Составила учитель-логопед: Харина Елена Дмитриевна
Подгрупповое занятие с обучающимися 1 класса.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Тема. Автоматизация звука [С] в словах на материале лексической темы «Посуда».
Цель: Формировать умение произносить звук с в словах, расширение и активизация словарного запаса на материале лексической темы «Посуда».
Задачи:
Закреплять правильность артикуляции звука с, уточнять произношение звука с изолированно, в словах. Совершенствовать умение подбирать слова с заданным звуком.
Коррекция мышления, речевого дыхания, фонематического слуха и восприятия, зрительного и слухового внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, тактильно-кинестетической чувствительности рук. Развивать умение ориентироваться в заданиях различных форм и содержания, расширение кругозора, пополнение словарного запаса.
Повышать речевую активность, стимулировать использование при ответе полных предложений. Воспитывать у детей наблюдательность, доброжелательное отношение, усидчивость.
Оборудование:
Зеркала, салфетки, кукла, игрушечная посуда, артикуляционная гимнастика в картинках, конверт с разрезными картинками, тренажер «горячий чай», скатерть на стол, пособие «чудесный мешочек», компьютер, интерактивная доска, USB Flash.
Ход занятия:
Организационный момент.
- Здравствуйте ребята, у нас сегодня гости, улыбнитесь гостям и друг другу, вспомним главное правило:
Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Верно, четко говорим,
Никогда мы не спешим.
- Ребята, посмотрите, к нам пришла в гости Соня.
- Соня спрашивает, а зачем вам зеркала на столе?
(Чтобы выполнять гимнастику для языка и губ)
- Покажем Соне, как мы умеем ее выполнять, и Соне поставим зеркало, пусть за нами повторяет.
Возьмите зеркала и поставьте перед собой. Выполним гимнастику для губ и язычка.
2.Артикуляционная гимнастика с использованием опор-картинок.
(Логопед показывает движения, дети повторяют)
- Давайте приветливо улыбнемся. Похвастаемся своими зубками.
«улыбочка»
- Посмотрите, Соня тоже умеет делать упражнение «улыбочка».
-Посмотрите, на картинке кувшины с узким и широким горлышком. Вытягиваем губы то узкой, то широкой «трубочкой». (трубочка)
- Подготовим чашечки для чая. Чья «чашка» глубже? (чашечка)
- Чашка стоит на блюдце. (лопатка)
- Чашка и блюдце на столе. Чередовать упражнения «чашечка» и «лопатка».
- А как мы чай остужаем? (чашечка и дуем)
- А чай пьем с вкусным вареньем. (вкусное варенье)
- Чай выпили, а потом чашку моем, и убираем в шкафчик. (Завести чашечку за верхние зубы.)
- После еды обязательно нужно почистить зубы. (чистим зубы)
- Ребята Соня радуется, какие упражнения интересные вы умеете делать.
-Какие вы молодцы!
2.Сообщение темы занятия.
- Давайте вспомним, какой звук мы учимся правильно произносить. (Звук с)
- Давайте произнесем его правильно, повторите сами.
-Губы улыбаются, зубы заборчиком, кончик языка за нижними зубами, горлышко отдыхает, спит, посередине языка проходит воздух холодный, проверим рукой.
- Мы сегодня будем продолжать правильно произносить звук с в словах и предложениях.
3. Разрезные картинки.
- Соня принесла конверт с картинками, а картинки не простые. Скорей открываем и смотрим, кто догадался, что нужно сделать?
(Сложить каждую картинку).
Сложите каждый свою картинку и назовите что изображено.
(чашка, стакан, миска, чайник.)
4. Игра «Волшебный мешочек»
- Соня принесла мешочек, давайте поиграем. Надо угадать, что в нем находится.
- Опустите руку в мешочек, нащупайте один предмет, ощупайте его и скажите, что это.
Дети по очереди опускают в мешочек, нащупывают предметы, а затем достают их из мешочка и кладут на стол. (Я нащупал чайник, чашку, сковороду, кастрюлю, блюдце).
- Молодцы. Вы все угадали предметы.
- А теперь подумайте, как назвать эти предметы, одним словом.
(Посуда)
- В слове посуда, какой звук мы слышим в середине слова? (Звук с)
- Назовите названия посуды, в которых слышим звук с?
- Давайте произнесем правильно.
(Сковорода, кастрюля, стакан, миска, сахарница, поднос, самовар.)
