СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разговоры о важном. Сценарий занятия. Методические рекомендации. "Что такое успех?". 3-4 классы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочное занятие по теме "Что такое успех?" в 3-4 классах

Просмотр содержимого документа
«Разговоры о важном. Сценарий занятия. Методические рекомендации. "Что такое успех?". 3-4 классы.»

Разговоры о важном

Сценарий занятия

Что такое успех?

3–4 классы

28 апреля 2025 года



Сценарий занятия «Что такое успех?»


Цель занятия: развитие представлений обучающихся о значении труда и успеха, осознание ценности созидательного труда и важности развития трудового потенциала каждого гражданина для успешности всего государства.

Формирующиеся ценности: созидательный труд.

Основные смыслы:

  • Успех — это результат труда человека, который может проявляться в самых разных масштабах.

  • Групповой (командный) успех складывается из индивидуального (личного) успеха каждого участника группы (команды).

  • Успех государства определяется успехом каждого гражданина.

  • Успех — временное явление, его необходимо постоянно поддерживать путем постоянных усилий, личностного и профессионального развития.

Партнер: Молодёжная общероссийская общественная организация «Российские Студенческие Отряды»

Продолжительность занятия: 30 минут.


Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеоматериалов и презентации, а также выполнение практических интерактивных заданий.

Комплект материалов:

  • Сценарий https://разговорыоважном.рф/28-04-2025/3-4/1s/3_4.pdf 

  • методические рекомендации https://разговорыоважном.рф/28-04-2025/3-4/2m/3_4.pdf

  • видеоматериалы

  • Фильм Движения Первых «Заповедник» 

  •  https://rutube.ru/video/bfb3428f772fd39466f879e3d62df67b/?r=wd (8.53)

  • Видео с успешными людьми разных профессий 

  •  https://rutube.ru/video/3942b1f5ea85ede8a12072ae3e81f617/?r=wd (6.05)

  • Видеоанонс темы от Алексея Онежена 

  •  https://rutube.ru/video/7c2cd076278cb190d6020e472afd8d34/?r=wd (3.29)

  • Что такое успех Российские студенческие отряды 

  • https://rutube.ru/video/2c8f3f3708590c0de9bf619bd4dcb541/?r=wd (3.00) 

  • Фрагмент видео «Вовка в тридевятом царстве»

  • ​​​​​​​https://vk.com/video-227177527_456239160  (5.22)

презентация https://разговорыоважном.рф/28-04-2025/3-4/3p/3_4.pdf 

Раздаточные материалы

Пазлы успеха   https://разговорыоважном.рф/28-04-2025/pazl1-4.jpg

 Ребусы https://разговорыоважном.рф/28-04-2025/rebus1-4.jpg 


Этапы занятия

Мотивационно-целевой этап: просмотр видеоролика-анонса занятия, беседа, просмотр видеоролика-интервью.

Основной этап: чтение и обсуждение фрагмента художественного произведения / просмотр и обсуждение фрагмента мультипликационного фильма, просмотр и обсуждение видеоролика.

Заключительный этап: беседа, интерактивное задание.


Мотивационно-целевой этап

Учитель организует просмотр видеоролика-анонса с Алексеем Онеженым.

Учитель: Как вы поняли из видеоролика, сегодня мы с вами поговорим об успехе. Встречали ли вы в своей жизни успешных людей или, может, слышали о них? Почему вы считаете их успешными?


Ответы обучающихся. Учитель направляет беседу, задавая уточняющие вопросы, например:

  • Можно ли считать успешным человека, который не стал знаменитым, но делает важное дело для своей семьи или общества?

  • Можете ли вы привести пример успешного человека, который вас вдохновляет?

  • Есть ли среди вас ребята, которых можно считать успешными?

  • Что бы вы хотели сделать, чтобы стать успешным человеком в будущем?

Ответы обучающихся

Учитель организует просмотр видеоролика-интервью с федеральными спикерами.

Примерные вопросы для обсуждения:

  • Какие профессии, на ваш взгляд, самые важные для общества? Почему?

  • Как вы понимаете фразу «служить людям и стране»?

  • Какими делами можно приносить пользу России уже сейчас?


Учитель: Сегодня мы постараемся разобраться, кто такой успешный человек, какими качествами он должен обладать и что необходимо сделать каждому из вас, чтобы добиться успеха.


