СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Растения и животные осенью.

Нажмите, чтобы узнать подробности

технологическая карта по самопознанию на тему растения и животные осенью

Просмотр содержимого документа
«Растения и животные осенью.»

Сабақтын технологиялық картасы

Технологическая карта занятия

Күні - Дата: 22.10.2018 Тәрбиеші-Воспитатель: Ишкова Н. В.

Білім беру саласы - Образовательная область: Познание.

Бөлім - Раздел: Естествознание.

Тақырыбы - Тема: Растения и животные осенью.

Мақсаты - Цель: Формировать обобщенное представление об осени.

Міндеттері - Задачи: Систематизировать знания о жизни растений и животных в осенний период, расширять знания о фактах приспособления растений и животных к изменениям условий внешней среды, развивать разговорную речь, внимание, память. Умение делать умозаключение, обобщать. Воспитывать заботливое отношение к животным и растениям.

Методы и приемы: словесные и наглядные.

Средства: Картины из серии «Жизнь зверей осенью», открытки с изображением диких животных; чудесный мешочек; кукольный театр с персонажами: мягкие игрушки (звери).

Билингвальный компонент: медведь – аю -bear, волк – қасқыр- wolf , лиса- түлкі - fox, заяц – қоян- hare, белка - squirrel , дерево - ағаш -tree.

Этапы действий

Ход занятия

Действие детей

Учёт

+

-

Вводная часть

-Утром мы во двор идем

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

- Так встречает осень город. Листопад. Шелест листьев под ногами.

-А что происходит осенью с лесом?

- Почему изменился лес?

- Представьте, что мы в лесу. (Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года» - «Ноябрь».)




(прикрепляют золотистую березку, красный клен, коричневый дуб, зеленую елочку.)

(появляется солнышко невысоко над лесом, облака и тучки.)




Основная часть

-Перечислите, какие деревья растут в лесу?

Игра “С какого дерева листок”

- Подберите к этим деревьям их листья.

Игра “Части дерева”

- Корни поглощают воду и питательные вещества из почвы. Корни удерживают дерево.

- По стволу и веткам вода и питательные вещества поступают к листьям, цветам и плодам.

- На ветках есть листья, цветы, плоды.

- Зеленые листья поглощают свет. Листья выделяют кислород.

- Плоды падают, семена, падая в землю, прорастают.

- Листья падают, гниют, образуют питательные вещества для дерева.

- Назовите что это за деревья.

- А кого не хватает в нашем лесу?

Давайте поместим на нашу картинку животных, которые могут быть в осеннем лесу.

Картинки выставляются после того, лесные звери-куклы встречают детей и рассказывают о том, что изменилось в их жизни с приходом осени и как они готовятся к зиме.

Загадки:

-Любит спать в своей берлоге,

Страшно может зареветь.

Кто, скажите, он?

-Игрушка- медведь: Хорошо живется нам, медведям, летом. Лес щедро угощает грибами и ягодами. Попадаются мелкие зверушки и муравьи. В дупле можно найти мед диких пчел, собрать сочные корешки растений. Успеваем мы накопить жиру за лето; А как же иначе, ведь зима впереди, а жировой запас на всю зиму.

Закружился листопад в лесу, пора бы подыскать место для берлоги. Место должно быть надежным, чтобы спокойно спать до весны. Берлогу надо листьями устлать, душистой хвоей и сухим мхом, чтобы тепло было. Вот-вот начнутся снегопады. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, и будет мне в ней тепло и тихо.

-За деревьями, кустами

Промелькнуло будто пламя,

Промелькнуло, пробежало.

Нет ли дыма? Нет пожара?

Что вы! Это же плутовка

Рыжая головка, Хвост пушистый - вот краса!

А зовут ее.

-Игрушка – лиса. А мы, лисы, к зиме шубку меняем на теплую и пушистую. На лапках моих вырастает густая шерсть, точно валенки теплые. А каким пушистым хвост становится! В самые сильные морозы могу улечься прямо на снежную постель, только нос и лапы укрою своим пушистым хвостом!

