Тема: «Как писали в старину»
Цель урока: создать условия для изучения учащимися особенности древней славянской письменности.
Задачи урока:
обогащать представления детей о материалах для письма, способах передачи информации;
развивать положительное эмоциональное отношение к урокам русского родного языка;
воспитывать интерес к истории письменности.
Планируемые результаты:
Предметные:
-формировать умения определять тему и цель урока, ставить задачи;
-составлять алгоритм действий при работе с предметом
Личностные:
- развивать познавательный интерес, учебную мотивацию к урокам русского родного языка.
Метапредметные:
Коммуникативные:
- формировать умение оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;
Регулятивные:
- уметь высказывать свое мнение;
Познавательные:
-развивать готовность к принятию и решению учебных задач;
Тип урока: открытие новых знаний.
Ход урока.
Этап. Организационный момент.
Учитель: Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует к уроку.
Здравствуйте ребята, вот звенит звонок. Начинается урок. Присаживайтесь ребята.
- скажите мне, какой сейчас у нас с вами урок? ( правильно родной русский язык). И сейчас мы с вами выступим в роли исследователей.
-А вы знаете кто такие исследователи? ( это люди которые стремятся, что то узнать новое)
2.этап. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
А вот о чем мы с вами будем беседовать и исследовать сейчас узнаем. Давайте отгадаем загадку.
Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. слайд 2
Ответ: Книга. Слайд 3
-Ребята а вы скажите мне пожалуйста какие виды речи бывают? ( устная и письменная)
- а книга это какая речь?( письменная т.к. потом мы читаем текст который там написан)
А вы знаете как люди писали в древности? (нет)
Вот сегодня на уроке мы с вами и познакомимся, и узнаем.
3.этап. Формулирование темы урока
Как вы думаете, какая же тема будет у нас с вами сегодня? Кто попробует ее назвать?
А теперь давайте посмотрим на экран и прочитаем правильно ли мы с вами определили. Слайд 4
А чтобы нам с вами ответить на этот вопрос и узнать мы будем с вами на протяжение урока отгадывать загадки и исследовать полученную информацию.
Вот и 1 загадка по нашей с вами теме: 5 слайд
6 слайд ответ скала
Посмотрите дети , как выглядит скала.
Она действительно отвесная и даже гладкая. Ребята скажите пожалуйста, а как скала может быть связанна с письменностью? ( на ней можно писать потому что она гладкая)
-Действительно в древности, когда люди не умели еще говорить, а только общались с помощью знаков, символов. И они придумали расписывать скалы, рисунками.
-Что же они там рисовали? Посмотрите перед вами лежат листочки разверните их и выберите, где же изображены рисунки на скалах. Покажите пожалуйста, кто что выбрал? (верно показали) 7слайд
Дети посмотрите, действительно на скалах изображали вот такие рисунки. Что же они означали?
И так ребята человечество развивалось и люди стали замечать, наблюдая за обыкновенной кошкой, что когда она царапает лапками то она на глине оставляет просчерки. Тогда люди решили делать маленькие глиняные дощечки и на этих дощечках писали разные письма. Такая письменность называлась – клинопись. 8 слайд.
Посмотрите как изображалось. Писалось на них заостренными палочками. Палочки были заостренные как клиночки, отсюда и название клинопись. От слова клин. И мы сейчас с вами попробуем изобразить именно эту письменность.
-давайте возьмем пластилиновые дощечки. При помощи степи мы с вами попробуем написать каждый свое имя. Интереснее писать будет письменными прописными буквами. Если кто то хочет то может написать и печатными буквами. Давайте приступим к выполнению задания.
-молодцы, все справились с заданием. Получаются тоненькие линии.
Раньше люди писали на сырой глине, это для того чтобы если они сделают ошибку, то быстро смогут ее исправить. Просто пальцем затереть неверную букву и написать новую.
