Личность учителя по развитию логического мышления на уроках естественно-математического цикла (на примере географии)
Подготовила: Федорова Н.З.,
учитель географии первой квалификационной категории
БОУ «Центр образования и комплексного сопровождения детей» Минобразования Чувашии
Виды мышления
Мышление— это познавательная деятельность человека . «Я мыслю, следовательно , я существую»,- утверждал Декарт.
Логическое
Панорамное
Комбинат о рное
Нестандартное
Наша задача
Развитие у обучающихся умения использовать свои знания в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную позицию, влиять на процессы, происходящие в обществе.
Развивать логическое мышление
Для развития логического мышления учителю необходимо работать в следующих направлениях:
- Разработка заданий на логическое мышление
- Самодиагностика, оценивание для обучения
- Взаимообучение+ социализация
Влияние различных видов заданий на развитие творческого потенциала учащегося.
Типы творческих заданий
Способствуют развитию, психических свойств
Репродуктив
рисунок
ного уровня
воображение
сообщение
устная речь, память
чайнворды, кроссворды, ребусы
Частично-поискового уровня
мышление, память, внимание
игра “термин-понятия”
рассказ с ошибками
память, внимание
внимание, память
составление логических цепочек
внимание, логическое мышление
узнай объект (по контуру, фрагменту карты, по описанию)
Творческий уровень
внимание
путешествие
внимание, память, мышление, воображение
решение географических задач
внимание, логическое мышление
составление образца территории
логическое мышление, воображение
свое задание
мышление, воображение
Г
И
Найдите общее между иллюстрациями и сгруппируйте три колонки.
Д
А
К
Е
Б
Ж
В
Л
З
М
И
Г
Ответ: А, В, Е, И – горы; Б, Д, З, Л – водопады;
Г, Ж, К, М - горные озера.
А
Б
Д
Ж
В
Е
К
З
М
Л
Найдите сходство и различие между картинками.
Найдите сходство и различие между картинками. Ответ.
Сходства
Различия
- Полярные области (Арктика, Антарктика).
- Ледяные пустыни.
- Жители холодных районов (белые медведи, пингвины).
- Районы противоположных областей – Арктика (северный полюс), Антарктика (южный полюс).
- Белые медведи живут только в северном полушарии, пингвины живут только в южном полушарии).
Сказочные персонажи
После того, как Винни Пух неудачно полетал на воздушном шарике за медом, он решил заняться географией. Стоит задуматься над фразой
« Кажется дождь собирается » , которую он по неосторожности сказал Пятачку. Друзья рассуждали, где на Земле им понадобится зонтик от дождя.
Кто рассуждал правильно?
Я известный овощевод, и мне не безразлично будет дождь или нет. Лучше всего в Южной Америке на экваторе побывать. Говорят, там ливни каждый день. Вот , что значит низкое давление и поднимающийся вверх теплый воздух
Пятачок сказал, лучше махнуть в Австралию, в самый центр, в гости к мишке – коале. Давление воздуха там подходящее – в тропиках высокое, и осадков в избытке. Только вот зонтик у него сломался ( на него Винни Пух упал).
- Наглядность в преподавании географии имеет первостепенное значение. В школах учитель иллюстрирует свое объяснение на классной доске графически, а ученики вслед за учителем зарисовывают эти несложные рисунки в тетради, происходит запоминание явления, связанного с конкретной деятельностью школьника. Уроки, на которых учащиеся рисуют, проходят при высокой их активности, организованности, учащиеся внимательны и дисциплинированны. Все заняты работой.
- При дистанционной форме урока наглядность имеет еще большее значение. Достигается демонстрацией презентаций, фотографий и обязательно видеоматериала.
Технология опорных сигналов
применение графических конспектов
Применение логически опорных конспектов (ЛОК)
Визуальная интерпретация учебного материала изложенного учителем и выполняемого учащимися в процессе рассказа или объяснения преподавателя
ЛОК- компактное графическое отображение основного учебного материала лекции с указанием логической структуры в процессе изложения его учителем
Требования: * лаконичность, структурность, компактность расположения учебного материала, простота.*выделение основного материала цветом, величиной знаков.*словесная форма отображения учебного материала, с использованием графиков, диаграмм, стрелок,символов
Требования:* предыдущие (для ЛОКов), *составление поэтапного конспекта, но с большей долей самостоятельной работы, выполняемой обучающими
Причинно- следственные связи в географии
- Например, при изучении темы «Литосфера» учащиеся характеризуют следующую ПСС:
- Движение вещества мантии Земли
- Движение земной коры
- Формирование рельефа Земли
- Движение вещества
мантии Земли
Причины
Следствия
А. Круглый год влажно и тепло.
1. Экваториальные леса вечнозелёные, богаты видами, имеют много ярусов, растения плодоносят в течение всего года.
2. Влажные экваториальные леса постепенно редеют и сменяются саваннами.
3. Саванны в Африке занимают наибольшую площадь.
Б. Уменьшается количество осадков и появляется сухой период года.
4. Летом в саванне бурно развивается
растительность, а зимой многие деревья
сбрасывают листву, травы выгорают.
В. На большей площади господствует
субэкваториальный климат.
5. Вдоль рек в саваннах растут вечнозелёные леса.
Г. Зима сухая, лето влажное.
6. В пустынях растительность скудная, местами отсутствует совсем.
Ж. Вдоль рек грунтовые воды залегают неглубоко
Д. Осадки выпадают крайне редко.
Движение вещества мантии
Движение земной коры
Формирование рельефа Земли
Самодиагностика, оценивание для обучения
« Велика и поразительна область географии. Где еще найдутся предметы, сильнее говорящие юному воображению! Какая другая наука может быть прекраснее для детей, может быстрее возвысить поэзию младенческой души…» Н.В. Гоголь
Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.
Конфуций
«Успех не приходит к тебе… ты идёшь к успеху» М. Коллинз