СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Окружающий мир"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока  "Окружающий мир". В мире растений. Разнообразие растительного мира.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Окружающий мир"»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ СТАРОБЕШЕВСКОГО РАЙОНА

СТЫЛЬСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-III СТУПЕНЕЙ











РАЗРАБОТКА УРОКА

ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА во 2 классе по теме:



"В МИРЕ РАСТЕНИЙ. РАЗНООБРАЗИЕ

РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА"



Учитель начальных классов

БАЛАКАЙ

ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА















Окружающий мир 2 класс



Тема урока: В мире растений. Разнообразие растительного мира.

Цель урока: знакомить учащихся с растительным миром;

формировать представления о разнообразии растительного мира;

учить различать деревья, кусты, травянистые растения; раскрыть

их значение для людей;

воспитывать бережное отношение к растениям, желание

ухаживать за ними и охранять их.

Оборудование: картина-таблица «Какие бывают растения», таблица

«Органы растений», гербарий, коллекция «Плоды и семена»,

иллюстрации к загадкам, шкатулка с плодами, цветы.

Ход урока

І. Сообщение темы и цели урока

Тема нашего урока – «В мире растений».

Мы должны с вами расширить знания о растительном мире, научиться различать растения по видам, раскрыть значение растений для людей.

ІІ. Актуализация знаний учащихся

Весь мир вокруг нас – это природа.

- Вспомните, какую различают природу (Живую и неживую).

- Чем живое отличается от неживого? (Всё живое растёт, дышит, питается, даёт потомство и умирает).

- Что относится к живой природе? (Человек, животные, растения, грибы).

Отгадайте загадку: Дышат, растут,

А ходить не могут (Растения).

ІІІ. Изучение нового материала

1.Информационно-познавательная часть (учитель)

Большое дерево, самый маленький кустик, любая травка – это растения. Растения очень разнообразны, Первые растения появились очень давно, около 250 млн. лет назад. Это были:

мхи лишайники

хвощи папоротники



Без растений жизнь на земле невозможна, потому что только они способны предотвращать излишек углекислого газа в атмосфере и поддерживать необходимый уровень кислорода. Растения задерживают пыль, копоть, поглощают шум.

Жизнь человека также тесно связана с растениями, потому что человек употребляет их в пищу. Основными хлебными растениями являются пшеница, рис, ячмень, овощными – картофель, капуста, морковь, свекла, зернобобовыми – горох, фасоль, соя, масляничными – подсолнечник, кукуруза, маслина (оливки).

Из древесины растений изготовляют почти 10 тыс. разновидностей изделий и продуктов: бумага, мебель, краски, лак, стройматериалы, спирт. Среди растений есть много таких, которые используются как лекарства.

Неоценимое значение растений в жизни человека как источника эстетических чувств.

2. Создание проблемной ситуации

На доске картинки с изображением растений:

яблоня клён малина

лещина картофель одуванчик



Задание для учащихся:

- На сколько групп и по каким признакам можно распределить эти растения? (2 группы: в одной - растения, которые выращивает человек на огородах, полях, в садах, в парках; в другой – растения, которые никто не садил и никто за ними не ухаживает).

Учитель: Растения, которые выращивает человек, называют культурными. Это вишни, розы, огурцы. Растения, что выросли сами и за ними никто не ухаживает, – дикорастущие. Например: липа, акация, дуб, подорожник.

- Эти растения можно разделить на 3 группы.

1-я группа – яблоня, клён – это деревья.

2- я группа – малина, лещина – кусты.

З- я группа – картофель, одуванчик – травы.

- Как назвать эти группы растений?

Постановка проблемного вопроса:

- По каким признакам можно разделить все растения на деревья, кусты, травянистые растения? (Деревья высокие, а кусты и травянистые растения низкие).

Зачастую это так. Но вспомните куст сирени. Он высокий.

3. Таблица, гербарий.

