СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка раздела программы по лёгкой атлетики

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка раздела программы для аттестации

Просмотр содержимого документа
«Разработка раздела программы по лёгкой атлетики»



Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

средняя общеобразовательная школа №6

г. Выкса Нижегородской области







Методическая разработка раздела

учебной программы

«Лёгкая атлетика»

6 класс



Работу выполнила:

О.В. Иванова


учитель физической культуры


стаж работы: 25 лет


квалификационная категория: первая









г. Выкса - 2012 г.


Содержание

1. Пояснительная записка

2. Цели и задачи раздела

3. Психолого–педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения

учебного материала

4. Ожидаемые результаты освоения раздела

5. Обоснование используемых в образовательном процессе технологий, методов, форм организации деятельности

6. Поурочное планирование по разделу

7. Разработка урока по теме: «Основные технические элементы баскетбола».

8. Список литературы































Пояснительная записка

Физическое воспитание в учреждениях среднего образования является составной частью учебно-педагогического процесса, рационально содействуя воспитанию здоровых, физически развитых, социально активных личностей.

Одним из разделов физического воспитания является раздел лёгкой атлетики. Уроки лёгкой атлетики направлены на закрепление основ легкоатлетических упражнений в беге, прыжках и метаниях входящих в содержание программы начальной школы. Продолжается обучение бегу на короткие и средние дистанции, прыжкам в длину, метаниям. Данный материал содействует дальнейшему развитию и совершенствованию прежде всего кондиционных и координационных способностей. Основным моментом в обучении легкоатлетическим упражнениям в этом возрасте является освоение согласования движений разбега с отталкиванием снаряда. Правильное применение материала по лёгкой атлетике способствует воспитанию у учащихся морально-волевых качеств, а систематическое проведение занятий на открытом воздухе содействует укреплению здоровья, закаливанию. Точная количественная оценка легкоатлетических упражнений создаёт благоприятные возможности, позволяющие обучить учащихся проведению самостоятельного контроля и оценки физической подготовленности.

В процессе обучения двигательным навыкам учащиеся получают основы знаний в области гигиены, физиологии. Занятия способствуют профилактики травматизма, коррекции осанки и телосложения.

Лёгкая атлетика – один из популярнейших и базовых видов спорта среди молодёжи, который не требует особых затрат на проведение учебно – тренировочных занятий и экипировку занимающихся. Лёгкая атлетика, в то же время, как ни один другой вид спорта, положительно влияет на развитие мышечной, дыхательной, нервной систем организма, а также на развитие волевых качеств, воспитание трудолюбия, упорства в достижение цели, укрепления чувства товарищества и коллективизма.



Цель: повышение мотивации учащихся к здоровому образу жизни, популяризация ценностей физической культуры и спорта, развитие субъектного, ответственного подхода к здоровью своему и окружающих.

Задачи раздела

Познавательная:

  • формирование знаний, умений и навыков учащихся по разделу;

  • овладение знаниями в области лёгкой атлетики и их применение на практике.



Оздоровительная:

  • укрепление здоровья, развитие основных физических качеств.

  • профилактика травматизма, коррекция осанки и телосложения.



Воспитательная:

  • воспитание положительных качеств личности;

  • воспитание морально – волевых качеств учащихся.





Психолого–педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала

В среднем школьном возрасте (11 – 12 лет) техническое обучение и совершенствование наиболее тесно переплетаются с развитием быстроты, силы, ловкости, выносливости. В соответствии с дидактическими принципами (последовательность, систематичность и индивидуализация) учитель физической культуры должен приучать учащихся к тому, чтобы они выполняли задания на технику прежде всего правильно (т.е. адекватно и точно). Затем необходимо постепенно увеличивать требования к быстроте и рациональности выполнения изучаемых двигательных действий и, наконец, к находчивости при выполнении упражнений в изменяющихся условиях.

В этой связи педагог должен умело переходить от методов стандартно-повторного к вариативному упражнению, игровому и соревновательному методам.

