СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по литературному чтению. Русская народная сказка "Рукавичка".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспкт урока. Литературное чтение. 1 класс. Вид урока: знакомство с новым материалом. 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературному чтению. Русская народная сказка "Рукавичка".»

Литературное чтение

1 класс

Русская народная сказка « Рукавичка»


Цель урока: ознакомление с русской народной сказкой « Рукавичка»

Планируемые результаты:

- личностные результаты: проявление познавательных мотивов к новому учебному материалу; стремление к приобретению новых знаний и умений; способность к самооценке успешности учебной деятельности, к самостоятельности и организованности.

- метапредметные результаты:

а) Познавательные УУД:

- формулировать проблему с помощью учителя; выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя;

- строить речевое высказывание в устной форме.

б) Коммуникативные УУД:

- формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- контролировать действия партнёра.

в) Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять самоконтроль;

- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

- предметные результаты:

а) формировать представление об особенности жанра сказки;

б) формировать представление учащихся о народной сказке;

в) формировать умение характеризовать сказочных персонажей;

г) формировать умения соотносить главную мысль сказки и пословицу

д) формировать умения анализировать, сравнивать и воспроизводить текст по опорным моделям.


Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык, физическая культура.

Технология: системно-деятельностный метод обучения.















I.Организация урока.(2 мин)

- Повернитесь к нашим гостям, поздоровайтесь. Садитесь.

– Проверьте порядок на своих партах.

- Мне хотелось бы начать наш урок со слов известного французского писателя Жан Жака Руссо. А вы должны помочь мне.

(Читаю слова со слайда)

- Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы_____, как хорошо умеете________, если будете постоянно перед собой, ставить новые _____, стремиться к их достижению! (Ж.Ж.Руссо)

- Тогда у вас всё будет хорошо! Ну, что же, приступим! За работу!


II.Речевая разминка.(2 мин)


–Итак, чтобы разговаривать, надо выговаривать всё правильно, внятно, чтобы всем было понятно.

1. Дыхательная гимнастика. Выполняем по 2 раза.

Упражнение «Свеча».

Выполняют разминку (каждое упражнение по 2 раза).

- Вдох носом – выдох через рот.

- Вдох – задержка дыхания – выдох.

- Вдох – выдох порциями. (Сделав глубокий вдох –выдыхают медленно. Глубоко вдохнув, останавливаются и медленно дуют на пламя воображаемой свечи. Глубокий вдох, секундная задержка дыхания, затем короткими толчками выдыхают: фу-фу-фу.)

2. Читают с доски:

ОИЭ АОЕЯ

ЯОЮ АЮОЕ

ЫЯЮ УЕЮУ

ЕАЕИО

ЭЁЮЯУ

ЮАУОЮ



III. Постановка учебной задачи

О чём-то скрипит половица, (Под музыку)1 мин

И спицам опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка.



- Любите ли вы читать сказки?

-Чем они привлекают ваше внимание?

-Какие бывают сказки? (Авторские и народные)


- С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке? Какая это сказка?2 мин

- Кто автор?

- Давайте вспомним героев сказки Е.Чарушина «Теремок».

- У вас на партах лежат карточки с названиями героев. В парах посоветуйтесь друг с другом и расставьте их в том порядке, как они появлялись в сказке.

-Теперь проверим.(Работают в паре) Двое работают у доски.(На доске и парте выставляются карточки с названиями героев в правильном порядке)

Мышка-норушка

Лягушка-квакушка

Заяц - на горе увёртыш

Лисичка-сестричка

- Ребята чему учит сказка?

- Ребята, сегодня к нам наурок пришли гости. Внимательно послушайте их разговор.

(Две ученицы переодеты в костюмы лисичек.)2 мин.


1 лисичка: - Привет!

2 лисичка: - Привет! Как тебя зовут?

1 лисичка:- Меня зовут Лисичка-сестричка. А тебя как?

2 лисичка (удивлённо) - Как?! И меня зовут Лисичка-сестричка!

1 лисичка (с возмущением): - Удивительно! А где ты живёшь?

2 лисичка: - Я живу в сказке Евгения Чарушина «Теремок». А ты где?

1 лисичка: - А я живу в русской народной сказке «Рукавичка»!

2 лисичка: (удивлённо) - Ничего не понимаю! Что же получается?

Мы с тобой одинаковые героини разных сказок?


-Ребята, первая лисичка из какой сказки? (Е. Чарушина «Теремок)2 мин

- А вторая лисичка? («Рукавичка»)

- С лисичкой, из какой сказки мы уже знакомы?

- С лисичкой, из какой должны познакомиться?

