СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока»

Технологическая карта урока.

Предмет Биология

Класс 5

Тема урока « Сообщества, создаваемые человеком».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Технологии построения урока: развивающее обучение; здоровьесберегающие технологии.

Цели урока:

Образовательные: познакомить учащихся с общностью химического состава живой и неживой природы; сформировать понятия «пищевая цепь», «круговорот веществ в природе», «природное сообщество»; систематизировать знания учащихся о взаимодействии обитателей одной территории между собой, о взаимосвязи живой и неживой природы.

Воспитывать культуру поведения при индивидуальной, парной и групповой работе.

Формировать УУД.

Основные термины, понятия: пищевая цепь, круговорот веществ в природе, природное сообщество.


Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Предметные результаты:

Знания: понятие о круговороте веществ в природе, о природном сообществе как совокупности организмов, связанных пищевыми цепями, и условий среды; примеры природных сообществ.

Умения: определять понятие «пищевая цепь»; анализировать элементы круговорота веществ на рисунке учебника; объяснять роль различных организмов в круговороте веществ; различать понятия: «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество»; характеризовать разные природные сообщества; объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе.

Метапредметные и личностные результаты:

Личностные УУД

-сформировать умение индивидуально оценивать изучаемый материал;

-сформировать умение устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивами;

-проявлять познавательный интерес к изучению природных сообществ; понимать учебные задачи и стремиться их выполнить, проявить свою успешность при изучении темы.


Регулятивные УУД


-сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, формулировать тему урока;

-сформировать умение планировать работу и координировать свои действия в соответствие с алгоритмом;

-сформировать умение контролировать свои действия по достижению результата, а также адекватное оценивать собственные достижения;

-осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; осуществлять самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания, взаимооценку учебного задания; оценивать свои достижения и достижения других учащихся по усвоению учебного материала.

Познавательные УУД

-сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления;

-сформировать умение критического осмысления учебной информации;

- научиться структурировать знания; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

выстраивать логическую цепь рассуждений; представлять информацию в виде текста, таблиц, схем, иллюстраций.

Коммуникативные УУД


-сформировать умение представлять результаты работы и сообщать их в устной и письменной форме;

-формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

-организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом, планировать функции участников, способы взаимодействия).


Оборудование: Видеофрагменты «Лес широколиственный», « Биоценоз озера», анимации «Круговорот веществ в природе», «Ярусы лесного биоценоза», таблицы различных биоценозов.



















Технология проведения урока

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов

1. Проверка домашнего задания:

- Каждой паре дается задание на составление пищевой цепочки:

  1. Найдите ошибку в цепочке питания и объясните в чем ошибка;

  2. Составьте цепочку питания.

Проверка выполнения задания!!!


- Где в природе образуются цепи питания (в сообществах)

- Что такое сообщество?

- Приведите примеры природных сообществ.

- Какие факторы влияют на жизнь сообщества? Слайд 1

- Рассмотрите слайд и назовите сообщества??? Слайд 2

- Какое сообщество здесь лишнее? Объясните почему?

(это сообщество создано человеком)


Тема урока: «Сообщества, созданные человеком».

Цель: познакомится с разнообразием сообществ, созданных

руками человека. Слайд 3,4

- Какие еще сообщества, созданные человеком вы можете назвать?

- На слайдах определите названия сообществ?

Выполняют действия в соответствии с услышанным текстом.



Регулятивные УУД:

Умение анализировать эмоциональное состояние, оценивать его влияние на настроение человека.

Коммуникативные УУД: умение совместно договариваться о правилах поведения на уроке; умение слушать и понимать речь других.

  1. нового материала:

Цель этапа:

- обеспечить поиск и осмысление новой информации, организовать проведение работы в группах.





Работаем в группах:

1 группа: «Искусственные сообщества»

Задание: изучите текст на стр. 130 и ответьте на вопросы:

  1. Кем создаются искусственные сообщества?

