Разработка сплочения классного коллектива в 5 классе.
Занятие 1. Сплочение группы
Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. И для того, чтобы более эффективно добиваться этих целей, каждый член коллектива нуждается в поддержке всей группы. Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.
Цель: сплочение группы, построение эффективного командного взаимодействия и повышение самооценки детей.
Задачи:
- формирование благоприятного психологического климата в группе;
- нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
- первоначальная диагностика психологической атмосферы в группе;
- развитие умения работать в команде.
Упражнения:
1.«Построимся»
Цель: обучение умению распределять роли в команде, сравнивать себя с другим участником по схожим признакам.
Ход упражнения: Классный руководитель: «Вы можете легко и быстро построиться по росту. А я попрошу вас построиться по цвету волос: от самого светлого, до самого темного... А теперь – по алфавиту имен, по цветам радуги в одежде – все молча».
Психологический смысл упражнения: Участники лучше узнают друг друга, обучаются эффективному взаимодействию в команде.
Обсуждение: Трудно ли Вам было выполнять это упражнение? Почему? Какую роль Вы избрали для себя? Какая стратегия выполнения была наиболее эффективна?
2.«Необычные фигурки».
Цель: знакомство участников друг с другом, расширение представлений о членах группы.
Ход упражнения: Участникам группы предлагаются фигурки (люди разных профессий, животные, инструменты, посуда…). Должно быть как можно больше предметов. Участник выбирает фигурку, с которой он себя ассоциирует. Обосновывает свой выбор (почему выбрал этот предмет, в чем он схож с Вами). Обсуждение идет по кругу.
3. «Ботинки».
Цель – сплочение коллектива.
Ход упражнения: Все садятся в круг, снимают обувь и перемешивает классный руководитель. Взявшись за руки и не расцепляя их - каждый должен обуться, не разнимая рук. Если круг рвется, все начинается сначала.
Обсуждение: После упражнения задаются следующие вопросы: Довольны ли вы тем, как выполнили упражнение, кто вам помогал? Что вы испытали, выполняя задания?
4. «Подарок»
Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.
Ход упражнения: Классный руководитель: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»
Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.
Занятие 2 «Что такое общение?» Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку стратегий взаимодействия.
Цель: продолжать работу по сплочению группы; познакомить со способами вербального и невербального общения; формировать навыки межличностного общения.
Упражнения:
1.«Приветствие»
Цель: установление контакта членов группы, снижение психоэмоционального напряжения, развитие доброжелательной атмосферы в группе.
Ход упражнения: Классный руководитель: «Начнем сегодняшний день так: Здороваться будем с каждым, никого не пропуская». Участники обращаются по очереди друг к другу по имени и высказывают доброжелательное пожелание на день.
Обсуждение: Внимательно посмотрите, со всеми ли вы поздоровались. Как настроение, как вы себя чувствуете, можем ли мы приступать к работе.
2.«Контакт глазами».
Цель: познакомить со способами невербального общения; формировать навыки межличностного общения, снижение психоэмоционального напряжения, развитие навыка рефлексии.
Ход упражнения: Классный руководитель: «Старинная мудрость гласит «Смотри человеку в глаза, когда говоришь с ним». Рядом с некоторыми людьми мы чувствуем себя комфортно, с другими неловко. Всё зависит от того, как они на нас смотрят и насколько долго задерживают на нас свой взгляд в процессе разговора. Если человек нечестен или пытается скрыть важную информацию, его взгляд встречается со взглядом собеседника менее одной трети всего времени разговора. Если же контакт взглядом продолжается более 2/3 времени беседы, то это может означать одно из двух: либо ваш собеседник находит вас весьма интересным или привлекательным человеком (тогда его зрачки расширяются), либо он относиться к Вам враждебно (в этом случае Вы заметите невербальный вызов, а зрачки сузятся до размеров булавочной головки)».
3.«Автобус»"
Цель: познакомить со способами невербального общения; формировать навыки межличностного общения, снижение психоэмоционального напряжения, развитие навыка рефлексии.
Ход упражнения: Класс делится пополам, образуя две шеренги, все садятся лицом друг так, чтобы напротив каждого кто-то сидел. Классный руководитель: «Представьте себе, что все мы едем в автобусах: одна подгруппа едет в одном автобусе, а вторая - в другом. Автобусы остановились рядом в транспортном заторе. Вы сидите у окна и видите, что в другом автобусе прямо напротив вас и тоже у окна сидит ваш знакомый. Это большая удача, потому что вам надо срочно передать ему важную информацию, и вы, воспользовались ситуацией, делаете это. Но сделать это вы можете только молча, без слов, не вербально. Времени у вас немного. Тот, кому передают информацию, должен постараться понять, что ему сообщает его знакомый.»