МАСТЕР-КЛАСС
«РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ»
Подготовила: учитель информатики и ИКТ
Калистратова Ольга Валерьевна
Цель проведения: обучение участников мастер-класса применению использования системы активных приёмов, средств и способов обучения, способствующих развитию мотивации на уроках информатики и ИКТ.
Задачи:
Познакомить участников мастер-класса с интерактивными методами и приёмами, применяемыми на уроках и во внеурочной деятельности, способствующих повышению мотивации на уроках информатики и ИКТ.
Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике.
Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля.
Форма проведения – мастер-класс.
Вступительное слово: Для вас сегодня мой мастер-класс, чтобы вы то что услышали не забыли, то что увидели, запомнили и то что делали- поняли!
Тема мастер-класса: Развитие мотивации на уроках информатики и ИКТ, как средство повышения уровня обученности учащихся.
Введение
Эффективность обучения воспитания во многом зависит от отношения к учению самих учащихся.
Потребность в получении новых знаний заложена в маленьких детях природой. Как считают психологи, к среднему звену школы эта потребность резко снижается, т.к. ребёнок уже переполнен информацией. Здесь возможно использовнаие других естественных для данного возраста потребностей ребёнка: потребность в коммуникациях, в самовыражении и самореализации, потребность в новых видах деятельности. Именно эти потребности подростков я стараюсь учитывать при мотивации учебной деятельности.
Для повышения мотивации необходимо:
обеспечить у учеников переживание успеха в деятельности, для этого необходимо правильно подобрать уровень сложности заданий и заслуженно оценить результат;
использовать все возможности учебного материала для того, чтобы заинтересовать учеников, ставить проблемы, активизировать самостоятельное мышление;
организовать сотрудничество учеников на уроке, взаимопомощь, позитивное отношение к предмету в целом;
самому правильно строить отношения с учениками, быть заинтересованным в их успехах;
видеть индивидуальность каждого ученика, мотивировать каждого, опираясь на его личные мотивы.
Вопреки распространенному мнению о высоком уровне интереса учащихся к информатике, с каждым годом поддерживать этот интерес становится всё труднее.
Нередко от учеников можно услышать фразу "Зачем мне информатика? Я не собираюсь быть программистом”. А по итогу в 9 классе выбирают Информатику на экзамен.
Обычно это происходит при необходимости изучать математические аспекты информатики (теория алгоритмов, логика, методы вычислений, основы программирования, т.е. то, что вызывает трудности в понимании).
Многие годы мотивом для изучения информатики, в первую очередь, выступал интерес к компьютеру. Он завораживал детей тайной своей могущественности и демонстрацией все новых возможностей. Он готов быть другом и помощником, он способен развлечь и связать со всем миром. Однако с каждым днем для большинства детей компьютер становится фактически бытовым прибором и теряет свой таинственный ореол, а вместе с ним и мотивационную силу.
Сегодня я хочу рассказать о тех приёмах мотивации, которые я применяю на своих уроках и которые, на мой взгляд, позволяют наиболее эффективно изучать материал на любом из дидактических уровней.
Все мы работаем в школе с одной целью: создание условий для повышения качества образовательного процесса. Среди инновационных педагогических технологий ведущую роль должны играть творческие методы обучения Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.
Давайте вспомним и назовём классификации методов обучения по уровню активности обучающихся. Я буду предлагать описание методов, а вы попытаетесь дать определение этим методам.
1.Обучающийся выступает в роли "объекта" обучения, должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему педагогом – источником правильных знаний. Обычно это происходит при применении таких методов, как лекция-монолог (однонаправленная передача информации от учителя к ученику), чтение, демонстрация и опрос обучающихся (также одно направленное воспроизводство информации учеником для учителя) Какой это метод? (Пассивный)
2.Обучающийся является "субъектом" обучения, выполняет творческое задания, вступает в диалог с учителем. Основные методы: творческие задания (часто-домашние), вопросы от ученика к учителю, развивающие творческое мышление. Какой это метод? (Активный)
3. Обучение происходит во взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. При этом учитель и ученик - равноправные, равнозначные субъекты обучения. Учитель-ученик, ученик-ученик. (Интерактивный)
1. Обращение к жизненному опыту детей.
Прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только, чтобы ситуация была жизненной и интересной.
Пример 1: тема "Обработка графической информации". 7 класс.
Все обучающиеся "сидят" в соцсетях и практически все редактируют свои фотографии с помощью предложенных инструментов - используют различные рамочки и т. д. С помощью GIMP можно также профессионально отредактировать фотографию: убрать ненужные предметы, улучшить причёску, убрать дефекты на лице (как часто это делают при создании выпускных альбомов). Поэтому практическую работу в "Художественная обработка изображений" мы выполняем редактируя свои фотографии (используя инструмент "Штамп") украшая с помощью фильтров.
Обращение к опыту детей - это не только прием для создания мотивации. Более важно то, что учащиеся видят применение получаемых ими знаний в практической деятельности.
В наш век бурного развития и использования информационных технологий практические навыки, полученные на уроках информатики, очень пригодятся им в профессиональной деятельности. Ведь не секрет, что для ряда школьных дисциплин характерно то, что ученики не имеют представления, как они могут применять получаемые знания, и в результате теряют интерес к изучению данного предмета.
Пример 2: Класс: 9 Тема: Базы данных
Можно привести следующую ситуацию - приобретение какого-либо товара. Вначале, вместе с детьми необходимо определиться с видом приобретаемого товара. Например, это будет монитор. Затем решается вопрос о его технических характеристиках (заметим еще одно преимущество такой беседы - дети незаметно для себя одновременно повторяют ранее изученный материал из темы «Аппаратное обеспечение ПК»).
