Просмотр содержимого документа
«Развитие агрессивности у детей»
Детская агрессивность.
Агрессивные действия можно наблюдать у детей уже с самого раннего возраста. Чаще всего это вспышки злости или гнева, сопровождающиеся криком, брыканием, кусанием, драчливостью. И хотя такие реакции ребенка неприятны и не поощряются, но и не считаются ненормальными.
Такое поведение ребенка вызвано состоянием дискомфорта, беспомощности. К слову сказать, его и агрессивным можно считать весьма условно, так как у ребенка нет намерения причинить ущерб окружающим. В более позднем возрасте (с полутора лет) на первый план все активнее выдвигаются конфликты и ссоры с ровесниками, связанные с обладанием вещами, чаще всего игрушками.
Более чем в пять раз возрастает число случаев использования детьми физического насилия, в поведении ребенка отчетливо прослеживается реакция нападения. Опыт работы с детьми этого возраста показывает, что подавляющее большинство детей 1,5 - 2-летнего возраста добровольно не отдают собственных игрушек или делают это, только уступая авторитету родителей, но всегда с явной неохотой, с обидой или плачем. Это наводит на размышления о том, что ребенок расматривает собственные вещи, в том числе игрушки, как части самого себя.
Поэтому естественно, что ребенок будет воспринимать просьбу мамы ’Дай поиграть свою машинку этому мальчику!’ почти как эквивалентную - ’Оторви руку и дай ее поносить другому ребенку!’. Понятно, что реакция будет вполне предсказуемой. В дальнейшем ребенок постепенно учится контролировать свои агрессивные импульсы и выражать их в приемлемых рамках. Проявления агрессивности в этом возрасте, главным образом, зависят от отношения родителей к поведению ребенка.
Если родители относятся нетерпимо к любым формам физической агрессии, то в результате у ребенка могут сформироваться символические формы агрессивности, такие как нытье, упрямство, непослушание и другие виды сопротивления.