Тема: Феррум. Железо. Физические и химические свойства железа: взаимодействие с кислородом, серой. Распространение Феррума в природе.
Цели:
углубить знания учащихся об элементах-металлах и простых веществах на примере Феррума и железа;
ознакомить учащихся с физическими и химическими свойствами железа на примере его взаимодействия с кислородом и серой;
ознакомить учащихся с распространением Феррума в природе;
развивать знания о реакции соединения на примере реакций железа с простыми веществами;
содействовать формированию понимания о роли химии в природе и жизни общества.
Тип урока: усвоение навыков и умений.
Оборудование: коллекция «Железо, чугун, сталь», химические реактивы, ложка для сжигания веществ, железо восстановленное, порошок серы, кислород в стакане, нагревательный прибор, пробиркодержатель, магнит.
Ход урока
І. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний
1. Химический диктант
Запишите названия химических элементов в два столбика: разделив их на металлы, и неметаллы.
Na, S, O, Fe, Cu, N, Ca, Mg, P, Cl, Ba, K.
После выполнения задания, записываются ответы на доске, класс корректируют ошибки.
2. Фронтальный опрос
• Отличаются ли металлы и неметаллы по свойствам?
• Чем металлы и неметаллы отличаются друг от друга по физическим свойствам?
• Чем отличаются металлы и неметаллы по химическим свойствам?

Учитель: Металлы известны издавна. Еще с древности люди знали семь металлов:
Au, Ag, Hg, Cu, Sn, Fe, Pb.
Люди умели получать их и широко использовали в своей жизни.
• Где древние люди использовали изделия из металлов?
• А где применяются металлические изделия сегодня?
• Какой металл используется нами широко? (Железо)
Итак, объект нашего исследования - железо. Записываем тему урока, формулируем цели.
III. Усвоения новых навыков и умений.
Коллективная работа
Химический элемент: Fe - Железо.
Порядковый номер: 26.
Относительная атомная масса: 56.
Строение атома: +26)))) 26e-np = 26; ne-= 26; nn = 30.
Валентность: II или III.
Простое вещество: Fe - железо.
Относительная атомная масса: 56.
Лабораторный опыт 4. Изучение физических свойств железа
Инструктаж по безопасной жизнедеятельности.
Опыт 1. Рассмотрите образцы железа в коллекции и опишите физические свойства железа по плану:
• агрегатное состояние (твердое);
• цвет (серый);
• блеск (есть);
• запах (нет);
• твердость (твердый, тугоплавкий)
• действие магнитом (обладает магнитными свойствами).
tºпл = 1539 ° C
tºкип = 3200 ° C
ρ (Fe) = 7,874 г/см3
Опыт 2. Изучение растворимости железа в воде

Кусочек железа погрузите в пробирку с водой. Что происходит? Закрепите пробирку в пробиркодержателе. Соблюдая правила нагрева, прогрейте пробирку, а затем аккуратно подогрейте до кипения и уберите с огня. Что случилось с кусочком железа? (Не растворяется в воде)
Сделайте вывод о физических свойствах железа. Изученные нами экспериментально физические свойства железа записываем в тетрадь.
Выполнение интерактивного упражнения «Обучая – учусь»
Объединение в группы для совместного изучения распространения Феррума в природе.
Представитель одной из групп презентует у доски результаты работы группы, представители других групп дополняют. Сообща делают обобщающий вывод:
Железо – один из наиболее распространенных в природе элементов: по содержанию в земной коре – 4,7% (массовых). Встречается в виде оксидов и сульфидов сконцентрированных в месторождениях, пригодных для промышленной разработки.


Наиважнейшие руды:
Бурые железняки (HFeO2 ∙ nH2O), пирит (FeS2);
Красные железняки (Fe2O3);
Магнитные железняки (Fe3O4);
Шпатовые железняки (FeСO3).
Большинство из них желто-бурые, коричневые, бурые и темно-красные.
Демонстрационный эксперимент 16
Химические свойства железа рассмотрим на примере взаимодействия железа с неметаллами: кислородом и серой.
Демонстрация 1
Смешиваем порошок серы и восстановленного железа в соотношении 4 г: 7 г, насыпаем в пробирку и немного нагреваем. Что наблюдаем?
Образуется продукт взаимодействия железа с серой - феррум (II) сульфид. Запишем уравнение химической реакции.
Работа у доски
Fe + S = FeS
Демонстрация 2
К спирали из железной проволоки прикрепляем спичку, поджигаем и опускаем провод в банке с кислородом (на дно банки предварительно насыпаем песок). Что наблюдаем?
Чтобы записать уравнение реакции, необходимо вспомнить, что Феррум в соединениях обнаруживает две валентности - II и III, следовательно, может образовываться два оксида. Составим соответствующие уравнения реакции:
Работа у доски:
2Fe + O2 → 2FeO - феррум (II) оксид
4Fe +3 O2 → 2Fe2O3 - феррум (III) оксид
Оба оксиды могут образовываться в результате горения железа.

Поэтому бурая масса, образовавшаяся в результате горения, выражается формулой Fe3O4 = Fe2O3 ∙ FeO.
Тогда
3Fe + 2O2 = Fe3O4
Вывод: железо, как и большинство металлов, взаимодействует с неметаллами (серой и кислородом).
Учитель:
Железо растворяется в кислотах. При этом образуется феррум(ІІ) хлорид и выделяется водород:
Работа у доски:
Fe + 2HCl = FeCl2 + H2↑
ІV. Закрепление полученных знаний
Работа в тетрадях
1. Вычислите массовую долю Феррума в его оксидах.
FeO:
Fe2O3:
Fe3O4:
Работа у доски
2. Горение феррум (II) сульфида возможно при высокой температуре. Запишите уравнение реакции:
3FeS + 5O2 → Fe3O4 + 3SO2
3. Запишите уравнение реакции взаимодействия железа с хлором.
2Fe + 3Cl2 → 2FeCl3
V. Подведение итогов
Учитель
Мы познакомились с физическими и химическими свойствами железа - представителя элементов-металлов.
• Какие физические свойства присущи железу?
• С какими химическими свойствами железа мы сегодня познакомились?
VI. Рефлексия
Учащиеся продолжают фразу: «На сегодняшнем уроке я узнал…»
VII. Домашнее задание
Прочитать параграф, ответить на вопросы.
Творческое задание: Подготовить сообщение о распространении железа в природе. Составить схему «Применение железа и соединений Феррума».