Основной этап


Учитель: Ребята, любите ли вы собирать пазлы? Удастся ли сложить картинку, если одной или нескольких деталей не хватает? (презентация к занятию, слайд 2)

Ответы обучающихся


Учитель: Если в пазле не будет доставать каких-то деталей, пазл соберется? Так и с успехом. Необходимо собрать все составляющие.


Учитель организует работу обучающихся с отрывком из рассказа Вадима Николаевича Коростылёва «Вовка в Тридевятом царстве» (Приложение 1) или демонстрирует фрагмент одноименного мультипликационного фильма (видеоматериалы к занятию).


Примерные вопросы для обсуждения:

  • Почему Вовка оказался в Тридевятом царстве?

  • Какой он себе представлял успешную жизнь?

  • Достаточно ли было озвучить желание, чтобы его исполнила золотая рыбка, или что-то еще требовалось?

  • Можно ли считать себя успешным, если твою работу за тебя выполняют другие? Если за вас будет учиться кто- то другой, то кому достанутся знания?

  • Какой важный урок усвоил Вовка?


Ответы обучающихся

Учитель: Ребята, что же в первую очередь нужно для достижения успеха?

Ответы обучающихся


Учитель: Верно! Труд — это основа нашего с вами успеха. В России есть организация, девиз которой «Труд крут», называется она «Российские Студенческие Отряды». Эта организация помогает школьникам и студентам найти работу и выбрать профессию по душе. Подробнее об этой молодежной организации вы узнаете из видеоролика.

Учитель организует просмотр видеоролика о «Российских Студенческих Отрядах», в котором участники организации рассказывают про свой успех.


Учитель: Какие примеры успеха вам запомнились из видеоролика? Ребята, как вы думаете, можно ли «Российские Студенческие Отряды» назвать успешной организацией? Почему?


Ответы обучающихся. Учитель направляет беседу, задавая уточняющие вопросы, например:

  • От чего зависит успех нескольких людей, коллектива, организации?

  • Как должен работать человек, чтобы добиться успеха?

(добросовестно, усердно).


Учитель: Конечно, организация «Российские Студенческие Отряды» успешна, но ее достижения — это успехи ребят, которые не боятся трудиться и знают свое дело. Не все ребята из студенческих отрядов становятся знаменитыми, но точно все из них знают, что такое успех. А что такое успех для вас?


Ответы обучающихся


Учитель: Каждый из вас прав! Успех — это достижение поставленных целей в учебе или работе, достижение положительного результата в каком-то деле. Успех может проявляться в самых разных масштабах: и в самых маленьких, и в грандиозных.

По происхождению слово «успех» связано со словом

«успеть». Как вы думаете, что должен успевать успешный человек?


Ответы обучающихся.


Учитель: Правильно! Успешный человек должен делать все дела вовремя и качественно. Как вы думаете, ребята, что еще необходимо человеку, чтобы работать хорошо, качественно, чтобы стать хорошим специалистом, врачом, журналистом, строителем?

Ответы обучающихся

Учитель: Правильно! Знания! Для достижения успеха не всегда бывает достаточным просто обладать знаниями, нужно научиться еще применять их на практике, приобрести опыт работы в команде, общения. Можем ли мы начать получать эти навыки сейчас, в школе? Как?


Ответы обучающихся


Учитель: Часто мы ждем, что вдруг случится чудо: появится Синяя птица или Золотая рыбка и все за нас сделает. Но в жизни так не бывает. Чтобы добиться успеха, нужно иметь мечту, а потом много трудиться, чтобы эта мечта сбылась. Исполнение мечты — это и есть настоящий успех. Ребята, а у вас есть мечта? О чём вы мечтаете?


Ответы обучающихся


Учитель: Получается, успех начинается с мечты. Мечтали о поездке в МДЦ «Артек» — собрали портфолио, выполнили конкурсное задание, и вот спустя время, благодаря своему труду, вы едете в международный детский центр — исполняете мечту. Это и есть успех!

Заключительный этап

Учитель: Давайте вспомним три составляющие успеха, о которых мы сегодня говорили. А поможет нам в этом ребус.


Учитель организует выполнение интерактивного задания «Ребус. Успех».



