Развитие музыкального и ритмического слуха.
Развитие музыкального слуха,
музыкальной памяти
Упражнение «Речевой портрет».
Попробуйте изобразить голосом:
1) пение птиц (кукушка «ку-ку», воробей – «чив-чив», ворона – «ка-а-а-р», дятел – «тук-тук»);
2) возгласы зверей;
3) воспроизвести голоса родных, друзей.
Это упражнение развивает у детей речевой регистр.
Развитие чувства ритма
Для того чтобы создать выразительную мелодию, недостаточно взять один за другим несколько звуков разной высоты. Их нужно организовать, соразмерить. Слово ритм и означает «соразмерность». Звуки разной продолжительности, чередуясь, выстраиваются в определенный звуковой рисунок. По этому рисунку мы узнаем вальс, мазурку, тарантеллу, марш.
Цель: развить чувство метра и ритма; привить навыки элементарной ритмической импровизации, приобщить к различным формам музыкального исполнительства в ролевых играх.
Упражнение-игра «Хлопай в такт».
Повторяйте эту игру на каждом занятии в течение года. Вместе с детьми попробуйте уловить и воспроизвести хлопками в ладоши метрический пульс речи, а затем звучащей музыки.
Упражнение «Маршируем под музыку».
Устройте конкурс: кто лучше промарширует и отобразит метрический пульс в ходьбе.
Шутки-прибаутки.
Барашеньки-крутороженьки
По горам ходят, по лесам бродят,
В скрипочку играют,
Машу потешают.
Понятие ритма: чередование длинных и коротких звуков, игра на двух ложках.
Простейшие ритмы в речи и в музыке
Упражнение «Спой свое имя».
Покажите детям, как можно интересно ритмизовать имена в соответствии с простейшими формулами, например:
Варьируйте имя каждого ребенка – пусть все дети повторяют эти ритмические варианты, отхлопывая ритмический рисунок в ладоши и произнося имена нараспев.
Упражнение «Угадай имя».
Учите детей находить слова к ритмам.
Предложите выполнить хлопки в ладоши одного из знакомых вариантов ритмизации имен. Дети на примере любого имени угадывают и произносят этот вариант, например:
Упражнение «Хор часов».
Предложите детям изобразить одновременный ход больших и маленьких часов в речевом ритмизованном двухголосии. Для этого детей разделите на две группы. Первая группа произносит низким голосом «бом-бом» (четвертными длительностями), а вторая – высоким голосом «тики-тики» (восьмыми длительностями).
Упражнение «Колокольный перезвон».
Покажите детям, как дивно звучит колокольный перезвон в пении. Разделите их на две группы. Первая группа поет на одном звуке четвертными длительностями слова «Динь-дон, динь-дон, колокольный перезвон», другая группа – той же высоте поет восьмыми длительностями слова «тили-тили, тили-тили, колокольный перезвон». Когда слова и мелодико-ритмическая попевка будут усвоены детьми, педагог раздает всем музыкальные инструменты (первой группе – треугольники, второй – колокольчики) для тембрового озвучивания и воспроизведения метрического пульса во время пения.
Упражнение на развитие активного слуха.
«Живая гамма». Детям поручается пропевание звукоряда. Одному ребенку – одна нота. Далее показывать на определенного ребенка, который поет свою ноту. Полезно при пении показывать каждую ноту звукоряда руками, это дает ощущение тональности и помогает интонированию. Положение рук:
Ритмические игры и упражнения на уроках вокала.
Игра «Поймай хлопок». Дети ходят врассыпную по кабинету и не смотрят на педагога, педагог хлопает, задача детей – хлопнуть почти одновременно с учителем.
Игра «Сочини песенку». Прохлопать ритм, попросить детей повторить. Затем каждый ребенок сочиняет свою ритмическую песенку, остальные ее повторяют.
«Не ошибись». Цель: развивать чувство ритма, произвольное внимание, координацию. Педагог в разных сочетаниях и ритмах чередует хлопки в ладоши, притопы ногой и хлопки по коленям. Дети повторяют вслед за ним. Постепенно ритмические рисунки усложняются, а темп убыстряется.
«Ритмический этюд». Цель: Развивать чувство ритма, координацию движений, согласованность действий с партнерами. Ход игры: Дети делятся сначала на две, а по мере приобретения определенных навыков на три и даже четыре группы. Первая группа придумывает ритмический рисунок и начинает его воспроизводить в хлопках. Вторая группа присоединяется к первой, отхлопывая свой ритмический рисунок, затем включается третья группа и т.д.