Как же интересно люди писали такими палочками слова. Как вы думайте трудно это или нет? (трудно)
- а если будет большое письмо, удобно ли будет его так писать?( конечно же нет)
Правильно 1 слово написать удобно и интересно, а большой текст тяжело.
И вот мы с вами познакомились еще с одним видом письменности.
- Хотите узнать еще один вид письменности?
Давайте отгадаем загадку.
Эта белая кора пригодится для костра.
И для поделок неспроста людям служит…(Береста) 9 слайд
Посмотри найдите ответ на своих партах.
Что же такое береста?( верхний слой коры березы.
Что можно еще делать из бересты? 10 слайд
Вот и мы с вами познакомились с берестяной грамотой.
Физмин 11 слайд
12 слайд давайте откроем учебник на странице 65. Послушайте внимательно информацию. Читает учитель.
13 слайд уч.68 из истории языка.
А теперь ребята я вам предлагаю самим попробовать сделать буквицу. Листочки с буквой лежат перед вами. Необходимо использовать элементы растений, животных, которые будут выглядывать из-за буквы. Слайд 14.
- как здорово у вас получилось, молодцы. Вы справились с таким трудным, но очень интересным заданием.
Посмотрите на слайд, что там написано? Слайд 15
-пословица означает, что важно, что там написано. И можно сравнить с людьми, не важно, как человек выглядит и какую внешность он имеет, а важно, что внутри человека, его ум и мудрость.
Слайд 16. Читают дети.
Слайд 17 давайте попробуем, а получится ли у нас прочитать без пробелов. Посмотрите на слайд. Давайте проверим себя.
Слайд18. Вот и подошел наш урок к концу. Ответьте мне пожалуйста на такой вопрос, получилось у нас с вами быть сегодня исследователями? Открыли или узнали для себя что то новое?
Ребята у вас на парте лежит береста. С обратной стороны раскрасите кружок в тот цвет, который соответствует сегодняшним знаниям. Если вам понравилось все на уроке, то зеленым цветом, были затруднения желтым. И если был очень сложно, то красным.
Самоанализ урока.
Содержание урока соответствует требованиям ФГОС НОО. При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей. Урок был по теме открытие новые знаний.
Организационный момент и самоопределение к учебной деятельности включали в себя положительный эмоциональный настрой детей на предстоящую учебную деятельность, обеспечили осознанное вхождение в урок. Используя приём «яркое пятно», создавалась ситуация для выявления темы урока. Дети самостоятельно определили (не определили) тему и цель урока.
На уроке была достигнута высокая познавательная активность учащихся за счёт создания ситуации успеха, использования занимательного материала. Использование ИКТ – технологии всегда вызывает у учащихся чувство радостного удовлетворения, уверенность в своих силах, ставит каждого ученика в условия поиска, обеспечивает участие в работе всех учащихся.
Индивидуальная работа на закрепление показала глубину осознанности, гибкость и действенность полученных знаний. Проведена взаимопроверка, а это одна из форм активной деятельности всего класса.
Высокая работоспособность обеспечивалась сменой видов деятельности. Хорошая психологическая атмосфера.Проводилась физминутка, которая помогла снижению усталости у детей, а также способствовала поднятию детям эмоционального настроя.
На этапе рефлексии учебной деятельности шло дальнейшее развитие у учащихся алгоритма самооценивания.
Был подведен общий итог работы, проведена рефлексия сравнение как было и как стало.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера. Каждое задание было направлено на формирование личностных качеств, на развитие предметных и метапредметных умений. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Управление учебной деятельностью школьников осуществлялось через постоянное стимулирование, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, рефлексию в конце урока.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен.
Для проведения урока были созданы морально-психологические условия (доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок); учебно-материальные условия (подбор заданий помог каждому ребёнку на занятии продвинуться в своём индивидуальном развитии).
Поставленные задачи урока удалось решить и достичь цели урока т.к. был подобран доступный материал для данной возрастной группы, задан быстрый темп работы, этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности, что снимало усталость и перегрузку детей.
ВЫВОД: урок удался целей достиг.