СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока развития речи по русскому в 4 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать  умения  учащихся по написанию  сочинения –описания   картины; расширять словарный  запас  учащихся; упражнять в умении работать по  накоплению  материала, необходимого для написания  сочинения и практически использовать в работе; составлять план текста, записывать его по данной картине и плану;

учить  проводить  самооценку своей творческой  деятельности;

воспитывать  любовь  к  живописи, русскому  языку.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока развития речи по русскому в 4 классе.»

Разработка урока

развития речи в 4 классе.

Подготовила:

учитель начальных классов

МОУ « Школа №2

города Дебальцево»

Бессчастная Зоя Николаевна


Тема. Подготовка к сочинению по репродукции картины

В.А. Тропинина «Кружевница».

Цель: формировать умения учащихся по написанию сочинения –описания картины; расширять словарный запас учащихся; упражнять в умении работать по накоплению материала, необходимого для написания сочинения и практически использовать в работе; составлять план текста, записывать его по данной картине и плану;

учить проводить самооценку своей творческой деятельности;

воспитывать любовь к живописи, русскому языку.

Оборудование: компьютерная презентация, видео, карточки, учебник с репродукцией картины.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Проверим готовность к уроку.

Пожелаем мысленно друг другу хорошего настроения и успеха.

Мы – умные! Мы – дружные!

Мы – внимательные! Мы – старательные!

Мы отлично учимся! Всё у нас получится!

II. Самоопределение к деятельности

-Ребята, нам предстоит большая и интересная работа. У нас сегодня урок развития речи. Мы познакомимся с творчеством художника В. А. Тропинина, побываем в его мастерской. Как вы думаете , что нам предстоит делать? (Дети высказывают свои предположения.)

Учитель: Наш урок – путешествие в сказочную страну мастериц. Помощниками будут наши знатоки народного творчества.

III.Работа над материалом урока

1.Рассказ учителя

Осенью, когда весь урожай собран в закрома, у людей, наконец, появляется свободное время для отдыха. Дни становятся короче, раньше спускаются сумерки. И приходит пора девичьих посиделок. (Музыка)

Девушки приносили на посиделки свое рукоделие – кто шил, кто вязал, кто пряжу прял. По сравнению с тяжелой работой в поле это не считалось большим трудом, а скорее отдыхом. ( Слайд -зимние узоры)

За окошком метель плетет свои кружева, а в избе рукодельницы. Девушки пряли, вязали, вышивали и, конечно же, пели. В народе говорят: «Беседа дорогу коротает, а песня – работу».

Видео «Прялица»

Слайд кружева




- Как вы думаете, почему мы начали говорить о кружевах?

-Что же вы узнали об этом народном ремесле?

2.Сообщения учеников

Ученик: Я узнал, что кружевоплетение, как один из видов рукоделия известно на Руси издавна. Занимаются им в основном женщины. Плели кружева чаще всего крепостные мастерицы, днями просиживавшие за работой в своих мастерских. Труд этот был очень тяжел. Часто девушки теряли здоровье. Слепли за работой. Искусство кружевоплетения передавалось от матери к дочери.

Ученик: А я прочитала, что до 19 века кружевоплетение имело характер домашнего ремесла. В окрестностях Вологды была основана кружевная фабрика, на которой работали десятки крепостных девушек- кружевниц.

(Картинка словаря)

Ученик: Если посмотреть толкование слова «кружево» в словаре Ожегова, мы прочитаем, что это Узорчатая сетчатая ткань из ниток для отделки белья, платьев и украшения домашней обстановки. 

-Что использовали для работы мастерицы?

Ученик : Я прочитал, что кружевницы использовали для работы специальные подушечки в виде валика, обтянутые материалом. На валике закреплялся плотный лист бумаги с рисунком будущего кружева. Эти рисунки называются сколками.

Ученик : Выплетают кружевные изделия с помощью коклюшек. Это специальные деревянных палочки с углублениями на концах, для наматывания ниток. Чем сложнее узор, тем больше коклюшек требуется. Иногда их использовали несколько сотен.

