СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Районные олимпиады для учащихся 5-9 классов 2017 года

Нажмите, чтобы узнать подробности

Районная олимпиада по обществоведению для учащихся 9 классов

Просмотр содержимого документа
«9 класс»

Задания районной олимпиады учащихся

по обществоведению 9 класс


Задание I. Выберите правильный вариант ответа и обведите его кружком.

1. Представление человека о своём поведении, характере, внешности, достоинствах и недостатках:

а) сознание;

б) социальная рефлексия;

в) «Я-концепция»;

г) самооценка.


2. Тип характера, при котором главный интерес человека направлен на внутренний мир, ход мыслей и переживаний:

а) меланхолик;

б) интроверт;

в) экстраверт;

г) флегматик.


3. Первым разработал учение о темпераменте?

а) И.П.Павлов;

б) К.Г.Юнг;

в) Гиппократ;

г) У.Джеймс.


4. Не разрабатывал цивилизационный подход к изучению истории:

а) А.Тойнби;

б) Шпенглер;

в) Н.Я.Данилевский;

г) К.Маркс.


5. Линия поведения в конфликте, предполагающая урегулирование разногласий через взаимные уступки:

а) компромисс;

б) сотрудничество;

в) уклонение;

г) приспособление.


6. Способность снисходительно относиться к незначительным проступкам и упущениям других, готовность бескорыстно жертвовать своими интересами ради окружающих:

а) чуткость;

б) великодушие;

в) альтруизм;

г) коллективизм.


7. Не относятся к устойчивым мотивам:

а) интересы;

б) физиологические потребности;

в) установки;

г) убеждения.


8. Ксенофобия – это:

а) неприязнь или ненависть к чужим взглядам и обычаям, боязнь чужого;

б) противопоставление своей родины другим странам и народам;

в) суждение о других культурах с позиции превосходства культуры своего народа;

г) нет верного варианта ответа.


9. Выберите верное утверждение:

а) индивидом становятся, личность отстаивают, индивидуальным рождаются;

б) индивидом рождаются, личность отстаивают, индивидуальным становятся;

в) индивидом становятся, личностью рождаются, индивидуальность отстаивают;

г) индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают.


10. К видам специфических способностей не относятся:

а) теоретические;

б) научные;

в) практические;

г) творческие.


11. Выберите верное утверждение:

а) человек относится к роду гоминиды;

б) человек относится к классу приматов;

в) человек относится к семейству гоминиды;

г) человек относится к роду homo sapiens.


12. Процесс эволюции человека и общества – это:

а) антропогенез;

б) анторопосоциогенез;

в) социогенез;

г) мутагенез.


13. Вторая природа – это:

а) общество;

б) культура;

в) искусство;

г) наука.


14. Не относится к историческим типам мировоззрения:

а) мифологическое;

б) религиозное;

в) обыденное;

г) философское.


15. Представления о свойствах и связях вещей, об упорядоченности всего, что окружает человека, формируются на уровне:

а) миропонимания;

б) миросозерцания;

в) мироосмысления;

г) мироощущения.


16. Первым написал труд «История», после чего этого человека стали называть её отцом:

а) Аристотель;

б) Геродот;

в) Сократ;

г) Фалес.



17. Не является социальным качеством человека?

а) работа органов чувств;

б) мышление;

в) членораздельная речь;

г) высокоорганизованный мозг.



18. Элемент, который не входит в структуру общественно-экономической формации:

а) базис;

б) надстройка;

в) основная часть;

г) способ производства.



19. Мировоззренческая идея, признающая человека высшей ценностью и утверждающая его право на развитие и применение своих способностей, свободу и счастье:

а) гуманизм;

б) религия;

в) духовность;

г) толерантность.



20. В переводе с санскрита слово «человек» означает:

а) индивид;

б) высшее существо;

в) знания;

г) разум.



21. Реальная причина, которая осознаётся нами и направляет познавательную и практическую деятельность:

а) мотив;

б) установка;

в) приказ;

г) интерес.



