СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка занятия по логопедии

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

занятие по логопедии по автоматизации звука с. для обучающихся с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Разработка занятия по логопедии»

Составила учитель-логопед: Харина Елена Дмитриевна

Подгрупповое занятие с обучающимися 1 класса.

Продолжительность занятия: 30 минут.



Тема. Автоматизация звука [С] в словах на материале лексической темы «Посуда».

Цель: Формировать умение произносить звук с в словах, расширение и активизация словарного запаса на материале лексической темы «Посуда».

Задачи:

  • Закреплять правильность артикуляции звука с, уточнять произношение звука с изолированно, в словах. Совершенствовать умение подбирать слова с заданным звуком.

  • Коррекция мышления, речевого дыхания, фонематического слуха и восприятия, зрительного и слухового внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, тактильно-кинестетической чувствительности рук. Развивать умение ориентироваться в заданиях различных форм и содержания, расширение кругозора, пополнение словарного запаса.

  • Повышать речевую активность, стимулировать использование при ответе полных предложений. Воспитывать у детей наблюдательность, доброжелательное отношение, усидчивость.

Оборудование:

Зеркала, салфетки, кукла, игрушечная посуда, артикуляционная гимнастика в картинках, конверт с разрезными картинками, тренажер «горячий чай», скатерть на стол, пособие «чудесный мешочек», компьютер, интерактивная доска, USB Flash.














Ход занятия:

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята, у нас сегодня гости, улыбнитесь гостям и друг другу, вспомним главное правило:

Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Верно, четко говорим,

Никогда мы не спешим.

- Ребята, посмотрите, к нам пришла в гости Соня.

- Соня спрашивает, а зачем вам зеркала на столе?

(Чтобы выполнять гимнастику для языка и губ)

- Покажем Соне, как мы умеем ее выполнять, и Соне поставим зеркало, пусть за нами повторяет.

Возьмите зеркала и поставьте перед собой. Выполним гимнастику для губ и язычка.

2.Артикуляционная гимнастика с использованием опор-картинок.

(Логопед показывает движения, дети повторяют)

- Давайте приветливо улыбнемся. Похвастаемся своими зубками.

«улыбочка»

- Посмотрите, Соня тоже умеет делать упражнение «улыбочка».

-Посмотрите, на картинке кувшины с узким и широким горлышком. Вытягиваем губы то узкой, то широкой «трубочкой». (трубочка)

- Подготовим чашечки для чая. Чья «чашка» глубже? (чашечка)

- Чашка стоит на блюдце. (лопатка)

- Чашка и блюдце на столе. Чередовать упражнения «чашечка» и «лопатка».

- А как мы чай остужаем? (чашечка и дуем)

- А чай пьем с вкусным вареньем. (вкусное варенье)

- Чай выпили, а потом чашку моем, и убираем в шкафчик. (Завести чашечку за верхние зубы.)

- После еды обязательно нужно почистить зубы. (чистим зубы)

- Ребята Соня радуется, какие упражнения интересные вы умеете делать.

-Какие вы молодцы!

2.Сообщение темы занятия.

- Давайте вспомним, какой звук мы учимся правильно произносить. (Звук с)

- Давайте произнесем его правильно, повторите сами.

-Губы улыбаются, зубы заборчиком, кончик языка за нижними зубами, горлышко отдыхает, спит, посередине языка проходит воздух холодный, проверим рукой.

- Мы сегодня будем продолжать правильно произносить звук с в словах и предложениях.

3. Разрезные картинки.

- Соня принесла конверт с картинками, а картинки не простые. Скорей открываем и смотрим, кто догадался, что нужно сделать?

(Сложить каждую картинку).

Сложите каждый свою картинку и назовите что изображено.

(чашка, стакан, миска, чайник.)

4. Игра «Волшебный мешочек»

- Соня принесла мешочек, давайте поиграем. Надо угадать, что в нем находится.

- Опустите руку в мешочек, нащупайте один предмет, ощупайте его и скажите, что это.

Дети по очереди опускают в мешочек, нащупывают предметы, а затем достают их из мешочка и кладут на стол. (Я нащупал чайник, чашку, сковороду, кастрюлю, блюдце).

- Молодцы. Вы все угадали предметы.

- А теперь подумайте, как назвать эти предметы, одним словом.

(Посуда)

- В слове посуда, какой звук мы слышим в середине слова? (Звук с)

- Назовите названия посуды, в которых слышим звук с?

- Давайте произнесем правильно.

