Литературное чтение
1 класс
Русская народная сказка « Рукавичка»
Цель урока: ознакомление с русской народной сказкой « Рукавичка»
Планируемые результаты:
- личностные результаты: проявление познавательных мотивов к новому учебному материалу; стремление к приобретению новых знаний и умений; способность к самооценке успешности учебной деятельности, к самостоятельности и организованности.
- метапредметные результаты:
а) Познавательные УУД:
- формулировать проблему с помощью учителя; выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя;
- строить речевое высказывание в устной форме.
б) Коммуникативные УУД:
- формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- контролировать действия партнёра.
в) Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять самоконтроль;
- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
- предметные результаты:
а) формировать представление об особенности жанра сказки;
б) формировать представление учащихся о народной сказке;
в) формировать умение характеризовать сказочных персонажей;
г) формировать умения соотносить главную мысль сказки и пословицу
д) формировать умения анализировать, сравнивать и воспроизводить текст по опорным моделям.
Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык, физическая культура.
Технология: системно-деятельностный метод обучения.
I.Организация урока.(2 мин)
- Повернитесь к нашим гостям, поздоровайтесь. Садитесь.
– Проверьте порядок на своих партах.
- Мне хотелось бы начать наш урок со слов известного французского писателя Жан Жака Руссо. А вы должны помочь мне.
(Читаю слова со слайда)
- Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы_____, как хорошо умеете________, если будете постоянно перед собой, ставить новые _____, стремиться к их достижению! (Ж.Ж.Руссо)
- Тогда у вас всё будет хорошо! Ну, что же, приступим! За работу!
II.Речевая разминка.(2 мин)
–Итак, чтобы разговаривать, надо выговаривать всё правильно, внятно, чтобы всем было понятно.
1. Дыхательная гимнастика. Выполняем по 2 раза.
Упражнение «Свеча».
Выполняют разминку (каждое упражнение по 2 раза).
- Вдох носом – выдох через рот.
- Вдох – задержка дыхания – выдох.
- Вдох – выдох порциями. (Сделав глубокий вдох –выдыхают медленно. Глубоко вдохнув, останавливаются и медленно дуют на пламя воображаемой свечи. Глубокий вдох, секундная задержка дыхания, затем короткими толчками выдыхают: фу-фу-фу.)
2. Читают с доски:
ОИЭ АОЕЯ
ЯОЮ АЮОЕ
ЫЯЮ УЕЮУ
ЕАЕИО
ЭЁЮЯУ
ЮАУОЮ
III. Постановка учебной задачи
О чём-то скрипит половица, (Под музыку)1 мин
И спицам опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
- Любите ли вы читать сказки?
-Чем они привлекают ваше внимание?
-Какие бывают сказки? (Авторские и народные)
- С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке? Какая это сказка?2 мин
- Кто автор?
- Давайте вспомним героев сказки Е.Чарушина «Теремок».
- У вас на партах лежат карточки с названиями героев. В парах посоветуйтесь друг с другом и расставьте их в том порядке, как они появлялись в сказке.
-Теперь проверим.(Работают в паре) Двое работают у доски.(На доске и парте выставляются карточки с названиями героев в правильном порядке)
Мышка-норушка
Лягушка-квакушка
Заяц - на горе увёртыш
Лисичка-сестричка
- Ребята чему учит сказка?
- Ребята, сегодня к нам наурок пришли гости. Внимательно послушайте их разговор.
(Две ученицы переодеты в костюмы лисичек.)2 мин.
1 лисичка: - Привет!
2 лисичка: - Привет! Как тебя зовут?
1 лисичка:- Меня зовут Лисичка-сестричка. А тебя как?
2 лисичка (удивлённо) - Как?! И меня зовут Лисичка-сестричка!
1 лисичка (с возмущением): - Удивительно! А где ты живёшь?
2 лисичка: - Я живу в сказке Евгения Чарушина «Теремок». А ты где?
1 лисичка: - А я живу в русской народной сказке «Рукавичка»!
2 лисичка: (удивлённо) - Ничего не понимаю! Что же получается?
Мы с тобой одинаковые героини разных сказок?
-Ребята, первая лисичка из какой сказки? (Е. Чарушина «Теремок)2 мин
- А вторая лисичка? («Рукавичка»)
- С лисичкой, из какой сказки мы уже знакомы?
- С лисичкой, из какой должны познакомиться?
-Значит, какая тема урока? (Русская народная сказка «Рукавичка»)
- Хотите узнать, почему рукавички так назвали? Давайте рассуждать. Слово Рукавичка состоит из двух частей: рука и вица. Виться, значит крутиться вокруг руки.