-Значит, какая тема урока? (Русская народная сказка «Рукавичка»)

- Хотите узнать, почему рукавички так назвали? Давайте рассуждать. Слово Рукавичка состоит из двух частей: рука и вица. Виться, значит крутиться вокруг руки.

- Какие задачи поставим перед собой на урок, зная, что нас ждёт новое произведение? (Познакомиться с содержанием сказки)

- Лисички сказали, что они героини разных сказок. Значит, что нам после прочтения надо установить сходства и различия в сказках? (Героев сказки, ведь кроме лисичек могут встретиться ещё и другие герои)

- А для того, чтобы сравнить героев и события в сказках надо внимательно читать!

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1. Чтение под звуковой ориентир текста сказки «Рукавичка» (учебник, с.38)

- Начнём слушать и читать сказку. Будьте внимательны. Нам надо запомнить всех героев, события.6 мин

(Дети читают про себя, пальчиком каждый ведёт по словам, которые в данный момент звучат. Некоторые дети читают шёпотом с диктором)

2. Тест «Да» или «Нет» по всей сказке «Рукавичка» (3 мин.)


А теперь - внимание, тест «Да», «Нет» по сказке, которую сейчас прочитали.

Я буду читать выдержки из текста, а вы на своих карточках возле номера вопроса ставите»+», если бы ответили «Да», знак «-», если бы ответили «Нет». Ответ желательно мысленно проговаривать полностью.

- Проверим правильность выполнения задания по ключу (на доске правильные ответы)


Физкультминутка(1 мин)


- Отдохнём.

Мы немного покружились

И в лесу все очутились.

Мышка-норушка мимо пробежала,

Мы все присели,

Она нас не узнала.

Зайка-попрыгайка под кустиком сидит

И по сторонам трусишка всё глядит.

Мы тихонько поскакали

И его не напугали.

Лисичка-сестричка по тропинке к нам идет,

Мы все глазоньки закроем,

И она нас не найдет.

А вот и волк-зубами щёлк!

С ним встречаться не хотим,

От него мы убежим!

Вдруг медведь давай громко реветь,

Да на нас смотреть!

А мы снова покружились

И все в классе очутились!


V. Закрепление знаний и способов действий. (10 мин.)

1.Составление плана.

– Понравилась ли вам сказка?

- Прочтите слова на карточках.(Кабан, лисичка, лягушка, мышка, комар, медведь, кошка, собачка, волчок)

- Уберите карточки с названиями животных, которые не являются героями сказки «Рукавичка».

- Расположите иллюстрации в порядке поселения героев в домике-рукавичке. Рядом расположите карточку со словом.

– Какие герои вам понравились?

– Каковы особенности их поведения, характера? В каких словах это заключено? (Поскребушка, попрыгунья, побегайчик, сестричка, серый бочок, клыкан, батюшка)


- У некоторых ребят на парте есть карточки с этими словами.

- Найдите себе пару в классе по названию и особенностью героев. Например, у одного человека слово Мышка, он ищет человека со словом Поскребушка и т.д.

Проверим. (2 человека у доски выставляют около картинок с изображением героев и слова названиями особенностей героев сказки)


-На что у нас похожа запись?(На план)

- Для чего мы учимся составлять план?(Чтобы грамотно, по порядку пересказать или инсценировать произведение.Это можно сделать во внеурочное время)

– Почему звери были вынуждены покинуть свой домик?(За рукавичкой вернулась собачка хозяина и залаяла.Звери испугались)

2.Анализ и сравнение сказок.

- Сравните сказки «Теремок» и «Рукавичка».

- Чем они похожи?

- Чем отличаются?

3. Работа с пословицами

– Прочтите пословицы и выберите те, которые подходят к этим сказкам:

Не учись разрушать, а учись строить.

Волка ноги кормят.

Дружно не грузно, а врозь-хоть брось.



VI. Рефлексивно-оценочный


– С каким произведением познакомились на уроке?

- Кто автор?

– Что особенно вам понравилось? Почему?

- Плохо ли деду без рукавичек?

- Чему она нас учит?


- Я сейчас зажгу свечу. Это будет непростой огонёк. Это будет огонёк человеческой души. У кого в сердце горит такой огонёк, тот настоящий человек, настоящий друг. Я хочу, чтобы вы всегда чувствовали плечо друг друга, поддерживали в сложных ситуациях. У каждого из вас на парте лежит “язычок пламени” (вырезанный из цветной бумаги). Я попрошу вас взять его и подойти ко мне. Давайте встанем поближе друг к другу и сделаем большой костёр дружбы. Как эти лучики, будьте всегда дружны!

– Спасибо за урок!