- Мы можем отличить дерево от куста?

- Какая между ними разница? (Дерево имеет один крепкий ствол. У куста от корня растёт несколько стеблей. Они деревянистые, крепкие, но намного тоньше).

4. Схематические рисунки растений на доске

- Помогите мне изобразить дерево, куст, травянистое растение. (Рисуем дерево).

- Какой орган нужно изобразить сначала? (Корень).

- Почему? (Потому что он первым появляется, когда прорастает семя).

- Что дальше? (Стебель)

- Сколько стеблей у дерева? (Один).

- Какой стебель у дерева? (Твёрдый, крепкий, деревянистый).

Деревянистый стебель называется стволом (Рисую на доске).

- Что надо нарисовать на дереве? (Листья, цветы, плоды).

(В такой же последовательности под «диктовку» изображаю, придерживаясь пропорций, куст и травянистое растение)

5.Сравнение растений

- Внимательно рассмотрите схематические рисунки.

Сравните их между собой.

- Чем же отличаются деревья, кусты и травянистые растения? (Все растения отличаются стеблем: у дерева один деревянистый ствол; у куста стеблей много и они тоже деревянистые; у травянистых растений стебель мягкий, сочный).

- По какому признаку растения разделяются на 3 группы? (Растения делятся на деревья, кусты, травянистые растения по особенностям стебля).

6.Физкультминутка (Песенка «По малинку в сад пойдём»)

По малинку в сад пойдём, в сад пойдём, в сад пойдём.

Там малинки наберём, наберём, наберём.

Солнышко во дворе, а в саду тропинка.

Сладкая ты моя, ягодка малинка.

- А к какой группе растений относится малина? Почему?

(Показываю детям куст малины, выкопанный с корнем для посадки)

- Как раз в такую пору или ранней весной пересаживают малину. Я выкопала этот куст не только для того, чтобы вам показать, вы и так его видели, но и для того, чтобы сегодня этот куст посадить.

7.Рассказ учителя с элементами демонстрации плодов растений

- У растений есть плоды. (Дети рассматривают коллекцию плодов, разложенных на партах и столе)

шиповник орех жёлудь каштан

шишка калина рябина яблоко

клён лопух череда одуванчик

- Из чего же образуются плоды? (Плоды образуются из цветов).

В плодах есть семена. Плод защищает семена от повреждений.

Задание: рассмотрите плоды, назовите их, обратите внимание на внешний вид.

У клёна плоды – крылышки.

У лопуха и череды – колючки-крючочки.

В одуванчика – парашютики.

У рябины, калины – яркие сочные плоды.

- Из чего же образуются плоды? (Из каждого весеннего цветка).

- Какое значение имеют плоды? (В плодах находятся семена, из которых вырастают новые растения).

8. Опыт. Одновременно опускаю на пол плоды клёна и небольшой, но тяжёлый предмет.

(Дети видят, что плоды клёна отлетают на некоторое расстояние).

- Крылышки нужны для того, чтобы плоды отдалялись от дерева.

- Вспомните свои наблюдения за животными, когда они возвращались с пастбища. (Дети рассказывают, что видели, как на шерсти овец, коз, коров держатся плоды лопуха, череды)

- Животные разносят эти плоды далеко от того места, где они выросли. Птицы клюют ягоды рябины, калины, некоторые ягоды падают, а потом из них прорастают семена и т.д.

Вывод: ветер, вода, животные переносят семена на новые места, потом из них вырастают новые растения.

9.Физкультминутка

Хорошо в лесу гулять –

Отдыхаем мы опять.

Вот высокая сосна,

К солнцу тянется она.

Над поляной дуб старинный

Ветви в стороны раскинул.

Ёлочка к нам тянет ручки,

Солнце вышло из-за тучки.

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал.

Ветки гнутся взад – вперёд –

Ветер их качает, гнёт.

Погуляли мы, ребята,

А теперь пора за парты.



