б; 2) б, в; 3) г, д; 4) б, е.

34. К цианобактериям относятся: 1) бацилла; 2) носток; 3) глеокапса; 4) 1+2; 5) 2+3.

35. В состав клетки амёбы входят: а) пищеварительная вакуоль, б) клеточный рот, в)эктоплазма, г) эндоплазма, д) порошица, е) ядро, ж) мембрана, з) сократительная вакуоль.

1) а, в, г, е, ж, з; 2) а, б, г, ж, з, е; 3) а, в, г, д, ж, е; 4) а, б, г, д, ж, е.

36. Для регенерации воздуха в замкнутых биологических системах жизнеобеспечения человека используют:

1) эвглену зеленую; 2)хламидомонаду; 3) гидрокцион; 4) хлореллу.

37. С животными грибы сближают: а) выделение мочевины, б) распространение спорами, в) наличие гликогена, г) рост в течение всей жизни, д) отсутствие хлоропластов, е)поглощение пищи путем всасывания.

1) а, б, в; 2) г, д, е; 3) а, в, д; 4) а, в, е.

38. Размножение грибов осуществляется: а) фрагментацией, б) частями мицелия, в)почкованием, г) подвижными спорами, д) спорообразованием, е) частями плодового тела, ж) половым путем.

1) а, б, в, г; 2) б, в, д, ж; 3) б, в, д, е; 4) а, в, д, ж.

39. Возбудитель спорыньи: а) распространяется с помощью спор, б)участвует в разложении растительных и животных тканей, в) образует плесени, г) используется для получения сброженных продуктов питания, д) превращает зерновки в ядовитые темно-лиловые рожки.

1) а, б; 2) а, д; 3) в, г; 4) в, д.

40. В состав стебля моховидных растений входят: а) перидерма, б) эпидермис, в) клетки осевого цилиндра, г) механические ткани, д) клетки, проводящие органические вещества, е) паренхимные клетки, ж) сосуды.

1) а, в, г, д; 2) б, в, д, е; 3) а, в, д, е; 4) в, д, е, ж.

Часть Б

(43баллов)

Задание 1.Значком «+» в таблице отметьте правильные положения, а неправильные знаком «-» (5 баллов, за каждое правильное отмеченное положение 0,5 балл):

1

Листостебельное растение папоротника – это гаметофит


2

Тыква – однодомноерастение


3

Конъюгация – этополовойпроцесс


4

Спора у бактерий служит для размножения и перенесения неблагоприятных условийсреды


5

В оболочках грибов находится полисахарид гликоген


6

В шее жирафа всего семь позвонков


7

У насекомыхнетпечени


8

Тазовые почки впервые появились у амфибий


9

У кольчатых червей замкнутая кровеносная система


10

В среднем ухе рептилий появляются три слуховые косточки


Задание 2(10 баллов).Рассмотрите рисунок. Цикл развития какого животного на нём изображён (1 балл). Назовите все стадии в цикле его развития (за каждую позицию – 1 балл). Укажите систематическое положение данного вида (2 балла).



Задание 3. Установите последовательность появления в процессе эволюции животных. Запишите ответ по образцу: АБВ (2,5 баллов):

А – археоптерикс; Б – стегоцефал;В – сеймурия; Г – латимерия; Д – ланцетник.

Задание 4. Установите соответствиетипа корневой системы с растениями. Запишите ответ по образцу: А4Б1В4... (3 балла)

Видоизмененные корни

Названия растений

А) корнеплоды

Б) корневые клубни

В) воздушные корни

Г) дыхательные корни


1) георгины

2) орхидеи

3) свекла

4) морковь

5) ива

6) болотный кипарис

За каждую правильно указанную пару – 0,5 балла.

Задание 5(11 баллов). Рассмотрите рисунок. Дайте название организму, изображённому на рисунке,и укажите тип, к которому он относится (1,5 балла). Назовите все детали его строения (по 0,5 балла за каждую деталь).



Задание 6(3,5 балла).Составьте правильную буквенную последовательность водопроводящих элементов изображенных на рисунке, так чтобы она отражала основные направления их эволюции (например, Ж–Б–В–Д–А–Г–Е)(по 0,5 балла за каждую позицию).




Задание 7 (8 баллов).Рассмотрите ниже приведенную схему жизненного цикла высшего растения. Укажите структуры (1,2,7,9,10,11,12,15,16) и биологические процессы (3–6,8,13,14), обозначенные на схеме цифрами (по 0,5 балла за каждую позицию).