- Какие задачи поставим перед собой на урок, зная, что нас ждёт новое произведение? (Познакомиться с содержанием сказки)
- Лисички сказали, что они героини разных сказок. Значит, что нам после прочтения надо установить сходства и различия в сказках? (Героев сказки, ведь кроме лисичек могут встретиться ещё и другие герои)
- А для того, чтобы сравнить героев и события в сказках надо внимательно читать!
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
1. Чтение под звуковой ориентир текста сказки «Рукавичка» (учебник, с.38)
- Начнём слушать и читать сказку. Будьте внимательны. Нам надо запомнить всех героев, события.6 мин
(Дети читают про себя, пальчиком каждый ведёт по словам, которые в данный момент звучат. Некоторые дети читают шёпотом с диктором)
2. Тест «Да» или «Нет» по всей сказке «Рукавичка» (3 мин.)
– А теперь - внимание, тест «Да», «Нет» по сказке, которую сейчас прочитали.
Я буду читать выдержки из текста, а вы на своих карточках возле номера вопроса ставите»+», если бы ответили «Да», знак «-», если бы ответили «Нет». Ответ желательно мысленно проговаривать полностью.
- Проверим правильность выполнения задания по ключу (на доске правильные ответы)
Физкультминутка(1 мин)
- Отдохнём.
Мы немного покружились
И в лесу все очутились.
Мышка-норушка мимо пробежала,
Мы все присели,
Она нас не узнала.
Зайка-попрыгайка под кустиком сидит
И по сторонам трусишка всё глядит.
Мы тихонько поскакали
И его не напугали.
Лисичка-сестричка по тропинке к нам идет,
Мы все глазоньки закроем,
И она нас не найдет.
А вот и волк-зубами щёлк!
С ним встречаться не хотим,
От него мы убежим!
Вдруг медведь давай громко реветь,
Да на нас смотреть!
А мы снова покружились
И все в классе очутились!
V. Закрепление знаний и способов действий. (10 мин.)
1.Составление плана.
– Понравилась ли вам сказка?
- Прочтите слова на карточках.(Кабан, лисичка, лягушка, мышка, комар, медведь, кошка, собачка, волчок)
- Уберите карточки с названиями животных, которые не являются героями сказки «Рукавичка».
- Расположите иллюстрации в порядке поселения героев в домике-рукавичке. Рядом расположите карточку со словом.
– Какие герои вам понравились?
– Каковы особенности их поведения, характера? В каких словах это заключено? (Поскребушка, попрыгунья, побегайчик, сестричка, серый бочок, клыкан, батюшка)
- У некоторых ребят на парте есть карточки с этими словами.
- Найдите себе пару в классе по названию и особенностью героев. Например, у одного человека слово Мышка, он ищет человека со словом Поскребушка и т.д.
Проверим. (2 человека у доски выставляют около картинок с изображением героев и слова названиями особенностей героев сказки)
-На что у нас похожа запись?(На план)
- Для чего мы учимся составлять план?(Чтобы грамотно, по порядку пересказать или инсценировать произведение.Это можно сделать во внеурочное время)
– Почему звери были вынуждены покинуть свой домик?(За рукавичкой вернулась собачка хозяина и залаяла.Звери испугались)
2.Анализ и сравнение сказок.
- Сравните сказки «Теремок» и «Рукавичка».
- Чем они похожи?
- Чем отличаются?
3. Работа с пословицами
– Прочтите пословицы и выберите те, которые подходят к этим сказкам:
Не учись разрушать, а учись строить.
Волка ноги кормят.
Дружно не грузно, а врозь-хоть брось.
VI. Рефлексивно-оценочный
– С каким произведением познакомились на уроке?
- Кто автор?
– Что особенно вам понравилось? Почему?
- Плохо ли деду без рукавичек?
- Чему она нас учит?
- Я сейчас зажгу свечу. Это будет непростой огонёк. Это будет огонёк человеческой души. У кого в сердце горит такой огонёк, тот настоящий человек, настоящий друг. Я хочу, чтобы вы всегда чувствовали плечо друг друга, поддерживали в сложных ситуациях. У каждого из вас на парте лежит “язычок пламени” (вырезанный из цветной бумаги). Я попрошу вас взять его и подойти ко мне. Давайте встанем поближе друг к другу и сделаем большой костёр дружбы. Как эти лучики, будьте всегда дружны!
– Спасибо за урок!