В 5-9 классах увеличиваются индивидуальные различия школьников, что необходимо учитывать в обучении движениям, при развитии двигательных способностей, осуществлении процесса воспитания. В этой связи для группы школьников или отдельных учащихся следует дифференцировать задачи, содержание, темп освоения программного материала, оценку их достижений. Дифференцированный и индивидуальный подход особенно важен для учащихся, имеющих низкие и высокие результаты в области физической культуры.

В подростковом возрасте усиливается значимость обучения учащихся знаниям по физической культуре, формы, передачи которых на уроке зависят от содержания самих занятий, этапа обучения, условий проведения занятий и других факторов. Наиболее целесообразно сообщение знаний увязывать с освоением и совершенствованием конкретных двигательных действий, развитием двигательных способностей, формированием умений самостоятельно тренироваться и осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. Однако знания становятся руководством к действию лишь при двух условиях: во-первых, при объективном отражении закономерностей изучаемых двигательных действий, и, во-вторых, если они органично включены в разнообразную деятельность учащихся.


Ожидаемые результаты освоения учебного материала

  1. Рост уровня физического развития.

  2. Улучшение физической подготовленности на основе развития основных физических качеств.

  3. Повышение уровня знаний учащихся по вопросам здоровьесбережения и физической культуры личности.

  4. Повышение уровня активности и самостоятельности детей в деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья.

  5. Рост уровня умений в сфере физической культуры и переход их в устойчивые навыки.



Обоснование используемых в образовательном процессе технологий, методов, форм организации деятельности учащихся



Основной формой приобретения знаний и умений и формирования навыков по предмету физическая культура является урок.

Содержание урока и процесса обучения должно быть научным, доступным, систематичным и последовательным; обеспечивать активность, сознательность и прочность усвоения школьниками учебной программы; оптимально сочетать словесные, наглядные, репродуктивные и поисковые методы; гарантировать единство обучения, воспитания и развития детей.

Успех урока во многом зависит от применяемой методики. По специфике дидактических задач выделяются различные типы школьных уроков:

  • обучающие (разучивание нового материала);

  • закрепляющие (закрепление разученного);

  • развивающие (совершенствование разучивания);

  • смешанные

  • контрольные

При обучении на уроках физической культуры важное значение имеет побуждение к познавательной активности. В процессе обучения человека физическим действиям решающим фактором всегда является психологическая установка. Во всех практических действиях обязательно входят элементы психических действий.

Мы часто встречаемся на практике с пассивностью учеников, с падением их интереса к занятиям физическими упражнениями. Причины такого отношения к предмету состоят:

  • согласно программе обучение одним и тем же двигательным действиям (бегу, прыжкам, метаниям) проводится в течение многих лет без всяких изменений, без разнообразия;

  • репродуктивность обучения (требование выполнения заданий по образцам).

В лучшем случае учитель дает схему действия по образцам. Дети теряют творческое начало в действиях, а это приводит к пассивности.

Педагогу рекомендуется стимулировать активность школьников, варьируя способами выполнения знакомых упражнений и организации учебной деятельности. Разнообразие создает определенный эмоциональный фон, вызывает интерес к физическим упражнениям.

При передаче знаний в подростковом возрасте очень важно опираться на методы активной учебно-познавательной деятельности (проблемное и программированное обучение, элементы исследования, самостоятельная работа, задания по самоконтролю, взаимоанализ действий партнера и др.).

Широкие возможности активизации деятельности детей заключены в предоставлении им большей самостоятельности, развитии творческой инициативы, усложнении (в пределах доступного) познавательных задач, рациональном выборе словесных и наглядных методов обучения:

  • слово (яркость, четкость, краткость – характерные особенности речи учителя; грамотная, эмоциональная, образная речь, применение пословиц и поговорок делают рассказ учителя ярким и выразительным; выразительность усиливается жестами, мимикой, позой, сменой темпа речи, изменением тональности);

  • беседа (для выявления интересов учеников, их знаний, понимания изучаемого материала, определение трудностей в работе, формировании умений действовать коллективно);

  • объяснение (раскрывает сущность упражнения, задания, техники; особенности объяснения – образность, яркое сравнение, конкретность);

  • описание (для создания первоначального представления о движении, двигательном действии);

  • указание (конкретные сведения о том, что надо делать);

  • распоряжения и команды (для оперативного направления действий учащихся)

  • показ (показ учителя должен быть безупречным; упражнение может показывать и ученик, но только в случаях, когда оно вполне доступное).