Ученик : А ещё мы узнали, что коклюшки, изготовляли из тяжелых пород деревьев, при работе они издают мелодичный перестук. И этот перестук создавал определенную мелодию.. (Видео)

Учитель: Самые известные вологодские, вятские или елецкие кружева. (Слайд)

- Как же в литературе описывают мастерство кружевниц?

3.Чтение стихотворение

То ли тонкий морозный узор,

То ли ветер над полем пшеницы …

Удивляют весь мир до сих пор

Рукодельем своим кружевницы.

Будто слышится пение птиц,

Тихий звон родников потаённых …

Оживает в руках мастериц

То, что каждому сердцу знакомо.

Над коклюшками пальцы летают,

И узоры, как песни слова,

Нити тонкие выплетают.

Кружева – к узелку узелок –

Нам родные рисуют картины:

Полевой расцветает цветок,

И качает ветвями рябина.

Словно сказка, они хороши!

В них умелой работы прилежность,

Красота нашей русской души,

Терпеливая женская нежность.

Над коклюшками пальцы летают,

И узоры, как песни слова,

Нити тонкие выплетают.

Кружева, кружева, кружева..

4.Беседа по содержанию стихотворения

-Ребята, вы прослушали стихотворение

-О ком рассказывает поэт?

- Что такое же такое « кружево»?

-С чем можно сравнить узоры на кружеве (Слайд)

5.Работа в парах над стихотворением

-Ребята вы слушали стихотворение о кружевницах. Какие слова, словосочетания и предложения можно использовать для сочинения. ---Поработайте парами и зачитайте свои варианты.

(Дети читают и записывают в карточки - помощницы)

Учитель.

- Наше путешествие привело нас к Василию Андреевичу Тропинину не случайно. Василий Андреевич Тропинин - великий русский художник. За свою жизнь создал более 3 000 портретов. Жизнь этого художника пришлась на эпоху крепостного права, да и сам он почти всю свою жизнь был крепостным и испытал все тяготы подневольной жизни на себе. Он был современником Пушкина, жил в эпоху, когда все мечтали о свободе и стремились к освобождению крестьян от многовекового рабства.. В своих картинах пытался не просто передать внешность, а выразить личность героя, его эмоции, настроение, внутреннее состояние, душевную привлекательность.


6. Работа над картиной

-Давайте откроем учебники и познакомимся с картиной художника. - Как она называется?

-Как вы думаете, почему картина называется «кружевница», а не «кружево»?

7. Словарная работа

-К какому жанру относятся картины художника ?

-Давайте вспомним, что такое портрет? ( Слайд) - Как называется художник, пишущий портреты?

- Описывая картину, нам придется не один раз использовать эти понятия. Во избежание повторов в сочинении, подумайте, какие синонимы можно использовать?

-Запишите синонимический ряд в «листы – помощники» .Эти слова вы будете использовать в своей работе. (Слайд)

8. Беседа по картине

-Почему картина получила такое название?

- Как можно по-другому назвать изображенную девушку?

- Чем привлекает наше внимание кружевница?

- На какие детали надо обратить своё внимание при описании труженицы?

-Слова какой части речи вы будете использовать при описании ?

-Сейчас вы будете работать в группах. Перед вами карточки с заданиями. Каждая группа выписывает прилагательные-эпитеты по своему заданию.

9.Работа в группах

Задание для 1 группы: выберите прилагательные для описания лица .

Задание для 2 группы: какие прилагательные вы будете использовать для описания рук и пальцев мастерицы .

Задание для 3 группы: опишите инструменты для работы и изделие

Задание для 4 группы: опишите одежду девушки.

Итог работы по группам: На доске опорные слова, проговаривают орфограммы.

- О чём говорит одежда девушки?

- Что хотел сказать нам художник этой картиной?

-Ребята, а чем бы вы закончили описание картины? (своим мнением) спросить 1-2 чел.

- Посмотрите на экран. Цвета каких тонов использует художник? - Какие цвета преобладают?

- Да, действительно колорит работ Тропинина мягкий, приглушённый преобладают сероватые, красно-коричневые, оливковый. Весь свет падает на лицо мастерицы.

- Что вы чувствуете, глядя на полотно?

-Труд кружевницы в реальной жизни был каторжным, но художник изображает свою героиню так, что нам понятно: девушке нравится то, что она делает. Она загадочно улыбается.

