Мотивация учебной деятельности Цель этапа: сосредоточение внимания, возбуждение интереса к уроку, поиск решения учебной задачи. | Наш сегодняшний урок мне бы хотелось начать со стихотворения Эдуарда Асадова. Слово может согреть, окрылить и спасти, Осчастливить и льды протаранить. Слово может нам тысячи бед принести, Оскорбить и безжалостно ранить. А поэтому скажем сурово: "Чтобы не было в жизни ненужных бед Надо думать, ребята, над каждым словом, Ибо слов невесомых на свете нет!" Скажите, какое ключевое слово здесь? Правильно. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? Какой раздел русского языка изучает слова? - Правильно, «Лексика». И сегодня у нас урок повторения и закрепления по теме «Лексика и фразеология». Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока "Повторение" Скажите, каковы цели нашего сегодняшнего урока? | Ответы обучающихся. Слово Лексика Записывают в тетради Повторить и закрепить изученный материал по теме "Лексика". | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
Актуализация знаний. Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для "открытия нового знания", и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. | Посмотрите на экран. Перед вами словосочетания. В некоторых словах пропущена буква. Что нужно учитывать, вставляя пропущенную букву? Вставьте пропущенные буквы: зап(е) вать песню - зап(и)вать водой; скр(е)пить листочки - скр(и)петь от ветра; прим(е)рять пальто - прим(и)рить друзей Организую проверку. - Что вы учитывали, когда вставляли пропущенную букву. Что такое лексическое значение слова? Запишите определения, которые вы узнали по их лексическому значению, Слова, имеющие одно лексическое значение | | | Слова, одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению | | Слова, имеющие несколько лексических значений | | Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи | | Раздел науки о языке, в котором изучается лексика | | Словарный состав языка | | Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением | | | Выполняют письменно Лексическое значение слов. Лексическое значение слова- это то, что обозначает слово. Смотрят на экран. Говорят по цепочке ответы. | Фронтальная | Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, классификации, устанавливают причинно-следсвенные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: формулируют собственные мысли и обосновывают свою точку зрения. |
Обобщение и систематизация знаний. Цель этапа: обобщить, систематизировать и закрепить знания по разделу. | Какие слова называются общеупотребительные? Приведите примеры. А не общеупотребительные слова - это какие слова? Приведите примеры. Если слова употребляются в речи какой-либо профессии, то как называются такие слова? Что такое профессионализмы? Посмотрите на экран. Перед вами список слов: опера, снаряд, бронхит, артиллерия, романс, микстура, квадрат, кларнет, уравнение, фурункул, десант, ингаляция, умножить, патрон, прививка, скрипка, равенство, батальон, нота, окружность. Теперь делимся на группы: 1 ряд у нас будут музыканты; 2 ряд - военные; 3 ряд - врачами. Каждая подгруппа должна выбрать только те слова, которые относятся к вашей деятельности. Какие слова остались? К какой деятельности мы отнесем эти слова? Что такое диалектизмы? Какие вы знаете диалектизмы? Напишите слово диалектизмы и 3 - 4 примера запишите себе в тетрадь. Скажите, а как пополняется словарный запас языка? Как называются такие слова? Посмотрите на экран. Вам нужно замените заимствованные слова русскими: 1) брошюра – небольшая книжечка; 2) финал – завершение, конец 3) инструкция – указание; 4) антракт - перерыв; 5) шоссе – дорога ; 6) контролировать - проверять 7) директор – руководитель учреждения 8) колоссальный – очень большой, огромный (успех) 9)стабильный – прочный, постоянный Как еще обогащается состав языка. Действительно, с развитием науки, техники, общественной жизни появляются новые предметы. Вместе с ними и возникают новые слова. Как называются они? Приведите мне пример. Выполните задание. Вам нужно из представленного списка слов выбрать неологизмы. Рейтинг, сайт, ветрило (парус), агнец (ягненок), скейтборд, ведать (знать), пирсинг, боярин, спонсор, врата (ворота), плейер, дизайн, глас (голос), секьюрити, космонавт, длань (ладонь), ворота, днесь (сегодня), кафтан. Скажите, а такие слова как: кафтан, ветрило, агнец, как называются? Устаревшие слова - это какие слова? Какие слова называются историзмами, а какие архаизмами? В стихотворении А. С. Пушкина "Пророк" Найдите устаревшие слова. Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился; Перстами легкими как сон Моих зениц коснулся он: Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Как труп в пустыне я лежал, И бога глас ко мне воззвал: "Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей". На доске нарисован класстер. Итак что же изучает лексика? Значение всех этих слов где мы можем узнать? Какие вы знаете словари? | Это слова, которые известны всему народу. Вода, земля, небо, птица и т.д. Это те слова, которые знают и используют в своей речи не все. Например: слово яруга (овраг) употребляется в речи жителей некоторых мест или палитра - употребляется в речи художника. Профессионализмы. Это слова связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии. Музыканты: опера, кларнет, романс, скрипка, нота. Военные: артиллерия, снаряд, десант, патрон, батальон. Врачи: микстура, бронхит, ингаляция, прививка, фурункул. Квадрат, уравнение, умножить, равенство, окружность. К деятельности математиков Диалектизмы - это слова, употребляемые только жителями той или иной местности. Например: гутарить (говорить), кочет (петух), цибуля (лук), замахнуть (подмести), сенцы (кухня) и т.д. Пополнение словарного состава языка осуществляется в результате образования из существующих уже в языке материала новых слов - это так называемые исконно русские слова и за счет заимствования слов из других языков. Заимствованные. Выполняют упражнения. За счет появления новых слов. Неологизмы. Рейтинг, сайт, скейтборд, пирсинг, спонсор, плейер, дизайн, секьюрити. Устаревшие слова. Слова, вышедшие из активного повседневного употребления. Историзмы - это слова, которые вышли из активной лексики в связи с исчезновением называемых ими предметов и явлений. Архаизмы - это такие устаревшие слова, которые имеют синонимы в современном русском языке. Перстами - пальцами Зениц - глаза, зрачки Вещие - пророческие Глас- голос Виждь - смотри Внемли - слушай внимательно Глаголом - словом Синонимы, антонимы, прямое и переносное значение слов и тд. В словарях. | Фронтальная, групповая | Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. |