МЕЧТА


ЗНАНИЯ


ТРУД


УСПЕХ


Учитель: Запишите получившиеся слова на детали пазла

(раздаточный материал). Что же нужно для достижения успеха?

Ответы обучающихся


Учитель: Правильно! Успех начинается с мечты, но без знаний и труда его не достичь. Но в нашем пазле не хватает одной детали (презентация к занятию, слайд 4). Как вы думаете какой?

Ответы обучающихся


Учитель: Мы все с вами разные, и каждому для достижения успеха может понадобиться еще что-то свое: смелость, терпение, поддержка семьи и друзей и многое другое.

Всегда нужно помнить, что успех каждого из вас важен для класса, а успех класса — для всей школы. Ваши личные достижения влияют на успех всей страны. Семья, учителя и друзья могут помочь, но главный герой вашего успеха — это вы!


Постразговор


Что почитать:

  • Коростылев В.Н. «Вовка в Тридевятом царстве»

  • Адинцова Е., Гордеева Е., Семибратская В. «Мальчики и девочки, прославившие Россию. Большая энциклопедия от А до Я»

  • Артемова Н. В., Артёмова О. В. «Девочки, прославившие Россию (Великие люди тоже когда-то были детьми)»

  • Артемова Н. В., Артёмова О. В. «Мальчики, прославившие Россию (Великие люди тоже когда-то были детьми)»

  • Благинина Е.А. «Не мешайте мне трудиться»

  • Гайдар А.П. «Тимур и его команда»

  • Гернет Н.В. «Хорошая вода»


Что посмотреть:

  • Фильм «Приключения Буратино», 1975

  • Фильм «Два друга», 1954

  • Фильм «Чудак из 5 “Б”», 1972

  • Мультфильм «В стране невыученных уроков», 1969

Проектная и внеурочная деятельность, внеклассные мероприятия:

  • Проект «Портрет моего успешного героя»

Учащиеся выбирают реального или вымышленного персонажа, олицетворяющего для них успех. Нужно проанализировать, какие качества и действия помогли герою достичь успеха, составить краткую биографию или характеристику героя и представить его классу. Такой проект поможет детям понять составляющие успеха и сопоставить их с собственными жизненными целями.

  • Виртуальная экскурсия «Дорогами успеха»

Школьники путешествуют виртуально по городам России, узнавая истории успешных предпринимателей, ученых, спортсменов и деятелей культуры, чтобы понять, как именно их труд привел к успеху.

  • Учащиеся фотографируются на фоне символических знаков успеха (награды, медали, почётные грамоты, любимые книги, награды родителей) и демонстрируют их в классе с комментариями о том, что именно вдохновляет их на достижение успеха.

  • Учащиеся расспрашивают у своих близких о том, были ли они в студенческих отрядах и повлияло ли это на их успех в будущем. Результаты оформляют в виде видеоинтервью с родителем.

Приложение 1

Библиотекарь Анна Ивановна предложила Вовке очень интересную книгу «Сделай сам». Но Вовка ничего не любил делать сам. То ли дело волшебные сказки! Царская жизнь! Только и делай, что ничего не делай!

— Я всё поняла, — сказала Анна Ивановна. — Тебе необходимо попасть в Тридевятое царство. Жаль, что оно лишь в книжках нарисовано. Ну, да не беда! …

И Анна Ивановна нарисовала на переплёте «Сказок» точную копию Вовки. Нарисованный Вовка подмигнул живому и сбежал на ладонь к Анне Ивановне. …

Анна Ивановна поднесла нарисованного Вовку к распахнувшимся нарисованным воротам «Сказок» и…

Я знаю, что произошло дальше, а ты — нет. Поэтому я тебе расскажу. На первой странице сказочный Царь красил забор.

  • Вы зачем забор красите? — напустился на Царя Вовка. — Вам полагается ничего не делать!

  • Ничего не делать, ничего не делать! — передразнил Вовку Царь. — Так и со скуки помрёшь, и тунеядцем прослыть можно. А я не всамделишный Царь, я сказочный.

  • Тем более! — топнул ногой Вовка. — У вас должна быть сказочная жизнь.

Царь страшно рассердился.

Отрубить голову этому тунеядцу! — закричал он. — В сказках и своих лентяев довольно.