Организация деятельности учащихся представлена фронтальным, групповым, индивидуальным методами.

Фронтальный метод (поточный) предусматривает такую организацию деятельности учащихся, при которой весь класс выполняет какое-либо, общее для всех задание.

Групповой метод обеспечивает дифференцированный подход к ученикам в процессе обучения движениям. При групповом методе класс делят на группы (отделения), и каждая из групп выполняет свое, отличающееся от других задание.

Индивидуальный метод позволяет каждому учащемуся проявить свои стремления, выразить себя в движении, в действии как отдельной личности в среде всего коллектива.

При обучении упражнениям принято выделять 2 основных метода - это метод целостного освоения упражнения и метод обучения посредством расчленения.

Целостный метод – это метод обучения, подразумевающий изучение всего действия целиком и применяющийся при обучении простых действий. Он также применяется при обучении перспективных учеников, имеющих высокий уровень двигательных способностей. По мере изучения целостного действия внимание уделяется общей картине движений, основной его функции, затем изучаются и корректируются отдельные неудачные детали, мешающие формированию качественной техники движений.

Расчлененный метод – это метод обучения наиболее распространенный и применяющийся на начальном этапе обучения и при обучении технически сложных действий. Целостное действие подвергается анализу, разделяется на части (детали техники), которые можно выполнить отдельно. Затем определяется последовательность изучения отдельных деталей, составляется план-схема обучения их техники, подбираются методы и средства обучения. Следующий этап — изучение по необходимости группы деталей, т. е. формируются структурные связи между деталями техники. Завершающий этап — изучение всего действия в целом, закрепление и совершенствование техники целостного действия.

Использование современных информационных технологий на уроках физической культуры делает обучение ярким, запоминающимся, формирует эмоционально положительное отношение к предмету. Демонстрация на уроках физической культуры презентаций способствует решению образовательных задач, достижению нового качества обучения.

Усвоение знаний учениками надо контролировать на основе наблюдения, устного и письменного опроса, специальных заданий по применению знаний на практике.



Календарно-тематическое планирование

по разделу «Лёгкая атлетика» - 6 класс

урока

Наименование раздела программы

Тема урока

(тип урока)

Метод проведения

Элементы содержания

1

Лёгкая атлетика

Основы знаний










Групповой поточный, фронтальный

Инструктаж по технике безопасности по лёгкой атлетике. Понятие об утомлении и переутомлении. Влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организма.

Специально беговые упражнения. Старты из различных исходных положений. «Эстафета с прыжками в длину».

2


Обучение техники спринтерского бега

Индивидуальный, поточный, фронтальный

О.Р.У. в движении. Бег с ускорением (30 – 60м) с максимальной скоростью. Старты из различных исходных положений. Учить низкому старту. Максимально быстрый бег на месте (сериями по 15-20с). Контрольное троеборье.

3


Продолжить обучение техники низкого старта

Индивидуальный, поточный, фронтальный

ОРУ. Специально беговые упражнения. Продолжить учить низкому старту. Обучить техники движения рук при беге. Бег со сменой скорости и направления. Бег по прямой. Бег 3 минуты. Малоподвижная игра «Найди пару».

4


Закрепить технику низкого старта

Индивидуальный, поточный групповой игровой

ОРУ в движении. Бег с высоким подниманием бедра на 10 – 15 метров с переходом в бег по дистанции. Провести учёт бега на 60 метров с низкого старта. Провести бег до 5 минут с ускорениями по 50 – 60 метров. Подвижная игра «Смена лидера».