- Молодцы! А для чего нужна посуда, вы знаете?
(В посуде готовят и хранят еду, из посуды кушают.)
- Скажите, как называется посуда, из которой пьют чай?
(чайная).
- Почему чайная? (из нее пьют чай)
- Ребята, давайте Соню угостим чаем.
- Что для этого нужно? Соня спрашивает, подойдёт ли сковорода?
- Ребята, давайте покажем Соне физминутку про чайную посуду.
- Встали из-за парт и повторяем за мной слова и движения.
5. Физминутка. (слайд 5)
Вот большой стеклянный чайник, очень важный, как начальник | Дети «надувают» живот, Одна рука на поясе, другая изогнута, как носик. |
вот фарфоровые чашки, очень хрупкие, бедняжки. | Приседают, одна рука на поясе. |
вот фарфоровые блюдца, только стукни – разобьются. | Кружатся, рисуя руками круг. |
вот серебряные ложки, | Потягиваются, руки вверх, сомкнуть над головой. |
вот пластмассовый поднос- он посуду нам принёс. | Делают большой круг. |
- Так какая посуда понадобиться для чаепития, перечислите.
(дети накрывают стол, проговаривая каждый предмет)
- Давайте перечислим все предметы со звуком с.
- Все предметы перечислили? А на чем накрыли? (на столе)
- В слове стол, звук с слышим? Молодцы! А он стоит в начале или в конце слова? (В начале)
- Проговорите слово стол.
- Молодцы! Стол накрыли мы красиво.
6.Упражнение на развитие дыхания «Горячий чай»
Чтобы чаю нам попить
Надо чаю вскипятить!
У детей на столах дыхательные тренажеры «Горячий чай».
- Сделайте глубокий вдох носом, а затем подуйте на чашки, не раздувая щек.
- Всегда помните, что кипяток очень горячий. С ним нужно быть очень осторожным! Подуйте на горячий чай, с-с-с- покажите зубки, губки улыбаются, язычок за зубками дует холодный ветер, у всех холодный ветер.
- А чай с чем пьют? (С сахаром, с сухарями, с конфетой)
- В каких словах вы услышали звук с-с-с-?(в словах: сахар, сухарь)
- А еще с чем можно пить чай? (Ребята отвечают из собственного опыта)
- А с солью пьют чай, а почему? (Потому что в чай добавляют сахар)
- Молодцы!
7. Гимнастика для глаз.
- Ребята, как хорошо мы сидим, чай пьем, а какое сейчас время года?
(Весна)
- А что интересного весной бывает?
(Появляются на деревьях листочки, пробуждаются первые цветы, а из куколок появляются бабочки.)
- А давайте представим, что уже тепло, бабочки летают, посмотрите на бабочек, следите за ними глазами.
- Молодцы!
8. Развитие мелкой моторики.
- Ребята, чай мы попили, что нужно сделать после чаепития?
(Убрать со стола и помыть посуду.)
Пальчиковая игра «Мы посуду перемыли»
Раз, два, три, четыре, | чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга. |
мы посуду перемыли: | Одна ладонь скользит по другой по кругу. |
чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварешку. | Загибание пальчиков по одному, начиная с большого. |
Ничего мы не сломали. | Удары кулачками друг о друга, хлопок в ладоши |
Только чашку мы разбили, ковшик тоже развалился, нос у чайника отбился ложку мы чуть-чуть сломали. | Снова загибаем пальчики. |
Так мы маме помогали | Ритмичные удары кулачками и в ладоши переменно. |
9.Итог занятия:
- Ребята Соне пора возвращаться домой, ей очень понравилось у нас, Соня узнала много нового, давайте вспомним что мы делали на занятии.
- Как назвать одним словом: чайник, тарелка, кружка, кастрюля и т. д.
- Вспомните название посуды, в которой слышим звук с.
- Давайте вспомним, как произносится звук с.
- Соня прошептала мне на ушко, что в ее имени есть звук с, давайте произнесем Соня, правильно сказала Соня. Молодец!
- Вы запомнили, какая посуда нужна для чаепития?
- С чем пьют чай?
- Соня принесла для вас угощенье. Это что? (конфета)
- В слове конфета, есть звук с? (нет)
- Ответьте правильно на вопрос - чай будем пить с чем? (С конфетой)
- Молодцы, вы отлично справились со всеми заданиями!
- Спасибо за занятие!