-Давайте и мы приостановимся и отдохнем.

IV. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

«Снежинка»

Кружатся снежинки (дети кружатся на носочках)

В воздухе морозном (медленно приседают, руками показывая плавное движение снежинок)

Падают на землю (встают, ловят воображаемую снежинку на ладошку)

Кружевные звёзды

Вот одна упала

На мою ладошку.

Ой, не тай, снежинка, (бережно прикрывают снежинку) 

Подожди немножко.(на ладони другой ладошкой)

V. Составление плана.

-Чтобы продолжить работу нам необходимо ставить план, по которому мы будем описывать картину. И этот план вы записываете в тетради.

- Какие три основных пункта выделяем при написании сочинения?

- Ребята, какой текст должен получиться?

-Давайте подумаем, как мы можем озаглавить первую часть?

-О чем пойдет речь в основной части?

-Какое название подойдет к этой части?

- Далее вам нужно описать цвета картины которые использует художник. И высказать свое личное мнение к картине.

- Какие способы можно использовать, чтобы избежать повторений?

-Какие слова помогут вам закончить сочинение?

-У нас получился такой план.

1.Художник и его картина

2.Главная героиня.

лицо;

волосы;

глаза;

руки;

одежда;

3.Колорит картины .

4.Моё отношение к картине.

VI. Устное составление рассказа по картине с использованием карточек и опорных слов

- Давайте вы устно составите описание картины, используйте карточки-клеше .

-Что у вас получилось? (Дети рассказывают примерный текст)

VII. Написание сочинения на черновике

-Молодцы ребята. А теперь, когда весь материал для написания сочинения собран, приступайте к работе в черновиках. Используйте опорные слова, варианты из стихотворения и не забывайте об орфограммах. А ещё у вас есть снежинки -помощницы. Ими воспользуются все, у кого возникнут затруднения.

Карточки – помощницы ( для слабых)

Используй для описания руки девушки, дополнив предложения.

Как ________ и _________ проворные пальчики плетут __________. У девушки на картине ___________________ рука. Движения рук мастерицы, плетущей кружева, ___________ и ___________. В правой руке __________, в левой ___________.


Мастерица _________ улыбается. Даже __________________ глаза светятся улыбкой.

Её ____________ волосы собраны, чтобы не мешали. Плечи покрыты ________ платком.

Девушка одета в _________, __________, __________ платье. Работа ___________ нравится. Она _____________ .

Этот портрет _________ нарисовал ___________ , ___________ тоном .

-Давайте послушаем, что же у вас получается?

(Зачитывают несколько готовых частей сочинения)

VIII. Рефлексия

- Скоро Новый год. Давайте украсим нашу ёлочку снежинками. Ведь снежинка – это тоже в некотором роде кружево, созданное природой.

- Если услышанная и увиденная информация была вам полезна, интересна и вы используете её для написания сочинения, повесьте на ёлочку голубую снежинку. Если этот материал был познавательным, повесьте – белую снежинку. А если вам было сложно, материал был непонятен, у вас есть розовая снежинка.

IX. Подведение итогов урока

-Чем запомнился Вам наш урок? (Оцениваем работу на уроке.)

Вручаем подарки от наших девочек-мастериц из кружка «Рукодельца»

X. Домашнее задание.

-И так сочинение вы напишите на листах и украсите узорами. И выполните домашнее задание тоже по группам.

1 группа напишет сочинение, в которое включит небольшое четверостишье.

2группа напишет сочинение и нарисует орнамент своего кружева.

А остальные записывают то сочинение, которое начали писать на черновиках, используя вспомогательные карточки

-Вы все молодцы. Спасибо за работу
















































Используй для описания руки девушки, дополнив предложения.


Как ________ и _________ проворные пальчики плетут __________. У девушки на картине ___________________ рука. Движения рук мастерицы, плетущей кружева, ___________ и ___________. В правой руке __________, в левой ___________.


Мастерица _________ улыбается. Даже __________________ глаза светятся улыбкой.

Её ____________ волосы собраны, чтобы не мешали. Плечи покрыты ________ платком.

Девушка одета в _________, __________, __________ платье. Работа ___________ нравится. Она _____________ .