Но Вовка не стал ждать, пока слуги выполнят царский приказ. Он пустился наутёк, да так, что под ногами только страницы замелькали.

Перевёл дух Вовка только у самого синего моря, в сказке о Золотой рыбке. На берегу сидела, сгорбившись, Старуха, а перед ней стояло разбитое корыто.

  • Покликал бы ты, милок, Золотую рыбку да попросил бы у неё новое корыто!

  • Вот ещё! — важно заявил Вовка. — У меня свои дела с Золотой рыбкой. Мне надо узнать дорогу в Тридевятое царство!

И стал Вовка кликать Золотую рыбку. Приплыла к нему Золотая рыбка.

  • Значит, так, — сказал Вовка. — Мне надо…

  • А ты сплёл невод? — напустилась на него Золотая рыбка. — А ты его трижды закинул в синее море? А ты меня поймал? Палец о палец не ударил, а туда же: «Мне надо!» И больше не смей мне мешать: пока «Сказки» на полке стоят, я серебряных рыбок переучиваю на золотых.

  • Ну и пожалуйста! — буркнул Вовка. — Килька несчастная!












Разговоры о важном

Методические рекомендации

Что такое успех?

3–4 классы

28 апреля 2025 года

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

к сценарию занятия «Что такое успех?»

Цель занятия: развитие представлений обучающихся о значении труда и успеха, осознание ценности созидательного труда и важности развития трудового потенциала каждого гражданина для успешности всего государства.

Формирующиеся ценности: созидательный труд.

Основные смыслы:
  • Успех — это результат труда человека, который может проявляться в самых разных масштабах.

  • Групповой (командный) успех складывается из индивидуального (личного) успеха каждого участника группы (команды).

  • Успех государства определяется успехом каждого гражданина.

  • Преодоление трудностей — одно из условий достижения успеха.

  • Успех — временное явление, его необходимо поддерживать путем постоянных усилий, личностного и профессионального развития.

Планируемые результаты занятия Личностные результаты

В сфере гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине – России;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к людям, носителям различных профессий; представления о человеке как члене общества.

В сфере духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности.

В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям.

Метапредметные результаты

В сфере овладения познавательными универсальными учебными действиями: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов,

событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; выбирать источник получения информации, согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа её проверки.

В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить

речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий; устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Предметные результаты

Русский язык: осознание правильной устной речи как показателя общей культуры человека; овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка.

Литературное чтение: овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста.

Труд (технология): формирование общих представлений о мире профессий, значении труда в жизни человека и общества, многообразии предметов материальной культуры.

Партнер: Молодёжная общероссийская общественная организация «Российские Студенческие Отряды»

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеоматериалов и презентаций, а также выполнение интерактивных заданий.

Комплект материалов:
  • Сценарий https://разговорыоважном.рф/28-04-2025/3-4/1s/3_4.pdf 

  • методические рекомендации https://разговорыоважном.рф/28-04-2025/3-4/2m/3_4.pdf

  • видеоматериалы

  • Фильм Движения Первых «Заповедник» 

  •  https://rutube.ru/video/bfb3428f772fd39466f879e3d62df67b/?r=wd (8.53)

  • Видео с успешными людьми разных профессий 

  •  https://rutube.ru/video/3942b1f5ea85ede8a12072ae3e81f617/?r=wd (6.05)

  • Видеоанонс темы от Алексея Онежена 

  •  https://rutube.ru/video/7c2cd076278cb190d6020e472afd8d34/?r=wd (3.29)

  • Что такое успех Российские студенческие отряды 

  • https://rutube.ru/video/2c8f3f3708590c0de9bf619bd4dcb541/?r=wd (3.00) 

  • Фрагмент видео «Вовка в тридевятом царстве»

  • ​​​​​​​https://vk.com/video-227177527_456239160  (5.22)

презентация https://разговорыоважном.рф/28-04-2025/3-4/3p/3_4.pdf 

Раздаточные материалы

Пазлы успеха   https://разговорыоважном.рф/28-04-2025/pazl1-4.jpg

 Ребусы https://разговорыоважном.рф/28-04-2025/rebus1-4.jpg 


Этапы занятия

Мотивационно-целевой этап: просмотр видеоролика-анонса занятия, беседа, просмотр видеоролика-интервью.