5


Обучение прыжкам в длину с разбега

Групповой, индивидуальный поточный игровой


Учить прыжкам в длину с разбега «согнув ноги». Закрепить технику отталкивания в прыжке в длину. Медленный бег до 6 минут. Бег змейкой. Эстафета с набивными мячами. Подвижная игра «Мячом в цель»

6


Продолжить обучение прыжкам в длину с разбега

Групповой, фронтальный индивидуальный

Комплекс упражнений в парах. Специальные беговые упражнения. Продолжить учить технику прыжка в длину с разбега (приземление, отталкивание). Бег 800 метров в медленном темпе.

7


Закрепить технику прыжков с разбега

Групповой, индивидуальный фронтальный игровой

Упражнения на развитие скоростно – силовых способностей. Провести учёт освоения прыжка с разбега. Медленный бег до 8 минут. Малоподвижная игра «Запрещённое движение»

8


Обучение метанию мяча с разбега

Групповой, индивидуальный игровой

ОРУ на месте. Специальные беговые упражнения. Закрепить технику хлёсткого движения метающей руки в финальном усилии. Обучить технике выполнения скрестного шага. Встречная эстафета.

9


Продолжить учить метанию мяча с разбега

Групповой, фронтальный, игровой

ОРУ в движении. Беговые упражнения. Закрепить технику выполнения скрестного шага. Бросок мяча хлёстким движением руки в даль. Медленный бег 1000 метров без учёта времени.

10


Закрепить метание мяча с разбега

Групповой, фронтальный, игровой игровой

ОРУ в парах. Провести для развития координационных способностей варианты челночного бега. Провести учёт освоения метания мяча с разбега. Бег с изменением направления и скорости. Шестиминутный бег. Подвижная игра «Найди пару».

11


Обучение длительному бегу

Индивидуальный, групповой, фронтальный, игровой

Провести упражнения в парах на сопротивление для укрепления основных групп мышц. Кроссовый бег по пересечённой местности прилегающей к школе до 10 минут. «Эстафета «Верёвочка под ногами»

12


Продолжить учить технике длительного бега

Индивидуальный, групповой, фронтальный, игровой

ОРУ в движении. Бег с высоким подниманием бедра на месте и в движении. Бег с захлёстыванием голени назад на месте и в движении. Бег на результат 1500 метров. Встречная эстафета.

13


Продолжить учить низкому старту

Групповой, индивидуальный, фронтальный, поточный,

ОРУ в движении. Бег с ускорением (30 – 60м) с максимальной скоростью. Старты из различных исходных положений. Продолжить учить низкому старту. Максимально быстрый бег на месте (сериями по 15-20с).

14


Закрепить технику низкого старта

Групповой, индивидуальный фронтальный, игровой

Специальные беговые упражнения. Упражнения на развитие скоростно – силовых способностей. Бег 60 метров на результат. Медленный бег до 3 минут. Подвижная игра Салки».

15


Обучение прыжкам в высоту «перешагиванием»

Индивидуальный, групповой, фронтальный, игровой

ОРУ в парах. Специальные прыжковые упражнения. Закрепить технику отталкивания в сочетании с маховыми движениями ногой и рукой. Провести встречную эстафету 2 -3 раза с этапом до 20 метров.

16-17


Продолжить обучение техники прыжков в высоту «перешагиванием»

Индивидуальный, групповой, игровой

Провести общеразвивающие и прыжковые упражнения. Продолжить учить техники разбега в сочетании с отталкиванием. Для развития скоростных качеств повторить встречную эстафет с полочкой 2 – 3 раза (длина этапа до 30 метров).

18


Закрепить прыжки в высоту «перешагиванием»

Групповой, индивидуальный, поточный, игровой

ОРУ в движении. Специальные прыжковые упражнения. Провести учёт освоения прыжков в высоту с разбега. Продолжить развитие выносливости – медленный бег до 5 минут. Малоподвижная игра «Переправа».