IV. Закрепление изученного материала

1.Игра «Знаешь ли ты деревья, кустарники, травы?»

Загадки:



Клейкие почки,

Зелёные листочки,

С белой корой

Стоит под горой.

берёза

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год?

ель

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я росту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветви – только на макушке.

сосна

С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня все обижают,

Шкуру тонкую сдирают.



липа



Что за дерево стоит?

Ветра нет, а лист дрожит.

осина



Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок.

дуб



Весной зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы

рябина



Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала,

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна.

черёмуха

Стоят в поле сестрички:

Жёлтый глазок, белые реснички

ромашки



Эх, звоночки, синий цвет,

С языком, а звона нет

колокольчики



Рос шар жёлтый,

Стал он бел.

Ветер дунул –

И шар улетел

одуванчик



Белые горошки

На зелёной ножке

ландыши



Голова на ножке,

В голове – горошки

мак



Растёт зелёный кустик,

Дотронешься – укусит

крапива

В золотой клубок

Спрятался дубок

жёлудь



2. Игра «Какое растение потеряло лист?»

(Учитель показывает листья из гербария. Учащиеся называют, какого растения этот лист и к какой группе оно относится)

3. Игра-упражнение-соревнование: каждый ряд учащихся записывает на доске название растений

1 ряд - В саду растут . . .

2 ряд - В лесу растут . . .

3 ряд - В огороде растут . . .

(Подсчитывается количество записанных растений, которые растут в указанном месте, дети называют, к какой группе они относятся, следят, чтобы названия не повторялись)

4. Работа по учебнику:

а) чтение и отгадывание загадок;

б) ответы на вопросы после текста.

5.Волшебная шкатулка

В шкатулке: жёлудь, лещина-орешек, шиповник, ноготки.

- Что это такое?

- К какой группе растений относятся?

Ноготки – это цветы. В медицине их называют календула. Это лекарственное растение. Цветок – целитель. Его семена похожи на когти у кошки, острые, загнутые. В давние времена ноготки считались королевским цветком.



Шиповник – высокий куст, высотой до 2 метров. Цветёт в мае-июне, плоды поспевают в августе-сентябре. Это лекарственное растение.

Орешек – это плод лещины. Лещина – это кустарниковое растение. Его плоды орехи едят, используют в приготовлении кондитерских изделий, вырабатывают из них масло. Из древесины лещины делают различные поделки.

Жёлудь – это плод дуба. Дуб – это большое дерево с широко раскинутыми крепкими ветками. Дуб всегда считался символом могущества. Он позже всех просыпается от зимнего сна, очень красиво цветёт. Листья с округленными вырезами, плоды – светло-коричневые блестящие жёлуди.

Древесина дуба красивая и крепкая, из неё делают мебель, паркет, строят корабли. Корой дуба лечат людей, животных, с желудей делают кофе.

Дуб в народе называют царём леса. Он олицетворяет красоту, величество, стойкость и долговечность.



6. Растения – предвестники погоды

Акация – перед дождём пчёлы облепляют дерево, в сухую погоду пчёл мало.



Ноготки, роза, шиповник - перед дождём не раскрывают бутоны



Фиалка, василёк, крапива - сильно пахнут на сухую погоду



Одуванчик – перед дождём, даже если на небе солнце, цветы одуванчиков закрыты.

V. Подведение итога урока. Рефлексия

- Что интересного узнали на уроке?

- О чём услышали впервые?

- На какие группы делятся растения?

- Какие ораны растений можете назвать?

Стихотворения о бережном отношении к природе

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.                                                                                                   И не будет красоты,                                                                                                 И не будет доброты,                                                                                                  Если только я и ты,                                                                                                    Если мы сорвем цветы… 

Тим Собакин

Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется – природа,
Давайте же всегда ее беречь!

VI. Домашнее задание

Страницы учебника по теме, нарисовать растение, подготовить описание цветка, загадку.