Этот портрет _________ нарисовал ___________ , ___________ тоном .





Как ________ и _________ проворные пальчики плетут __________. У девушки на картине ___________________ рука. Движения рук мастерицы, плетущей кружева, ___________ и ___________. В правой руке __________, в левой ___________.


Мастерица _________ улыбается. Даже __________________ глаза светятся улыбкой.

Её ____________ волосы собраны, чтобы не мешали. Плечи покрыты ________ платком.

Девушка одета в _________, __________, __________ платье. Работа ___________ нравится. Она _____________ .

Этот портрет _________ нарисовал ___________ , ___________ тоном .




Как ________ и _________ проворные пальчики плетут __________. У девушки на картине ___________________ рука. Движения рук мастерицы, плетущей кружева, ___________ и ___________. В правой руке __________, в левой ___________.


Мастерица _________ улыбается. Даже __________________ глаза светятся улыбкой.

Её ____________ волосы собраны, чтобы не мешали. Плечи покрыты ________ платком.

Девушка одета в _________, __________, __________ платье. Работа ___________ нравится. Она _____________ .

Этот портрет _________ нарисовал ___________ , ___________ тоном .




Как ________ и _________ проворные пальчики плетут __________. У девушки на картине ___________________ рука. Движения рук мастерицы, плетущей кружева, ___________ и ___________. В правой руке __________, в левой ___________.


Мастерица _________ улыбается. Даже __________________ глаза светятся улыбкой.

Её ____________ волосы собраны, чтобы не мешали. Плечи покрыты ________ платком.

Девушка одета в _________, __________, __________ платье. Работа ___________ нравится. Она _____________ .

Этот портрет _________ нарисовал ___________ , ___________ тоном .










Передо мной репродукция картины В.А.Тропинина «Кружевница».

На картине я вижу молодую девушку за работы. Она кружевница. Её руки плетут кружево. В правой руке у неё булавка, а в левой коклюшка. Внизу картины виден край кружева. Мастерица загадочно улыбается. Даже красивые, карие глаза светятся улыбкой. Я думаю работа кружевнице нравится. Она приносит ей наслаждение. Её темные волосы собраны, чтобы не мешали. Девушка одета в скромное, аккуратное, оливковое платье. На её плечи накинута светлая косынка.

Мне эта картина понравилась тем, художник изобразил простую крестьянскую девушку. Я думаю, автор нежно относится к труду простых людей. Картина светлая и мне она запомнится.


****

На картине художник В.А.Тропинин изобразил кружевницу над своим рукоделием.

Я вижу простую, скромную девушку. У неё большие карие глаза, которые смотрят загодочным взглядом. На щеках нежный румянец. Темные волосы собраны в пучок. .Кружевница одета в зеленоватое платье и светлый платок, который накинут на плечи.

На картине видно, как пальчики её проворных рук плетут кружево. В правой руке булавка, а в левой коклюшка. Само кружево прикреплено сколками. Внизу видно готовое изделие. Мастерице работа нравится. Она улыбается. Этот портрет мастер нарисовал светлыми ,золотисто-оливковым тоном .

Мне понравилась эта картина тем, что главная героиня очень красивая, милая, скромная, застенчивая.



Картина В.А.Тропинина «Кружевница» очень светлая. Он изобразил совсем юную крестьянскую девушку.

То кружевница. И хотя она очень молодая, она мастерица своего дела. Это видно по её красивым весёлым глазам. Она улыбается загадочно. Её каштановые волосы аккуратно собраны сзади. На щеках румянец, нежные губы. Она одета в оливковое платье. Плечи покрыты светлым платком. Пальчики проворно плетут кружева. В правой руке кружевница держит булавку, а в левой коклюшку. Автор использовал теплые оттенки.

Эта картина мне понравилась золотистыми тонами, которые греют душу.




Отдел образования города Дебальцево

Муниципальное образовательное учреждение

«Школа № 2 города Дебальцево»











Урок по русскому языку

в 4 классе


Тема. Урок развития речи

Подготовка к сочинению –описанию

по картине В.А.Тропинина «Кружевница»

















Подготовила

учитель начальных классов

Бессчастная З.Н.

2018г.