Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Доргелинская СОШ № 1»
Конспект урока
Класс: 5
Предмет: русский язык
Тема: «Распространенные и нераспространенные предложения»
Учитель: Батырмурзаева Сийли Магомедовна
Тема: «Распространенные и нераспространенные предложения».
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Цель: дать понятие второстепенные члены предложения и распространенные и нераспространенные предложения; сформировать у учащихся умение характеризовать предложение по наличию главных и второстепенных членов.
Задачи:
учебная: сформировать умение характеризовать предложение по наличию главных и второстепенных членов;
познавательная: познакомить учащихся с новыми понятиями; второстепенными членами предложения; распространенное и нераспространенное предложение.
развивающая: развивать мышление, умение анализировать;
воспитательная: воспитывать интерес к изучению русского языка.
Ход урока:
1.Организационный момент
(Слайд № 1)
2.Словарная работа (слайд № 2)
- Ребята, какое сейчас время года? (осень)
-Совсем недавно осень была другой.
« Роняет лес багряный свой убор» Кто автор этих строк? Это строчки из стихотворения А.С.Пушкина.
-В каком слове есть непроверяемая гласная в корне слова? (багряный). С него мы и начнем нашу словарную работу.
Выпишите, ребята, это слово
Багряный Багровый Багрец Бордовый
(все слова обозначают оттенки красного цвета)
-какой частью речи являются эти слова?
(все слова прилагательные, кроме слова багрец – существительное)
(В багрец и золото одетые леса)
составьте и запишите словосочетание с любым из слов, выполните разбор словосочетания.
-Какой раздел языкознания изучает словосочетание? (синтаксис)
-Что еще изучает синтаксис? (предложение)
- Что такое предложение?
(Слайд №3)
3.Объяснение нового материала Прочитайте предложения.
1.Наступила золотая осень. 2. Цветут поздние цветы. 3. Багряные листья медленно падают на землю. 4.Перелетные птицы улетают.
5.Бушуют сильные ветры. 6. Темные тучи закрывают небо и солнце.
Можно ли назвать группу этих предложений текстом? (Да, потому что они объединены общей темой, связаны по смыслу, располагаются в определенном порядке)
В каком предложении заключена основная мысль текста? ( в первом)
Озаглавьте текст.
Перепишите текст в тетради, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы.
-Над какими орфограммами мы работали.
-Слова с безударной гласной в корне слова (золотая, цветут, цветы, улетают,)
-Слова с непроизносимой согласной (поздние, солнце)
-Слова, с непроверяемой орфограммой (багряный, голубой)
-подчеркните грамматическую основу в каждом предложении.
- прочитайте только грамматические основы предложений
-прочитанные предложения являются текстом? (да)
-какой текст вам понравился больше?
-чем отличается второй текст от первого?
- почему? Первый текст несет в себе больше информации)
-что в этих предложениях нам помогает разнообразить их, передать информацию более точно, подробно, выразительно?
( второстепенные члены)
(слайд №4)
4.Объявление темы урока
Итак, сегодня на уроке мы должны выявить , какова роль второстепенных членов в предложении и научиться распознавать распространенные и нераспространенные предложения.
(записать на доске)
А задача нашего урока - выявить, какую роль играют второстепенные члены предложения.
Выпишите грамматическую основу из 6 предложения
Тучи закрывают
/какие? /что?
темные небо и солнце
От каких членов предложения ставим вопросы?
Значит, второстепенные члены предложения могут распространять как главные , так и второстепенные члены предложения.
5. Работаем с учебником стр.66
(слайд №5)
6. Физкультминутка, мы немножко отдохнем. Вставайте все возле своих парт. (слайд №6)
7.Самостоятельная работа
Выберите букву правильного ответа, а потом проверим наши знания.
(слайд №7)
1. Укажите нераспространенное предложение:
А) Наступила осень.
Б) Полюбуйтесь красотой осенних листьев.
В) Осенью сильно дует ветер. (слайд №8)
2. В каком предложении надо поставить тире между подлежащим и сказуемым:
А) Разноцветные листья летят по воздуху.
Б) Осень щедрая пора.
В) Природа осенью очень красива. (слайд №9)
3.Укажите односоставное предложения:
А) Птицы улетают.
Б) Сходите в лес.
В) Дует сильный ветер.
- проверяем тест, объясняя свой ответ (слайд №10,11,12) (слайд №13)
8. А теперь ответь на вопросы
1Назовите вид предложения по цели высказывания, в котором о чем-то рассказывается, сообщается? (повествовательное)
2.Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей (дополнение)
3.Главный член предложения, который обозначает предмет или лицо и отвечает на вопросы Кто? Что? (подлежащее)
4. Главный член предложения, который называет действие и отвечает на вопросы что делает? (сказуемое)
5. Главное и зависимое слово, которые связаны по смыслу и грамматически? (словосочетание)
6.Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы
Какой? Какая? (определение)
7. второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: Где? Куда? Откуда? (обстоятельство)
9.Рефлексия
Понравился ли вам урок?
В каком месте вам было интересно? А где скучно?
Вы молодцы! Все хорошо работали, но особенно постарались сегодня…
10.Домашнее задание (записывается на доске)
Упр 177 стр. 81-82, мини- сочинение «Осень»