Нора моя в глухом лесу, на заросшем кустами песчаном склоне ручья или реки. Летом корма у меня вдоволь. И лягушки, и ящерицы, и птенчики, и мышки-полевки, а то у ручья уточку молодую поймаю, в лесу ягодками полакомлюсь. Зимой только мышки от голода спасают.

- Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки ни одной.

- Интересно о подготовке ежа к зиме рассказал Д. Зуев: «Ежик по-своему заготавливает подстилку. Кубарем катается по траве и накалывает листву на свои иглы. Охапкой встанет ежик и понесет на себе листовой матрац в гнездо. Идет неправдоподобное чудище, узнать невозможно: копна копной!»

-Игрушка -еж: На зиму я запасов не делаю. Когда наступают холода, забираюсь в свой теплый уютный домик и сплю до той поры, пока не пригреет весеннее солнышко и не растает снег. Сплю, и сниться мне, как бродил по лесу летом, мышей и лягушек ловил, юрких ящериц, жучков и червей.

Фuзкультминутка «Прогулка в лесу»

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали,

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели.

Бабочки летали,

Крылышками махали.

На нос села пчела.

Посмотрите вниз, друзья.

Мы листочки приподняли,

В ладошку ягоды собрали.

Хорошо мы погуляли! .

И немножечко устали!

- Я заяц, расскажу, как живется мне в лесу.

Игрушка -заяц: Звери от врагов кто где прячутся. Одни в дуплах, другие в норах. А я ничего этого не умею. А врагов у меня полным - полно. Спасают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Летом - серая, а зимой - белая. Глаза косые у меня не случайно, вижу ими не только, что впереди, но и по сторонам и даже немного сзади. Чуткий нос и уши не раз выручали меня. Кормлюсь я по ночам - так безопаснее. Люблю полакомиться веточками, корой молодых деревьев и кустарников.

- Игрушка-белочка:

Целый день я все скакала,

Осенью ведь дел немало:

Выбрать на зиму дупло, Чтобы было в нем тепло, Застелить его ковром Теплым пухом, мягким мхом. День-деньской скачу по лесу Собираю мягкий мох,

А орешек если встречу,

В кладовую с ним я скок!

- Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

Волк: Запасов на зиму мы, волки, не делаем. Помогают пережить трудное зимнее время нам сильные ноги да острые зубы. Много приходится пробежать, прежде чем найдем добычу, потому и говорят о нас в народе, что волка ноги кормят.

- Большой пушистый хвост нужен и волку. Когда волк зимой уляжется спать прямо на снегу, он укроет нос и лапы своим пушистым хвостом. Цвет своей шубы волк не меняет. Он остается серым, но шерсть становится еще гуще и пышнее.

Игра «Заморочки из бочки»

-Кого называют рыжей плутовкой?

-Самый большой любитель меда, обитатель наших лесов?

-Удивительные охотники, умеющие плести паутину?

-Тело зверь покрытого иголками, защищающими его от врагов?

-У кого дерева ствол белый?

-Как называются листья у сосны и ели?

-Дерево, которое украшают один раз в году?

-Стоят под березкой Березкины тезки.

Дидактическая игра "Кто где живёт?"
В берлоге живёт (кто?) –
В норе живёт (кто?) –
В логове живёт (кто?) –
В норке живёт (кто?) –
В дупле живёт (кто?) –

Ель. Сосна.

Отвечают с какого дерева какой лист.


(Дети выкладывают части дерева)









«Животных».









(Медведь)





















(лиса).

















(Еж)






















Выполняют физкультминутку


































(Волк)



Лисица

Медведь


Пауки


Еж


Береза

Иголки

Елка

(Подберезовики)


медведь.

лиса.

волк.

ёжик.

белка.































Заключительная часть

- вот ребята, сегодня мы с вами узнали, как дикие звери к зиме готовятся. Давайте возвращаться обратно в детский сад.






Ожидаемый результат: Воспроизводят: названия деревьев и кустарников, животных.

Понимают: причинно- следственные связи первых осенних изменений, происходящих в природе.

Применяют: умение устанавливать причинно – следственные связи, аргументировать ответ, по внешнему признаку различать и называть деревья и кустарники, животных.