СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Судьи, цари и пророки"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Судьи, цари и пророки"»

Урок 4. Судьи, цари и пророки: сила Моя в немощи совершается

Цель урока: формирование представлений об источниках силы и условиях победы над злом в представлении христиан на примере ветхозаветных судей, царей и пророков.

Задачи:

образовательные: познакомить обучающихся с историями ветхозаветных судей (Гедеона, Самсона) и царя Давида, определить источники силы библейских героев, объяснить значение понятия «покаяние»;

воспитательные: способствовать формированию нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих нравственных ценностей;

развивающие (развитие УУД): способствовать развитию умений воспроизводить информацию по памяти, давать определения понятиям, анализировать информацию, определять логические связи между предметами и/или явлениями, идентифицировать действия как моральные/неморальные на основе соотнесения с моральным эталоном, представлять и анализировать результаты своей работы на уроке, аргументированно высказывать свою точку зрения, интересоваться чужим мнением.

Основные понятия и термины: герой, пророк, ветхозаветные судьи и цари, покаяние.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся

В качестве эпиграфа к уроку я взяла такие слова святителя Иоанна Златоуста: «…Мы нуждаемся в помощи Божией, как бы в некотором ветре, чтобы наш парус, точно каким сильным дуновением, подвигаем был к любви Божией». Эту фразу можно записать на доске или вывести на экран.

«Сегодня наша цель — узнать, откуда христиане черпают необычайные силы для борьбы со злом.

Задачи — изучить истории израильских судей Гедеона и Самсона, царя Давида; определить источники силы этих ветхозаветных героев; выяснить, что такое покаяние и какое значение оно имеет в жизни христиан».

3. Первичное усвоение новых знаний

Рассказ об израильских судьях Гедеоне и Самсоне и царе Давиде

Гедеон[1] жил в первой половине XI века до Рождества Христова. Он был сыном Иоаса из колена Манассиина. Праведный родился в Офре Авиезеровой и жил в Ефрафе в те времена, когда Господь, наказывая Израильский народ за идолопоклонство, предал его в руки мадианитян.

По истечении семи лет ангел Господень явился Гедеону и возвестил, что Господь избрал его, чтобы облечь Духом Святым и спасти Израиль от мадианитян и амаликитян. Гедеон был младшим в доме своего отца, и племя его было самым бедным в колене Манассиином. Поэтому он молил Господа подтвердить это избрание знамением, которое противоречило бы законам природы. Он разложил на земле состриженную с овцы шерсть и просил, чтобы на следующий день роса пала на руно, а земля вокруг осталась сухой. Так и сделалось. Тогда на другой день Гедеон попросил, чтобы роса пала на землю, а руно осталось сухим. Господь исполнил желание Своего служителя. Это было сделано не только для того, чтобы показать Гедеону, что он действительно избран Богом. Господь сотворил знамение, предвозвещающее девственное рождество Христа – истинной росы Небесной, сошедшей в лоно Пресвятой Девы подобно тому, как роса сошла на руно, побеждая таким образом все законы природы.

В войско Гедеона собралось тридцать тысяч человек. Тогда Господь возвестил Своему избраннику, что людей очень много и, чтобы Израиль не мог сказать: «Моя рука спасла меня» – и не возгордился пред Богом, Гедеон должен отослать большую часть войска домой (ср.: Суд. 7: 2). В итоге с ним осталось всего триста человек. И Господь сказал: «Тремястами… Я спасу вас и предам мадианитян в руки ваши» (Суд. 7: 7). По повелению Божию, Гедеон и его люди напали на вражеский стан среди ночи, трубя в трубы и разбивая пустые кувшины, которые были у них в руках. От шума в стане началась паника, и враги бросились в бегство, а Гедеон и его воины преследовали их до другого берега Иордана.

Захватив остальную часть страны, Гедеон казнил двух мадиамских князей. Народ желал сделать его царем, но Гедеон отвечал: «Ни я не буду владеть вами, ни мой сын не будет владеть вами; Господь да владеет вами» (Суд. 8: 23). Так Гедеон стал судьей Израиля и мирно правил народом в течение сорока лет. Гедеон дожил до глубокой старости и был похоронен в гробнице своих предков (ср.: Суд. 8: 32).

Царь Давид — второй правитель Израильского народа. Его царствование длилось сорок семь лет. В историю он вошел как идеальный властитель.