19

Продолжить обучать метанию мяча с разбега

Групповой, фронтальный, игровой

ОРУ в движении. Беговые упражнения. Закрепить выход в положение «натянутый лук» в финальном усилии. Бросок мяча хлёстким движением руки в даль. Медленный бег до 8 минут. Игра «Найди пару»

20-21


Закрепить технику метания мяча с разбега

Групповой, индивидуальный, поточный,

ОРУ в парах. Для развития координационных способностей варианты челночного бега. Провести учёт освоения метания мяча с разбега. Бег с изменением направления и скорости. Для развития выносливости – бег 10 минут . Подвижная игра «Охотники и утки».

22


Продолжить обучению длительного бега

Групповой, индивидуальный, фронтальный, поточный,

Провести упражнения в парах на сопротивление для укрепления основных групп мышц. Бег в равномерном темпе от 10 до 12 минут. Эстафета «Верёвочка под ногами»

23


Продолжить обучению длительного бега

Групповой, индивидуальный, фронтальный, поточный,

ОРУ в движении. Бег с высоким подниманием бедра на месте и в движении. Бег с захлёстыванием голени назад на месте и в движении. Бег на результат 1500 метров. Эстафеты с этапом до 50 метров.

24


Закрепить уровень двигательной подготовленности

Групповой, индивидуальный,

Контрольный урок по двигательной подготовленности: а) бег 30 метров; б) прыжки в длину с места; в) подтягивание. Подвижная игра «Через препятствия»











Разработка урока по теме:

«Обучение прыжкам в длину с разбега»


Цель: учить прыжкам в длину с разбега способом «согнув ноги».


Задачи урока:

1. Разучить фазу полета в сочетании с приземлением, закрепить навык разбега в сочетании с отталкиванием при выполнении прыжка в длину с разбега способом "согнув ноги".

2. Закрепить технику длительного бега.

3. Воспитание трудолюбия, дисциплинированности.

Тип урока: обучающий.

Метод проведения: индивидуальный, поточный, фронтальный.

Инвентарь: набивные мячи, гимнастические маты, теннисные мячи, волейбольный мяч.

Часть урока

Содержание

Дозировка

Организационно-методические указания

I

Подготовительная

10 мин



1. Построение, сообщение задач

30 сек

Дежурный сдает учителю рапорт о готовности класса к уроку.


2. Строевые упражнения.

Повороты на месте: "Направо!", "Налево!", "Кругом!".

30 сек.

Обратить внимание на работу стоп


3. Ходьба:

- на носках;

- на пятках;

- перекатом с пятки на носок.



1 мин.

Спину держать прямо, не наклоняясь вперед или назад.

Задания выполняются по команде учителя.



4. Равномерный бег с выполнением заданий:

- приставными шагами правым, левым боком;

- спиной вперед;

- с высоким подниманием бедра;

- с захлестыванием голени;


2 мин.

Бег в колонне, соблюдать

дистанцию.



Спину держать прямо, не наклоняясь вперед или назад.

Задания выполняются по команде учителя





6.Общеразвивающие упражнения

1) Круговые движения руками вперёд и назад, с постепенным увеличением амплитуды (8 -10 раз).

2) Наклоны туловища влево, вправо. Руки за головой (6 – 8 раз).

3) Пружинистые наклоны вперёд до касания руками пола (8 – 10 раз).

4) Махи ногами поочерёдно (6 – 8 раз).

5) Выпады правой и левой ногой поочерёдно (6 – 8 раз).

6) Пружинистые приседания на всей ступне (10 раз).

7) Прыжки на носках (30 – 40 раз).



3 мин

Выполнять на каждый шаг.

Руки прямые



Локти развёрнуты



Ноги в коленях не сгибать

Ноги прямые







Спина прямая







  1. Прыжки:


- толчком двумя ногами с продвижением вперед;


- толчком двумя ногами из стороны в сторону с продвижением вперед;


- то же, но спиной вперед;


- толчком одной ногой (правой, левой);


- прыжки на двух ногах с подтягиванием коленей к груди в полетной фазе.


3 мин

10 прыжков


10-12 прыжков


10-12 прыжков


по 10 прыжков


8-10 прыжков





Класс перестроить в две колонны.





Прыжки выполняют по прямой, назад возвращаются шагом.