  2. Почему первобытные люди не оказывали сильного воздействия на среду обитания?

  3. Как развитие цивилизации повлияло на жизнь людей?


2 группа: «Агробиоценозы»

Задание: изучите текст на стр. 131 и ответьте на вопросы:

  1. Что называют агробиоценозом?

  2. Приведите примеры агробиоценозов?

  3. Можно ли сообщества на слайде назвать агробиоценозом? Ответ аргументируйте. Слайд 9



3 группа: «Экосистемы городов»

Задание: изучите текст на стр. 131 и 133 ответьте на вопросы:

  1. Где живет большая часть населения Земли?

  2. Какие проблемы возникают у жителей городов?

  3. Назовите благоприятные условия для жизни в городе?


Отчет о проделанной работе!!!





Дают ответы, комментируют и оценивают ответы своих одноклассников. Выполняют задания по каточкам .

Вспоминают изученный ранее материал.

Сравнивают с эталоном.

Итог: повторили, что живые организмы приспособлены к своим условиям обитания.

Познавательные УУД: актуализируют и закрепляют ранее изученные понятия «приспособленность организмов», «среда обитания».


Регулятивные УУД: Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Осуществлять само- и взаимоконтроль.

Коммуникативные УУД: Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем.

Понимать и воспринимать на слух.

Личностные УУД: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность.

3. Закрепление:

Тест: слайды 10,11,12,13

1. Какое сообщество в списке лишнее:

А) тайга

Б) яблоневый сад

В) степь

2. Какое сообщество относится к агробиоценозу:

Поле

Парк

Аллея

3. Какое сообщество относится к экосистеме городов:

Поле

Аллея

Парк

4. Какая цепь питания относится к сообществу поля:

1

2

3



  1. Рефлексия учебной деятельности.

Цель этапа:

- определить степень освоения нового материала, выявить затруднения, оценить результаты собственной деятельности на уроке.

Определите, к какому природному сообществу относятся предложенные цепи питания:

1)водоросль-улитка-щука (водоем);

2)трава- кузнечик - лягушка-уж (луг);

3)кактус- травоядное насекомое- хищное насекомое-ящерица(пустыня);

4)олений мох- олень- полярный волк(тундра).

Впишите недостающие звенья:

древесина- ?- дятел;

семена -? -гадюка-аист;

трава- кузнечик- ?-уж-?

Выбрать: а) личинка насекомого;

б) мышь;

в)лягушка, хищная птица.




Самоанализ и выявление ошибок.

Оценивание своей учебной деятельности. Что уже знали?

Что узнали нового?

Эмоционально оценивают урок, получили ли удовлетворение от урока.

Личностные УУД:

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

Регулятивные УУД:

оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).


  1. Домашнее задание.


Изучить § 21 и выполнить задания в конце параграфа.

Творческое задание: изготовить модель-аппликацию природного сообщества «Лес», с его обитателями или нарисовать одно из природных сообществ родного края.

Задание в печатной тетради: №2,3,6*(по желанию).



Записывают домашнее задание.




1 группа: «Искусственные сообщества»

Задание: изучите текст на стр. 130 и ответьте на вопросы:

  1. Кем создаются искусственные сообщества?

  2. Почему первобытные люди не оказывали сильного воздействия

на среду обитания?

  1. Как развитие цивилизации повлияло на жизнь людей?


2 группа: «Агробиоценозы»

Задание: изучите текст на стр. 131 и ответьте на вопросы:

  1. Что называют агробиоценозом?

  2. Приведите примеры агробиоценозов?

  3. Можно ли сообщества на слайде назвать агробиоценозом?

Ответ аргументируйте. Слайд 9



3 группа: «Экосистемы городов»

Задание: изучите текст на стр. 131 и 133 ответьте на вопросы:

  1. Где живет большая часть населения Земли?

  2. Какие проблемы возникают у жителей городов?

  3. Назовите благоприятные условия для жизни в городе?