Царя Давида считали праведным царём и пророком. По библейским предсказаниям, Бог предрёк его потомкам править Израильским царством, а также предсказал, что в его роду будет рождён мессия. Давид был богобоязнен, но современники отзывались о нём как о мудром и справедливом правителе, но, как и любому человеку ему было свойственно ошибаться, за свои прегрешения он расплачивался очень долго. Над исторической личностью Давида до нашего времени идут споры, многие факты его правления окутаны легендами и сказаниями. Но археологам удалось добыть свидетельства, которые доказывают реальность его существования, как правителя Израиля.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЦАРЯ ДАВИДА

Как свидетельствует Ветхий Завет, что около 1035 года, в городе Вифлееме, расположенного на берегу реки Иордан, в благочестивой семье вифлеемлянина Иессея и его супруги моавитянки Руфи росло восемь сыновей. Самому младшему было впоследствии суждено стать царём Давидом.

Согласно священному писанию, мальчик с самых ранних лет существенно отличался от своих братьев. Он был необыкновенно хорош собой, силён, но самое удивительное, что его отличало это красноречие. Был у него е ещё один дар, он великолепно играл на кинноре (древний струнный инструмент).

В раннем детстве Давид был пастухом, он пас стада овец своего отца. Его детство прошло на склонах холмов, которые окружали его родной город Вифлеем. Родитель был спокоен за свой скот, так как юношу отличала удивительная храбрость, он защищал овец от водившихся в то время на тех землях львов и медведей.

Пока юный Давид пас стада, Израильским царством правил Саул, который был назначен народу самим Богом. Но позднее за свои деяния он стал неугодным своему Творцу, который в нём разочаровался, что выбрал Саула, «непослушного носителя короны». И направил Бог Пророка Самуила, чтобы он подыскал нового претендента на царствование. Выбор пал на Давида, который был затем помазан при его отце и братьях, как будущий царь. А после помазанья снизошёл на Давида Дух Божий.

СЛУЖБА ПРИ ДВОРЕ ЦАРЯ САУЛА

Царь Саул призвал Давида к себе на службу, игра на кинноре молодого человека успокаивала царя. Как-то Давид отправился навестить своих братьев, которые несли службу в израильском войске, и там ему пришлось принять вызов филистимлянина Голиафа, огромного великана, который был вооружён, что называется «до зубов». Но Давид смог сразить его одной пращей, и обеспечил победу израильскому войску. С тогда дня Саул принял его окончательно ко двору.

Давид играет на гуслях пред Саулом

Восхищаясь ловкостью Давида, Саул пообещал ему отдать в жёны свою дочь Мелхолу. Но условием свадьбы должен был стать поход против потомков Каслухима. Вернувшись с победой Давид принес царю мешки с отсечёнными мужскими достоинствами, в количестве двухсот штук, таково было требование жестокого Саула.

За время службы Давид подружился с сыном царя — Ионафаном. Успешная борьба с филистимлянами и отвага молодого воина стала затмевать царя Саула в глазах народа, это ситуация вызвала в нём ревность и злобу. Царь стал смотреть на Давида с ненавистью, а со временем и с подозрением. Саул задумал убить Давида, и пытался это сделать тайно, так как открытое убийство могло вызвать недовольство у людей, которые восхищались силой и смелостью молодого воина. Саул старался действовать очень аккуратно.


Давид почитал Бога, и не хотел причинять вред его помазаннику Саулу. Как-то находясь наедине с царём в пещере, он незаметно смог отрезать от его одежды небольшой кусочек, тем самым показывая, что он хочет причинить ему вред, хотя мог бы.

Но однажды Саул не смог скрыть своей вражды и метнул копьё в Давида, но промахнулся, а затем возникла ситуация, при которой его могли заточить в темницу, и Давид был вынужден бежать из страны к своим врагам, к Самуилу в Раму.

Давид скрывается от Саула в пещере

Самуил отправил Давида в убежище, в котором особенно стало чувствоваться присутствие Бога. И ему пришло понимание, что помириться с Саулом ему не суждено, и что он сам преисполнен Духом Божиим. Немного позднее у него состоялась встреча с его давним другом, сыном Саула Ионафаном, который подтвердил его сомнения, по поводу его отца. Ионафан сказал, что перемирию не быть. Ещё некоторое время Давид пытался спрятать своих родственников от Саула.

ВОЦАРЕНИЕ ДАВИДА

Преследуемый будущий спаситель стал окружать себя соратниками, которые также, как и он спасались от деспотичного тирана, а также он нашёл поддержку и у своих врагов — филистимлян. Давид со своими товарищами, которых к тому времени насчитывалось около шестисот человек, занимались грабежами амаликитян, и часть добытых ценностей отправлял царю Анхусу.