II

Основная

25 мин





Прыжок в длину:


- Закрепить разбег в сочетании с отталкиванием:


  1. Прыжки в шаге с 3-х беговых шагов.


  1. То же, доставая рукой, одноименной толчковой ноге, подвешенные предметы.



  1. То же, что упр. 1, но напрыгивать в положение "шага" на возвышенность (стопку гимнастических матов).


  1. Прыжки в шаге через планку высотой 50-70 см с 3-х беговых шагов.


  1. То же с 5 беговых шагов.


  1. То же с 7-9 беговых шагов.


- Разучить фазу полета в сочетании с приземлением:


  1. Прыжки с 5 беговых шагов, группируясь в полете с приземлением на две ноги.


2.То же с 7-9 беговых шагов.


3.То же, что упр. 3, но через планку высотой 50-60 см, установленную на расстоянии, примерно равном половине прыжка.


4. Прыжки способом "согнув ноги" с полного разбега.



13 мин

7 мин.

























6 мин.

Поворотом "Налево" перестроить класс в две колонны, сомкнуться.

Уложить гимнастические маты для прыжков в длину:

- Особое внимание обратить на ускорение темпа беговых шагов, правильное отталкивание и вылет в положении широкого шага. Длину разбега увеличивать постепенно по мере овладения техникой отталкивания. При подходе к месту отталкивания последний шаг должен быть короче предыдущего.

Избегать чрезмерного отклонения туловища назад при отталкивании.



- Обратить внимание на технику движений в фазе полета, приземления: ноги согнуты в коленном и тазобедренном суставах, туловище наклонено вперед.

Стараться своевременно выносить ноги вперед. Для лучшего вынесения ног вперед на предполагаемом месте приземления сделать отметку (положить поперек веревку) и дать задание при приземлении коснуться ногами за отметкой.

Убрать гимнастические маты. Перестроиться в два отделения для метания мяча вдоль лицевой линии.





Бег на выносливость:


  1. Бег змейкой между набивными мячами.

  2. Бег медленный в колонне по одному.






  1. Эстафета с набивными мячами:

- передача мяча над головой;

- передача мяча между ногами;

- передача мяча змейкой (мяч поочерёдно передавать то влево, то вправо).

- «Волна». Направляющий передаёт мяч, прогибаясь назад, через голову, второй, получив мяч, передаёт его между ног и т.д.


12 мин.


2 мин.



6 мин.





4 мин



Выполнять в таком порядке: на первом круге препятствия преодолевают первые номера, вторые пробегают мимо препятствий; на втором круге преодолевают препятствия вторые номера, а первые пробегают мимо.


Класс разделить на три команды.

При передачах мяча должны касаться все учащиеся. Последний игрок, получивший мяч, становится в голову своей колонны. Эстафета заканчивается тогда, когда в голове колонны будет стоять первоначальный направляющий.

III

Заключительная

5 мин





- Подвижная игра "Мячом в цель"

Играющие с теннисными мячами в руках становятся в круг. Водящий подбрасывает волейбольный мяч вверх, играющие кидают свои мячи, стараясь попасть в летящую мишень. За каждое попадание начисляется очко. Побеждает тот, кто за 8-10 попыток набрал больше очков.



4 мин

Мяч подбрасывать высоко вверх, чтобы при атаке его теннисными мячами не травмировать соседних игроков. Главное бить по мячу не сильно, а правильно и точно. За нарушение правил начисляется 1 штрафное очко.

Отметить лучших учащихся в прыжках в длину и в метании мяча. Выставить оценки.





2. Построение, подведение итогов, домашнее задание

1 мин

Домашнее задание:

- сгибание и разгибание рук в упоре лёжа.

-поднимание туловища из положения лёжа.























Список литературы

  1. А.П.Матвеев «Физическая культура»;

  2. Л.Б.Кофман «Настольная книга учителя физической культуры».

  3. Я. Виленский, И.М.Туревский, Т.Ю. Торочкова И др. «Физическая культура» учебник 5 – 7 кл.

  4. П.А.Киселев, С.В.Киселева «Справочник учителя физической культуры»

  5. Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов «Лёгкая атлетика»