22. Представитель темперамента, которого И.П.Павлов называл «упорным тружеником жизни»:

а) холерик;

б) сангвиник;

в) флегматик;

г) меланхолик.



23. К формам общения относится:

а) конфликтное;

б) деловое;

в) диалогическое;

г) вербальное.



24. В структуру нравственного поведения не входит:

а) намерение;

б) последствия;

в) мотив;

г) причина.



25. Я.А. Коменский сказал: «В мире нет ничего, чтобы не мог обнять одарённый чувством и разумом человек». Он имел в виду:

а) быть требовательным к себе;

б) постоянно трудиться;

в) стремиться к самосовершенствованию;

г) верить в свои силы.


26. Отцом науки о человеке является:

а) Сократ;

б) Гиппократ;

в) Аристотель;

г) Демокрит.



27. Оборотной стороной свободы является:

а) совесть;

б) ответственность;

в) счастье;

г) долг.



28. Первый трактат об этикете был написан:

а) Педро Альфонсо;

б) Петром Первым;

в) Марко Поло;

г) Щ. Дэйр.



29.Формального лидера можно назвать:

а) управляющий;

б) начальник;

в) руководитель;

г) личность.


30. Не является продолжением фразы: «Темперамент – это характеристика человека»:

а) врождённая;

б) проявляющаяся с самого рождения;

в) не передающаяся по наследству, хотя в её основе лежит тип нервной системы, наследуемый от родителей;

г) приобретённая в течение жизни.


Задание II. Соотнесите:
1. Автора и его высказывание:

1) В. Гумбольдт

а) «Человек отличается от всех других созданий способностью смеяться»;

2) Э. Берн

б) «Человек – единственное животное, поведение которого в значительной степени определяется мыслью»;

3) Дж. Коллингвуд

в) «Человек становится человеком только через язык»;

4) Д. Аддисон

г) «Человек делает то, что ему говорят. Большинство животных – нет».

1

2

3

4


2. Функции языка и их характеристики:

1) коммуникативная

а) использование языка для оценочного суждения;

2) когнитивная

б) основная функция языка, использование языка как основного средства передачи информации и культуры;

3) аксиологическая

в) использование языка как средство воздействия на людей;

4) корпоративная

г) формирование чувства группового единства;

5) волюнтативная

д) использование языка для формирования мышления индивида и общества.

1

2

3

4

5


3. Социально-психологические эффекты и их характеристики:

1) эффект «розовых очков»

а) сложившееся общее неблагоприятное впечатление о человеке, побуждающее к отрицательным оценкам его новых поступков или качеств;

2) эффект «тёмных очков»

б) восприятие новой информации о человеке, не похожей на прежнюю, как более значимой при формировании мнения о нём;

3) эффект новизны

в) восприятие усилий, воздействующих как побуждение к действиям, которые приводят к прямо противоположному результату;

4) эффект проекции

г) склонность приписывать приятному собеседнику свои достоинства, а неприятному – свои недостатки; побуждает нас находить в другом собственные свойства, черты и состояния;

5) эффект бумеранга

д) предварительно возникшее общее благоприятное впечатление о человеке, способствующее положительным оценкам ещё неизвестных качеств.

1

2

3

4

5


4. Понятие и определение:

1) нравственные нормы; 2) нравственная оценка; 3) нравственные принципы; 4) нравственный идеал.

а) стратегические установки человека в его отношениях с людьми;

б) образцы поведения, к которым стремится человек, считая их наиболее разумными, полезными, красивыми;

в) определяет, как человек должен вести себя по отношению к обществу, другим людям, самому себе;

г) осуждение или одобрение поступка, поведения человека на основе законов морали.