(Сковорода, кастрюля, стакан, миска, сахарница, поднос, самовар.)

- Молодцы! А для чего нужна посуда, вы знаете?

(В посуде готовят и хранят еду, из посуды кушают.)

- Скажите, как называется посуда, из которой пьют чай?

(чайная).

- Почему чайная? (из нее пьют чай)

- Ребята, давайте Соню угостим чаем.

- Что для этого нужно? Соня спрашивает, подойдёт ли сковорода?

- Ребята, давайте покажем Соне физминутку про чайную посуду.

- Встали из-за парт и повторяем за мной слова и движения.

5. Физминутка. (слайд 5)

Вот большой стеклянный чайник,

очень важный, как начальник

Дети «надувают» живот,

Одна рука на поясе, другая изогнута, как носик.

вот фарфоровые чашки,

очень хрупкие, бедняжки.

Приседают, одна рука на поясе.


вот фарфоровые блюдца,

только стукни – разобьются.

Кружатся, рисуя руками круг.


вот серебряные ложки,

Потягиваются, руки вверх, сомкнуть над головой.

вот пластмассовый поднос-

он посуду нам принёс.

Делают большой круг.



- Так какая посуда понадобиться для чаепития, перечислите.

(дети накрывают стол, проговаривая каждый предмет)

- Давайте перечислим все предметы со звуком с.

- Все предметы перечислили? А на чем накрыли? (на столе)

- В слове стол, звук с слышим? Молодцы! А он стоит в начале или в конце слова? (В начале)

- Проговорите слово стол.

- Молодцы! Стол накрыли мы красиво.

6.Упражнение на развитие дыхания «Горячий чай»

Чтобы чаю нам попить

Надо чаю вскипятить!

У детей на столах дыхательные тренажеры «Горячий чай».

- Сделайте глубокий вдох носом, а затем подуйте на чашки, не раздувая щек.

- Всегда помните, что кипяток очень горячий. С ним нужно быть очень осторожным! Подуйте на горячий чай, с-с-с- покажите зубки, губки улыбаются, язычок за зубками дует холодный ветер, у всех холодный ветер.

- А чай с чем пьют? (С сахаром, с сухарями, с конфетой)

- В каких словах вы услышали звук с-с-с-?(в словах: сахар, сухарь)

- А еще с чем можно пить чай? (Ребята отвечают из собственного опыта)

- А с солью пьют чай, а почему? (Потому что в чай добавляют сахар)

- Молодцы!

7. Гимнастика для глаз.

- Ребята, как хорошо мы сидим, чай пьем, а какое сейчас время года?

(Весна)

- А что интересного весной бывает?

(Появляются на деревьях листочки, пробуждаются первые цветы, а из куколок появляются бабочки.)

- А давайте представим, что уже тепло, бабочки летают, посмотрите на бабочек, следите за ними глазами.

- Молодцы!

8. Развитие мелкой моторики.

- Ребята, чай мы попили, что нужно сделать после чаепития?

(Убрать со стола и помыть посуду.)

Пальчиковая игра «Мы посуду перемыли»



Раз, два, три, четыре,

чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга.

мы посуду перемыли:

Одна ладонь скользит по другой по кругу.

чайник, чашку, ковшик, ложку

и большую поварешку.

Загибание пальчиков по одному, начиная с большого.

Ничего мы не сломали.


Удары кулачками друг о друга, хлопок в ладоши

Только чашку мы разбили,

ковшик тоже развалился,

нос у чайника отбился

ложку мы чуть-чуть сломали.

Снова загибаем пальчики.


Так мы маме помогали

Ритмичные удары кулачками и в ладоши переменно.


9.Итог занятия:

- Ребята Соне пора возвращаться домой, ей очень понравилось у нас, Соня узнала много нового, давайте вспомним что мы делали на занятии.

- Как назвать одним словом: чайник, тарелка, кружка, кастрюля и т. д.

- Вспомните название посуды, в которой слышим звук с.

- Давайте вспомним, как произносится звук с.

- Соня прошептала мне на ушко, что в ее имени есть звук с, давайте произнесем Соня, правильно сказала Соня. Молодец!

- Вы запомнили, какая посуда нужна для чаепития?

- С чем пьют чай?

- Соня принесла для вас угощенье. Это что? (конфета)

- В слове конфета, есть звук с? (нет)

- Ответьте правильно на вопрос - чай будем пить с чем? (С конфетой)

- Молодцы, вы отлично справились со всеми заданиями!

- Спасибо за занятие!