В продолжавшийся войне с филистимлянами Давид не участвовал. В это время филистимляне сокрушили израильтян в сражении при Гелвуе. Там погиб сын Саула, а сам царь приказал ударить себя копьём в грудь. Воспользовавшись безвластием Давид со своими вооружёнными людьми прибывает в иудейский город Хеврон, и провозглашает себя иудейским царём. Это означало отсоединение Иудеи от Израиля, в котором царём был провозглашен сын Саула Иевосфей.

Следствием таких действий стала междоусобная война, которая длилась около двух лет. Победа досталась Давиду. К нему в Хеврон направились старейшины из Израиля и признали его царём над всем Израилем. Немного позднее он вернёт Ковчег Завета из Гефа, который ранее был захвачен филистимлянами. А затем он объединил два государства.

Первым большим событием в его правлении станет устранение потомков Саула, а потом и война с иевусеями, вследствие которой он смог захватить и присоединить город Иерусалим. Затем он перенесёт туда и столицу государства. Позднее он заключит мир с триским царём Хирамом, при помощи которого будет построен в Иерусалиме деревянный терем.

Со временем Иерусалим станет иудейским центром, и именно туда будет перенесен Ковчег Завета, который сделает город сосредоточеньем национального культа, так как Ковчег — это самая большая святыня еврейского народа. Его расположат в шатре, и выставят охрану из священников. Давид подумывал построить для него храм, но не стал этого делать, он посчитал, что у него руки в крови его врагов, и этим он осквернит святыню. Эту миссию исполнит его сын и наследник Соломон.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

Давид был религиозным человеком и напрочь отказывался от жертвоприношения, в связи с этим он начнёт проводить религиозную реформу. Ему будет приписано авторство экзальтированных псалмов. Богослужения приобретут совсем другой характер, они будут мелодичные, Давид помнил своё детское увлечение музыкой.

Со временем духовная составляющая жизни будет подчинена светским законам, священники попадут в подчинение первосвященникам. Нельзя не отметить и выдающиеся победы царя Давида и на поле сражения, побеждённые народы исправно платили ему дань, в связи с этим была учреждена казна. Давид окружил себя отрядом государственных охранников, которых назвал телохранителями.

Не подлежит сомнению и тот факт, что Давид смог укрепить Израильское государство на манер европейских стран. Всем царским имуществом теперь заведовали чиновники. Давид затеялся переписать всё население, но завершить начатое дело не успел.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Во внешней политике Давид добился значительных успехов, расширяя свои владения с помощью военных действий. Он завоевал западную часть Иордании, разбил арамейцев, которые находились на территории Сирии, а потом присоединил Идумею.


При его правлении на территории Израиля были найдены залежи меди, и Давид заключит соглашение с финикийцами. Сотрудничество с бывалыми торговцами принесёт казне немалые доходы. Они скупалали у царя крупы и скот, а оплата была неизвестными израильтянам технологиями, которые им были необходимы и древесиной. Израильтяне научились у более развитых финикийцев письменности и переняли у них алфавит.

Давид скончался в семидесятилетнем возрасте, а его сын Соломон стал продолжателем его политических начинаний. Единственное, что не приветствовал новый царь так это войны. В память о великом правителе написано не одно произведение. В 1997 году о его жизни и правлении был снят художественный фильм, который называется «Царь Давид: Идеальный властитель».

Ветхозаветные герои получали помощь Свыше, только когда они смирялись. Почему сила Божия совершается в немощи? Всё дело в том, о какой немощи идёт речь. Имеется в виду не лень, косность, трусость, уныние.

Речь идёт о природе человека, немощи ребёнка, который с полным доверием отдаёт себя в руки матери.

пример: «Парус — самая хрупкая, самая уязвимая часть корабля, а вместе с этим, поверни этот парус так, чтобы ветер его наполнил, и этот хрупкий парус понесёт весь корабль через море-океан» (митрополит Антоний Сурожский).

4. Закрепление и проверка понимания

Прочитайте отрывок из дневника последней российской императрицы Александры Фёдоровны и ответьте на вопрос.

«Мы знаем, что когда Он отказывает нам в нашей просьбе, то

выполнение её было бы нам во зло; когда Он ведёт нас не по той

дороге, которую мы наметили, Он прав; когда Он исправляет нас,

то делает это с любовью. Мы знаем, что Он всё делает ради нашего

высшего блага».

Можно ли сказать, что это слова глубоко смиренного человека?

5. Рефлексия. Подведение итогов

«Итак, христиане считают, что от рабства греху человека может освободить только помощь Божия, а эта помощь приходит,

когда люди смиренно осознают недостаточность своих сил».

Домашнее задание

Подготовить сообщение Иисус Христос, Адам, пророк Исайя.