УРОК-ПРОЕКТ РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ «ПРАВОПИСАНИЕ НЕ С ИМЕНАМИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ.»
РАЗРАБОТАН УЧИТЕЛЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА СЕМЕДОВОЙ А.Т.
Цели урока.
1. формировать умение использовать правильный способ действия при выборе слитного и раздельного написания НЕ с именами существительными.
2. Научиться распознавать, когда НЕ приставка, частица, часть корня.
Задачи урока.
Образовательные: закрепление навыков правописания НЕ с существительными ; формирование умений различать где НЕ приставка, часть корня, частица.
Воспитательные: формирование ключевых компетенций учащихся.
Развивающие: развитие речи, совершенствование умственной деятельности (анализ, синтез, способность сопоставлять, делать выводы), совершенствование практических навыков.
Здоровьесберегающие: профилактика сколиозов, близорукости
Ход урока
1 Оргмомент.
Эпиграф (читает учитель) СЛАЙД 1-2
Много интересного на свете,
На Земле, на солнечной планете,
Чтобы всюду вам,ребята, побывать,
Нужно прежде грамотными стать.
И тогда морские дали, горы,
Океаны и степей просторы
Детям нашей школы покорятся!
- Давайте запишем число, классная работа.
2 Актуализация знаний
- Давайте вспомним все, что изучали об имени существительном.
-Что такое имя существительное?
- Сколько родов в русском языке?Что вы еще знаете?
- Имеет число?
- Все существительные имеют и единственное и множественное число?
-А какими еще бывают имена существительные? (собственными и нарицательными, одушевленными и неодушевленными).
- Сколько склонений в русском языке?
- Какие существительные называются разносклоняемыми?
- Сегодня у нас урок-проект. Мы будем работать в парах. Активно, творчески, с интересоми с удовольствием, не бойтесь ошибаться! Помогайте друг другу! Постарайтесь сделать работу интересной и полезной для себя и для других.
Девиз нашей работы : «Дружба в делах помощник!» СЛАЙД 3
3 Постановка целей и определение темы урока.
- Сегодня мы будем работать над проектом по русскому языку. А тему проекта нам с вами предстоит сейчас выяснить.
- Вы любите загадки? (да)
- Оставьте строчку для темы урока и записывайте отгадки в тетрадь. (Один ученик записывает у доски)
1 Грязные руки,
Помята рубаха,
Волосы всклочены,
Кто я? (Неряха) СЛАЙД 4
2 Синяя шляпа, короткие штанишки,
Не люблю читать я никакие книжки,
Ничего не знаю, не хочу учиться,
Нравится гулять мне, нравится лениться. (Незнайка) СЛАЙД 5
3 Дождь шумит, стучит в окно, и на улице темно,
Воет ветер, тучи гонит, на деревьях ветки клонит.
Осень, слякоти пора, гонит лето со двора,
И в такое время года наступает… ( непогода) СЛАЙД 6
4 В зеленом поле я расту,
Голубым цветком цвету,
Небо синее как будто,
Прозываюсь … (Незабудка) СЛАЙД 7
Неряха, незнайка, непогода, незабудка.
- Скажите, какой части речи все эти слова? (Имена существительные).
- А еще что-нибудь общее вы заметили в этих словах? (они начинаются на НЕ).
- Тема нашего урока «Правописание НЕ с именами существительными». Запишите тему урока.
- Какая задача встает перед нами на уроке? (Узнать когда не с существительными пишется слитно, а когда раздельно)
- Ребята сегодня на уроке мы с вами создадим памятку по русскому языку о правописании НЕ с именами существительными.
_ Памятка должна быть красивой, привлекать внимание и выполнять самую главную роль – роль помощницы.
4 Работа по теме урока
- Итак, задание первое - оформить название памятки, проиллюстрировать картинками. Я для вас приготовыла заготовки, чтобы сэкономить ваше время.
(Ученики получают заготовки. Время на оформление проекта 3 минуты.)
- Итак, заглавие оформлено.
- Прежде чем начать исследование, скажите, как вы думаете,почему я в таблице сделала два столбца?
- Сколько существует вариантов написания НЕ с существительными? (Два).
- Давайте запишем:
НЕ пишется слитно | НЕ пишется раздельно |
| |
- Я буду называть глаголы, а вы должны образовать от них имена существительные и записать. (1 ученик у доски) СЛАЙД 8
Ненавидеть – ненависть.
Негодовать – негодование.
Недоумевать – недоумевание.
- Почему данные имена существительные вы написали слитно?
(Так как данные имена существительные без НЕ не употребляются)
- Чем является НЕ в этих словах? ( Часть корня).
- Итак, подводим первый итог. Мы сформулировали первый пункт орфографического правила. Давайте отразим то, что мы узнали в нашей таблице.
СЛАЙД 9
НЕ пишется слитно | НЕ пишется раздельно |
1. Если слово без не не употребляется. Например: ненависть, негодование, недоумение. | |
- А теперь, ребята, откройте страницу 95 вашего учебника, посмотрите на теоретический материал и сформулируйте второй пункт орфографического правила, еогда НЕ пишется слитно с именами существительными. Запишите его в таблицу.
СЛАЙД 10
НЕ пишется слитно | НЕ пишется раздельно |
1. Если слово без НЕ не употребляется. Например: ненависть, негодование, недоумение. 2. Если слово можно заменить синонимами без НЕ. Например: неудача- поражение, неправда-ложь, несчастье-горе. | |
- Чем является НЕ в данных словах? (Приставкой).
- продолжаем работу с теоретическим материалом учебника. Теперь мы должны сформулировать пункт орфографического правила, когда НЕ пишется раздельно. Запишем его в памятку.
СЛАЙД11
НЕ пишется слитно | НЕ пишется раздельно |
1. Если слово без НЕ не употребляется. Например: ненависть, негодование, недоумение. 2. Если слово можно заменить синонимами без НЕ. Например:неудача- поражение, неправда-ложь, несчастье-горе. | НЕ с существительными пишется раздельно, если является словом-отрицанием. В предложении с отрицательной частицей часто есть противопоставление с союзом а. Например: не правда, а ложь |
- Итак, наша памятка готова. Сейчас мы будем выполнять упражнение и пользоваться ею.
Выполнение упражнения 238.
1 вариант выписывает существительные в которых НЕ – приставка.
2 вариант выписывает существительные в которых НЕ-часть корня.
Взаимопроверка.
-А теперь каждый выставьте себе оценку, исходя из количества допущенных ошибок.
- Составьте предложения со словом НЕПРИЯТЕЛЬ, чтобы НЕ было в одном предложении приставкой, а в другом частицей.
5 Рефлексия
Тренинг «Понятно-не понятно»
- Я раздаю вам карточки с примером на изученное правило. Вы должны объяснить правописание данного слова и опустить карточку в коробочку «ПОНЯТНО». Если же вы затрудняетесь, опустите карточку в коробку «НЕ ПОНЯТНО». И анализа примеров, сложенных в коробку «НЕ ПОНЯТНО» и начнется следующий урок.
6 Домашнее задание. СЛАЙД 12
- На обратной стороне проекта записать 6 пословиц, в которых есть НЕ с именами существительными.