Основной этап: чтение и обсуждение фрагмента художественного произведения просмотр и обсуждение фрагмента мультипликационного фильма, просмотр и обсуждение видеоролика.

Заключительный этап: беседа, интерактивное задание.


Мотивационно-целевой этап


Основные смыслы: Успех — это результат труда человека, который может проявляться в самых разных масштабах. Успех государства определяется успехом каждого гражданина.

Задачи:

  • создать условия для осмысления обучающимися понятия

«успешный человек», значимости вклада человека каждой профессии в развитие страны, в ее будущее;

  • содействовать проявлению у обучающихся познавательной активности, готовности к работе на занятии.

Формы работы:

  • просмотр видеороликов;

  • беседа.


Основной этап
    1. Составляющие успеха.

Основные смыслы: Успех — это результат труда человека, который может проявляться в самых разных масштабах. Составляющими успеха являются труд, знания и мечта.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с ключевыми составляющими успеха;

  • расширить представление о значимости труда, знаний и наличия мечты для достижения успеха;

  • содействовать формированию умения анализировать текст.

Формы работы:

  • беседа;

  • просмотр видеоролика или работа с фрагментом художественного произведения.


2. Успех в Российских студенческих отрядах.

Основные смыслы: Групповой (командный) успех складывается из индивидуального (личного) успеха каждого участника группы (команды). Преодоление трудностей — одно из условий достижения успеха.

Задачи:

  • содействовать формированию ценностного отношения к труду;

  • способствовать осознанию обучающимися значимости успеха в трудовой деятельности и его значимости для человека (носителя профессии);

  • расширить представления о профессиональном успехе.

Формы работы:

  • беседа;

  • просмотр видеоролика.

Заключительный этап

Основные смыслы: Групповой (командный) успех складывается из индивидуального (личного) успеха каждого участника группы (команды). Успех — временное явление, его необходимо поддерживать путем постоянных усилий, личностного и профессионального развития.

Задачи:

  • обобщить обсужденный материал;

  • способствовать осознанию обучающимися значимости своего вклада в общий успех.

Форма работы:

  • беседа;

  • интерактивное задание.


Постразговор

Что почитать:

  • Коростылев В.Н. «Вовка в Тридевятом царстве»

  • Адинцова Е., Гордеева Е., Семибратская В. «Мальчики и девочки, прославившие Россию. Большая энциклопедия от А до Я»

  • Артемова Н. В., Артемова О. В. «Девочки, прославившие Россию (Великие люди тоже когда-то были детьми)»

  • Артемова Н. В., Артемова О. В. «Мальчики, прославившие Россию (Великие люди тоже когда-то были детьми)»

  • Благинина Е.А. «Не мешайте мне трудиться»

  • Гайдар А.П. «Тимур и его команда»

  • Гернет Н.В. «Хорошая вода»


Что посмотреть:
  • Фильм «Приключения Буратино», 1975

  • Фильм «Два друга», 1954

  • Фильм «Чудак из 5 “Б”», 1972

  • Мультфильм «В стране невыученных уроков», 1969


Проектная и внеурочная деятельность, внеклассные мероприятия:
  • Проект «Портрет моего успешного героя»

Учащиеся выбирают реального или вымышленного персонажа, олицетворяющего для них успех. Нужно проанализировать, какие качества и действия помогли герою достичь успеха, составить краткую биографию или характеристику героя и представить его классу. Такой проект поможет детям понять составляющие успеха и сопоставить их с собственными жизненными целями.

  • Виртуальная экскурсия «Дорогами успеха»

Школьники путешествуют виртуально по городам России, узнавая истории успешных предпринимателей, ученых, спортсменов и деятелей культуры, чтобы понять, как именно их труд привел к успеху.

  • Учащиеся фотографируются на фоне символических знаков успеха (награды, медали, почётные грамоты, любимые книги, награды родителей) и демонстрируют их в классе с комментариями о том, что именно вдохновляет их на достижение успеха.

  • Учащиеся расспрашивают у своих близких о том, были ли они в студенческих отрядах и повлияло ли это на их успех в будущем. Результаты оформляют в виде видеоинтервью с родителем.