Деление на две группы
2. Задание: «Кластер».
Пример 2: Класс: 9 Тема: Алгоритмы и исполнители.
Работа в группах. На поисково-исследовательском этапе класс делится на группы (по 5 человек).
Задание: составить кластер на основе изучения материала учебника. Также наряду с составление кластера обучающиеся составляют список вопросов. Затем группы выступают со своими работами, обсуждают появившиеся вопросы (вся деятельность осуществляется между обучающимися, учитель выполняет функцию координатора; на возникшие вопросы могут отвечать члены других групп, при затруднении обращаясь к учителю). (См. приложение 1,2)
3. Ролевые, деловые игры
Пример 3: Тема: Основные компоненты компьютера и их функции. 7 класс.
Игра «Шутка наборщика»
При наборе слов наборщик решил пошутить, все согласные он вставил, а гласные пропустил. Найди неизвестные буквы по теме «Память компьютера»
Игра «Разгадай слово»
Пример 4: Тема: Измерение информации. 7 класс.
На доске заготовлены примеры перевода единиц измерения информации и несколько ответов. Решив примеры, учащиеся должны прочитать закодированное слово.
0,5 Кб = ____ Б
1,2 Мб = ____Кб
0,3 Гб =_____ Мб
1024 Мб = ____ Гб
2700 Кб = ____ Мб
3600 Б = _____Кб
К=1228,8 Кб; А=307,2Мб; С=512 Б; Р=3,51Кб; Е=2,63Мб; Н= 1Гб
( см. приложение 4)
Синквейн-способ творческой рефлексии - «стихотворение», написанное по определенным правилам
Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:
1. Объясняются правила написания синквейна.
2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.
3. Задается тема синквейна.
4. Фиксируется время на данный вид работы.
5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.
Учитель
Душевный, открытый
Любящий, ищущий, думающий
Много идей - мало времени
Призвание
Синквейны полезны ученику в качестве инструмента для синтезирования сложной информации. Учителю - в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Синквейн - резюмирует информацию, излагает сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.
Использование синквейнов возможно фактически на каждом уроке, как в его начале, как начальная рефлексия, так и в качестве завершения урока.
Внеклассная работа по предмету.
В заключение хотелось бы сказать о том, что применение активных форм в учебном процессе хотя и трудоемкий процесс во всех отношениях, но он оправдывает все затраты, повышает мотивацию учебной деятельности на уроках, делает обучение более интересным, увлекательным и содержательным. На мой взгляд, это прекрасный способ реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Учитель вправе выбирать свою технологию и методы работы, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребенка.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Активный метод | Пример применения на практике |
Обращение к жизненному опыту детей | При изучении тем по Базам данных можно привести следующую ситуацию - приобретение какого-либо товара. Вначале, вместе с детьми необходимо определиться с видом приобретаемого товара. Например, это будет монитор. Затем решается вопрос о его технических характеристиках (заметим еще одно преимущество такой беседы - дети незаметно для себя одновременно повторяют ранее изученный материал из темы «Аппаратное обеспечение ПК»). |
Создание проблемной ситуации | Парадоксы хорошо использовать при изучении темы «Основы логики». Например, хорошо известный парадокс цирюльника: в небольшом городке цирюльник бреет всех, кто не бреется сам, и не бреет никого из тех, кто бреется сам. Кто бреет цирюльника? Преднамеренное создание проблемной ситуации возможно в формулировании темы урока. «Как измерить количество информации», на наш взгляд, гораздо интереснее унылого «Единицы измерения информации». «Как в компьютере реализуются вычисления» - вместо: «Логические принципы работы компьютера». «Что такое алгоритм» - вместо обычного «Понятие алгоритма» и т.д. |
Ролевые и деловые игры | В качестве повторения и обобщения в старших классах по теме «Ввод формул в Excel» можно провести деловую игру «Компьютерная фирма» |
Решение нестандартных задач на смекалку и логику | Шифр Цезаря. Этот метод шифрования основан на замене каждой буквы текста на другую путем смещения в алфавите от исходной буквы на фиксированное количество символов, причем алфавит читается по кругу. Например, слово байт при смещении на два символа вправо кодируется словом гвлт. Расшифруйте слово НУЛТХСЁУГЧЛВ, закодированное с помощью шифра Цезаря. Известно, что каждая буква исходного текста заменяется третьей после нее буквой. (Ответ: Криптография) |
Элементы занимательности | При изучении темы «История развития компьютерной техники» дети обычно испытывают скуку, поэтому здесь целесообразно провести викторину «Верите ли вы, что…». Такой прием увлекает учащихся интересными вымышленными или реальными фактами. Конкурс «Ищи ответы в приведенном тексте». Детям раздаются тексты, в которых некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют, термины, связанные с информатикой и компьютерами. Например: «Этот процесс орнитологи называют миграцией» «Этот старинный комод ему достался в наследство от бабушки» «Он всегда имел запас калькуляторов» |
Кроссворды, сканворды синквейны, ребусы, творческие сочинения и т.п. | Изучив раздел «Тестовый редактор», в качестве итоговой работы ученикам необходимо создать кроссворд по одной из тем данного раздела, используя таблицу. Аналогичный вид работы можно проделать и с помощью электронных таблиц. |
Приложение 4
Игра «Шутка наборщика»
Игра «Разгадай слово»
0,5 Кб = ____ Б
1,2 Мб = ____Кб
0,3 Гб =_____ Мб
1024 Мб = ____ Гб
2700 Кб = ____ Мб
3600 Б = _____Кб
К=1228,8 Кб; А=307,2Мб; С=512 Б; Р=3,51Кб; Е=2,63Мб; Н= 1Гб