1

2

3

4

5. Уровни развития малых групп и их характеристики:

1) диффузная группа

а) имеет общую цель и единство деятельности по её достижению;

2) группа-ассоциация

б) высший уровень развития психологических и деловых отношений. Здесь члены группы вступают в межличностные отношения, связанные единством личных и общественных интересов;

3) группа-кооперация

в) члены группы вступают в межличностные отношения, связанные частно-групповыми интересами;

4) группа-корпорация

г) в основе отношений лежат общие эмоции и переживания, общий краткосрочный интерес или личные симпатии;

5) группа-коллектив

д) в основе отношений лежат только лично значимые цели.

1

2

3

4

5


6. Термин и его перевод:

1)  evolutio

а) горсть;

2movere

б) соразмерность;

3temperamentum

в) развёртывание;

4)  manipulus

г) двигать.

1

2

3

4



7. Подходы к изучению общества и тех, кто их разрабатывал:

1) натуралистический

а) Г.Гегель;

2) культурно-исторический

б) Ш.Монтескьё;

3) идеалистический

в) К.Маркс;

4) материалистический

г) Г.Гоббс и Дж.Локк;

5) психологический

д) Н.Я.Данилевский.

1

2

3

4

5



8. Стили управления и их характеристики:

1) авторитарный

а) осуществляется посредством коллективного обсуждения и совместного принятия решений;

2) демократический

б) характеризуется полным доверием и передачей функций подчинённым;

3) либеральный

в) осуществляется посредством приказов, не подлежащих обсуждению.

1

2

3



9. Виды культуры и их характеристики:

1) элитарная

а) культура, ориентированная на массовое каждодневное употребление;

2) массовая

б) система норм и ценностей, отличающих отдельную социальную группу от большинства общества;

З) доминирующая

в) культура привилегированных групп общества;

4) субкультура

г) субкультура, которая противостоит доминирующей культуре, находится в конфликте с её ценностями и нормами;

5) контркультура

д) совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества.

1

2

3

4

5




10. Мыслителей и их высказывания:

1) Г.Гегель

а) «Талант без гения значит немного, гений без таланта – ничто»;

2) П.Валери

б) «Гений и злодейство несовместны»;

3) А.С.Пушкин

в) «Талант является специфической, а гений – всеобщей способностью»;

4) А.Эйнштейн

г) «Выдающиеся личности формируются не посредством красивых речей, а собственным трудом и его результатом».

1

2

3

4



Задание III. Определите понятие:

1) __________________________ - это:

а) учреждение, предназначенное для обучения и воспитания подрастающего поколения;

б) учреждение, занимающееся непосредственной подготовкой кадров для народного хозяйства;

в) институт, занимающийся исключительно передачей социокультурного наследия последующим поколениям.

2) _________________________ - это способность человека, исторически возникшая в процессе совместной деятельности людей и их общения с помощью языка.

3) _________________________- это принятая личностью необходимость подчиняться общественному правилу или предписанию.

4) _________________________- это учение о человеке.


5) _________________________- это:

а) способствует становлению и развитию человека как личности;

б) процесс взаимодействия людей, в ходе которого они обмениваются информацией, выявляют своё отношение друг к другу;

в) выступает необходимым средством достижения намеченного результата.


Задание IV. Проанализируйте следующие понятия, выявив их общее и различное.

а) способности;

б) талант;

в) гениальность.

________________________________________________________________________________________


________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________


Задание V. Определите, к какой изученной теме относится схема. Дайте название схеме, внесите в нее недостающие данные:

А)

Потребности

в самореализации

















Физиологические потребности

(в пище,питье, кислороде, воспроизводстве)



Б)































Задание VI. Прокомментируйте утверждение:

«Для граждан гораздо полезнее, когда процветает всё государство в целом, а не когда отдельные люди процветают, целое же разрушается» (Фукидид).

При выполнении задания воспользуйтесь вопросами:

1) Какую нравственную (общественно-политическую) проблему поднял древнегреческий историк?

2) Какие способы разработало современное общество для решения данной проблемы?

Отвечая на них, старайтесь изложить собственную точку зрения, используя соответствующий понятийный аппарат и обоснованную аргументацию.